Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Становление социологии как науки.





Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение всего XIX в., послужили импульсом для социологических разработок.

Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин «социология». В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) он устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.

На первой, теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. Что касается третьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: «человеческий Ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений», чтобы заниматься лишь «открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, т.е. неизменных отношений последовательности и сходства между ними».

Науки (и здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения) не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении «позитивного состояния».

О. Конт систему социологии делил на «социальную статику» и «социальную динамику». Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. Если социальная статика изучает общество «в состоянии покоя», то социальная динамика имеет дело с законами развития и изменения социальных систем. Изучение социальной динамики общества ведет к выявлению социального прогресса, представляющего собой закономерное развитие по восходящей линии. На это развитие оказывают влияние первичные факторы – духовное и умственное развитие и вторичные – климат, раса, продолжительность жизни. О.Конт был противником революций и обосновывал необходимость социальной эволюции.

О. Конта можно рассматривать как одного из предшественников эволюционно-органического направления в социологии. Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил ее основы, для придания ей академического статуса как отдельной науки.

Взгляды О. Конта развивал английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Он разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Спенсер придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей.

Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер считал, что развитие любого организма 1) тесно связано с его приспособлением к среде, то есть, в случае с обществом, к природе, и 2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а следовательно, и его постоянное усложнение. Изменение общества, его постепенная дифференциация представляют собой проявление социальной динамики.

Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.).

Подобно биологам, описывающим организм в виде его структур и функций, которые обеспечивают выживание организма, Спенсер так же описывал общество. Такое представление об обществе соотносится с тем, что современные социологи называют структурно-функциональной теорией. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции.

Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Этот подход был определен как социальный дарвинизм.

Основной закон социального развития, по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Спенсер являлся, как и О. Конт, противником революции, называя ее болезнью организма. Только в ходе эволюции общества возможно сгладить противоречия между правом сильного и естественным правом каждого человека на счастье. Плодотворной была идея о том, что общества развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно несхожими между собой элементами.

Карл Маркс (1818-1883) – политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории. Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты.

Однако экономическая система воздействует на надстройку не в одностороннем порядке. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. По этой причине Маркс полагал, что когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй – коммунизм.

Маркс объяснял историю как борьбу между противоположными силами, а классовую борьбу как источник и движущую силу развития. С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии. Источник перемен, согласно Марксу, находится в самом обществе, в частности, в противоречиях экономической системы. К. Маркс создал теорию общественно-экономической формации, теории социалистической революций и диктатуры пролетариата. Он объяснил сущность капиталистической эксплуатации.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, считал, что Маркс придает экономическим факторам и классовой борьбе избыточное значение. Согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности.

По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Как таковые, социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами могут служить социальные нормы, прописные истины общественной морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды.

Дюркгейм выступил против натурализма, сводившего общественные явления к природным, и против психологизма, сводившего социальное к психологическому, доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. В работе «Правила социологического метода» Дюркгейм (первый профессор социологии во Франции) сформулировал принципы социологии и показал, что социология должна изучать социальные факты.

Дюркгейм рассматривал общество как сферу согласия и солидарности, складывающегося на основе общественного разделения труда. Согласно Дюркгейму, существует два типа солидарности – механическая и органическая. Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Совсем другая картина наблюдается в обществе с органической солидарностью. Такая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

Дюркгейм первым в социологии изучил религии, обычаи и нравы людей, девиантное поведение.

Основы «понимающей социологии» были заложены в творчестве немецких исследователей Г. Зиммеля (1858-1918), Ф. Тенниса (1855-1936) и М. Вебера (1864-1920).

Основа социологической теории Вебера – это концепция социального действия. По его мнению, социальное действие есть действие, осуществленное индивидом, которому он придает значение и при осуществлении которого он принимает во внимание возможное ответное поведение других людей.

М. Вебер предложил подход, с помощью которого социальное действие можно объяснить. Для этого необходимо рационально мыслить и понять значение, которое придает действующее лицо (актор) осуществляемому им акту. Для полного причинного объяснения важно определить, чем обусловлены мотивы, побудившие к социальным действиям. Так, в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) он показывает, как этические принципы протестантизма (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость) способствуют возникновению капитализма.

Макс Вебер – выдающийся социолог конца ХIX - начала XX в. Социология, по Веберу, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Но она, в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если и поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Для обозначения процедуры постижения смысла Вебер пользовался категорией «понимание».

Вебер ввел в социологию понятие «идеальный тип». Идеальный тип – это теоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристик социального феномена. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Идеальные типы: «капитализм», «церковь», «хозяйство» и т.д. – служат основой понимания человеческих действий и исторических событий.

Идеальные типы – исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности. Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством «независимого от ценностей» исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал важность социологии, свободной от оценочных суждений. Социологи не должны позволять своим личным пристрастиям влиять на проведение научных исследований. Они должны культивировать строгий подход к изучаемым явлениям, чтобы видеть факты такими, какие он и есть, а не такими, какими бы хотелось их видеть.

Социология в России.

