Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фокус-группы в исследованиях рекламы





План

1. Фокус-группа как метод качественного исследования.

2. Технология проведения фокус-группы.

3. Фокус-группа в исследованиях рекламы, связях с общественностью и смежных специальностях.

Основные понятия и термины

Глубинное интервью, групповая динамика, групповая дискуссия, качественные методы, малая группа, модератор, отчет, топик-гайд, фокус-группа, фокусированное интервью.

 

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 163-230, 265-278.

Белановский С.А. Метод фокус-групп: Учебное пособие. М., 2001.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М., 1997.

Брянцева Е.А. Метод «фокус-групп» в комплексном исследовании. М., 1998.

Власова М.Л. Фокус-группа без фокусов // Маркетолог. 1999. № 1.

Глушакова Т., Грызунова Н. Качественные исследования в рекламе: возможности и ограничения // Практический маркетинг. 1997. № 10. С. 2-4.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие. М., 2009. С. 182-193.

Колесников Ю.С. Прикладная социология: Учебное пособие. Ростов на дону, 2001. С. 150-167.

Дебюс М. Качественные методы в социальных исследованиях. Фокус-группа: Учебное пособие. Барнаул, 1995.

Девятко И.Ф. Измерение установки: становление социологической парадигмы // Социологические исследования. 1991. № 6. С. 49-59.

Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

Дэвис Дж.Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. М., 2003. С. 157, 265-267, 290-291, 298-299, 301.

Инструкция по проведению фокус-групп. М., 1996.

Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.

Копылова С.С. Фокус-группы: ответ на вопрос «почему» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. № 2.

Леоненко В.В. Социологические методы в рекламной деятельности. М., 1996.

Маслова О.М. Количественная и качественная социология: Методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология. М., 1995. № 5-6.

Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование. М., 2007.

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М., 1991.

Нанеишвили Б. Фокус-группы как метод качественных маркетинговых исследований // Практический маркетинг. 1998. № 8-9.

Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. М., 2009. С. 153-178.

Томбу Д.В. Социология рекламной деятельности: учебное пособие. М., 2009. С. 202-228.

Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в исследовании московской аудитории «Би-Би-Си» // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 3. С. 45-52.

Шарков В.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. Учебное пособие: В 2-х ч. Ч. 1. М., 2002. С. 133-148.

Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология 4М. М., 1991. № 1. С. 14-31.

Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов // Социология 4 М. М., 1995. № 5-6. С. 16-28.

Интернет-ресурсы

www.c-s-r.ru – Маркетинговые, имиджевые, рекламные исследования.

www.ecsocman.edu.ru/db/msg/242488/3960.html – Социологические исследования рекламы (Кольцова О.Ю.).

www.europexxi.kiеw.ua – Социологическое сопровождение избирательной кампании (Башкирова Е. И.)

www.F:/TEMP/!/golubkov3/htm/ – Маркетинговые исследования рекламной деятельности (Голубков Е.П.)

www.lab.advertology.ru/arhiv/2003/frem_zakuskin1.htm/ – Анализ потребительских предпочтений и оценка воздействия рекламы на образ фирмы, товара, торговой марки

www.dux.ru/yes! YES! Журнал о рекламе и маркетинге

 

I

Качественные методы исследования обычно применяются в тех случаях, когда у исследователя нет достаточного уровня понимания проблемы или достаточной информации для проведения количественных исследований. В отличие от массовых стандартизированных опросов качественные исследования не преследуют цели получения однотипных и сравнимых между собой ответов на один и тот же набор вопросов.

Основными методами качественных исследований являются фокус-группы и глубинные интервью. Глубинное интервью – это неструктурированное, прямое, личное интервью. В ходе беседы интервьюер выясняет мнения респондента. Индивидуальное глубинное интервью применяется для исследования таких ситуаций, когда обсуждаются конфиденциальные темы (здоровье, взаимоотношения в семье, финансовые вопросы и т.п.), а также в интервью с экспертами или конкурентами.

Разновидностью качественного исследования является метод фокус-групп. Проведение первой фокус-группы датируется ноябрем 1941 г., когда Р. Мертон и П. Лазарсфельд изучали эффективность работы радио во время Второй мировой войны. В 1956 г. была выпущена книга «Фокусированное интервью», в которой описывалась методика анализа эффективности пропаганды и фильмов по обучению в армии.

