Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Большие устойчивые социальные группы





1. Понятие о социальной группе и её функциях.

2. Психологические характеристики групп.

3. Признаки и виды больших социальных групп.

4. Структура психологии больших социальных групп.

5. Особенности психологии этнических групп.

6. Методы изучения психологии больших социальных групп.

 

1.

1) Группа – структура отношений, общность менее структурирована.

2) Андреева: группа = общность.

Социальная группа:

1) Андреева: социальная общность людей, объединённых на основании ряда признаков, относящихся к совместной деятельности и общению;

2) Донцов: относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств или условий социальной жизнедеятельности;

3) Свентицкий: совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.

Выбрать любое (Андреевой или Свентицкого).

 

В отечественной социальной психологии в качестве важного фактора функционирования и развития группы рассматривается совместная деятельность членов группы: она формирует психологическую общность членов группы. В социологии широко изучаются условные социальные группы, а также ведётся поиск объективных критериев для классификации реальных социальных групп. В социальной психологии исследуются признаки, обеспечивающие психологическую общность группы; изучается значение группы для формирования личности и психологические процессы и механизмы, которые характерны для больших социальных групп.

 

Функции (Н. Смелзер):

1) социализации – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта;

2) инструментальная – связана с осуществлением совместной деятельности в группе;

3) эмоциональная (экспрессивная) – удовлетворение в принятии, признании, одобрении;

4) поддерживающая – люди стремятся к объединению в трудных ситуациях.

 

2. Б. Поршнев: гипотеза: объяснение формирования психологической общности группы.

Чувства:

«Они-чувства» – чужие. Первые.

«Мы-чувства» – свои.

Психологические характеристики группы:

1) композиция или состав – совокупность характеристик, которые важны для анализа группы как единого целого в определённом случае;

2) структура – совокупность взаимосвязей между членами группы;

3) групповые процессы – совокупность процессов от зарождения до её развития и распада;

4) групповые нормы и ценности – совокупность правил, которые выработаны группы и которым должно подчиняться поведение членов группы. Нормы формируются на основе ценностей;

5) групповые санкции – система поощрений или наказаний членов группы со стороны группы в целом;

6) потребности

7) интересы;

8) цели;

9) мнение.

 

3. Большая социальная группа – количественно неограниченная социальная общность, выделяющаяся на основании определённых социальных признаков. Предел: 30-50. В зарубежной психологии практически не исследовались, за исключением изучения масс.

В отечественной – массы изучались мало, больше исследовались нации и этнические группы.

Общие признаки:

Андреева:

1) наличие специфических регуляторов поведения, которых нет в малых группах: традиции, обычаи, нравы;

2) наличие определённого образа жизни группы;

3) наличие специфического языка;

Десев:

4) большое число членов группы;

5) отсутствие непосредственных контактов между членами большой социальной группой;

6) отсутствие единой территории, на которой проживают члены группы.

Виды:

1) по длительности существования:

- длительно существующие;

- кратковременно существующие;

2) по характеру организованности:

- организованные;

- стихийные (толпа);

3) по признаку контактности:

- условные – нет непосредственных контактов (в исследованиях);

- реальные;

 

4. Подходы:

1) Е. Шорохова: по аналогии с общей психологией выделяет следующие составляющие:

- мотивационно-потребностная сфера – групповые потребности, ценности, интересы, цели, идеалы. Мотивационные особенности характеризуют разнообразие мотивационной сферы представителей социальных групп;

- когнитивная сфера – общественное мнение, коллективное представление, менталитет. Когнитивные особенности определяют своеобразие познавательны процессов представителей определённой социальной общности;

- аффективная (эмоциональная) сфера – включает чувства, эмоции и настроения больших социальных групп;

- регулятивно-волевая сфера – связана с регуляцией поведения и деятельности больших социальных групп.

Психические явления в больших социальных группах отражаются в следующих характеристиках:

1) типичного представителя большой социальной группы;

2) психического склада.

2) Андреева

- психический склад – представители социальной группы составляют обобщённый тип личности её представителей. Социальный (национальный/этнический) характер (проявляется в отношении к среде, труду, к своей и другим социальным группам), традиции и обычаи (сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности социальной группы и передающиеся новым членам правила, нормы и стереотипы поведения и общения. Их соблюдение – объективная потребность);

- эмоциональная сфера – потребности, интересы, настроение социальной группы.

