Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Показатели успешной социализации





1. Социальная адаптированность (приспособление индивида к условиям среды)

О мере адаптации человека в обществе свидетельствует ряд признаков:

1) Степень овладения социальными нормами, ролями, характерными для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейная, профессиональная, досуговая).

2) Наличие жизненных целей и представлений о социально приемлемых способах их достижения.

3) Необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

 

2. Социальная автономность (обособление в обществе, формирование независимой собственной позиции).

В качестве признаков обособления в обществе можно рассматривать.

1) Ценностная автономия (наличие собственных взглядов, способность вырабатывать новые и изменять имеющиеся).

2) Психологическая автономия (наличие позитивной Я-концепции, высокий уровень самоуважения, самопринятия, чувство собственного достоинства).

3) Эмоциональная автономия. Избирательность эмоций, их сбережение и сменяемость.

4) Поведенческая автономия. Это степень готовности и способность самостоятельно решать собственные проблемы, умение творчески подходить к решению жизненных проблем.

 

3. Социальная активность (субъектность). Способность и готовность человека осуществлять общественно значимые преобразования в окружающем мире и самого себя.

Интегральная характеристика активной личности является активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, в ответственности за принятые решения.

Социализированность – это достижение человеком определенного баланса адаптированности и автономности в обществе.

Социализированность имеет мобильный характер, т.е. сформировавшаяся социализированность, может стать неэффективной в связи с различными обстоятельствами (переезд в другую страну, регион, город, переход с одного возрастного этапа на другой и т.д.).

 

Показатели уровня социального развития подростка, используемые в социально-педагогической деятельности

 

Социальное развитие - это знания, умения, навыки взаимодействия с социумом, опыт и отношения к различным явлениям.

1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.

2. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (интеллектуальных, трудовых, творческих, разнообразие и глубина интересов).

3. Степень сознательности и дисциплинированности (уровень самоконтроля и саморегуляции).

4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.

5. Способность считаться с интересами коллектива, уважать его нормы.

6. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.

7. Способность критически оценивать поступки окружающих, в соответствие с нормами морали и права.

8. Способность к сопереживанию.

9. Сформированность волевых качеств. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности.

10. Внешняя культура поведения (культура речи, аккуратность, подтянутый внешний вид и т.д.)

11. Сознательный отказ от вредных привычек и форм асоциального поведения.

12. Ориентация на здоровый образ жизни.

 

ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

1 ПОДХОД (Мудрик). Этапы социализации могут быть соотнесены с периодами психического развития человека.

 

1. Стадия детства

· младенчество (0-1),

· раннее детство (1-3),

· дошкольное детство (3-6),

· младший школьный возраст (6-10).

2. Стадия отрочества

· младший подростковый возраст (10-13),

· старший подростковый возраст (13-15).

3. Стадия молодости (юношества)

· ранний юношеский возраст (15-17),

· юношеский возраст (18-23),

· молодость (23-30).

4. Стадия зрелости

· ранняя зрелость (30-40),

· поздняя зрелость (40-55),

· пожилой возраст (55-65).

5. Стадия старости.

· старость (65-70)

· долгожительство (70 +)

 

2 ПОДХОД (Г.М. Андреева). Этапы социализации соотнесены с этапами трудовой деятельности.

 

1. Дотрудовой этап

2. Трудовой этап

3. Послетрудовой этап.

 

3 ПОДХОД (А.В. Петровский). Этапы социализации соотнесены с периодами социального развития личности на дотрудовой стадии социализации.

 

1. Этап первичной социализации (0-10 лет) (этап адаптации индивида)

2. Маргинальная (состояние между нормой и отклоняющимся поведением) социализация (этап индивидуализации), (отрочество, 11-15 лет).

3. Устойчивая социализация (этап интеграции, превращение индивида в социально активную личность, с развитым уровнем самосознания и самоопределения), (юношеский возраст 16-23 л.).

 

 

На каждом этапе социализации человек решает 3 группы задач:

а) естественно-культурные (достижение определенного уровня физического и сексуального развития)

б) социально-культурные задачи (приобщение к определенному уровню культуры, овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, нравственными ценностями с учетом этнорегиональных особенностей).

в) социально-психологические задачи (становление самосознания личности, ее самоопределение, самоутверждение, самореализация).

 

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

Психологические механизмы социализации:

· Идентификация (неосознаваемое отождествление);

· Подражание (сознательное и бессознательное усвоение или воспроизводство модели поведения);

· Внушение (процесс неосознанного поведения, мыслей и психических состояний окружающих людей);

· Конформность (осознанное внешнее согласие в поведении с окружающими людьми при расхождении в оценках или пассивное принятие ориентации группы);

· Фасилитация (стимулирующее (облегчающее) влияние поведения одних людей на деятельность других).

 

Социально-педагогические механизмы социализации.

