|
Большие устойчивые социальные группыСтр 1 из 2Следующая ⇒ 1. Понятие о социальной группе и её функциях. 2. Психологические характеристики групп. 3. Признаки и виды больших социальных групп. 4. Структура психологии больших социальных групп. 5. Особенности психологии этнических групп. 6. Методы изучения психологии больших социальных групп.
1. 1) Группа – структура отношений, общность менее структурирована. 2) Андреева: группа = общность. Социальная группа: 1) Андреева: социальная общность людей, объединённых на основании ряда признаков, относящихся к совместной деятельности и общению; 2) Донцов: относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств или условий социальной жизнедеятельности; 3) Свентицкий: совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков. Выбрать любое (Андреевой или Свентицкого).
В отечественной социальной психологии в качестве важного фактора функционирования и развития группы рассматривается совместная деятельность членов группы: она формирует психологическую общность членов группы. В социологии широко изучаются условные социальные группы, а также ведётся поиск объективных критериев для классификации реальных социальных групп. В социальной психологии исследуются признаки, обеспечивающие психологическую общность группы; изучается значение группы для формирования личности и психологические процессы и механизмы, которые характерны для больших социальных групп.
Функции (Н. Смелзер): 1) социализации – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта; 2) инструментальная – связана с осуществлением совместной деятельности в группе; 3) эмоциональная (экспрессивная) – удовлетворение в принятии, признании, одобрении; 4) поддерживающая – люди стремятся к объединению в трудных ситуациях.
2. Б. Поршнев: гипотеза: объяснение формирования психологической общности группы. Чувства: «Они-чувства» – чужие. Первые. «Мы-чувства» – свои. Психологические характеристики группы: 1) композиция или состав – совокупность характеристик, которые важны для анализа группы как единого целого в определённом случае; 2) структура – совокупность взаимосвязей между членами группы; 3) групповые процессы – совокупность процессов от зарождения до её развития и распада; 4) групповые нормы и ценности – совокупность правил, которые выработаны группы и которым должно подчиняться поведение членов группы. Нормы формируются на основе ценностей; 5) групповые санкции – система поощрений или наказаний членов группы со стороны группы в целом; 6) потребности 7) интересы; 8) цели; 9) мнение.
3. Большая социальная группа – количественно неограниченная социальная общность, выделяющаяся на основании определённых социальных признаков. Предел: 30-50. В зарубежной психологии практически не исследовались, за исключением изучения масс. В отечественной – массы изучались мало, больше исследовались нации и этнические группы. Общие признаки: Андреева: 1) наличие специфических регуляторов поведения, которых нет в малых группах: традиции, обычаи, нравы; 2) наличие определённого образа жизни группы; 3) наличие специфического языка; Десев: 4) большое число членов группы; 5) отсутствие непосредственных контактов между членами большой социальной группой; 6) отсутствие единой территории, на которой проживают члены группы. Виды: 1) по длительности существования: - длительно существующие; - кратковременно существующие; 2) по характеру организованности: - организованные; - стихийные (толпа); 3) по признаку контактности: - условные – нет непосредственных контактов (в исследованиях); - реальные;
4. Подходы: 1) Е. Шорохова: по аналогии с общей психологией выделяет следующие составляющие: - мотивационно-потребностная сфера – групповые потребности, ценности, интересы, цели, идеалы. Мотивационные особенности характеризуют разнообразие мотивационной сферы представителей социальных групп; - когнитивная сфера – общественное мнение, коллективное представление, менталитет. Когнитивные особенности определяют своеобразие познавательны процессов представителей определённой социальной общности; - аффективная (эмоциональная) сфера – включает чувства, эмоции и настроения больших социальных групп; - регулятивно-волевая сфера – связана с регуляцией поведения и деятельности больших социальных групп. Психические явления в больших социальных группах отражаются в следующих характеристиках: 1) типичного представителя большой социальной группы; 2) психического склада. 2) Андреева - психический склад – представители социальной группы составляют обобщённый тип личности её представителей. Социальный (национальный/этнический) характер (проявляется в отношении к среде, труду, к своей и другим социальным группам), традиции и обычаи (сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности социальной группы и передающиеся новым членам правила, нормы и стереотипы поведения и общения. Их соблюдение – объективная потребность); - эмоциональная сфера – потребности, интересы, настроение социальной группы.