Метод фокус-групп позволяет респондентам свободно излагать свои мысли, относящиеся к теме коллективного разговора, тогда как в массовом опросе респондент только отвечает на задаваемые вопросы. При этом свободная беседа позволяет респонденту вспомнить гораздо больше фактов, а детальный анализ стенограмм, видеозаписей фокус-группы позволяет выявлять скрытые детерминанты восприятия и поведения респондентов.

Существует множество определений фокус-групп. И. Голдман (1962) дает следующее определение. Фокус-группа – групповое глубинное фокусированное интервью, в котором «групповое» означает число взаимодействующих людей, объединенных общими интересами; «глубинное» означает поиск информации более полной, чем та, которая бывает на уровне межличностного общения; «интервью» означает присутствие модератора, который использует группу как механизм извлечения информации; «фокусированное» означает, что интервью ограничено малым числом вопросов. Из этого определения следует, что спецификой данного метода является производство нового знания в специально подобранной группе, в ходе постоянного взаимодействия респондентов и их взаимного влияния во время общения. При этом концентрация внимания фокусируется на определенной теме.

Фокус-группы заняли свое достойное место среди других групповых методов исследования. «В отличие от номинальных методов в них используется принцип групповой динамики, т.е. участники фокус-групп взаимодействуют между собой как в реальной ситуации – и это влияет на формирование их выводов. В дельфийских группах участники разобщены территориально. Здесь исследователь не направляет групповые процессы, а лишь обобщает их мнение. Метод мозговой атаки (мозгового штурма) обращает внимание на выработку взаимоприемлемого решения в определенной проблемной ситуации».[66]

Итак, метод фокус-группы позволяет выявить интересы и ценности, сознательные и бессознательные установки представителей различных сегментов общественности; определить наиболее популярные и доступные для избирателей информационно-коммуникативные каналы; изучать реакцию респондентов на различные сообщения. Он позволяет получить обширную информацию об общественных настроениях и понять тенденции формирования и функционирования общественного мнения.

Конечно, в отношении данных фокус-групп нельзя вести разговор о репрезентативности (для этого потребовалось слишком большое количество фокус-групп, что свело бы на нет все их преимущества). Вместе с тем важно, чтобы при отборе респондентов в фокус-группах были представлены различные категории населения, являющиеся объектом исследования, тогда данные фокус-групп могут найти эффективное применение для оценки ситуации, формулировки новых идей, выдвижения гипотез. Метод фокус-групп является одним из способов «пробиться» к потребителю, избирателю и т.д. и с высокой степенью точности определить характер рекламного, ПР- и любого другого воздействия на общественное мнение.

II

Проведение фокус-групп осуществляется в восемь этапов.

1. Подготовка программы исследования. На этом этапе дается краткая характеристика проблемы и предмета исследования, ставится цель и описываются основные задачи, дается краткое описание информации, которую получит заказчик. Выявляются целевые группы как объект исследования. Определяются масштабы исследования (число фокус-групп, стоимость работ и т.д.). Например, если исследуются приоритеты избирателей, то в качестве главной цели фокус-группового исследования будет выступать определение важнейших приоритетов избирателей на данный момент времени в данном социальном пространстве (регионе, городе и т.д.). Если надо протестировать рекламные ролики, то следует понять, как они воспринимаются той или иной социальной группой.

Итак, первое, что необходимо понять для проведения исследования – какая общая проблема стоит перед заказчиком, а тем самым и перед вами. Например, понять, как увеличить спрос на тот или иной продукт на рынке или разработать максимально эффективную рекламную стратегию, или понять, как увеличить рейтинг данной политической партии на выборах. Поняв проблему, далее надо сформулировать конкретные задачи исследования, т.е. понять, как именно результаты могут быть использованы клиентом, уяснить возможности клиента, разработать бюджет исследования. Например, выяснить, какие недостатки и достоинства видят покупатели в данном продукте илипротестировать рекламные ролики и понять, как они воспринимаются той или иной группой, или протестировать рекламные ролики и понять, как они воспринимаются той или иной группой, или понять, как воспринимается программа политической партии разными социальными группами.

