Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современные стратегии изучения личности





Существуют две предпосылки, затрудняющие постановку проблемы изучения структуры личности в современной психологии. Первая из них заключается в неявном отождествлении структуры личности со структурой того или иного физического объекта (например, с анатомической структурой организма). Этот способ мышления толкает исследователей на путь атомарного анализа личности, анализа «по элементам». Яркими примерами подобного атомарного подхода к изучению структуры личности являются концепции, в которых структура механически собирается из набора различных факторов, параметров, черт личности или блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта, характера и т. п.

Вторая заключается в том, что психические качества, большинство представителей традиционной психологии личности, как правило, разбивают на три класса: характер, темперамент, способности; познавательная, мотивационно-потребностная сфера, волевая сфера. Психические качества проявляются в действии, анализируя которое можно выявить функциональное значение любого из этих проявлений личности. При анализе качеств личности большинством исследователей не изучается поведение личности.

При анализе каждого из трех аспектов личности, а также организации личности в целом, существует несколько стратегий исследования. Каждая из этих стратегий выделяется по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату и, главное, по решению вопроса о соотношении биологического и социального в развитии личности.

Выделяют следующие стратегии изучения личности:

1. Конституционально-антропометрическую стратегию изучения строения личности. В качестве объекта исследования в этом подходе выступают преимущественно врожденные предрасположеннности. Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются между собой (например, Э. Крейчмер, У. Шелдон, К. Конрад).

2. «Факторную» стратегию личности. Название получила по статистической процедуре, посредством которой строится типичная структура личности. Объект анализа – черты личности. Например, структура личности Р. Кеттелла, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда.

3. «Блочную» стратегию изучения структуры личности. При использовании этой стратегии исследователь собирает структуру личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков». Исторически она имела свое значение, так как в прямой форме поставила проблему исследования личности в контексте анализа вопроса о взаимоотношении биологического и социального в развитии личности (от темперамента – биологического, к направленности – социальному). К примеру, данная стратегия используется в структуре личности К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна и др.

4. Мотивационно-динамическую стратегию изучения организации личности. В современной психологии мотивационно-динамическая стратегия исследования особенностей организации личности оттеснила другие подходы к изучению личности. Исторически возникла в русле психоанализа.

Для мотивационно-динамической стратегии изучения личности характерна методологическая предпосылка, основанная на убеждении, что в каком-нибудь одном динамическом образовании личности, будь то влечение, диспозиция, установка, отношение, потребность или мотив, словно в фокусе сконцентрированы свойства личности как целого. В основу изучения структуры личности ставится такая центральная характеристика личности, как направленность. Данная стратегия применима к построениям личности Б. И. Додонова, В. Д. Шадрикова, Э. Б. Ширяева и др.

5. Поведенческо-интеракционистскую стратегию изучения организации личности. В соответствии с этой стратегией «элементами» организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом (например, в бихевиоризме – реакции, навыки; в интеракционистских социально-психологических подходах – роли, установки, поступки).

Выводы

1. Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в понимании поведения человека с точки зрения психологии.

2. Хотя в настоящее время нет общепринятого единственного определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.

3. Теории личности выполняют две основные функции: первая — обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий; вторая — предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

4. Теории личности фокусируются на шести самостоятельных аспектах поведения человека: структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и изменении поведения посредством терапевтического воздействия.

5. Анализ аспектов личности и ее организации осуществляется с помощью ряда стратегий. Каждая из стратегий выделяется по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату.

 

 

6. Структура личности как ключевой компонент теории личности.

Структура личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики (однако, они гипотетичны!).

Наиболее популярная структурная концепция – черта личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях (например, черта в теориях Р. Кеттелла, Г. Айзенка, Г. Олпорта).

Структура личности может быть описана также при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами (например, у К. Г. Юнга деление на экстравертов и интровертов). Построения структуры могут быть простые (Дж. Келли) и сложные (З. Фрейд).