Исходным хронологическим рубежом российской социологии считается конец 60-х годов XIX века. На начальном этапе своего становления (период с 60-х по первую половину 80-х гг. XIX в) русская социология возникает в традиции постконтовского позитивизма. На первой стадии социология развивается одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л.И. Мечников), органцизм (П.Л. Лилиенфельд, А.И. Стронин), психологизм, субъективная школа: (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, С.Н. Южаков), социо-психизм: (Е.В. Де Роберти).

Объективно-ориентированная социология получила наиболее полное воплощение в работах А.И. Стронина (1826-1889) и П.Л. Лилиенфельда (1829-1903). Последний, вслед за Г. Спенсером, был одним из основателей социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. И Стронин, и Лилиенфельд свои представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.

Второй период в развитии русской социологической мысли – 80-е – 90-е годы XIX века. В этот период значительно влияние марксизма и антипозитивистских установок, резко критикуются натуралистические концепции. Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал П.Б. Струве (1870-1944).

Важным этапом в развитии социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М.М. Ковалевского (1851-1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, Ковалевский подчеркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Поэтому свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать все положительное в них на почве «теории социального прогресса». Тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.

Третий период развития русской социологии ограничен двумя первыми десятилетиями XX века. В этот период появляется неопозитивизм, акцентирующий функционализм и эмпирические исследования (Г.П. Зеленый, А.С. Звоницкий, К.М. Тахтарев, А.С. Лаппо-Данилевский и др.)

Наиболее полно идеи непозитивистской социологии выразил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), один из крупнейших русских, а затем американских социологов первой половины XX века.

Большое внимание Сорокин уделяет анализу общества, определению критериев социальной дифференциации. Всемирную известность получила его теория социальной стратификации и мобильности. После того, как в 1922 году П. Сорокин вынужден был покинуть родину, его научная деятельность протекала в основном в США. Им написано множество статей и монографий, среди которых выделяется четырехтомная «Социальная и культурная динамика». Сорокин констатировал кризисное состояние современной культуры, проанализировал различные его причины и формы. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно-религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности.

Высылка в 1922 году большой группы ученых из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Восстановление отечественной социологии началось только в конце 50-х годов.

В конце 60-х годов позитивные тенденции в развитии социологии были прерваны. Конкретные социологические исследования в 70-80-е годы проводились, но подвергались жесткой цензуре. Во второй половине 80-х годов, вместе с реформами в стране, начался современный этап развития социологии.

Ключевые понятия:

позитивизм, социальная статика, социальная динамика, социальный факт, функционализм, символический интеракционизм, механическая солидарность, органическая солидарность, мифология, миф, эпос, мораль, полис, космос, государство, монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, теософия, гуманизм, равенство, естественное право, общественный договор, «понимающая социология», «идеальный тип», материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, психологизм, натурализм, социал-дарвинизм, субъективный метод, психологизм, географический детерминизм, органицизм, теория «социального прогресса».

Основные определения:

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – ведущее направление в социологии XIX века, основные положения которого были сформулированы О. Контом. Конт провозгласил необходимость отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, «позитивную» науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую. Для позитивизма характерно прямое заимствование методов и теоретических моделей естественных наук (биологии, анатомии и физиологии человека, механики), опирающееся на понимание общественных законов как части или продолжения природных законов. Поэтому характерными чертами классического позитивизма были натурализм, органицизм, эволюционизм. Для позитивизма характерно также требование, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми объектами и явлениями, а законы выражали отношения между явлениями и были непосредственно проверяемыми. О. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент.

Социальная статика – раздел социологии, по О. Конту, предмет которой – условия существования и законы функционирования общественной системы. Социальная статика представляет теорию общественного порядка, организации, гармоничного взаимодействия всех частей общества как целостного организма. Социальная статика рассматривает основные общественные институты – семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами.

Если социальная статика изучает общество «в состоянии покоя», то динамика социальная имеет дело с законами развития и изменения социальных систем.

Социальнаядинамика – 1. По О. Конту – изучение структур социальных изменений. 2. Процесс непрерывного воспроизводства и развития социальных систем в отличие от социальной статики. Динамика социальная – теория общественного прогресса, в основу которой, согласно ее автору, должна быть положена история человеческого духа. Изучение социальной динамики общества ведет к выявлению социального прогресса, представляющего собой закономерное развитие по восходящей линии.

Социальный факт – единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества.

Социальный факт – по Э. Дюркгейму – собственная предметная область социологической науки. Согласно Дюркгейму, социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива и реальна, как и все другие виды реальности, поэтому развивается по определенным законам. Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природной, с одной стороны, и по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической, реальности, воплощенной в индивидах, с другой. Человек – двойственная реальность, homo duplex, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество – из индивидов.

Социальные факты рассматриваются как вещи, но социальные факты не столько существуют как вещи, сколько их необходимо изучать как вещи.

Социальные факты выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах.

Социальные факты состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия. Например, социальные институты навязываются нам, принуждают нас, обязывают нас делать что-то определенным образом.

Социальные факты составляют объективную реальность, но объективную в чисто дюркгеймовском смысле – как независимую от индивидуального сознания.