Стихийные группы 1. Понятие и виды. 2. Психология толпы. 3. Механизмы регуляции поведения человека в стихийных группах. 4. Массовидные явления в больших социальных группах.
1. Стихийная группа – контактная, чаще всего неорганическая группа людей, действующая эмоционально и единодушно. Масса – аморфное образование с нечёткими границами, которое отличается разнородностью и неустойчивость (толпа – Лебон; публика – Тард). Виды масс/стихийных групп: 1) толпа; 2) собранная публика – кратковременное собрание людей для совместного участия в определённом мероприятии. В небольших помещениях могут назвать аудиторией. Свойства массы: 1) аморфность – нет структуры; 2) открытость границ, неопределённость; 3) временность существования; 4) разнородность состава массы. Масса меняет индивидуальное поведение. Поведение массы может носить разрушительный или созидательный характер. В стихийной группе может существовать простейшее распределение ролей. Ролевая структура стихийной группы: 1) организаторы и защитники – люди, проводящие подготовительную работу по созданию стихийных групп; определяющие её цели и задачи; руководящие её длительностью; 2) активные участники – люди, полностью разделяющие цели и настроения группы; 3) случайные участники; 4) любопытствующие – наблюдатели за ходом событий со стороны. Толпа – многочисленное скопление людей, непосредственно контактирующие друг с другом, которые характеризуются отсутствием осознанной цели, неорганизованностью, эмоциональным возбуждением. Признаки толпы: 1) многочисленность; 2) высокая контактность; 3) эмоциональное возбуждение; 4) неорганизованность; 5) неустойчивость цели. Виды толп: 1) пассивные – отсутствие эмоционального возбуждение, слабая связь людей друг с другом, отсутствие совместных действий. Разновидности: - случайная – возникла в связи с неожиданными событиями (авария и наблюдатели); - экспрессивная – отличается особой силой массового проявления эмоций и чувств (болельщики); - экстатическая – люди, которые её образуют, доводят себя до исступления в совместных действиях (религиозные действия – фанатики); 2) активные – толпа, для которой характерно эмоциональное возбуждение. Это способствует готовности людей действовать совместно. Разновидности: - агрессивная – отличается высоким кровнем эмоуионального возбуждения; внутренней и внешней активностью. Характерно психическое направление, связанное с фрустрацией; - спасающася (?) - объединение людей, которые испытывают страх, вызванный опасностью для жизни. Особенности: - сильное эмоциональное возбуждение; - низкий уровень осознанности своих действий; - отсутствие критичности мышления; - суженность сознания на проблеме. - стяжательская/мародёрская – скопление людей, действующих активно и нацеленных на грабёж. Общие особенности психики и поведения человека в толпе: 1) снижение самоконтроля; 2) деиндивидуализация поведения; 3) снижение интеллектуальных способностей; 4) характерные особенности переработки информации (человек легко воспринимают информацию, быстро её перерабатывают и распространяют, непроизвольно искажая; 5) повышенная внушаемость; 6) повышается физическая и психическая активация; 7) нетипичность поведения.
Чтобы вывести из возбуждения толпу: 1) использовать целенаправленные краткие … авторитарных лидеров; 2) предъявить краткую успокоительную информацию; 3) указать реальные возможные выходы из возникшей ситуации.
