Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сопоставление между собой, и с главными, побочных аккордов





Кроме рассмотренных выше аккордов тонического, субдоминантного и доминантного, называемых главными по значению, какое имеют они в гармонии, при гармонизации мелодии гаммы могут участвовать еще аккорды побочные, аккорды второй, третьей и шестой ступени, имеющие сравнительно меньшее значение в гармонии, и наконец, диссонирующее трезвучие - уменьшенное, на седьмой ступени. Все побочные аккорды являются минорными, имеющие малую терцию и чистую квинту, почему и впечатление,производимое их гармонией, слабее, более нерешительно и мягко, в сравнении с гармонией главных аккордов. Своеобразный минорный строй этих аккордов и особенное положение их тоник в ряду других ступеней гаммы, между тониками главных аккордов мажорного лада, служит причиной того, что эти аккорды с трудом сопоставляются в самостоятельную гармоническую связь и стоят в этом отношении почти в полной зависимости от гармонии аккордов главных, получая определенное гармоническое значение по связи и соотношению с ними. Каждый из этих побочных аккордов представляет собой как бы параллельный минор от своего первоначального мажора: аккорд 2 ступени от аккорда 4-й ст., акк. 3-й ст. от акк. 5 ст., акк. 6-й ст. от акк. 1 ступени, или же от её октавы. Это внутреннее сходство каждого побочного аккорда с одним из главных определяет и устанавливает их гармоническую связь. Каждый побочный аккорд лучше всего звучит рядом со своим главным, но не предшествуя, а лишь последуя ему. Дальнейшая его связь с другими аккордами всего естественнее обуславливается общностью составляющих его тонов с тонами всякого другого аккорда, вступающего в соприкосновение с ним. Аккорд 6-й ступени имеет два общих тона со своим мажорным аккордом тоническим с субдомипантным, по одному общему тону - с аккордами второй и третьей ступени. Аккорд третьей ступени имеет два общих тона с аккордом доминантным, мажорным, и с тоническим, и один - с аккордом шестой ступени. Аккорд второй ступени имеет два общих тона с аккордом субдоминантовым, и один—с аккордом доминантным и аккордом шестой ступени.

Таким образом побочные аккорды всего лучше звучат после своих главных мажорных аккордов и потому должны быть всегда поставляемы за ними, а не впереди них. Они могут предшествовать своим главным аккордам, но лишь в том случае, когда им посредствует новый аккорд, как бы сглаживающий несколько неестественный быстрый, обратный переход минора в мажор. Таким посредствующим аккордом для побочных аккордов 2-й и 6-й ступени служит мажорный аккорд, лежащий ступенью ниже их тоники и ведущий на кварту вверх, в тоники их главных мажорных аккордов, как видно из примера с - 2 и 3.
Но побочный аккорд 3-й ступени, вследствие особого своего звукового устройства, с двумя верхними вводными тонами, на тонике и квинте, влекущими его движение на полтона вверх, естественно не может взять посредствующего аккорда на ступень вниз, как предыдущие, но неизбежно должен взять его на ступень - полтона вверх и через посредство этого аккорда утверждаться в главном мажорном аккорде. Этот посредствующий аккорд для него является субдоминантовым, ведущий его непосредственно в его мажорный - доминантный. Но так как аккорд 3 ступени утверждается на терцию тонического аккорда, вводном тоне, то взятый сам по себе, он не имеет никакой устойчивости и должен искать её в предыдущем основном аккорде - тоническом, который обыкновенно в этом случае и предшествует ему, подкрепляет его, - как видно это на примере с - 1.
Все побочные аккорды, в отдельности, по отношению к другим аккордам, связанным с ними общими тонами, могут свободно, и предшествовать, и последовать им, как это видно на примере а - 1, 2, 3; b - 1, 3.
Иногда для большой плавности перехода из главного мажора в побочный минор 2-й и 6-й ступени употребляются те же посредствующие аккорды, которые ведут и обратно, из побочного минора в главный мажор, как в примере d – 1 и 2; побочному же трезвучию 3-й ступени, кроме тонического, может предшествовать и трезвучие 6-й ступени, как подкрепляющее его, что очевидно на примере b - 2.
Правила ведения голосов для побочных аккордов очевидно должны быть те же, что и для главных аккордов. Голоса могут идти в косвенном, противоположном и смешанном движении, т. е. косвенном и прямом, затем - косвенном и противоположном. При сопоставлении различных аккордов, три верхних голоса берут интервалы не выше терции, если аккорды не имеют общего тона, при противоположном движении их голосов. Когда есть общие тоны, остающиеся при движении гармонии в тех же голосах, при голосоведении смешанном, то три верхние голоса берут интервалы не больше секунды.
В одном и том же побочном аккорде, при различных его положениях, голоса движутся таким же образом, как и в аккордах главных, т. е. не выше кварты, при движении всех трех верхних голосов, и не выше квинты, при остающемся в том же голосе общем тоне.
Сравнивая различные аккорды между собой, мы не можем не заметить, что терция в аккорде имеет весьма важное значение. Смотря по тому, какова терция, большая, или малая, и сами аккорды имеют различный характер, то твердый, решительный или мажорный, то мягкий, нерешительный или минорный. Отсюда само собой вытекает правило 12. Терция аккорда не может быть выпускаема из него.
Кроме того, не трудно заметить, что терция минорных аккордов не имеет такого стремительного и решительного характера, как терция мажорная, и не имеет отличительного свойства вводных тонов в направлении своего движения, почему и в практике своего употребления совершенно свободно может быть удваиваема в аккорде, что имеет еще и ту выгоду в отношении производимого в таком случае на слух впечатления, что сообщает побочным аккордам большой признак самостоятельности, связи и единства с главными, так как удваиваемая в побочном аккорде терция всегда есть тоника его главного аккорда.
Правило 13. В побочных аккордах терция совершенно свободно может быть удваиваема.

Задача.
Написать примеры с употреблением главных и побочных аккордов, на основании изложенных правил.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.