|
Задачи образовательного стандартаОбразовательный стандарт СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Основные нормативы и требования) Адукацыйны стандарт СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ (Асноўныя нарматывы і патрабаванні) Educational standard SPECIAL EDUCATION (Basic standards and requirements)
1 Область применения Образовательный стандарт специального образования раскрываеттермины и определения, содержащиеся в стандарте; определяет общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования на уровне общего среднего образования; содержанию специального образования на уровне общего среднего образования; срокам обучения применительно к разным категориям лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР); оптимальному объему учебной нагрузки в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования на уровне общего среднего образования; уровню подготовки выпускников с ОПФР в соответствии со структурой и степенью тяжести физического и (или) психического нарушения; документам об образовании. Образовательный стандарт специального образования (далее – образовательный стандарт) является основой для разработки учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования; учебных программ по учебным предметам учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования; программ коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования. На основании требований настоящего образовательного стандарта разрабатываются образовательные стандарты по отдельным учебным предметам и коррекционным занятиям учебных планов специального образования. Образовательный стандарт специального образования, образовательные стандарты по отдельным учебным предметам и коррекционным занятиям обязательны для применения республиканскими органами государственного управления; местными исполнительными распорядительными органами; учреждениями, обеспечивающими получение специального образования; учреждениями, обеспечивающими получение высшего педагогического образования; учреждениями, осуществляющими повышение квалификации и переподготовку соответствующих педагогических кадров; научно-методическими учреждениями, осуществляющими разработку учебных планов и программ специального образования. 2 Термины и определения В настоящем образовательном стандарте используются следующие основные термины и их определения. Руководящий документ Республики Беларусь – по СТБ 22.0.1. Система стандартов в сфере образования (ССО) – комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, обеспечивающие упорядоченную деятельность в сфере образования, – по СТБ 22.0.1. Образовательный стандарт специального образования – нормативный технический документ, определяющий обязательный минимум содержания специального образования, оптимальный объем учебной нагрузки, сроки обучения в соответствии с типом учреждения образования применительно к разным категориям учащихся с ОПФР, содержащий требования к уровню подготовки выпускников с учетом их социальной адаптированности и к документам об образовании. Образовательные стандарты по учебным предметам – нормативные документы, определяющие цели, задачи учебного предмета, обязательный минимум содержания образования по учебному предмету и устанавливающие требования к уровню подготовки выпускников в соответствии со структурой и степенью тяжести их физических и (или) психических нарушений. Образовательные стандарты по коррекционным занятиям – нормативные документы, определяющие цели, задачи и содержание коррекционных занятий. Специальное образование – процесс обучения и воспитания учащихся с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество. Содержание специального образования – педагогически адаптированный социальный опыт (в составе системы знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности иэмоционально-ценностных отношений), использование и переработка которого ориентированы на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, коррекцию имеющихся физических и (или) психических нарушений, обеспечение самоопределения и самореализации учащихся с ОПФР, повышение качества жизни и адаптацию их в обществе. Учебный план специального образования – нормативный технический документ, устанавливающий перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных и факультативных занятий, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского или местных бюджетов. Оптимальный объем учебной нагрузки – обязательное количество учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов, проведение коррекционных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий; общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета в каждом классе в учебную неделю. Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время,которая обеспечиваетисправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений. Общие положения Задачи образовательного стандарта Образовательный стандарт призван обеспечить: оптимальную степень упорядочения структуры, содержания специального образования, его результатов, объема оптимальной учебной нагрузки для учащихся с ОПФР; преемственность в содержании специального образования; регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей специального образования, повышении его качества. Документы об образовании Выпускники учреждений, обеспечивающих получение специального образования, за исключением выпускников вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, успешно прошедшие итоговую аттестацию за период обучения на II ступени общего среднего образования, получают свидетельство об общем базовом образовании или свидетельство об общем базовом образовании с отличием. Выпускники учреждений, обеспечивающих получение специального образования, за исключением выпускников вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, успешно прошедшие итоговую аттестацию за период обучения на III ступени общего среднего образования, получают аттестат об общем среднем образовании, или аттестат об общем среднем образовании (особого образца с награждением золотой медалью), или аттестат об общем среднем образовании (особого образца с награждением серебряной медалью). Выпускники вспомогательных школ (школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, закончившие обучение в названных учреждениях образования, получают свидетельство о специальном образовании. Свидетельство о специальном образовании оформляется на белорусском и русском языках. Образец, описание свидетельства о специальном образовании, порядок его заполнения и выдачи утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. Выпускники ХI или ХII класса углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы, успешно прошедшие итоговую аттестацию за период обучения в названных классах, получают справку о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии. 9 Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов в учреждениях, обеспечивающих получение образования учащимися с нарушениями зрения Состав учебных предметов 9.1.