Механизмы регуляции поведение в стихийных группах: 1) заражение – процесс передачи эмоциональных состояний от одного человека к другому. Степень заражения зависит от: - соответствующего настроения группы интересам и убеждениям конкретного человека; - патологическая зрелость участников; - … и профессиональные особенности членов социальной группы. Этапы заражения: 1) начальный – в результате сообщения, которое привлекает внимание людей; 2) внутренне напряжение побуждает людей к взаимодействию, резко усиливается чувство общности; 3) активизация людей со стороны лидеров для стимуляции к определённым действиям; 2) внушение– некритическое принятие любого социального воздействия на человека/группу. Условия эффективности: - возраст участников (легче – молодые); - физическое и психическое состояние человека; - авторитет внушающего информацию; - особенности личности внушаемого. 3) подражание – воспроизводство человеком образов демонстрируемого поведения. Способы (А. Бандура): 1) через наблюдение за моделью возникают новые формы поведения; 2) наблюдение за вознаграждением или наказанием модели усиливает или ослабевает поведение того, кто наблюдает; 3) наблюдение за моделью актуализируют те образы поведения, которые и раньше были известны наблюдающему.
Психология малой группы 1. Понятия и классификации. 2. Основные направления исследования малых групп. 3. Этапы развития малой группы. 4. Групповая структура.
1. Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Это является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Нижняя граница – 2-3 человека. Верхняя граница – обычно не превышает 20-30 человек (существуют классы, производственные коллективы из 35, 40, 50 человек). Оптимальный состав: 5-12 человек; зависит от характера выполняемой совместной деятельности.
2.
3.
4. Групповая структура – совокупность взаимосвязей между членами группы. Параметры: 1) статусное измерение. Социальный статус – положение субъекта в системе общественных или межличностных отношений. Не является фиксированным; 2) ролевое измерение. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса в обществе, в системе межличностных отношений. Каждая роль имеет два аспекта: 1) ролевые ожидания (экспектации; система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей); 2) ролевое исполнение (свидетельствует о том, как роль реализуется в поведении человека). Виды: По месту человека в системе отношений: - социальные роли – связаны с социальным положением, профессией или видом деятельности; - межличностные роли – связаны с межличностными отношениями. По степени актуальности: - активные – исполняются в данный момент времени; - латентные – не проявляются в актуальной ситуации. Возможен ролевой конфликт. 3) социометрическое измерение. Социометрическая структура отражает систему межличностных предпочтений и отвержений в группе. Обращать внимание на: - статусная иерархия в группе; - система устойчивых межличностных предпочтений в группе; - система отвержений в группе; 4) структура коммуникаций (коммуникативная сеть) – характеристика коммуникации с ТЗ позиции членов группы в этом процессе. Виды: - вертикальные – обмен информацией между неравными по статусами; - восходящие – от подчинённых к руководителю; - нисходящие – от руководителя к подчинённому; - горизонтальные – обмен информация между равными по статусу; Сети с учётом позиций участников группы: - централизованные – один из членов группы занимает центральную позицию в информационных потоков и играет основную роль в обмене информацией и межличностным взаимодействием; - децентрализованные – коммуникативное равенство в приёме и переработке информации всех участников группы; 5) структура власти – возможности влияния членов группы друг на друга. Лидерство – процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на деятельность, поведение и отношение другого человека или членов группы. Основные признаки: 1) более высокая активность и инициативность при решении совместных задач в группе; 2) большая информированность о решаемой задаче и членах группы; 3) более выраженная способность оказывать влияние на других людей; 4) большая выраженность личных качеств, ценных для данной малой группы; 5) большее соответствие поведения ценностям и нормам, принятым в данной группе; Функции: 1) выработка и поддержание групповых норм; 2) внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами; 3) организация совместной жизнедеятельности в различных сферах (профессиональная и досуговая деятельность); 4) принятие ответственности за результаты деятельности группы; 5) установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата в группе. Виды лидерства в соответствии с решаемыми задачами: 1) инструментальное – лидерство в деловой сфере; 2) экспрессивное – лидерство в сфере межличностных отношений. Теории лидерства: 1) харизматические: лидером становится человек на основании тех качеств, с