Чем яснее и конкретнее представляется, для чего исследование нужно, тем точнее можно определить состав групп и правильнее составить гайд для проведения групповых дискуссий. Желательно вместе с заказчиком выдвинуть гипотезы, которые либо будут подтверждены в ходе исследования, либо опровергнуты. Без гипотез нельзя ни определить состав групп, ни написать разумный сценарий проведения.

2. Определение критериев подбора. Количество фокус-групп в одном исследовании колеблется от трех до десяти. На практике используется 3-6 фокус-групп. При этом каждая отдельная фокус-группа подбирается
гомогенной. Существует очень много критериев подбора участников
фокус-групп (пол, возраст, социальный статус, уровень образования, место
проживания и т.д.), поэтому распределение респондентов осуществляется
в соответствии с целями и задачами исследования. Например, в
электоральном социологическом исследовании в качестве однородных
категорий респондентов могут выступать рядовые члены партии,
беспартийные избиратели, «целевые» группы и т.д.

Итак, состав участников группы зависит от обсуждаемой темы и конкретных задач исследования. Исходя из этого, исследователь планирует тип группы и договаривается с клиентом о критериях отборах- характеристиках, определяющих «фокус» для тех конкретных лиц, которые придут на группу. Эти характеристики являются важным условием успешного проведения дискуссий и имеют непосредственное отношение к теме исследования, поэтому их необходимо строго соблюдать во время набора. Часто это демографические критерии (пол, возраст, уровень дохода), но иногда отбор может основываться и на других характеристиках. Например, могут отбираться владельцы дорогих автомобилей, члены семьи, ответственные за приобретение бытовой техники, люди, поддерживающие ту или иную партию на выборах и т.д.

3. Подбор участников. Обычно состав группы отбирается на основе фильтрующей анкеты, применение которой преследует две цели: а)добиться необходимой гомогенности в соответствии с выбранными критериями; б) предотвратить попадание лиц, участие которых в исследовании будет мешать проведению фокус-группы (профессиональные психологи, социологи и маркетологи; знакомые модератора; лица, которые уже участвовали в фокус-группах в течение последнего года; застенчивые, косноязычные и т.п. лица).

В качестве основных стратегий формирования групп респондентов являются: 1) охват широких целевых групп, 2) охват активных потребителей, избирателей и т.п., 3) охват потенциальных потребителей, избирателей и т.д. Основными техниками отбора респондентов являются: случайный отбор (по телефонной книге, по спискам жителей и т.д.), фильтрующие анкеты, метод «снежного кома», формирование специальной выборки и т.д. Но если проводить с каждой из гипотетических целевых групп отдельные дискуссии, исследование окажется слишком дорогим и займет много времени. Кроме того, возникнут сложности при обработке. Поэтому надо стараться свести количество фокус-групп к разумному минимуму и совмещать в одной дискуссии представителей разных целевых групп.

Состав одной группы необходим однородный для того, чтобы у участников была общая почва для дискуссии, чтобы они чувствовали себя свободно при обсуждении данной темы. В целом же состав групп – это всегда некий компромисс. При этом есть общие правила, которым следуют при подборе состава фокус-групп: участники группы не должны быть знакомы друг с другом; участниками фокус-групп не могут быть люди, представляющие сферы деятельности, связанные с информацией; в группу не должны попадать люди, обладающие специальными познаниями в обсуждаемом вопросе, поскольку их мнение не может считаться объективным.

Пример отбора участников

Рекрутированием участников фокус-групп должен заниматься рекрутер, сотрудник, умеющий вступать в контакт с людьми и налаживать с ними доверительные отношения. При этом он должен не просто набирать тех, кто соглашается прийти, а подвергать потенциальных участников целенаправленному отбору в соответствии с характеристиками, которые определяются исследователем и клиентом. Эти характеристики сообщаются рекрутеру, прежде чем он начинает производить рекрутирование.

