Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальный статус и социальная роль.





Каждый человек занимает в обществе определенное положение. Эта позиция в социологии обозначается понятием «статус». Впервые данный термин был употреблен английским историком Г. Мейном, а в социологию его ввел американский социолог Р. Линтон. Характеризуя социальный статус личности, обычно указывают на ее права и обязанности, а также на положение в социальной иерархии. Каждый человек обладает целым набором статусов. Например, одновременно он может быть сыном, отцом, мужем, программистом, калмыком, депутатом. Несмотря на все многообразие статусов, их можно подразделить на две основные группы: предписанные (аскриптивные) и достигаемые. Аскриптивный статус человек получает от рождения независимо от своей воли. Пол, расовая принадлежность, фамилия индивида относятся к статусу предписанному. Достигаемый статус приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий. Врач, инженер, бухгалтер, специалист по связям с общественностью — это примеры статусов достигаемых. Для каждого человека один из его статусов будет главным.

С понятием «статус» тесно связано другая категория – «роль». Впервые она была использована Дж. Мидом в 1934 г., а закрепилась в социологии благодаря трудам Р. Линтона. Мид определял роль как систему предписаний, которая создается в результате процесса взаимодействия и зависит от статуса.

Понятие социализации. Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей. Процесс интеграции человека в общество называется социализацией. Социализация – это процесс усвоения человеком норм культуры и освоения социальных ролей.

Социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимает процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Ресоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Институты социализации. Важнейшим институтом первичной социализации выступает семья. Перенимая в самом раннем возрасте способы поведения своих родителей, дети осваивают первые социальные роли, обретают первый опыт социальных взаимодействий.



По мере взросления возрастает значение групп сверстников, друзей, их роль в социализации человека определяется прежде всего тем, что в отличие от родителей они занимают равное по отношению к нему положение. Именно в кругу ровесников человек приобретает опыт взаимодействия с себе равными.

Значительную часть функций по первичной социализации берут на себя детские дошкольные учреждения и школа.

Высшие и средние специальные учебные заведения готовят индивида к исполнению профессиональных ролей. Поэтому они могут играть роль как в процессе первичной социализации, так и ресоциализации.

Важнейшим институтом как первичной, так и вторичной социализации являются средства массовой информации. Электронные СМИ, газеты, журналы, книги оказывают значительное влияние на формирование взглядов и установок людей.

Другими институтами социализации выступают трудовые коллективы, ассоциации по интересам, клубы, церковь. Особенностью социализирующего воздействия этих организаций является избирательность, поскольку членство в них носит добровольный характер.

Интеракционизм о социализации.Значительный вклад в разработку концепта социализации внесла теория символического интеракционизма. Согласно ее основным положениям, содержанием социализации выступает интернализация социальных норм и ценностей. Без нее невозможно понимание других людей и самого социального мира. Социализация завершается тогда, когда основные социальные нормы освоены, приняты человеком и стали частью его внутреннего Я.

Основы интеракционистского подхода к анализу социализации были заложены американским ученым Ч. Кули в теории «зеркального Я». Процесс социализации – результат межиндивидуальных взаимодействий, в результате которых в первичных группах формируется самосознание, являющееся стержнем личности. Я – в значительной степени то, что видят в нем другие. Представления других – это зеркало, в которое смотрится Я.

Согласно постулатам теории Дж. Мида, социальное Я человека (Self) составляют Я-сам (I), или «самость», и Я-меня (Me), или «мое»,– Я-меня – это образ представлений других о себе (Я). Я-сам – это специфическая индивидуальная реакция на социальное окружение. В процессе социализации индивид формирует представления о том, как его действия воспринимают другие лица. Поэтому для социализации ребенка особое значение приобретает взаимодействие с окружающими или, по выражению Дж. Мида, с «обобщенными другими». Посредниками для ребенка в его контактах с «обобщенными другими» выступают «значимые другие» – родители, братья и сестры, окружающие его родственники.

Человек становится социальным существом, осваивая и интернализируя социальные роли. По мере их усвоения социальный мир становится внутренней реальностью личности.

В структуре личностиможно выделить три уровня:

– биологический;

– психологический;

– социальный.

Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. наделяют ее неповторимыми, уникальными качествами.

Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «Я». Субъективное «Я» формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе.

С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности и при участии в различных общностях и объединениях – совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентации.

В социологии рассматривается набор элементов внутренней структуры личности, определяющий готовность к тому или иному поведению: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции.

Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Создателем иерархической теории потребностей считается американский психолог А. Маслоу(1908-1970), который разделил потребности на базисные (потребность в пище, безопасности и др.) и производные, или мета-потребности (в справедливости, порядке, благополучии). Базисные потребности расположены в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

– физиологические и сексуальные потребности;

– экзистенциальные потребности (потребность в безопасности, уверенности в завтрашнем дне);

– социальные потребности (в привязанности, принадлежности к коллективу, в общении);

– престижные потребности (в статусе, престиже, признании);

– духовные потребности (потребности в самовыражении через творчество).

Маслоу первые два типа потребностей в разработанной им иерархии назвал первичными (врожденными), три остальных – вторичными.

Теории социализацииимеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда, Ж. Пиаже. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Г. Mид.

Человеческое «Я», открывающееся через реакции других, известно как «зеркальное Я» (Ч. Кули). По его мнению, другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. «Я» включает:

1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»;

2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;

3) вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения («самоуважение»).

По мнению Дж. Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими.

По Фрейду, личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» – примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «Я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-Я» – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции.

Ключевые понятия:человек, индивид, индивидуальность, личность, социальное и биологическое в человеке, структура личности и психика, социализация личности, социальная адаптация, потребности, поведение, социальный контроль, девиантное поведение.

Основные определения:

Индивид –каждый отдельный представитель человечества. Индивид рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Человек употребляется как родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду. Понятие «человек» указывает на качественное отличие людей от животных, служит для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей.

Личность– это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его интеграции в систему общественных отношений. Термин «личность» служит для характеристики социального в человеке. Любой человек (а не только гениальные и великие) должен рассматриваться как личность.

Индивидуальность означает то особенное и специфичное, что отличает одного человека от других, включая его природные и социальные, физиологические и психические, наследуемые и приобретаемые качества.

Адаптация –специфическая разновидность взаимодействия социальных субъектов со средой. В социологии адаптация понимается либо как процесс пассивного приспособления личности к требованиям политической, социальной среды, либо как процесс активного взаимопреобразования личности и условий осуществления ее политических и социальных ролей.

Поведение –совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Поведение – внешняя форма проявления деятельности.

Диспозиция(от лат. dispositio – расположение) означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.

Социализация– это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных ролей и статусов.

Социальная норма – это пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия. Нормы формируют привычки, обычаи и традиции.

Социальная роль– совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

Социальным статусомназывается каждая из социальных позиций индивида, связанная с определенными правами и обязанностями.

Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоцио­нального состояния и общим элементом внимания. Поведение индивидов в толпе характеризуется усилением внушаемости, подражательности, эмоциональности и социально-психологического заражения.

Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение:различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Поведение, соответствующее определенным в обществе нормам, обозначается как конформистское.

Под социальными ценностями понимаются наиболее общие представления о желательном типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности, в свою очередь, конкретизируются в социальных нормах.

Темы рефератов:

1. Социологические концепции личности: ролевая, психоаналитическая, поведенческая, диспозиционная.

2. Личность и общество.

3. Социальная взаимосвязь и социальный конфликт.

4. Социальный консенсус и возможности его достижения.

5. Девиантность поведения и его основные формы.

6. Социология молодежи.

Доклады:

1. Социализация и социальная адаптация.

2. Современная ситуация и адаптация личности.

3. Девиация и преступность в современной России.

4. Методы социального контроля в современном обществе.

Контрольные вопросы:

1. Что такое социализация, ее основные этапы и их содержание?

2. Какие агенты и институты социализации вам известны?

3. Что такое «жизненный кризис», какова его природа с точки зрения социологии?

4. Что является причиной девиантного поведения?

5. Какие формы социального контроля существуют?

6. В чем сущность понятий индивид, индивидуальность, личность?

7. В чем состоит социальный статус личности?

8. Какую роль в жизни общества и личности играют процессы социализации?

Социологические тексты:

1. Н.А. Бердяев. «О назначении человека».

2. Н.А. Бердяев. «Опыт парадоксальной этики».

3. В.И. Вернадский. «Несколько слов о ноосфере».

4. Всеобщая декларация прав человека.

5. А.И. Герцен. «С того берега».

6. И.Г. Гердер. «Идеи к философии истории человечества».

7. И.А. Ильин. «О национализме. О национальном воспитании».

8. Н.И. Кареев. «Борьба индивидуальных и социальных сил в истории».

9. П.Л. Лавров. «Биография – исповедь».

10. Г.В. Плеханов. «Материалистическое понимание истории».

11. А. Печчеи. «Человеческие качества».

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.