которыми он рождается; 2) ситуационные: лидер – тот, чьи личностные особенности в наибольшей степени соответствуют той ситуации, в которой находится группа; 3) системные: лидером становится человек с учётом его личностных особенностей и требований ситуации. Кричевский: лидер обладает набором качеств, ценных для группы, поэтому группа выдвигает его в позицию лидера. Руководство – процесс управления группой на основе официальных полномочий. Руководитель обладает властью и властными полномочиями – объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решения без согласования с вышестоящим руководителем. Выделяют следующие формы власти: 1) основанная на поощрении; 2) основанная на принуждении; 3) экспертная – подчинённый воспринимает руководителя как эксперта, поэтому его решения не оспариваются; 4) эталонная – руководитель – эталон; подчинённый старается подражать ему; 5) традиционная – подчинённый уверен, что статусы предписывают определённые функции. Стили (Курт Левин): 1) демократический: - коллегиальное принятие решений в группе; - нет жёсткого контроля за деятельностью подчинённых; - имеется делегирование части полномочий от руководителей подчинённым; - этот стиль руководства положительно влияет на микроклимат в группе; - руководитель не уходит от ответственности за принятые решения; 2) авторитарный: - жёсткая централизация власти; - единоначалие в принятии решений; - часто используют административные взыскания как метод воздействий; - редко прислушиваются к мнению подчинённых; - проявляет оперативное реагирование на проблемы; 3) либеральный: - руководитель занимает позицию вне группы; - не любит принимать ответственность за принятые решения; часто перекладывает её на других; - малая активность и инициативность; нет стремления к сотрудничеству с подчинёнными; - непоследовательность в действиях. Худший стиль – либеральный. Если группа низкого уровня развития, она не примет демократический стиль. Сравнение лидерства и руководства. Отличия: 1) руководитель назначается, лидер выдвигается группой; 2) руководитель оказывает влияние на решение задач в деловой сфере, лидер чаще решает задачи, связанные с межличностными отношениями; 3) руководитель располагает официальными возможностями влияния; лидер – неофициальными возможностями.
Динамика малой группы 1. Норма образования. 2. Механизмы групповой динамики. 3. Групповая сплочённость. 4. Групповое принятие решений. 5. Факторы эффективности групповой деятельности.
1. Норма – стандарт поведения в малой группе. Нормы регулируют поведение человека не только в данной группе, но и в отношениях с другими социальными группами. Нормы устанавливают приемлемые вариации допустимого поведения. Норма образования объединяет исследования по следующим направлениям: 1) изучение влияния большинства проявляется в конформизме (насмешки, социальные осуждение, прямое давление). Нон-комформист способен противостоять, если обладает умом, творчеством, стессоустойчивостью, верой в себя. Конформность – подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающая из конфликта между его собственным мнением и мнением группы; подчинение групповому давлению – процесс влияние установок, норм, ценностей и поведение членов группы на мнение и поведение индивида. Внешняя – согласие индивида с группой без изменения его позиции. Внутренняя – изменение первоначальной позиции индивида в пользу группы. Конформизм – качество человека. 3 уровня конформности: 1) подчинение на уровне восприятие; 2) подчинение на уровне оценки; 3) подчинение на уровне действия – группа не права, но демонстрация согласия из-за опасности санкций. Факторы, влияющие на конформность: 1) размер группы; 2) единогласие; 3) сплочённость; 4) статус членов группы; 5) высказывается ли мнение публично или с глазу на глаз; 6) высказывание индивида первым; 7) половозрастные характеристики; 8) национальность; 9) содержание групповой деятельности и уровень развития группы; 10) оценка человеком собственной компетентности и компетентности группы; 2) изучение влияния меньшинства – это разновидность социального воздействия, при котором мнение меньшинства оказывает влияние на группу в целом. Факторы оказания влияния: 1) устойчивость позиции; 2) последовательность в высказывании и поведении; 3) готовность к компромиссу; 4) уважительное отношение к оппоненту; 5) появление отступников среди большинства. Влияние большинства носит нормативный характер, влияние меньшинства – информационный. Следствие влияния меньшинства: 1) способствует осознанному принятия позиции большинства; 2) возрастает вероятность выработки группой новых креативных решений; 3) изучение последствий отклонения от групповых норм. Если человек отклоняется от групповых норм, к нему применяются отрицательные санкции; если следует – положительные. Санкции применяются на уровнях: 1) межличностный – 2) личностный – групповые нормы стали ценностями самого человека.