 

1. Традиционный механизм социализации (это такой механизм, когда усвоение норм, эталонов поведения, ценностей, происходит в семье и ближайшем окружении, при таком механизме агентом социализации является вся семья);

2. Институциональный механизм социализации (накопление знаний социального опыта происходит благодаря различным институтам общества, агенты – образовательные учреждения; СМИ; религиозные учреждения);

3. Стилизованный механизм социализации (усвоение происходит через субкультуры, агенты - неформальные молодежные объединения);

4. Межличностный механизм (усвоение через значимых лиц, агенты – друзья семьи, соседи, кумиры);

5. Рефлексивный (через внутренний диалог, переживания критических, проблемных, конфликтных ситуаций).

 

 

СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые определяют качество социализации детей и подростков.

Средства социализации это то, с помощью чего создают условия для достижения задач социализации.

1. Способы вскармливания младенца и ухода за ним;

2. Окружающие продукты материальной культуры (эстетика интерьера, техническое оснащение);

3. Окружающие элементы духовной культуры (сказки, которые любят в этой семье, колыбельные, книги, картины, журналы);

4. Стиль и содержание общения в семье, группе сверстников, с окружающими;

5. Методы поощрения и наказания (набор позитивных и негативных санкций на то или иное поведение в обществе);

 

 

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

Факторы социализации - это условия, влияющие на социальное развитие детей и подростков (А.В. Мудрик).

Факторы могут оказывать:

1. Непосредственное и опосредованное влияние;

2. Влияние может быть стихийно или целенаправленно;

3. Позитивное или негативное влияние.

Факторы:

1. Мегафакторы социализации (космос, планета, мир) опосредованно влияют на социализацию всех жителей Земли через другие группы факторов.

2. Макрофакторы (страна, общество, этнос, государство) опосредовано влияют на социализацию всех людей, живущих в определенной стране.

3. Мезофакторы (регион, город, село (тип поселения), СМК, субкультура) влияют на социализацию больших групп людей как прямо, так и опосредованно через микрофакторы.

4. Микрофакторы (семья, соседи, группа сверстников, воспитательные организации, общественные и религиозные объединения) непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют.

Реализация действия этих факторов осуществляется по 4 каналам социализации:

1. Канал стихийной, неуправляемой социализации происходящей в процессе естественного взаимодействия человека с окружающей средой.

2. Канал представляющий относительно направляемое влияние со стороны государства и общества на те или иные группы людей с помощью социально-политических решений (макро- и мезофакторы).

3. Канал целенаправленной (социально-контролируемой) деятельности по созданию условий для развития человека. Прежде всего, это организованное влияние микрофакторов. Это дошкольное учреждение, школы, религиозные организации, семья.

4. Канал самовоспитания и саморазвития, это деятельность человека, как субъекта, проявляющего социальную активность и самореализующегося в обществе.

 

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ


ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ

 

Каждый человек является объектом социализации, должен стать субъектом социализации, может оказаться жертвой неблагоприятных условий социализации.

Субъект социализации – это человек, который усваивая социальные нормы и культурные ценности, проявляет активность, занимается саморазвитием, стремится к самореализации в обществе.

Жертва неблагоприятных условий социализации это ребенок, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий воспитания, разнообразных ситуаций, действий посягателя).

Различают 3 вида жертв:

1. Реальная жертва. Люди с психосоматическими дефектами, инвалиды, сироты, беспризорники, дети, проживающие в неблагополучных семьях.

2. Потенциальные жертвы. Люди с пограничными психическими состояниями (неврозами), мигранты, дети, живущие в семьях «группы риска» (малообеспеченные, неполные, многодетные).

3. Латентные жертвы. Люди, условия существования которых, в принципе не является негативным, но, тем не менее, не позволяют полностью реализовывать заложенные от природы задатки (одаренные дети).

ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ

Это неблагоприятные условия социализации, способные оказать негативное влияние на развитие человека.

Виктимизация – это процесс и результат превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Виктимизация – двусторонний, внешний процесс. С одной стороны это влияние на человека совокупности негативных внешних условий и факторов, с другой – это процесс социально психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий, формирующих в нём психологию жертвы.

Различают объективные и субъективные факторы виктимизации.

Объективные факторы виктимизации.

· неблагоприятные природно-климатические условия (суровые климатические условия, неустойчивый климат негативно влияет на здоровье, психику человека, вызывая состояние депрессии),

· неблагоприятные экологические особенности среды (загрязнение воздушной, водной, наземной среды провоцирует возникновение хронических и раковых заболеваний, иногда является причиной саморазрушающего поведения),

· другим таким фактором может стать государственно-общественная система, для которой характерно низкий уровень экономического развития, отсутствие продуманной социальной политики, в отношении незащищенных слоев населения – детей, сирот, инвалидов, внешняя государственная политики приводящая к войнам, депортации социальных групп и целых народов.

· тип поселения (низкий культурный уровень населения, наличие антисоциальных субкультур в городе (например, криминальных структур, наркоманов, сект), демографическая структура населения).

· микросоциум (семья, сверстники). Неблагоприятный социально психологический климат в семье или школе, осложняет процесс социализации личности и т.д.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.