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями зрения выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Адаптивная физическая культура и здоровье». 9.1.2 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Человек и мир», «История Беларуси», «География», «Биология», «Элементы компьютерной грамоты», «Социально-бытовая ориентировка», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Адаптивная физическая культура и здоровье». 9.2 Состав коррекционных занятий 9.2.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями зрения выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие зрительного восприятия», «Развитие познавательной деятельности», «Пространственное ориентирование и мобильность», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации», «Ритмика и танец». 9.2.2 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие зрительного восприятия», «Развитие познавательной деятельности», «Пространственное ориентирование и мобильность», «Формирование игровой деятельности», «Ритмика и танец». Состав учебных предметов 11.1.1 В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи выделяются следующие учебные предметы: «Русский язык», «Русская литература», «Развитие речи», «Беларуская мова і літаратура» (в учреждениях образования с русским языком обучения); «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Развіццё маўлення», «Русский язык и литература» (в учреждениях образования с белорусским языком обучения); «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье». 11.1.2 В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Человек и мир», «История Беларуси», «География», «Биология», «Элементы компьютерной грамоты», «Социально-бытовая ориентировка», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье». 11.2 Состав коррекционных занятий 11.2.1 В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи выделяются следующие коррекционные занятия: «Коррекция нарушений устной речи», «Коррекция нарушений письменной речи», «Логоритмика», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации». 11.2.2 В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие коррекционные занятия: «Коррекция речевых нарушений», «Развитие познавательной деятельности», «Формирование игровой деятельности». Состав учебных предметов В составе содержания специального образования учащихся с трудностями в обучении выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье». 12.2 Состав коррекционных занятий В составе содержания специального образования учащихся с трудностями в обучении выделяются коррекционные занятия: «Развитие познавательной деятельности», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации». Состав учебных предметов 13.1.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье». 13.1.2 В составе содержания специального образования детей с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, выделяются следующие учебные предметы: «Русский язык», «Русская литература», «Развитие речи», «Беларуская мова. Беларуская літаратура», «Жестовый язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Предметно-практическое обучение», «Трудовое обучение. Черчение», «Физическая культура и здоровье». 13.1.3 В составе содержания специального образования учащихся с нарушением слуха и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие учебные предметы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Человек и мир», «История Беларуси», «География», «Биология», «Элементы компьютерной грамоты», «Социально-бытовая ориентировка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье». 13.2 Состав коррекционных занятий 13.2.1 В составе содержания специального образованияучащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие устной речи и слухового восприятия», «Ритмика и танец». 13.2.2 В составе содержания специального образованияучащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушением слуха, выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие устной речи и слухового восприятия», «Развитие жестовой речи», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации», «Ритмика и танец». 13.2.3 В составе содержания специального образованияучащихся с нарушением слуха и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие коррекционные занятия: «Формирование игровой деятельности», «Развитие устной речи и слухового восприятия», «Развитие жестовой речи», «Развитие познавательной деятельности», «Ритмика и танец». Состав учебных предметов 14.1.1 В составе содержания специального образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (школы-интерната), выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Социально-бытовая ориентировка», «Человек и мир», «История Беларуси», «Элементы компьютерной грамоты», «География», «Биология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье». 14.1.2 В составе содержания специального образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по учебному плану второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната), выделяются следующие учебные предметы: «Элементы грамоты и развитие речи», «Элементы арифметики», «Ориентировка в окружающем мире», «Социальная адаптация», «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание», «Человек и мир», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия», «Предметно-практическая деятельность», «Хозяйственно-бытовой труд», «Трудовое обучение», «Адаптивная физическая культура». 14.1.3 В составе содержания специального образования учащихся ХІ–ХІІ классовуглубленной социальной и профессиональной подготовки в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната) выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова і чытанне» (в учреждениях образования с белорусским языком обучения), «Русский язык и чтение» (в учреждениях образования с русским языком обучения), «Математика», «Элементы экономических знаний», «Социальное ориентирование», «Физическая культура и здоровье», «Профессиональная подготовка». 14.2 Состав коррекционных занятий 14.2.1 В составе содержания специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (школы-интерната), выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие познавательной деятельности», «Развитие эмоционально-волевой сферы», «Формирование игровой деятельности», «Ритмика и танец». 