 

Стихийные группы

1. Понятие и виды.

2. Психология толпы.

3. Механизмы регуляции поведения человека в стихийных группах.

4. Массовидные явления в больших социальных группах.

 

 

1. Стихийная группа – контактная, чаще всего неорганическая группа людей, действующая эмоционально и единодушно.

Масса – аморфное образование с нечёткими границами, которое отличается разнородностью и неустойчивость (толпа – Лебон; публика – Тард).

Виды масс/стихийных групп:

1) толпа;

2) собранная публика – кратковременное собрание людей для совместного участия в определённом мероприятии. В небольших помещениях могут назвать аудиторией.

Свойства массы:

1) аморфность – нет структуры;

2) открытость границ, неопределённость;

3) временность существования;

4) разнородность состава массы.

Масса меняет индивидуальное поведение. Поведение массы может носить разрушительный или созидательный характер.

В стихийной группе может существовать простейшее распределение ролей.

Ролевая структура стихийной группы:

1) организаторы и защитники – люди, проводящие подготовительную работу по созданию стихийных групп; определяющие её цели и задачи; руководящие её длительностью;

2) активные участники – люди, полностью разделяющие цели и настроения группы;

3) случайные участники;

4) любопытствующие – наблюдатели за ходом событий со стороны.

Толпа – многочисленное скопление людей, непосредственно контактирующие друг с другом, которые характеризуются отсутствием осознанной цели, неорганизованностью, эмоциональным возбуждением.

Признаки толпы:

1) многочисленность;

2) высокая контактность;

3) эмоциональное возбуждение;

4) неорганизованность;

5) неустойчивость цели.

Виды толп:

1) пассивные – отсутствие эмоционального возбуждение, слабая связь людей друг с другом, отсутствие совместных действий. Разновидности:

- случайная – возникла в связи с неожиданными событиями (авария и наблюдатели);

- экспрессивная – отличается особой силой массового проявления эмоций и чувств (болельщики);

- экстатическая – люди, которые её образуют, доводят себя до исступления в совместных действиях (религиозные действия – фанатики);

2) активные – толпа, для которой характерно эмоциональное возбуждение. Это способствует готовности людей действовать совместно. Разновидности:

- агрессивная – отличается высоким кровнем эмоуионального возбуждения; внутренней и внешней активностью. Характерно психическое направление, связанное с фрустрацией;

- спасающася (?) - объединение людей, которые испытывают страх, вызванный опасностью для жизни. Особенности:

- сильное эмоциональное возбуждение;

- низкий уровень осознанности своих действий;

- отсутствие критичности мышления;

- суженность сознания на проблеме.

- стяжательская/мародёрская – скопление людей, действующих активно и нацеленных на грабёж.

Общие особенности психики и поведения человека в толпе:

1) снижение самоконтроля;

2) деиндивидуализация поведения;

3) снижение интеллектуальных способностей;

4) характерные особенности переработки информации (человек легко воспринимают информацию, быстро её перерабатывают и распространяют, непроизвольно искажая;

5) повышенная внушаемость;

6) повышается физическая и психическая активация;

7) нетипичность поведения.

 

Чтобы вывести из возбуждения толпу:

1) использовать целенаправленные краткие … авторитарных лидеров;

2) предъявить краткую успокоительную информацию;

3) указать реальные возможные выходы из возникшей ситуации.

 

Механизмы регуляции поведение в стихийных группах:

1) заражение – процесс передачи эмоциональных состояний от одного человека к другому. Степень заражения зависит от:

- соответствующего настроения группы интересам и убеждениям конкретного человека;

- патологическая зрелость участников;

- … и профессиональные особенности членов социальной группы.

Этапы заражения:

1) начальный – в результате сообщения, которое привлекает внимание людей;

2) внутренне напряжение побуждает людей к взаимодействию, резко усиливается чувство общности;

3) активизация людей со стороны лидеров для стимуляции к определённым действиям;

2) внушение– некритическое принятие любого социального воздействия на человека/группу. Условия эффективности:

- возраст участников (легче – молодые);

- физическое и психическое состояние человека;

- авторитет внушающего информацию;

- особенности личности внушаемого.

3) подражание – воспроизводство человеком образов демонстрируемого поведения. Способы (А. Бандура):

1) через наблюдение за моделью возникают новые формы поведения;

2) наблюдение за вознаграждением или наказанием модели усиливает или ослабевает поведение того, кто наблюдает;

3) наблюдение за моделью актуализируют те образы поведения, которые и раньше были известны наблюдающему.