Вот образец «расписания» фокус-групп с характеристиками участников для каждой из них:

Групповые дискуссии для тестирования товара «X»

Требуется 8 групп, из которых:

Две с женщинами, которые являются основными покупателями в семье и приобретали товар «X» в течение последнего месяца: 18-24 лет - понедельник, 11 июня в 7.30 вечера и 25-39 лет - вторник, 12 июня в 7.30 вечера

Две с мужчинами, которые делают ряд покупок в семье и покупали товар «X» в течение последнего месяца: 18-24 лет - вторник, 12 июня в 6.00 вечера и 25-39 лет - понедельник, 11 июня в 6.00 вечера

Две с подростками, которые знают товар «X» и использовали его в течение последнего месяца: 14-17 лет - вторник, 12 июня в 4.30 дня и 14-17 лет-среда, 13 июня в 4.30 дня

Две смешанные группы, состоящие из людей, которые не покупали сорт «X» в течение последнего месяца. Покупательские привычки не имеют значения для этих двух групп: 18-24 лет- среда, 13 июня в 6.00 вечера и 25-39 лет- среда, 13 июня в 8.00 вечера

Каждая группа должна состоять из 8-10 респондентов. Группы будут проводиться в наших помещениях по адресу: указывается адрес

Каждое обсуждение займет примерно полтора часа. Вознаграждение будет составлять X рублей для взрослых и X рублей для подростков.

Роль рекрутера состоит в том, чтобы отобрать участников для конкретной группы в соответствии с конкретными требованиями. После того, как рекрутер получил характеристики группы (и фильтрующие критерии), он должен подумать о том, как найти нужных ему людей. Для этого есть несколько способов: набирать людей по случайным адресам или телефонам, использовать банки адресов и респондентов, которые есть в организации, регулярно проводящей опросы общественного мнения.

4. Приготовление помещения и необходимого оборудования. Эффективные фокус-группы проводятся в специально оборудованных помещениях. Основная комната должна быть достаточно большой, чтобы в ней могли разместиться до 10-15 человек, включая модератора и его ассистентов, а также техника. В помещении не должно быть отвлекающих внимание вещей и постороннего шума. Необходимо подготовить телевизор, магнитофон, аудио- и видеозаписывающие устройства, которые потребуются для демонстрации видеороликов и т.п. Как правило, участники фокус-группы рассаживаются по кругу, чтобы видеть друг друга и модератора. Желательно предусмотреть для участников фокус-группы кофе-брейк, подарки или денежное вознаграждение.

5. Разработка топик-гайда. Модератор ведет фокус-группу по определенному плану, который включает конспективное изложение вопросов фокус-группы. На обсуждение выносится 5-10 вопросов. Причем они должны быть одинаковы для всех фокус-групп. Гайд – это сценарий для проведения фокус-групповых дискуссий, как правило, это список тем, вопросов, которые должны быть раскрыты в ходе дискуссии, а также описание тех способов и приемов, которые помогут реагировать на проблему и давать необходимую информацию.

План ведущего разбивается на несколько частей: представление ведущего (имя, независимый исследователь и т.п.), объяснение сути исследования и основных правил работы фокус-группы (такой-то центр исследований проводит изучение восприятия данной партии избирательным корпусом), представление участников (имя, место работы, место жительства), дискуссия (детальное обсуждение каждого вопроса, проблемы), демонстрация материалов (плакатов, брошюр и т.п.), роликов, упаковок и т.п. с целью выявления мнения участников.

Общие требования к топик-гайду: установление рамок дискуссии, определение круга вопросов, прямо или косвенно связанных с главной темой обсуждения. Дискуссия в фокус-группах строится на открытых вопросах. При этом порядок вопросов должен быть таким, чтобы наблюдалось следование от более общих к специфическим, а от более важных к менее важным. Вопросы могут быть основные, направляющие («почему...»), проверочные или уточняющие (возврат фокус-группы к обсуждаемой теме), вопросы в безличной формулировке (при обсуждении деликатных тем), фактологические (позволяют уточнить факты и детали), несвязанные с дискуссией для организации работы группы).

Гайд должен начинаться с общего знакомства (представления) и «разогревания» группы: ведущий должен представиться сам, ввести людей в курс дела, объяснить, что будет происходить на группе и попросить каждого сказать несколько слов о себе. Самое главное в начале дискуссии - это добиться того, чтобы люди расслабились, перестали стесняться друг друга и модератора, начали свободно выражать свое мнение. Модератор должен составить первое впечатление об участниках, чтобы знать, как вести группу в дальнейшем.