2. Механизмы: 1) разрешение внутригрупповых противоречий (между потенциальными возможностями группы и её реальной деятельностью в настоящий момент); - между растущей интеграцией членов группы и потребностью в индивидуализации каждого человека; - между групповыми и личными мотивами; 2) идиосинкразический кредит – предоставление лидеру или высокостатусному члену группы возможности отклонения от групповых норм 3) психологический обмен – предоставление группой более высокого психологического статуса человеку, оказывающему большой вклад в жизнь группы
3. Групповая сплочённость – степень психологического единства членов группы. Факторы: 1) эмоциональная привлекательность членов группы; 2) сходство членов группы между собой; 3) предпочитаемый группой способ взаимодействия; 4) отношения членов группы групповым целям; 5) удовлетворённость членов группы групповой деятельностью и своим положением в группе; 6) характер руководства и стиля принятия решений в группе; 7) совместимость и сработанность. Совместимость – результат сочетания индивидуальных особенностей членов группы, который приводит к удовлетворённости межличностными отношениями. Уровни: 1) физиологическая совместимость – совместимость физиологических процессов и половозрастных особенностей; 2) психофизиологическая совместимость – совместимость темпераментов; 3) психологическая совместимость – совместимость характеров; 4) социально-психологическая совместимость – совместимость интересов, ценностных ориентаций, согласованность социальных ролей. Результат совместимости – сработанность – возникновение взаимной удовлетворённости совместной деятельностью и её результатом.
4. 1. Технология (как принимается групповое решение): 1) совещание; 2) мозговой штурм; 3) метод синектики. 2. Определение эффективности решений. Индивидуальное более эффективно на стадии нахождения решения задачи. На стадии разработки – групповое решение. При принятии групповых решений были зафиксированы следующие феномены: 1) групповая поляризация – в ходе группового обсуждения средние позиции исчезают, остаются полярные ТЗ (Повышать ли з/п? Да/Нет; Повышать, но всем/сразу); 2) сдвиг к риску – если групповое решение содержит момент риска, то оно будет более рискованным, чем индивидуальное решение.
5. Эффективность групповой деятельности определяется по двум критериям: 1) продуктивность работы группы; 2) удовлетворённость межличностными отношениями. Факторы, влияющие на эффективность деятельности группы: 1) величина групп; 2) композиция или состав группы; 3) стиль руководства в группе; 4) личные взаимоотношения в группе; 5) форма организации деятельности группы; 6) использование групповых дискуссий.
Конфликты в малой группе 1. Понятие о конфликте. Виды конфликтов. 2. Структура и динамика конфликта. Стили поведения в конфликте. 3. Управление конфликтами. Литература: Гришина Н.В. «Психология конфликта». Санкт-Петербург 2008 г.
1. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, убеждений. Виды конфликтов: 1. По исходу: 1) деструктивные конфликты; 2) конструктивные конфликты. 2. По количеству участников: 1) внутриличностные конфликты возникают на основе столкновения различных побуждений личности. Разновидности внутриличностного конфликта: - мотивационный конфликт: 1) конфликт возникает, когда необходимо выбрать между двумя одинаково привлекательными побуждениями; 2) конфликт возникает, когда нужно выбрать между двумя одинаково не привлекательными альтернативами; 3) конфликт возникает, когда одна и та же цель содержит и позитивные и негативные моменты; - когнитивные конфликты возникают на основе столкновения несовместимых представлений; - ролевые конфликты: 1) «Я» – роль вызван не совпадением личностных особенностей и требований роли; 2) межролевые конфликты возникают, когда требования разных ролей оказываются несовместимыми друг с другом. 2) межличностные конфликты – конфликты между отдельными людьми; 3) конфликты между личностью и группой; 4) межгрупповые конфликты – конфликты между различными малыми группами.
