Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Человечность как интегральная характеристика нравственных качеств социального работника





Другой общей (интегральной) чертой нравственной личности является человечность, представляющая собой совокупность человеческих качеств, характеризующих отзывчивость, гуманность, необходимых для социальной работы. К таким качествам относятся, прежде всего, доброта, милосердие, сочувствие, заботливость и др. Человечность как моральная составляющая представляет собою единство эмоционально-чувственного и рационально- теоретического уровней профессионального морального сознания. Нередко в истории этической мысли возникали взгляды, отрицающие роль чувств в моральном сознании. Такая позиция была характерна, в частности, для Спинозы, считавшего, что мораль носит рациональный характер, а чувства и страсти не связаны с нею. Кант также считал, что чувственный опыт людей не связан с моралью. В противоположность этим взглядам, Юм считал, что чувственный опыт является источником моральных принципов. Нам представляется эта позиция более убедительной, хотя бы применительно к анализу профессионально-этических основ социальной работы. Чувственно-эмоциональная сторона моральной деятельности социально- го работника (наряду со знаниями и убеждениями) характеризуют нравственную позицию по отношению к самому себе, клиентам, коллегам, обществу в целом. Иногда чувства помогают раскрыть внутренний мир другого человека, а также усилить благородные его порывы.

Здесь уместно было бы остановиться на раскрытии содержания интересующих нас понятий. Такими понятиями являются жалость, сочувствие, сострадание, участливость, милосердие. В истории этической мысли можно обнаружить различные подходы в их характеристике. В первую очередь, это касается трактовки роли сочувствия, сострадания. Большинство мыслителей оценивали сочувствие и сострадание как проявление нравственных начал в человеке. (Этот взгляд в большей мере характерен для представителей христианской этики).

Однако, как отмечали другие мыслители (И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), сочувствие, сострадание, жалость не могут быть достаточной основой всей нравственности. В определённых отношениях можно согласиться с этой позицией. Вряд ли найдётся человек, который бы не испытывал бы ни к кому сочувствия, жалости, хотя в жизни он и является отъявленным негодяем. Действительно, сочувствие, сострадание к «своим» близким могут граничить у отдельных людей с безнравственностью в отношениях с «чужими».

Однако эти факты не могут отрицать роль сочувствия, сострадания как «первичных оснований» нравственности, хотя это и не является её достаточным основанием.

Сострадание, жалость, сочувствие в определённых границах рассматриваются как тождественные слова, взаимозаменяемые. Это касается тех случаев, когда мы этими словами обозначаем ощущения, возникающие у нас по поводу страданий другого человека. Если обратиться к словарю С.О. Ожегова, то найдём следующее толкование этих слов: сострадание – это жалость, сочувствие к страданиям другого человека; жалость – это сострадание, соболезнование. Как видим, взаимозаменяемость этих слов в разговорной речи очевидна. Однако эти слова в более строгом словоупотреблении можно разделять. Тогда они получают различное толкование. Если в сложившейся разговорной практике слова «жалость» и «сострадание» используются в тождественном значении, о котором уже шла речь, то есть они выражают ощущение сопереживания по поводу тягостных переживаний другого человека, то слово "сочувствие" употребляется не только в этом смысле. Словом «сочувствие» также обозначает способность человека разделять не только чужую боль, но и другие чувства людей. Человек, проявляя сочувствие к другому человеку, может испытывать вместе с ним не только печаль, но и радость. Какова природа сочувствия, сострадания, жалости? Не вдаваясь в серьёзный анализ этой проблемы, так как это выходит за пределы данной дисциплины, необходимо назвать основные подходы, существующие в её решении. Некоторые исследователи (Ливингстон и др.) утверждают, что сострадание, жалость обусловлены деятельностью нервной системы и способствуют возникновению чувства удовлетворённости, к которому стремится человек.

Значение этого чувства в жизни человека настолько значимо, что позволяет ему выжить в самых тяжёлых условиях, способствует развитию стремления к совершенствованию, сохранению веры в идеалы и ценности, которые, может быть, стоят дороже самой жизни.

Современная наука о человеке не располагает фактами, доказывающими эту точку зрения. Кроме этого, существует много фактов, свидетельствующих о том, что регулятором сохранения чувства удовлетворённости для некоторых людей является не жалость, сострадание, а безжалостность, жестокость. Она может принимать изощрённые и извращённые формы, то есть «прорываться» даже в виде садистских импульсов. Существуют также иные объяснения природы этих чувств, по которым социальные условия жизни обусловливают возникновение и развитие данных качеств. Разные условия жизни, исторические факторы формируют положительные и вредные для своей жизни и жизни других людей качества характера. Несмотря на различие в этих рассуждениях, в них есть нечто общее, а именно: в них просматривается оценка чувств сострадания, жалости, сочувствия как значимых для человека.

Представляется, что в этике социальной работы слова «сочувствие», «сострадание», «жалость» должны приобрести категориальный статус. Они являются обозначением не просто нравственно одобряемых свойств профессионального характера, а таких свойств, без которых невозможна социальная работа. Клиент социальной службы всегда доверяет свои горести, проблемы социальному работнику. Первое тягостное впечатление, которое может возникнуть у клиента от встречи с социальным работником, это отказ от сочувствия. Неспособность выразить сочувствие является не только проявлением невежливости, но и антигуманным действием. Каждый человек высоко оценивает желание разделить с ним боль или радость, и он легче прощает тому, кто искренне хотел помочь, но не смог этого сделать по каким-то причинам.