 

Психология малой группы

1. Понятия и классификации.

2. Основные направления исследования малых групп.

3. Этапы развития малой группы.

4. Групповая структура.

 

1. Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

Это является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Нижняя граница – 2-3 человека.

Верхняя граница – обычно не превышает 20-30 человек (существуют классы, производственные коллективы из 35, 40, 50 человек).

Оптимальный состав: 5-12 человек; зависит от характера выполняемой совместной деятельности.

 

Классификация
По характеру контактов
реальная общность людей, объединённых реальными отношениями условная общность людей, объединённых по определённому признаку и не имеющих реальных отношений друг с другом.
По условиям функционирования
Естественная общ людей, функционирующая в естественных условиях лабораторная общность людей, созданная с целью проведения исследования
По характеру отношений
Формальные группы, членство и взаимоотношения в которых определяются формальными предписаниями и договорённостями. Существуют в рамках официальных организаций неформальные объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви
По степени значимости
референтная (эталонная) группа, на которую ориентируется человек в своих ценностях и поведении (может быть реальной или воображаемой). Может быть 1; может быть 1 в рабочей и 1 в личной жизни группа членства группа, ценности и нормы группы чужды или безразличны для человека
       

 

2.

Основные направления исследования
социометрии-ческое социологическое школа групповой динамики
Якоб Морена Э. Мэйо: «Доктрина человеческих отношений». Хотторнские исследования. Необходимость проявления внимания к личности работников и межличностным отношениям в трудовом коллективе Курт Левин. Аспекты психологии малых групп: 1) условия формирования; 2) лидерство; 3) сплочённость в группе; 4) образование групповых норм; 5) взаимосвязи между людьми

 

3.

Этапы
Отечественная психология Западная психология
Модель Уманского (параметрическая концепция) 1. Диффузная группа – внешнее формальное объединение людей. 2. Группа-ассоциация – начальная интеграция в деловой и межличностной сферах. 3. Группа-кооперация – высокой уровень сплочённости; гипертрофированные черты автономии. «Групповой эгоизм». 4. Коллектив – группа людей, объединённых общими целями и задачами, достигшая в процессе социально-ценной деятельности высокого уровня развития Модель Петровского (стратометрическая теория) 1. Ценностно-ориентационное единство – степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом 2. Групповая идентификация – признание за всеми членами группы равных прав и обязанностей, оказание содействия и поддержки, требовательное отношение к себе и другим. Слои: 1) деятельность; 2) отношения членов группы к целям и задачам деятельности; 3) межличностные отношения, возникающие в деятельности; 4) межличностные отношения, построенные на непосредственных эмоциональных контактах Модель развития Б. Такмена Сфера межличностной активности 1) взаимная ориентировка на действия друг друга; 2) «внутренний конфликт» - нарушение взаимодействия; 3) преодоление разногласий и конфликтов; 4) возникновение функционально-ролевой структуры группы
     

4. Групповая структура – совокупность взаимосвязей между членами группы. Параметры:

1) статусное измерение.

Социальный статус – положение субъекта в системе общественных или межличностных отношений. Не является фиксированным;

2) ролевое измерение.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса в обществе, в системе межличностных отношений. Каждая роль имеет два аспекта:

1) ролевые ожидания (экспектации; система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей);

2) ролевое исполнение (свидетельствует о том, как роль реализуется в поведении человека).

Виды:

По месту человека в системе отношений:

- социальные роли – связаны с социальным положением, профессией или видом деятельности;

- межличностные роли – связаны с межличностными отношениями.

По степени актуальности:

- активные – исполняются в данный момент времени;

- латентные – не проявляются в актуальной ситуации.

Возможен ролевой конфликт.