Дюркгейм подразделял социальные факты на два типа:

1) Морфологические, имеющие материальный субстрат – плотность населения, частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.

2) Духовные, нематериальные факты – коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание.. Основное внимание Дюркгейм уделял коллективному сознанию, его различным формам: религии, морали, праву.

Функционализм – направление в социологии, рассматривающее общество как систему элементов, выполняющих различные функции и тем самым обеспечивающих гармоничное существование системы.

Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей.

Механическая и органическая солидарность – различие, идущее от Э. Дюркгейма, между двумя типами социальной солидарности: механической, основанной на подобии индивидуумов, формой солидарности, преобладающей в простых и менее развитых обществах. И органической, основанной на разделении труда, идеально подходящей для современных развитых обществ. Действительность, доказывал Дюркгейм, была такова, что в современных обществах органическая солидарность пока еще далека от реализации.

Символический интеракционизм (англ. interaction – взаимодействие) – теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.

Парадигма символического интеракционизма основывается на том, что все формы взаимодействия людей подразумевают общение, которое базируется на определенных символах.

Д. Г. Мид – один из основателей парадигмы. С точки зрения Мида, человеческая мысль и само поведение являются сугубо социальными. Люди обретают свою человеческую природу благодаря коммуникации – они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых содержатся в языке. Символы обозначают не только предмет или событие, но и предполагают определенную реакцию, выражающуюся в соответствующих социальных действиях людей, а также выступают как средства, с помощью которых люди могут значимо общаться.

Другой представитель символического интеракционизма, Чарльз Кули – известен прежде всего как автор теории «зеркального Я», суть которой состоит в том, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы.

Государство –важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношения между ними.

Исторически государство возникает из догосударственных, неполитических форм власти вождя, предводителя рода, племени, жреца, шамана и др. в процессе углубления общественного разделения труда, социальной дифференциации и социального неравенства, появления публичной власти и ее институтов.

Основными признаками государства являются наличие:

1) особого механизма осуществления политической власти (функций государства) в виде обособленной от общества системы органов, организаций и учреждений;

2) системы санкционированных политической властью норм и установлений, т.е. права;

3) очерченной границами территории, определяющей пространственные рамки распространения соответствующей власти (юрисдикции государства).

Государства подразделяются: по формам правления – на монархии (абсолютные и конституционные) и республики (парламентские и президентские); по формам территориального устройства – на унитарные и федеративные или конфедеративные; по формам политического режима – на демократические, авторитарные, тоталитарные и т.д.

Гуманизм –(от лат. humanus – человеческий, человечный) – совокупность идей, взглядов, воззрений, действий, утверждающих высшую ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие, проявление своих творческих сил и способностей независимо от его общественного положения.

Гуманизм провозглашает принципы равенства, справедливости, человечности нормами отношений между людьми, критерием оценки социальных институтов и организаций, всей практики социальной жизни.

«Понимающая социология» – основа социологической теории Вебера, это концепция социального действия. По его мнению, социальное действие есть действие, осуществленное индивидом, которому он придает значение и при осуществлении которого он принимает во внимание возможное ответное поведение других людей.

М. Вебер предложил подход, с помощью которого социальное действие можно объяснить. Для этого необходимо рационально мыслить и понять значение, которое придает действующее лицо (актор) осуществляемому им акту. Для полного причинного объяснения важно определить, чем обусловлены мотивы, побудившие к социальным действиям.

«Идеальный тип» – осмысление (идеализация) общего или отдельного явления в целях анализа и объяснения, представляющее явление только в абстрактной или «чистой» (следовательно, «идеализированной») форме. Основы идеально-типичного анализа в социологии происходят от Макса Вебера. Идеально-типичные понятия нужны Веберу для обеспечения явления «общих» понятий, наоснове которых можно однозначно сформулировать «исторические» понятия, служащие отправной точкой общих идеальных типов. «Идеальные типы», или теоретические конструкты («капитализм», «церковь», «хозяйство» и т.д.), служат основой понимания человеческих действий и исторических событий.

Материалистическое понимание истории – базисная идея, лежащая в основе материализма Марксаи изложенная в предисловии к «Критике политической экономии» (1859), состоит в следующем: «В ходе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил».

«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Общественно-экономическая формация – общество, находящееся на определенном этапе исторического развития (первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм).

Социал-дарвинизм – термин для социальных теорий, применяющих принципы естественного отбора Дарвина к обществам. Наиболее известным сторонником данной позиции был Спенсер. Спенсеррассматривал общество как единый организм, аналогичный биологическому организму.

Субъективный метод в социальном знании – учение о необходимости оценочного фактора в познании человеческой деятельности, истории и социальной жизни. Яркий защитник субъективного метода в России Н.К. Михайловский считал, что социальное знание теснейшим образом связано с нравственной оценкой, с «интересами», «симпатиями», «идеалами» людей, тогда как чисто теоретическое, безоценочное познание в этой сфере ограниченно. Каждый человек «удерживает за собой право критиковать великий Божий мир с точки зрения своего кусочка мозга».







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.