В структуру личности включают – способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, социальные установки. Рассмотрим набор черт, которые по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

1. Уверенность в себе - неуверенность в себе.

2. Интеллектуальность, аналитичность - ограниченность, отсутствие развитого воображения.

3. Зрелость ума - непоследовательность, аналогичность.

4. Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетливость, подверженность влиянию.

5. Спокойствие, самообладание - нервозность, невротичность.

6. Мягкость - черствость, цинизм.

7. Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.

8. Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.

9. Добросердечие,мягкость - злобность, черствость.

10. Реализм - мечтательность.

11. Сила воли - безволие.

12. Добросовествность, порядочность - недобросовествность, непорядочность.

13. Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.

14. Уверенность - неуверенность

15. Взрослость - инфантилизм.

16. Тактичность - бестактичность.

17. Открытость, контактность - замкнутость, уединенность.

18. Веселость - грустность.

19. Очарование - разочарование.

20. Общительность - необщительность.

21. Активность - пассивность.

22. Самостоятельность - конформность.

23. Экспрессивность - сдержанность.

24. Разнообразие интересов - узкость интересов.

25. Чувственность - холодность.

26. Серьезность - ветренность.

27. Честность - лживость.

28. Агрессивность - доброта.

29. Бодрость - вялость.

30. Оптимизм - пессимизм.

31. Смелость - трусость.

32. Щедрость - скупость.

33. Независимость - зависимость.

 

К психологическим характеристика самоактуализирующейся личности относятся:

 

1. Активное восприятие действительности и способность хорошо ариентироваться в ней.

2. Принятие себя и других людей такими какие они есть.

3. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.

4. Сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне.

5. Обладание чувством юмора.

6. Развитые творческие способности

7. Неприятие условностей.

8. Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья.

9. Способность к глубокому пониманию жизни.

10. Установление с окружающими людьми, хоть и не совсеми доброжелательных личностных взаимодействий.

11. Способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения.

12. Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности.

13. Открытое и честное поведение во всех ситуациях.

14. Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее.

15. Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

Структура личности, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Эта структура устойчива, но в то же время подвержена различным изменениям в процессе прогресса и регресса, а иногда подвержена распаду – деструкции. Деструкции приводят в структуре личности к разным отклонениям – девиантное поведение.

Выделяют биологическую, социальную и психологическую структуру личности. Они все взаимосвязаны и зависимы друг от друга.

Социалогическая структура личности включает в себя совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Главной характеристикой структуры дичности является ее деятельность, как самостоятельность и взаимодействие с другими людьми Рассматривая структуру личности как систему, то можно в ней выделить следующие подсистемы или два мира личности:

 

1. Внутренний мир личности. Мир сознания, который скрыт от других и в большенстве случаев для них не понятен. Этот мир живущий для самой личности.

2. Деятельный мир личности, он открыт для людей и позволяющий не только наблюдать внешние его проявления, но и проникать в его внутреннюю жизнь.

 

Эти два мира тесно связаны между собой, но одним полюсом является их полное совпадение, совпадения сознания и поведения, другим полюсом является их полное несоответствие друг друга.

Во внутренний мир человека входят – потребности, интересы, цели, мотивы, ожидания, целостные ориентации, установки, диспозиции. Благодаря взвимосвязи медду ними существуют внутриличностные мотивационные и диспазиционные механизмы.

 

7. Методы исследования в психологии личности.

 

Метод наблюдения

Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.

Требования к наблюдению:

• сохранение естественности;

• целенаправленность;

• фиксация результатов.

1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.

Положительные стороны:

• поведение в естественных ситуациях,

• проведение в повседневном окружении.

Недостатки:

• непредсказуемость событий,

• наложение проблем наблюдателя (личный фактор),

• малая выборка,

• непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).

2. Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

Метод опроса (интервью)

Один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.

Оценка метода интервью:

• Может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.

• Интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.

• Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.

Стандартизированные тесты (методы самоотчета)

Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «не знаю»). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно (табл. 25).