Пример плана проведения фокус-группы [67]

(Проект маркетингового исследования по изучению восприятия

шампуня «X» российским потребителем)

Вступление (5-10 минут)

Цели групповой дискуссии, правила проведения и участия в ней.

Знакомство участников.

Основная часть (80 минут)

Информация о целевой группе

1. Цель: изучить степень важности для женщин ухода за волосами и используемые для этого средства (15 минут)

Что нужно для того, чтобы выглядеть женственно?

Что для Вас лично важнее всего в облике женщины (макияж, одеж­да, походка, прическа) и почему?

Влияет ли прическа на Вашу уверенность в себе, самооценку?

Что такое, по Вашему мнению, «красивые волосы»?

Какие типы волос Вы можете назвать?

Какие средства по уходу за волосами Вы используете в настоящее время?

Используете ли Вы кондиционер при уходе за волосами? Почему?

Какими шампунями Вы пользуетесь?

Как долго Вы пользуетесь данным шампунем?

Сколько раз в неделю Вы моете голову?

2. Цель: выявить (если имеются) и изучить различия между сред­ствами по уходу за волосами для мужчин, для женщин и для детей (10 минут).

Покупаете ли Вы один для всей семьи шампунь или для всех членов семьи разные шампуни? Почему?

Какой шампунь Вы покупаете или купили бы для мужчины?

Существуют ли специальные средства по уходу за волосами для мужчин? Нужны ли они или нет? Почему?

Чем, на Ваш взгляд, отличаются мужские шампуни от других шам­пуней?

Есть ли необходимость в специальных шампунях для детей или нет? Почему? Информированность целевой группы о средствах по уходу за во­лосами (шампунях).

Цель: изучить состояние рынка шампуней в России и информиро­ванность о нем целевой группы (10 минут).

Метод. Попросите участников фокус - группы назвать известные им марки шампуней и запишите эти названия на большом ли­сте бумаги или на доске. После того, как названо 15-20различ­ных марок шампуней, попросите сгруппировать их, и запи­шите названия полученных групп.

Какие шампуни Вы знаете? Назовите, пожалуйста.

Различаются ли все вышеназванные шампуни? Если «да», то по ка­ким критериям?

По каким критериям Вы выбираете шампунь?

Представление об идеальном шампуне

Цель изучить ожидания целевой группы от средств по уходу за волосами (шампуней)(10 минут).

Метод. Запишите перечисленные респондентами качества иде­ального шампуня на большом листе бумаги или на доске.

Каким должен быть, по Вашему мнению, идеальный шампунь (пе­речислите качества)?

Какими должны стать волосы после применения шампуня?

Метод. Раздайте респондентам розничные картинки или фото­графии из журналов и попросите их выбрать те картинки, которые, по их мнению, лучше всего иллюстрируют идеаль­ный шампунь. (При этом для каждой фокус - группы должен быть подготовлен одинаковый набор картинок, фотогра­фий). Модератор наклеивает выбранные картинки па большой лист бумаги и просит респондентов описать полученный коллаж.

Как можно назвать полученный коллаж?

Какое настроение создает данный коллаж?

Тестирование роликов.

Цель: изучить реакцию целевой группы на рекламный ролик шам­пуня «Х» и предложенный слоган (15-20 минут) Метод. Показ рекламного ролика шампуня «X».

Общее восприятие ролика.

Поправился Вам или не понравился показанный ролик? Почему?

Что Вам запомнилось больше всего? Какие фрагменты? Почему?

Какое настроение создает данный ролик?

Какие фрагменты показанного ролика создают такое настроение?

Подходит или не подходит этот ролик для рекламы шампуней? Почему?

Хочется ли Вам купить этот шампунь?

Похож ли шампунь, показанный в этом рекламном ролике, на «идеальный» шампунь, который Вы хотели бы купить?

Восприятие основной идеи.

Какую основную мысль несет этот рекламный ролик о шампуне?

(Если респондент отвечает «Продать товар/марку» или «Создать рекламу товару/марке», то модератор должен задать другой вопрос).

