Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Употребление мажорной терции. Каденция. Тесное и широкое голосоведение.





В трех рассмотренных главнейших аккордах мажорной гаммы, мы находим двойного рода мажорную терцию: 1) в субдоминантном аккорде и 2) в доминантном и тоническом аккордах. Первого рода терция, как шестая ступень гаммы, может идти одинаково хорошо, вверх и вниз равномерно, на интервал большой секунды; второго же рода терция, как седьмая, или третья ступень той же гаммы, на основании природного строя самой гаммы, при движении вверх, имеет интервал малой секунды - полтона, при движении же вниз интервал большой секунды - целый тон, и следовательно, естественнее может перейти в ближайший интервал, на полутонную ступень вверх, чем на целый тон вниз. На этом свойстве каждого интервала, разрешиться в ближайший к нему другой интервал, и каждого тона звукоряда перейти в другой более плавно и естественно, - основано правило ведения подобных мажорных терций непременно вверх, в верхнюю тонику гаммы или в октаву нижней, отчего им дано название вводных тонов, в отличие от других подобных же тонов, не требующих безусловного движения вверх, или вниз. Если мы воспроизводим тоны гаммы последовательно, от тоники вверх, то вводный тон как бы заканчивает эту мелодию, снова возвращая ее к началу, к исходному её тону, тонике, но только в верхней октаве, и тем сообщает мелодии характер цельности и законченности. Если же мы будем воспроизводить ту же мелодию обратно сверху вниз, то встретимся перед тоникою с таким тоном, который, хотя и не имеет звуковой природы вводного тона, но, не в строго точном смысле, приобретает то же значение, это - вторая ступень гаммы. Этот вводный тон, не имея природного звукового свойства идти ближе в тонику, чем в другой тон,- может быть одинаково веден как вверх, так и вниз.
Правило 7. Мажорные терции, имеющие значения вводных тонов, могут быть ведены только на полтона вверх и, во избежание явных октав, не могут быть удваиваемы в голосах.
8. Терция, с значением вводного тона, может идти вниз лишь при противоположном движении голосов и в том только случае, когда находится в одном из средних голосов; редко же может быть удваиваема, когда не ведет в тонику.
9. Терция, без значения вводного тона, может быть удваиваема в голосах и идти вверх, или вниз, равномерно.
В приведенной выше гармонизации гаммы, со вводным тоном, септимой, этой гаммы мы встречаемся при гармонизации её 7-й и 8-й ступеней, в конце её мелодического следования, при её завершении и возвращении к исходному тону. Такое отличительное свойство - заканчивать мелодиию, возвращать ее к начальному аккорду и строю гаммы, вводный тон сохраняет и при гармонизации любой мелодии в пределах данной гаммы, почему и служит решительным основанием особой формы последования гармонии –каденции или заключения. Что такое каденция? Ответ на этот вопрос дает анализ этой формы в предшествующем примере гармонизации гаммы. Последний аккорд является тоническим, в положении октавы, предпоследний - доминантовым, в положении терции, со вводным тоном в верхнем голосе; предшествующей ему - субдоминантовый. Все другие предыдущие аккорды представляют собой различные комбинации с тоническим, который мы и должны взять за начальный, исходный пункт каденций. Соблюдая правильность голосоведения, мы составим каденцию следующим образом.

Такая каденция, с тоническим аккордом в конце, в положении октавы, называется полною и совершенною, почему и употребляется исключительно в конце музыкальных сочинений, для придания им полной законченности в данном основном строе тоники. Если же последний, тонический, аккорд употреблен в положении терции или квинты, то такая каденция называется полною, но несовершенною, и указывает на то, что данное сочинение не закончено в определенном строе и должно быть продолжено дольше, поэтому такая каденция и употребляется исключительно только в средине сочинения.
Отсюда само собой вытекает правило 10:
Ставить совершенную полную каденцию только в конце всякого сочинения, несовершенную же -только в его средине.
Насколько красиво, решительно и характерно последование аккордов субдоминанты и доминанты для образования каденций, настолько, наоборот, некрасиво, немузыкально и неопределенно обратное последование этих аккордов, доминантного и субдоминантного. Его не в состоянии скрасить даже противоположное движете голосов. Причина негармонического последования аккордов доминантного и субдоминантного заключается скорее всего в том, что в аккорде доминантном при переходе его в субдоминантовый встречаются два вводных тона - низкий, секундовый, соль, ведущий в тонику фа, ступенью вниз, и верхний септимовый, си, ведущей безусловно на полтона вверх, в тонику до, вследствие чего получается впечатление, как будто доминантовый аккорд разрешается, точнее, стремится разрешиться в две противоположные друг другу самостоятельные тонические гармонии, из которых одна на до, другая - на фа. Это особенно заметно, когда оба вводных тона находятся в крайних голосах.
Правило 11. Негармоническое последование аккордов доминантного и субдоминантного ни в коем случае не употреблять.
В 5-м и 6-м такте 1-го примера нам встречалось особое широкое расположение голосов в аккордах, отличное от обыкновенного. Расположение аккорда обуславливается распределением в нем трех верхних голосов. Обыкновенно эти голоса располагаются по отношению друг к другу - тенор к альту, и альт к дисканту, и наоборот, в интервалах терцию и кварту, - такое расположение аккорда и ведение голосов называется тесным. Когда же три верхние голоса располагаются в аккорде таким образом, что между ними образуются интервалы секст и квинт, а иногда и октав, то такое расположение аккорда и голосоведение называется широким. Голоса не должны выходить за пределы октавы, и лишь в некоторых, исключительных случаях могут удаляться друг от друга на интервал децимы. Бас может отходить от тенора и других голосов на любой, доступный ему, интервал. Для того же, чтобы правильно употреблять голосовые диапазоны, нужно твердо помнить обыкновенный объем певческих голосов. Дискант имеет объем от до нижнего, ключевого, до ля второй октавы, альт - от соль, ниже ключевого до, до ми второй октавы, тенор - от до нижнеключевого до ля первой октавы, бас—от фа нижнеключевого до ми первой октавы. В ключе скрипичном это значит:

Из тесного голосоведения легко образовать широкое, если предоставить альту интервал теноровый, а тенору отдать тон альтовый, но октавою ниже. Также можно сделать и наоборот.

Широкое и тесное голосоведения не употребляются в отдельности одно от другого, но всегда попеременно, насколько этого требует данная мелодия и постепенное развитие гармонии в сочинении, а также и собственный вкус автора.

Задача.

Писать примеры, руководясь изложенными правилами, в тесном и широком годосоведении, с полными и неполными каденциями.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.