3) социометрическое измерение. Социометрическая структура отражает систему межличностных предпочтений и отвержений в группе. Обращать внимание на:

- статусная иерархия в группе;

- система устойчивых межличностных предпочтений в группе;

- система отвержений в группе;

4) структура коммуникаций (коммуникативная сеть) – характеристика коммуникации с ТЗ позиции членов группы в этом процессе. Виды:

- вертикальные – обмен информацией между неравными по статусами;

- восходящие – от подчинённых к руководителю;

- нисходящие – от руководителя к подчинённому;

- горизонтальные – обмен информация между равными по статусу;

Сети с учётом позиций участников группы:

- централизованные – один из членов группы занимает центральную позицию в информационных потоков и играет основную роль в обмене информацией и межличностным взаимодействием;

- децентрализованные – коммуникативное равенство в приёме и переработке информации всех участников группы;

5) структура власти – возможности влияния членов группы друг на друга. Лидерство – процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на деятельность, поведение и отношение другого человека или членов группы. Основные признаки:

1) более высокая активность и инициативность при решении совместных задач в группе;

2) большая информированность о решаемой задаче и членах группы;

3) более выраженная способность оказывать влияние на других людей;

4) большая выраженность личных качеств, ценных для данной малой группы;

5) большее соответствие поведения ценностям и нормам, принятым в данной группе;

Функции:

1) выработка и поддержание групповых норм;

2) внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

3) организация совместной жизнедеятельности в различных сферах (профессиональная и досуговая деятельность);

4) принятие ответственности за результаты деятельности группы;

5) установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата в группе.

Виды лидерства в соответствии с решаемыми задачами:

1) инструментальное – лидерство в деловой сфере;

2) экспрессивное – лидерство в сфере межличностных отношений.

Теории лидерства:

1) харизматические: лидером становится человек на основании тех качеств, с которыми он рождается;

2) ситуационные: лидер – тот, чьи личностные особенности в наибольшей степени соответствуют той ситуации, в которой находится группа;

3) системные: лидером становится человек с учётом его личностных особенностей и требований ситуации.

Кричевский: лидер обладает набором качеств, ценных для группы, поэтому группа выдвигает его в позицию лидера.

Руководство – процесс управления группой на основе официальных полномочий. Руководитель обладает властью и властными полномочиями – объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решения без согласования с вышестоящим руководителем.

Выделяют следующие формы власти:

1) основанная на поощрении;

2) основанная на принуждении;

3) экспертная – подчинённый воспринимает руководителя как эксперта, поэтому его решения не оспариваются;

4) эталонная – руководитель – эталон; подчинённый старается подражать ему;

5) традиционная – подчинённый уверен, что статусы предписывают определённые функции.

Стили (Курт Левин):

1) демократический:

- коллегиальное принятие решений в группе;

- нет жёсткого контроля за деятельностью подчинённых;

- имеется делегирование части полномочий от руководителей подчинённым;

- этот стиль руководства положительно влияет на микроклимат в группе;

- руководитель не уходит от ответственности за принятые решения;

2) авторитарный:

- жёсткая централизация власти;

- единоначалие в принятии решений;

- часто используют административные взыскания как метод воздействий;

- редко прислушиваются к мнению подчинённых;

- проявляет оперативное реагирование на проблемы;

3) либеральный:

- руководитель занимает позицию вне группы;

- не любит принимать ответственность за принятые решения; часто перекладывает её на других;

- малая активность и инициативность; нет стремления к сотрудничеству с подчинёнными;

- непоследовательность в действиях.

Худший стиль – либеральный.

Если группа низкого уровня развития, она не примет демократический стиль.

Сравнение лидерства и руководства. Отличия:

1) руководитель назначается, лидер выдвигается группой;

2) руководитель оказывает влияние на решение задач в деловой сфере, лидер чаще решает задачи, связанные с межличностными отношениями;

3) руководитель располагает официальными возможностями влияния; лидер – неофициальными возможностями.

 

Динамика малой группы

1. Норма образования.

2. Механизмы групповой динамики.

3. Групповая сплочённость.

4. Групповое принятие решений.

5. Факторы эффективности групповой деятельности.

 

1. Норма – стандарт поведения в малой группе. Нормы регулируют поведение человека не только в данной группе, но и в отношениях с другими социальными группами.

Нормы устанавливают приемлемые вариации допустимого поведения. Норма образования объединяет исследования по следующим направлениям:

1) изучение влияния большинства проявляется в конформизме (насмешки, социальные осуждение, прямое давление). Нон-комформист способен противостоять, если обладает умом, творчеством, стессоустойчивостью, верой в себя.

Конформность – подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающая из конфликта между его собственным мнением и мнением группы; подчинение групповому давлению – процесс влияние установок, норм, ценностей и поведение членов группы на мнение и поведение индивида.

Внешняя – согласие индивида с группой без изменения его позиции.