Таблица 25

Тестовые методы исследования личности

Сильные и слабые стороны тестовых методов:

• Сильные стороны:

• тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента;

• получаемая информация объективна;

• с тестами может легко работать человек, имеющий относительно небольшую формальную подготовку;

• тесты обычно обладают большей надежностью по сравнению с другими методами.

• Недостатки:

• не защищены от преднамеренного обмана;

• не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения.

Метод эксперимента

В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.

Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):

• принцип осведомленного согласия,

• принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых,

• конфиденциальности.

Оценка метода эксперимента:

• Преимущества:

• Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

• Устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.

• Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

• Недостатки:

• Круг феноменов, которые можно изучать, ограничен по этическим соображениям.

• Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях.

• На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представление о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастие экспериментатора).

Экспериментальные методы исследования

Метод изучения клинических случаев

Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности. Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидов на протяжении многих лет. При описании прошлого клиента (описании клинического случая) используются разные методы: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от тех людей, которые хорошо знают данного человека. Хотя истории болезни представляют собой ценный источник знаний о людях, этот метод не свободен от некоторых недостатков, связанных с тем, что объектом изучения здесь является конкретный человек.

Оценка метода изучения клинических случаев:

1. Преимущества:

• Показывает сложность и уникальность индивида.

• Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

2. Недостатки:

• Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения.

• Рассматриваемые случаи слишком частные.

• Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.

• Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.

Проективные методы

Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (L. K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты.

Преимущества и недостатки проективных методов:

1. Преимущества:

• Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.

• Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.

2. Недостатки:

• Недостаточно стандартизированы.

• Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.

• Имеют низкую надежность и валидность.

• Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.

Корреляционный метод

Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы. Например, можно ли на основании успеваемости в колледже предсказать профессиональный успех в дальнейшем. Коэффициент корреляции как первичный статистический показатель обозначает направление и силу связи между переменными. Коэффициент корреляции может варьировать от -1,00 (полностью отрицательная зависимость) до +1,00 (полностью положительная зависимость). Как исследовательская стратегия корреляционный метод позволяет изучать многие аспекты человеческого поведения в естественных условиях. Кроме того, с его помощью можно изучать переменные, которые никаким иным способом невозможно исследовать по этическим соображениям. Однако корреляционный метод не дает убедительных доказательств того, что одна переменная вызывает появление другой переменной, даже если они обе тесно связаны, то есть, имеют высокий коэффициент корреляции. Корреляция не предполагает установления причинных связей.

Преимущества и недостатки корреляционного метода:

1. Преимущества:

• Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям.

• Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни.

• Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.

2. Недостатки:

• Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны.

• Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной».

• Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.

• При проведении исследования личности огромное значение имеет правильный выбор методов сбора информации и обработки материала.

Выводы

1. Развитие личности понимается в современной психологии как системно-целостный процесс. В отечественной психологии объектом системного анализа являются развивающиеся системы. В области психологии личности возможности системного подхода позволяют поставить ряд новых методологических проблем и исследовательских задач.

2. С точки зрения системного анализа развитие личности можно описать благодаря процессам интеграции и дифференциации – синтезогенеза и сегрегациогенеза.

3. Изучение проблем личности в психологии реализуется через принципы детерминизма, развития, системности и деятельного опосредования.

4. Теория выполняет функцию катализатора для эмпирического исследования важных личностных феноменов и обеспечивает смысловую основу интерпретации установленных фактов и закономерностей. При экспериментальном изучении личности те или иные заключения, касающиеся человеческого поведения, не считаются обоснованными до тех пор, пока не будут предоставлены объективные и воспроизводимые данные. Ориентация на научные исследования также предполагает наличие ясных и четких описаний процедуры измерения изучаемых переменных. Каждый из описанных методов изучения личности имеет собственную процедуру проведения, свои преимущества и ограничения в использовании.

 

8. Жизненные задачи и периоды жизненного цикла.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.