2. Структура конфликта: - объект конфликта, всякий конфликт имеет свою причину, в качестве объекта могут выступать политические, экономические ценности; - участники конфликта – отдельные индивида, группы и другие; - социальная среда, условия конфликта – почва, на которой возникает и развивается конфликт; - субъективное восприятие конфликта и его личностный элемент. Структура конфликта (в отечественной психологии Фурманов И.А. и Гришина Н.В.): - конфликтная ситуация – совокупность объективных и субъективных условий, которые ведут к возникновению конфликта, включает: оппонентов и предмет конфликта (сама причина конфликта); - субъективный образ конфликта; - инцидент – повод для конфликта, т.е. что послужило пусковым механизмом для развития конфликта; - конфликтное взаимодействие; - исход или разрешение конфликта. Стили поведения в конфликте (по К.Томасу): 1) подавление (конкуренция); 2) подчинение (приспособление) – одна из сторон жертвует своими интересами; 3) избегание (уклонение) – уход от конфликта; 4) компромисс – частичные уступки, снижает остроту конфликта; 5) сотрудничество – решение, полностью устраивающее две стороны. Динамика конфликта: 1) возникновение конфликтной ситуации; 2) осознание хотя бы одной из сторон ситуации как конфликтной; 3) переход к конфликтному взаимодействию; 4) исход или разрешение конфликта. Формулы конфликта: 1) конфликтная ситуация + инцидент = конфликт; 2) конфликтная ситуация + конфликтная ситуация + конфликтная ситуация = конфликт.
3. Управление конфликтами – контроль за ходом развития конфликта, воздействие на его процесс и содействие конструктивному разрешению конфликтов. Алгоритм разрешения конфликта: 1) локализация конфликта; 2) анализ конфликта – проводиться раздельный опрос оппонентов конфликта, а также тех, кто был его свидетелей (если такие есть); 3) выделение причин конфликта; 4) выбор оптимального способа разрешения конфликта и его применение. Критерием разрежённости конфликта является: удовлетворённость противоборствующих сторон его исходом. Методы разрешения конфликта: 1) «мозговой штурм»; 2) обмен ролями; 3) контролируемый диалог – оппонент высказывает позицию на счёт конфликтной ситуации, вторая сторона должна пересказать эту проблемную ситуацию; 4) социально-психологический тренинг: помогает показать, как выйти из конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликтов: 1) силовые способы разрешения конфликтов; 2) переговоры, когда организуется диалог между оппонентами и в ходе этого диалога стороны пытаются найти решение этого конфликта; 3) участие третьей стороны в разрешении конфликта, разновидности: 1) медиаторство или посредничество – создать условия для переговоров противоборствующих стороны, посредник может высказывать свою точку зрения, но оппоненты конфликта не обязаны её применять; 2) арбитраж: обязательным или добровольным. Способы разрешения межличностных конфликтов: 1) избегание, т.е. отклонение; 2) принуждение, т.е. противоборство; 3) сглаживание, т.е. уступчивость – сохранение или восстановление хороших отношений; 4) компромисс, т.е. сотрудничество – поиск решений, удовлетворяющие обе стороны; 5) координация; 6) конфронтация конфликта.
*** Социальная фасилитация – мотивация, источником которой является присутствие соисполнителя или аудитории; усиливает хорошо усвоенные реакции. Связана с состоянием возбуждения (из-за боязни оценки или из-за необходимости отвлечения внимания на наблюдателя) Пребывание в толпе усиливает как позитивные, так и негативные реакции. Боязнь оценки – наблюдатели в нас тревогу, потому что нам не всё равно, как они нас оценивают. Сам факт присутствия наблюдателя. Конфликт между отвлечением внимания на посторонних и необходимостью сосредоточиться на выполняемой работе.