Внутренняя – изменение первоначальной позиции индивида в пользу группы.

Конформизм – качество человека.

3 уровня конформности:

1) подчинение на уровне восприятие;

2) подчинение на уровне оценки;

3) подчинение на уровне действия – группа не права, но демонстрация согласия из-за опасности санкций.

Факторы, влияющие на конформность:

1) размер группы;

2) единогласие;

3) сплочённость;

4) статус членов группы;

5) высказывается ли мнение публично или с глазу на глаз;

6) высказывание индивида первым;

7) половозрастные характеристики;

8) национальность;

9) содержание групповой деятельности и уровень развития группы;

10) оценка человеком собственной компетентности и компетентности группы;

2) изучение влияния меньшинства – это разновидность социального воздействия, при котором мнение меньшинства оказывает влияние на группу в целом.

Факторы оказания влияния:

1) устойчивость позиции;

2) последовательность в высказывании и поведении;

3) готовность к компромиссу;

4) уважительное отношение к оппоненту;

5) появление отступников среди большинства.

Влияние большинства носит нормативный характер, влияние меньшинства – информационный.

Следствие влияния меньшинства:

1) способствует осознанному принятия позиции большинства;

2) возрастает вероятность выработки группой новых креативных решений;

3) изучение последствий отклонения от групповых норм.

Если человек отклоняется от групповых норм, к нему применяются отрицательные санкции; если следует – положительные.

Санкции применяются на уровнях:

1) межличностный –

2) личностный – групповые нормы стали ценностями самого человека.

 

2. Механизмы:

1) разрешение внутригрупповых противоречий (между потенциальными возможностями группы и её реальной деятельностью в настоящий момент);

- между растущей интеграцией членов группы и потребностью в индивидуализации каждого человека;

- между групповыми и личными мотивами;

2) идиосинкразический кредит – предоставление лидеру или высокостатусному члену группы возможности отклонения от групповых норм

3) психологический обмен – предоставление группой более высокого психологического статуса человеку, оказывающему большой вклад в жизнь группы

 

3. Групповая сплочённость – степень психологического единства членов группы.

Факторы:

1) эмоциональная привлекательность членов группы;

2) сходство членов группы между собой;

3) предпочитаемый группой способ взаимодействия;

4) отношения членов группы групповым целям;

5) удовлетворённость членов группы групповой деятельностью и своим положением в группе;

6) характер руководства и стиля принятия решений в группе;

7) совместимость и сработанность.

Совместимость – результат сочетания индивидуальных особенностей членов группы, который приводит к удовлетворённости межличностными отношениями. Уровни:

1) физиологическая совместимость – совместимость физиологических процессов и половозрастных особенностей;

2) психофизиологическая совместимость – совместимость темпераментов;

3) психологическая совместимость – совместимость характеров;

4) социально-психологическая совместимость – совместимость интересов, ценностных ориентаций, согласованность социальных ролей.

Результат совместимости – сработанность – возникновение взаимной удовлетворённости совместной деятельностью и её результатом.

 

 

4.

1. Технология (как принимается групповое решение):

1) совещание;

2) мозговой штурм;

3) метод синектики.

2. Определение эффективности решений. Индивидуальное более эффективно на стадии нахождения решения задачи. На стадии разработки – групповое решение. При принятии групповых решений были зафиксированы следующие феномены:

1) групповая поляризация – в ходе группового обсуждения средние позиции исчезают, остаются полярные ТЗ (Повышать ли з/п? Да/Нет; Повышать, но всем/сразу);

2) сдвиг к риску – если групповое решение содержит момент риска, то оно будет более рискованным, чем индивидуальное решение.

 

5. Эффективность групповой деятельности определяется по двум критериям:

1) продуктивность работы группы;

2) удовлетворённость межличностными отношениями.

Факторы, влияющие на эффективность деятельности группы:

1) величина групп;

2) композиция или состав группы;

3) стиль руководства в группе;

4) личные взаимоотношения в группе;

5) форма организации деятельности группы;

6) использование групповых дискуссий.

 

Конфликты в малой группе

1. Понятие о конфликте. Виды конфликтов.

2. Структура и динамика конфликта. Стили поведения в конфликте.

3. Управление конфликтами.

Литература:

Гришина Н.В. «Психология конфликта». Санкт-Петербург 2008 г.

 

1. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, убеждений.