14.2.2 В составе содержания специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по учебному плану второго отделения вспомогательной школы (школы-интерната), выделяются следующие коррекционные занятия: «Формирование игровой деятельности», «Развитие познавательной деятельности», «Развитие эмоций». 14.2.3 В составе содержания специального образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в ХІ–ХІІ классах углубленной социальной и профессиональной подготовки в первом отделении вспомогательной школы (школы-интерната),выделяются следующие коррекционные занятия: «Современные средства коммуникации». Состав учебных предметов В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями выделяются следующие учебные предметы: «Основы жизнедеятельности», «Коммуникация», «Сенсомоторное обучение», «Социальная адаптация», «Практическая математика», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия», «Предметно-практическая деятельность», «Хозяйственно-бытовой труд», «Трудовое обучение», «Адаптивная физическая культура». 15.2 Состав коррекционных занятий В составе содержания специального образования учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями выделяются коррекционные занятия: «Формирование игровой деятельности», «Развитие эмоций», «Формирование социального поведения». Образовательный стандарт СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Основные нормативы и требования) Адукацыйны стандарт СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ (Асноўныя нарматывы і патрабаванні) Educational standard SPECIAL EDUCATION (Basic standards and requirements)
1 Область применения Образовательный стандарт специального образования раскрываеттермины и определения, содержащиеся в стандарте; определяет общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования на уровне общего среднего образования; содержанию специального образования на уровне общего среднего образования; срокам обучения применительно к разным категориям лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР); оптимальному объему учебной нагрузки в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования на уровне общего среднего образования; уровню подготовки выпускников с ОПФР в соответствии со структурой и степенью тяжести физического и (или) психического нарушения; документам об образовании. Образовательный стандарт специального образования (далее – образовательный стандарт) является основой для разработки учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования; учебных программ по учебным предметам учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования; программ коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования. На основании требований настоящего образовательного стандарта разрабатываются образовательные стандарты по отдельным учебным предметам и коррекционным занятиям учебных планов специального образования. Образовательный стандарт специального образования, образовательные стандарты по отдельным учебным предметам и коррекционным занятиям обязательны для применения республиканскими органами государственного управления; местными исполнительными распорядительными органами; учреждениями, обеспечивающими получение специального образования; учреждениями, обеспечивающими получение высшего педагогического образования; учреждениями, осуществляющими повышение квалификации и переподготовку соответствующих педагогических кадров; научно-методическими учреждениями, осуществляющими разработку учебных планов и программ специального образования. 2 Термины и определения В настоящем образовательном стандарте используются следующие основные термины и их определения. Руководящий документ Республики Беларусь – по СТБ 22.0.1. Система стандартов в сфере образования (ССО) – комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, обеспечивающие упорядоченную деятельность в сфере образования, – по СТБ 22.0.1. Образовательный стандарт специального образования – нормативный технический документ, определяющий обязательный минимум содержания специального образования, оптимальный объем учебной нагрузки, сроки обучения в соответствии с типом учреждения образования применительно к разным категориям учащихся с ОПФР, содержащий требования к уровню подготовки выпускников с учетом их социальной адаптированности и к документам об образовании. Образовательные стандарты по учебным предметам – нормативные документы, определяющие цели, задачи учебного предмета, обязательный минимум содержания образования по учебному предмету и устанавливающие требования к уровню подготовки выпускников в соответствии со структурой и степенью тяжести их физических и (или) психических нарушений. Образовательные стандарты по коррекционным занятиям – нормативные документы, определяющие цели, задачи и содержание коррекционных занятий. Специальное образование – процесс обучения и воспитания учащихся с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество. Содержание специального образования – педагогически адаптированный социальный опыт (в составе системы знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности иэмоционально-ценностных отношений), использование и переработка которого ориентированы на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, коррекцию имеющихся физических и (или) психических нарушений, обеспечение самоопределения и самореализации учащихся с ОПФР, повышение качества жизни и адаптацию их в обществе. Учебный план специального образования – нормативный технический документ, устанавливающий перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных и факультативных занятий, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского или местных бюджетов. Оптимальный объем учебной нагрузки – обязательное количество учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов, проведение коррекционных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий; общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета в каждом классе в учебную неделю. Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время,которая обеспечиваетисправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений. Общие положения Задачи образовательного стандарта Образовательный стандарт призван обеспечить: оптимальную степень упорядочения структуры, содержания специального образования, его результатов, объема оптимальной учебной нагрузки для учащихся с ОПФР; преемственность в содержании специального образования; регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей специального образования, повышении его качества. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|