Помимо всего вышесказанного, какую основную идею несет рек­ламный ролик о рекламируемом товаре?

О каких качествах данного шампуня Вы узнали из этого ролика?

Есть ли что-то непонятное в этом ролике?

Достоинства и недостатки ролика.

Возвращаясь к рекламному ролику, что Вам особенно понрави­лось? Почему?

Что вызывало у Вас неприятные ассоциации и не понравилось в ролике?

Нравятся или не нравятся Вам показанные лица?

Естественно или неестественно выглядели главные действующие лица рекламного ролика?

Восприятие музыки.

Понравилось ли Вам или нет музыкальное сопровождение ролика? Подходит или не подходит музыка к этому рекламному сюжету? Почему?

Высказанные пожелания по изменению ролика.

Что Вам хотелось бы изменить в данном ролике с целью его улуч­шения?

Аудитория и каналы трансляции данного ролика.

Кому, по Вашему мнению, больше всего понравится этот ролик и почему?

Покажите другие рекламные ролики и обсудите их по данному плану.

После показа роликов попросите участников фокус - групп срав­нить их и назвать наиболее понравившийся.

Тестирование слоганов (девизов).

Отражает ли данный слоган основное достоинство рекламируе­мого шампуня?

Привлекает ли внимание этот слоган? Если да, то чем именно?

Что лучше всего запоминается из этого слогана?

Какие основные, на Ваш взгляд, качества и достоинства шампуня остались незатронутыми в данном слогане (девизе)? Что бы Вы предложили в качестве слогана?

Какой слоган Вам нравится больше всего и почему?

Отношение к рекламе шампуней и позиционирование шампуня «X» (10 минут).

Цель: выяснить место рекламы шампуня «X» и восприятие рек­ламных роликов конкурентов.

Нравится Вам или не нравится реклама шампуней в нашей стране?

Вызывает ли у Вас доверие реклама шампуней?

Был ли такой рекламный ролик шампуня, который вызвал у Вас же­лание обязательно приобрести и попробовать показанный шампунь? Какой именно? Что больше всего понравилось в ролике?

Где лучше всего размещать рекламу шампуней? В каком виде?

Заключение (5-10 минут)

Что, по Вашему мнению, очень важное мы не сказали и не обсуди­ли сегодня?

Что Вам показалось самым интересным и важным?

Спасибо за Ваше участие.

Непосредственное обсуждение (70-100 минут)

 

Эффективное «несловесное» поведение модератора
Манеры поведения Значение
Поддерживает хороший зрительный контакт Способствует более активному участию в беседе
Сидит лицом к говорящему Поза активного участия. Означает: «Готов слушать Вас»
Поддерживает «открытую» позу Придает беседе открытость. Поза «необоронительная»
Слегка наклоняется к собеседнику Знак активного участия
Остается в относительной расслабленности Означает: «Мы с вами в домашней обстановке»
Хорошее качество речи – тон голоса, интонация, акценты Еще один знак активного интереса и участия

 

III

Фокус-группы не только более эффективны по сравнению с индивидуальными интервью, но и одновременно являются более дешевым методом, так как не требуют большого штата интервьюеров. В фокус-группе модератору удается смоделировать реальную ситуацию (разговор покупателей в магазине, спор приверженцев разных партий и т.д.), что предоставляет дополнительную информацию.

С точки зрения К. Богословской,[68] на сегодняшний день можно выделить следующие области применения фокус-групп в Российской Федерации: исследования потребительских товаров, исследования имиджа, исследования аудитории СМИ, исследования в области рекламы, политические исследования и исследования по социальным проблемам.

Фокус-группы широко применяются для тестирования рекламы. Исследования рекламных продуктов подразделяются на две группы: pre-test и post-test. Первый метод тестирования используется для оценки эффективности рекламного воздействия на этапе создания рекламного продукта. Подобное исследование позволяет уяснить, насколько понятны креативная идея, сценарий, слоган, как они влияют на имидж товара или услуги, какие ассоциации вызывают у потребителей. Второй метод исследования осуществляется в отношении готовой рекламной продукции (этикетки, плакаты, ролики и т.п.), но – до «запуска в массы». Подобная методика применяется также в случае адаптации иностранной рекламной продукции к отечественному рынку товаров или услуг.