Виды конфликтов:

1. По исходу:

1) деструктивные конфликты;

2) конструктивные конфликты.

2. По количеству участников:

1) внутриличностные конфликты возникают на основе столкновения различных побуждений личности.

Разновидности внутриличностного конфликта:

- мотивационный конфликт: 1) конфликт возникает, когда необходимо выбрать между двумя одинаково привлекательными побуждениями; 2) конфликт возникает, когда нужно выбрать между двумя одинаково не привлекательными альтернативами; 3) конфликт возникает, когда одна и та же цель содержит и позитивные и негативные моменты;

- когнитивные конфликты возникают на основе столкновения несовместимых представлений;

- ролевые конфликты: 1) «Я» – роль вызван не совпадением личностных особенностей и требований роли; 2) межролевые конфликты возникают, когда требования разных ролей оказываются несовместимыми друг с другом.

2) межличностные конфликты – конфликты между отдельными людьми;

3) конфликты между личностью и группой;

4) межгрупповые конфликты – конфликты между различными малыми группами.

 

2. Структура конфликта:

- объект конфликта, всякий конфликт имеет свою причину, в качестве объекта могут выступать политические, экономические ценности;

- участники конфликта – отдельные индивида, группы и другие;

- социальная среда, условия конфликта – почва, на которой возникает и развивается конфликт;

- субъективное восприятие конфликта и его личностный элемент.

Структура конфликта (в отечественной психологии Фурманов И.А. и Гришина Н.В.):

- конфликтная ситуация – совокупность объективных и субъективных условий, которые ведут к возникновению конфликта, включает: оппонентов и предмет конфликта (сама причина конфликта);

- субъективный образ конфликта;

- инцидент – повод для конфликта, т.е. что послужило пусковым механизмом для развития конфликта;

- конфликтное взаимодействие;

- исход или разрешение конфликта.

Стили поведения в конфликте (по К.Томасу):

1) подавление (конкуренция);

2) подчинение (приспособление) – одна из сторон жертвует своими интересами;

3) избегание (уклонение) – уход от конфликта;

4) компромисс – частичные уступки, снижает остроту конфликта;

5) сотрудничество – решение, полностью устраивающее две стороны.

Динамика конфликта:

1) возникновение конфликтной ситуации;

2) осознание хотя бы одной из сторон ситуации как конфликтной;

3) переход к конфликтному взаимодействию;

4) исход или разрешение конфликта.

Формулы конфликта:

1) конфликтная ситуация + инцидент = конфликт;

2) конфликтная ситуация + конфликтная ситуация + конфликтная ситуация = конфликт.

 

3. Управление конфликтами – контроль за ходом развития конфликта, воздействие на его процесс и содействие конструктивному разрешению конфликтов.

Алгоритм разрешения конфликта:

1) локализация конфликта;

2) анализ конфликта – проводиться раздельный опрос оппонентов конфликта, а также тех, кто был его свидетелей (если такие есть);

3) выделение причин конфликта;

4) выбор оптимального способа разрешения конфликта и его применение. Критерием разрежённости конфликта является: удовлетворённость противоборствующих сторон его исходом.

Методы разрешения конфликта:

1) «мозговой штурм»;

2) обмен ролями;

3) контролируемый диалог – оппонент высказывает позицию на счёт конфликтной ситуации, вторая сторона должна пересказать эту проблемную ситуацию;

4) социально-психологический тренинг: помогает показать, как выйти из конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликтов:

1) силовые способы разрешения конфликтов;

2) переговоры, когда организуется диалог между оппонентами и в ходе этого диалога стороны пытаются найти решение этого конфликта;

3) участие третьей стороны в разрешении конфликта, разновидности: 1) медиаторство или посредничество – создать условия для переговоров противоборствующих стороны, посредник может высказывать свою точку зрения, но оппоненты конфликта не обязаны её применять; 2) арбитраж: обязательным или добровольным.

Способы разрешения межличностных конфликтов:

1) избегание, т.е. отклонение;

2) принуждение, т.е. противоборство;

3) сглаживание, т.е. уступчивость – сохранение или восстановление хороших отношений;

4) компромисс, т.е. сотрудничество – поиск решений, удовлетворяющие обе стороны;

5) координация;

6) конфронтация конфликта.

