Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сопоставление главных аккордов мажорной гаммы между собой. Голосоведение.





Продолжая анализ предыдущей гармонии гаммы, мы естественно находим те отношения, в которые вступают сопоставляемые между собой различные аккорды. Мы уже видели, что тонический аккорд имеет общие тоны, с одной стороны - с аккордом доминантным, с другой - с субдоминантным, в квинте и тонике. Смотря по тому, как движутся голоса в этих аккордах, общие тоны могут или оставаться в том же голосе в последующем аккорде, как и в предыдущем, или переходить в другой голос. Если голоса движутся таким образом, что три верхние голоса идут в противоположном направлении по отношению к басу, т.е. когда другие голоса - вверх, бас же - вниз, или же те голоса - вниз, а бас вверх, как в первых двух аккордах примера, или в аккорде последнем и предпоследнему - то такое движете голосов называется противоположным, и общий тон неизбежно переходит в другой голос, в движении противоположном басу, наравне с другими тонами аккорда. Если голоса движутся так, что один из них, или, реже, два остаются на месте, другие же идут вверх, или вниз, то такое движете голосов называется косвенным, и общей тон в этом случае непременно остается в последующем аккорде, в том же голосе, как и в предыдущем (такое соединение аккордов, с удержанием общего тона в том же голосе, называется гармоническим, наоборот же, когда общий тон переходит из одного голоса в другой, при движении противоположном, оно называется мелодическим).
Если же все голоса движутся в одном направлении, вверх, или вниз, то такое движете голосов есть прямое. Примером косвенного движения голосов может служить соединение 2-го, 3-го и 4-го от начала строки аккорда; примером прямого движения служат аккорды 6-й и 7-й из приведенного выше образца. Нетрудно заметить, что прямое движете голосов является самым неудобным в гармонии, так как в таком случае неизбежно появляются параллельные квинты и октавы в последовании голосов, особенно когда между аккордами нет общего тона; но если даже и есть общий тон, то хотя при этом и не появляются параллельные квинты и октавы явных, однако же возникают все-таки параллельные квинты и октавы, так называемые, скрытые, появляющиеся от скачков в голосах; между тем как их легко избежать, поведя бас противоположно движению остальных голосов.
Противоположное движете голосов во всяком случае есть наиболее удобное, как при движущемся общем тоне, так и при остающемся на месте, хотя в последнем случае оно не представляется необходимым; но при отсутствия в аккордах общего тона, такое движете безусловно необходимо, иначе же возникнут или явные, или скрытые квинты и октавы. Но кроме того, при противоположном движении голосов и с общим тоном, и без него, могут появляться так называемые противоположные квинты и октавы. Таким образом, лучшее движение голосов в самостоятельных между собой аккордах есть очевидно косвенное, с удерживаемым в том же голосе общим тоном, когда голоса одинаково хорошо идут как в противоположном по отношению к басу движении, так и в прямом с ним. Весьма часто употребляется также движете голосов смешанное: в одних голосах прямое, в других - противоположное, или в одних - косвенное, в других - противоположное, или же, наконец, косвенное и прямое в разных голосах.

Отсюда очевидно, что наилучшее движение голосов в разных аккордах есть косвенное и противоположное; прямое же движете может быть употреблено только в пределах одного и того же аккорда. Затем весьма употребительно смешанное движете: косвенное с прямым и косвенное с противоположным. Наблюдение над сопоставляемыми в данных примерах аккордами дает возможность вывести следующие правила:
3. В различных, сопоставляемых между собой, аккордах, при движении голосов: косвенном, противоположном и смешанном, чтобы избежать запрещенных квинт и октав явных, скрытых и противоположных, три верхние голоса могут быть ведены вверх, или вниз но отношению к басу, не больше, как на терцию.
4. В одном и том же аккорде, при различных его положениях, при движении голосов прямом, косвенном и противоположном, три верхних голоса могут быть ведены вниз или вверх не более, как на кварту; при движении же смешанном и остающемся в том же голосе - голоса могут быть ведены вверх или вниз на кварту и на квинту.

5. При сопоставлении аккордов, не имеющих между собой общего тона, три верхние голоса обязательно идут противоположным движением по отношению к басу.
6. Бас делает движение вверх и вниз на кварту, квинту, секунду и октаву, избегая двух кварт и 2-х квинт в одном направлении, подряд.

Задача

1. Написать и играть на инструменте, или исполнять вокально аккорды I, IV и V ступеней во всевозможных комбинациях, соблюдая изложенные выше правила.
2. Гармонизовать любую мелодию из гаммы мажорной посредством этих аккордов, соблюдая правило, по которому скачки мелодии больше терции должны быть гармонизованы одним и тем же аккордом, но в разных его положениях.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.