Метод фокус-групп, а первую очередь, применяется для разработки и апробаций вопросников, по которым в дальнейшем будут проводиться массовые опросы. Например, если перед исследователем поставлена задача выявления точки зрения специалистов определенной области о состоянии спроса на определенный вид продукции (об отношении к социальным институтам и т.д.), то перед окончательным формулированием соответствующего вопросника предварительно проводят фокус-группу, где уточняют детали будущих бесед или интервью.

Особенно эффективным является использование метода фокус-групп для выявления оптимального имиджа того или иного субъекта политической жизни, для выбора наиболее целесообразной формы пропаганды той или иной идеи и т.п. Например, во время президентства Р.Рейгана его многочисленные выступления сначала апробировались в ходе фокус-групп. При этом состав фокус-групп отражал демографический состав будущей аудитории. Все президентские выступления проходили в эфир после внесения изменений в текст и характер выступления.

Таким образом, метод фокус-группы позволяет «выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групповых дискуссий широко используется в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т.п. Данный метод в некотором смысле комбинирует количественный и качественный подходы, так как группы должны заведомо репрезентировать некоторую общность».[69]

Вот пример рекламного обеспечения строительного бизнеса на основе проведения фокус-групп. В качестве респондентов при проведении фокус-групп на рынке строительных технологий нередко выступают руководители крупных и средних частных российских предприятий, имеющие опыт приобретения и использования кровельных систем различных типов как в качестве частных лиц, так и юридических (с привлечением дизайнеров и архитекторов и без них). В нашем случае в состав первой фокус-группы входили 8 человек, представители малого и среднего бизнеса из 6 российских регионов (один из респондентов – дизайнер СИК «Девелопмент-Юг», Краснодар): Москва и Московская область, Архангельск и Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар и Ростов, Ульяновск, Иркутск. Состав второй фокус-группы – 12 человек, представители малого и среднего бизнеса из Москвы, Московской области (7 респондентов – частные застройщики, 3 прибегли на этапе проектирования к услугам архитекторов и дизайнеров). Пол - мужской.

Выявленные результаты.

Фокус-группа 1. Основная группа опрошенных (5 респондентов) обратили внимание на вариант № 1, который ассоциировался прежде всего со сложной бытовой техникой, при сообщении дополнительных деталей – со снежинкой, с сечением трубы, в котором прописана буква «У».

Фокус-группа 2. Отмечено удачное композиционное решение, первая буква логотипа, но слабая проработка цветовых вариантов. В целом – положительное восприятие (7 респондентов). Обращалось внимание на некоторую связь логотипа с погодными условиями – «снежинкой» (3 респондента), вентиляционной системой (2 респондента) и, возможно, с кровельными системами.

Фокус-группа 1. Вариант № 2 был назван эмблемой экологической организации (4 респондента), при сообщении дополнительных деталей – сечение трубы.

Фокус-группа 2. Отмечено удачное композиционное решение, но «вводящие в заблуждения ассоциации» (3 респондента). Примечание: в обоих случаях респондентами (в целом 5 отзывов) обращалось внимание на недопустимость написания заглавия компании с маленькой буквы.

Фокус-группа 1. Вариант № 3 вызвал стойкое неприятие у 7 респондентов («падающее и колючее окно»), при сообщении дополнительных сведений никаких ассоциаций с кровельными системами не последовало.

Фокус-группа 2. Композиция названа «неудачной» и «грубой» (3 респондента). Остальные опрашиваемые выразили в целом негативное отношение к тексту, который не ассоциировался с кровельными системами даже после введения дополнительной информации.

Фокус-группа 1. Вариант № 4 ассоциировался «скорее со спортивной тематикой» (5 опрошенных).

Фокус-группа 2. Логотип и шрифтовое нанесение ассоциировалось с «сантехническим оборудованием» и «турбизнесом» (4 и 6 опрошенных соответственно).

Фокус-группа 1. Вариант № 5 напомнил респондентам эмблему модной одежды, при введении дополнительной информации ассоциация с кровельными системами отсутствовала.