Социальная леность – тенденция людей работать менее усердно тогда, когда они объединяют свои усилия (отсутсвие индивидуальной ответсвенности) – деиндивидуализация. Причины: 1) численность группы; 2) физическая анонимность; 3) возбуждающие и отвлекающие занятия (крики, скандирование, хлопанье в ладоши); 4) ослабленное самосознание (ослабление связи между поведением и установками). Как ослабить эффект: - интерес участников к задачам; - оценка индивидуального вклада; - человек оценивает свой вклад в решение задачи как важный (считает, что другие неспособны); - отношения между членами группы дружеские.
Огруппление мышления (группа мысли) – (Мерс) – что такое, как проявляется и условия, как снизить.
Межгрупповые отношения 1. Межгрупповые отношения и межгрупповая дифференция. 2. Исследования межгрупповых отношений в зарубежной и отечественной психологии. 3. Социальные предубеждения. 4. Последствия и преодоление социальных предубеждений.
1. Межгрупповые отношения – отношения, участниками которых являются социальные группы. В 1906 г. термин “этноцентризм” – Уильям Самнер – предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с её позиций. Выражается в чувстве превосходства своей этнической группы и одновременной враждебности к другим этническим группам. Современный этап, направления: 1) изучение причин межгрупповых конфликтов; 2) исследование феноменов, которые являются показателями межгрупповых конфликтов; 3) исследование способов улучшения межгрупповых отношений. Межгрупповая дифференциация – установление различий между своей и другой группой, дифференциация отношений к своей и другой группой. Ингруппа – своя группа, членом которой человек является. Аутгруппа – чужая группа. Виды межгрупповой дифференциации. Классификации: I. 1) между ин- и аутгруппой; 2) между аутгруппой и субъектом восприятия. II. 1) дифференциация между ин- и аутгруппой; 2) дифференциация между аутгруппами. Структура межгрупповой дифференциации (аналогична структуре установки), компоненты: 1) когнитивный – воспроизведение более благоприятных сведений о своей группе, приписывание ей большего числа и степени выраженности позитивных качеств; 2) аффективный – большая выраженность эффекта ложного согласия при сравнении с членами своей группы; выражается в более позитивном эмоциональном отношении к членам ингруппы по сравнению с членами аутгруппы; 3) поведенческий – оценка установок членов ингруппы как более независимых и рациональных; выражается в 1) большем доверии к партнёру по взаимодействию, если он является членом ингруппы; 2) большей помощи членам ингруппы, если это необходимо; 3) использование при общении с членами ингруппы иного коммуникативного стиля, чем с членами аутгруппы.
2. Зарубежные исследования Прежде всего – проблема враждебности. В к. XX в. сформировались основные теории, объясняющие возникновение межгрупповых конфликтов. Три группы, теории: 1) индивидуального уровня – причина межгрупповых конфликтов – индивидуальные особенности человека; 2) межгруппового уровня – причины – особенности взаимодействия между группами; 3) социального уровня – причины – социальная структура общества (социология). 1) З. Фрейд: межгрупповая враждебность связана с Эдиповым комплексом или комплексом Электры. В процессе социализации чувство любви (по отношению к родителю противоположного пола) направляется на свою группу, враждебное (по отношению к родителю своего пола) – на чужую группу. 2) Л. Берковиц: феномен генерализации агрессии – распространение агрессии на другие объекты – демонстрация испытуемым фильмов со сценами агрессии приводит к усилению агрессии к представителям других групп, сходных с теми, кто в фильме выступал как источник фрустрации или жертва агрессии. 3) М. Шериф: причина межгрупповой враждебности связаны с конфликтом целей и интересов различных групп. Возникает в ситуации конкуренции между представителями различных групп. 4) Г. Тэджфел: внутригрупповой фаворитизм (тенденция оказывать предпочтение своей группе в про ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|