В профессиональной деятельности социального работника сочувствие способствует развитию доверия у клиента. Сочувствие, сострадание – это первая ступень во взаимоотношениях социального работника с клиентом, но искренность этих чувств определяется желанием помочь клиенту, заботой о нём. Благодаря участливости, сочувствие переходит из состояния, которое является иррациональным (сфера чувств, переживаний, эмоций), то есть невыразимым в логических понятиях, в состояние рациональное.

В этом смысле участливость становится морально-психологическим фактором, регламентирующим необходимость участливого отношения к проблемам клиента. На наш взгляд, эта позиция не противоречит позиции Канта, считавшего, что поступки людей, обусловленные внешними побуждениями, чувством жалости или сострадания, не являются моральными, а только «легальными». Моральный поступок, с его точки зрения, совершается всегда из чувства долга и во имя одного долга.

Отрицать роль долга и ответственности в профессиональной деятельности не приходит в голову. Действительно, безусловное следование в своей работе требованиям профессионального долга, утверждаемым этическим кодексом, является моральной составляющей профессиональной деятельности социального работника. Однако сочувственное участие в решении проблем клиента способствует, на наш взгляд, более глубокому осознанию долга и ответственности социального работника перед клиентом. Сочувствие как умение поставить себя на место другого человека, разделить его чувства, является своего рода необходимой нравственно - психологической установкой социального работника.

Как было уже отмечено, эмоционально-чувственный и рациональный уровни морального сознания взаимодополняют друг друга, и многие понятия этики, каким является сочувствие, существуют и как мироощущение, и как миропонимание Способность к состраданию, к сочувствию наполняет радостными чувствами не только того, кому сострадают, но и того, кто сострадает. Профессиональная деятельность, объектом которой является человек, не может приносить морального удовлетворения тем, кто не способен своим сердцем проникать в страдания другого человека. Без сочувствия, то есть без способности поставить себя на место другого человека, невозможно участливое отношение к его проблемам.

Сочувствие – это чувство, которое позволяет ощутить переживание из-за страданий другого человека. Сочувствуя, сострадая, человек ставит себя в положение другого человека. Это достигается, благодаря его воображению. Степень сострадания зависит от развитости этого воображения. Таким образом, источник этой способности к состраданию находится в самом человеке.

Поэтому одно и то же событие (тягостный эпизод) может вызывать различные ощущения у разных людей. Люди, отличающиеся наиболее развитым человеколюбием, способны откликаться на страдания, боль другого человека (физическую, душевную) не только «реагируя» на тяжкое событие, свидетелем которого они стали или на описание его. Наиболее сострадательные люди способны заметить боль, страдания человека и откликнуться на него по выражению глаз другого человека. И если говорить о профессии социального работника как призвании, то нужно подчеркнуть важность и значимость в выборе профессии умения сострадать.

Несмотря на важность сочувствия в профессиональной деятельности социального работника, оно, как уже было отмечено, играет роль «первичных данных» профессиональной нравственности. Сочувствие, являясь проявлением особого морального чувства, способствует активизации профессиональных знаний социального работника. Но в отношениях к клиентам требуется не просто сочувствие, а деятельное сочувствие, являющееся высшей формой его проявления. В русском языке есть слово, которым обозначают эту форму сочувствия. Это слово – участливость, под которым понимают деятельное сочувственное отношение к проблемам другого человека. В профессиональной деятельности социального работника сочувствие способствует развитию доверия у клиента.

Сочувствие, сострадание – это первая ступень во взаимоотношениях социального работника с клиентом, но искренность этих чувств определяется желанием помочь клиенту, заботой о нём. Благодаря участливости, сочувствие переходит из состояния, которое является иррациональным (сфера чувств, переживаний, эмоций), то есть невыразимым в логических понятиях, в состояние рациональное.

В этом смысле участливость становится морально-психологическим фактором, регламентирующим необходимость участливого отношения к проблемам клиента. На наш взгляд, эта позиция не противоречит позиции Канта, считавшего, что поступки людей, обусловленные внешними побуждениями, чувством жалости или сострадания, не являются моральными, а только «легальными». Моральный поступок совершается всегда из чувства долга и во имя одного долга. Действительно, безусловное следование в своей работе требованиям профессионального долга, утверждаемым этическим кодексом, является моральной составляющей профессиональной деятельности социального работника. Однако сочувственное участие в решении проблем клиента способствует, на наш взгляд, более глубокому осознанию долга и ответственности социального работника перед клиентом. Сочувствие как умение поставить себя на место другого человека, разделить его чувства, является своего рода необходимой нравственно - психологической установкой социального работника.

В христианской этике сочувствие рассматривается как моральный принцип, которому должен следовать каждый человек. При этом сочувствие требует не только простого понимания, но такого понимания, которое основывается на любви. Не моральный долг, а любовь – эта та сила, на которой держится мир. Без любви все требования морали лишаются своего основания.

Несмотря на различие подходов в оценке роли сочувствия в христианской морали и профессиональной этики, эти позиции объединяет характеристика его как общественного чувства (наряду с великодушием, добротой), играющего большую роль во взаимодействии людей. Если общественные чувства способствуют укреплению связей между людьми, то антиобщественные (ненависть, гнев и др.) приводят к их разрушению.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под профессиограммой социального работника?

2. Какие профессионально – этические требования предъявляются к профессиограмме социального работника?

3. Какие личностные качества необходимы для реализации этих требований?

4. Что мешает реализации требований, предъявляемых к социальным работникам? Носят ли эти "помехи" объективный характер?

5. Можно ли быть добрым человеком "в душе", но жестоким в поступках? Какова роль нравственных чувств в профессиональной деятельности социального работника?

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.