Фокус-группа 2. Разнообразные ассоциации – военная техника, военная одежда (3 респондента), спортинвентарь (2 респондента), лакокрасочные материалы (2 респондента). Ассоциация с кровельными системами отсутствовала как до, так и после получения дополнительной информации по фирме.

Что касается собственно предложенных к анализу рекламных материалов, то, в целом, наибольший интерес у опрошенных (это мнение высказали 15 опрошенных из обеих фокус-групп) вызвала реклама «фактура-кровля-чешуя», которая точно и ясно информировала о виде и качестве продвигаемого продукта, ассоциировалась с «живым» организмом, который требует «человеческого теплого отношения». Наименьший – вариант фирменного стиля «варианты с домиком», ассоциирующийся с лекарственными препаратами (по 5 опрошенных); карточным домиком, у которого отсутствует устойчивость (4 опрошенных в первой фокус-группе и 5 респондентов во второй). Вариант «яйца-перья» напоминал скорее продукцию, которая помогает потребителю «уютно и тепло» устроится, укрыться от «вьюг и невзгод» (3 респондента первой фокус-группы 4 респондента второй фокус-группы), однако при этом отмечалось (3 опрошенных первой фокус-группы и 2 второй фокус-группы), что перо «очень свободно», «летит – куда ветер несет».

Вывод: очевидно, что реклама на конечного потребителя и профессионала (дизайнера-архитектора) должна быть разной. Данный вывод подтверждается и вызванной ассоциацией (тот же респондент из Московской области) корпоративности рекламы, что значительно облегчает (по его мнению) выбор необходим кровельных систем и строительных материалов. Иными словами, у профессионала реклама в журнале «Строительные материалы» (февраль 2002) вызывает ассоциацию фирмы, у которой «все есть». Остальные опрошенные не обнаружили такого видения вопроса. Таким образом, по мнению респондентов, наиболее удачными элементами фирменного стиля являются варианты, подчеркивающие нестандартность и гибкость решения, предоставляемых компанией «Уникма», но, в то же время, требующие нового цветового наполнения, больше ассоциирующегося с кровлей и сходными кровельными, теплоизоляционными материалами. Имя «Уникма» должно писаться с прописной буквы, а сама литера должна в точности повторять букву, заверстанную в логотип (всего этот факт при использовании наводящих вопросов отметили 11 респондентов). Реклама фирмы воспринимается положительно, но непоследовательность в использовании фирменной цветовой гаммы способствует некоторой потере узнаваемости (серебряные стены, красные стены домика, синяя крыша, красная крыша, красная и серебристая надпись фирменного имени, наличие и отсутствие тени у литер, называющих имя компании). Отмечена непоследовательность в присутствии других торговых марок, появляющихся в рекламе (различное число и последовательность компаний-партнеров и т.д.)

Несмотря на очевидную попытку фирмы позиционировать себя в качестве кровельной компании, подавляющее большинство опрошенных (13) не подтвердили данных тезис. В качестве альтернативы высказывалось мнение о деятельности компании в сфере вентиляционных работ и сантехники: если убрать слова «кровельные системы», то цветовая гамма в рекламном тексте («Строительные материалы» за февраль 2002) рождает именно такие ассоциации. Для усиления потребительской лояльности к данной марке требуется наряду с визуальным однообразием и цветовой узнаваемостью обратить особое внимание на рекламный девиз, который должен «разворачиваться» в знакомую и любимую всем «картинку». В целом, на фоне конкурентов реклама смотрится, но не читается. Рекламный блок – создается такое впечатление – не доработан или находится в стадии реформирования.

Наиболее приемлемым вариантом написания логотипа компании признать вариант № 1 с учетом высказанных замечаний и пожеланий: написание фирменного имени и логотип должны быть выполнены в едином стиле, цветовой и шрифтовой гамме, т.е. с однообразными закруглениями, цветовыми связками. Возможно, в канву фирменного стиля следует внести наряду со «снежинкой» и «дождинку», мы же говорим о всепогодных условиях. На эту позицию обратили внимание всего 5 респондентов – 4 «южанина» и 1 «северянин».

Отсутствие рекламного девиза само по себе возможно, если в самом рекламном объявлении все и так ясно. Его же неуникальное позиционирование, как в нашем случае, сказа







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.