 

***

Социальная фасилитация – мотивация, источником которой является присутствие соисполнителя или аудитории; усиливает хорошо усвоенные реакции. Связана с состоянием возбуждения (из-за боязни оценки или из-за необходимости отвлечения внимания на наблюдателя) Пребывание в толпе усиливает как позитивные, так и негативные реакции. Боязнь оценки – наблюдатели в нас тревогу, потому что нам не всё равно, как они нас оценивают. Сам факт присутствия наблюдателя. Конфликт между отвлечением внимания на посторонних и необходимостью сосредоточиться на выполняемой работе.

 

Социальная леность – тенденция людей работать менее усердно тогда, когда они объединяют свои усилия (отсутсвие индивидуальной ответсвенности) – деиндивидуализация. Причины:

1) численность группы;

2) физическая анонимность;

3) возбуждающие и отвлекающие занятия (крики, скандирование, хлопанье в ладоши);

4) ослабленное самосознание (ослабление связи между поведением и установками).

Как ослабить эффект:

- интерес участников к задачам;

- оценка индивидуального вклада;

- человек оценивает свой вклад в решение задачи как важный (считает, что другие неспособны);

- отношения между членами группы дружеские.

 

Огруппление мышления (группа мысли) – (Мерс) – что такое, как проявляется и условия, как снизить.

 

Межгрупповые отношения

1. Межгрупповые отношения и межгрупповая дифференция.

2. Исследования межгрупповых отношений в зарубежной и отечественной психологии.

3. Социальные предубеждения.

4. Последствия и преодоление социальных предубеждений.

 

1. Межгрупповые отношения – отношения, участниками которых являются социальные группы. В 1906 г. термин “этноцентризм” – Уильям Самнер – предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с её позиций. Выражается в чувстве превосходства своей этнической группы и одновременной враждебности к другим этническим группам.

Современный этап, направления:

1) изучение причин межгрупповых конфликтов;

2) исследование феноменов, которые являются показателями межгрупповых конфликтов;

3) исследование способов улучшения межгрупповых отношений.

Межгрупповая дифференциация – установление различий между своей и другой группой, дифференциация отношений к своей и другой группой.

Ингруппа – своя группа, членом которой человек является.

Аутгруппа – чужая группа.

Виды межгрупповой дифференциации. Классификации:

I. 1) между ин- и аутгруппой;

2) между аутгруппой и субъектом восприятия.

II. 1) дифференциация между ин- и аутгруппой;

2) дифференциация между аутгруппами.

Структура межгрупповой дифференциации (аналогична структуре установки), компоненты:

1) когнитивный – воспроизведение более благоприятных сведений о своей группе, приписывание ей большего числа и степени выраженности позитивных качеств;

2) аффективный – большая выраженность эффекта ложного согласия при сравнении с членами своей группы; выражается в более позитивном эмоциональном отношении к членам ингруппы по сравнению с членами аутгруппы;

3) поведенческий – оценка установок членов ингруппы как более независимых и рациональных; выражается в 1) большем доверии к партнёру по взаимодействию, если он является членом ингруппы; 2) большей помощи членам ингруппы, если это необходимо; 3) использование при общении с членами ингруппы иного коммуникативного стиля, чем с членами аутгруппы.

 

2.

Зарубежные исследования

Прежде всего – проблема враждебности.

В к. XX в. сформировались основные теории, объясняющие возникновение межгрупповых конфликтов. Три группы, теории:

1) индивидуального уровня – причина межгрупповых конфликтов – индивидуальные особенности человека;

2) межгруппового уровня – причины – особенности взаимодействия между группами;

3) социального уровня – причины – социальная структура общества (социология).

1) З. Фрейд: межгрупповая враждебность связана с Эдиповым комплексом или комплексом Электры. В процессе социализации чувство любви (по отношению к родителю противоположного пола) направляется на свою группу, враждебное (по отношению к родителю своего пола) – на чужую группу.

2) Л. Берковиц: феномен генерализации агрессии – распространение агрессии на другие объекты – демонстрация испытуемым фильмов со сценами агрессии приводит к усилению агрессии к представителям других групп, сходных с теми, кто в фильме выступал как источник фрустрации или жертва агрессии.

3) М. Шериф: причина межгрупповой враждебности связаны с конфликтом целей и интересов различных групп. Возникает в ситуации конкуренции между представителями различных групп.

4) Г. Тэджфел: внутригрупповой фаворитизм (тенденция оказывать предпочтение своей группе в про







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.