Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 1. Образовательная политика РФ. Система образования РФ.





Занятие 1. Образовательная политика РФ. Система образования РФ.

План

  1. Понятие об образовательной политике. Принципы государственной образовательной политики РФ.

2. Основные направления модернизации российского образования.

  1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации.
  2. Федеральная целевая программа развития образования. Национальная доктрина образования в РФ.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  4. Понятие об образовательной системе. Структура образовательной системы РФ.
  5. Характеристика компонентов образовательной системы РФ.

8. Основные типы и виды образовательных учреждений. Вариативные образовательные программы.

  1. Управление образовательной системой РФ.

 

Основные понятия: система образования, структура образования, форма образования, образовательное учреждение, образовательная программа, модернизация образования.

Задания:

1. Подготовьте сообщение: «Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире».

2. Выделите основные положения Закона «Об образовании в Российской Федерации» о системе образования России.

3. Познакомьтесь с типовым положением об образовательном учреждении. Выделите структуру и содержание основных разделов.

 

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года (Глава 4. Развитие образования), утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утв. Президентом РФ Д.А. Медведевым от 04.02.2010 г.

5. Электронный мониторинг результатов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»http://www.kpmo.ru/

Занятие 2. Самообразовательная деятельность человека. Единство образования и самообразования.

 

Занятие проходит в форме «Круглого стола», на котором обсуждаются следующие вопросы:

 

1. Равнозначны ли понятия «самообучение» и «самообразование»? Приведите примеры трактовок этих понятий разными авторами.

2. Сравните понятия «образование» и «самообразование».

3. Как Вы считаете, может ли образование обойтись без самообразования, и наоборот, может ли самообразование обойтись без образования. Аргументируйте свою позицию.

4. Приведите примеры высказываний известных людей, а также народных изречений, пословиц, поговорок о самообразовании.

5. Зачем необходимо самообразование? Каковы мотивы, побуждающие людей к самообразованию?

Каковы направления самообразования? От каких условий (факторов) зависит выбор личностью направлений самообразования?

7. Перечислите источники самообразования в современном обществе.

8. Назовите на иболее эффективные формы самообразования.

9. Перечислите виды деятельности, составляющие процесс самообразования, обоснуйте их необходимость.

Условия, необходимые для успешного осуществления процесса самообразования

11. Организация процесса самообразования. Нужен ли л ичный план самообразования?

Какие вы знаете (использовали) приемы самообразования, которые приводят к успеху?

13. Чего следует опасаться (избегать) при осуществлении самообразования?

Самообразование и информационно-компьютерные технологии.

15. Каковы преимущества использования современных информационно-коммуникационных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

16. Каковы возможности сетевого взаимодействия в осуществлении процесса самообразования?

17. Каковы проблемы самообразования молодежи в 21 веке?

18. Объясните сущность понятия «непрерывное образование», укажите, какую цель преследует система непрерывного образования, на чьи интересы и запросы она ориентируется.

19. Поясните, чем вызвана необходимость создания системы непрерывного образования?

 

Индивидуальные задания

Подготовьте сообщения:

1. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности.

2. Развитие самообразования в России.

3. Влияние Ломоносова М.В. на развитие просвещения и идеи самообразования.

4. Проблема самообразования в зарубежной педагогической науке.

5. Методика SMART – залог успешной постановки и реализации целей самообразования.

Литература:

1.Левин Э. А. Самообразование детей в школе: новаторская методика/ Э.А. Левин; О.И. Прокофьева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 154 с.

2.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование)/ Л.Ф. Спирин; Под ред.П.И.Пидкасистого. - М.: Российское пед.агентство, 1997. - 174 с.

Занятия 3-4. Содержание образования

План

1. Понятие и сущность содержания образования, его исторический характер.

2. Подходы к формированию содержания образования.

3. Теории формирования содержания образования: энциклопедизм, формализм, единство энциклопедизма и формализма; утилитаризм, экземпляризм, функциональный материализм и др.

4. Требования к отбору содержания образования.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт.

6. Характеристика содержания образования на различных ступенях общего среднего образования.

7. Сущность понятий «основная образовательная программа», «учебный план», «учебный предмет», «программа учебного предмета».

8. Результаты освоения основных образовательных программ общего среднего образования. Универсальные учебные действия, их классификация.

9. Учебные планы.

10. Учебные программы.

11. Учебная литература.

Задания

1. Выписать определения понятий «содержание образования», «федеральный государственный образовательный стандарт», «учебный план», «учебная программа», «учебная литература», «учебный предмет», «учебник».

2. Доказать, что содержание образования носит исторический характер.

3. Составить схему «Компоненты содержания образования».

4. Заполнить таблицу «Подходы к формированию содержания образования»:

Название подхода Сущность подхода Достоинства подхода Недостатки подхода
       

 

5. Заполнить таблицу «Теории формирования содержания образования»:

Название теории Время возникновения теории Сторонники теории Сущность, основные положения теории Достоинства теории Недостатки теории
           

6. Перечислить требования к отбору содержания образования.

7. Составить схему «Типы учебных планов».

8. Составить схему «Виды учебных программ»,

9. Заполнить таблицу «Способы построения учебных программ»,

Способ построения учебной программы Сущность способа Достоинства способа Недостатки способа
       

 

10. Составить схему «Структура учебной программы».

11. Составить схему «Функции учебника».

12. Составить список основных требований к школьным учебникам.

13. Составить схему «Структура учебника».

14. Сравните 2-3 учебных пособия по педагогике и выявите наиболее соответствующие Вашим требованиям; выявите учебные пособия, наиболее полно реализующие дидактические функции учебника.

 

Индивидуальные задания

1. Подготовить сообщение «Компетентностный подход к формированию содержания образования» - 1 человек, 5 мин.

2. Подготовить сообщение «Системно-деятельностный подход к формированию содержания образования» - 1 человек, 5 мин.

3. Подготовить сообщение «Культурологический подход к формированию содержания образования». - 1 человек, 5 мин.

4. Подготовить сообщение «Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (см. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=262 или http://fgos.isiorao.ru/ или http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261). – 1 человек, 5 мин.

4. Особенности содержания образования в различных типах школ: гимназии, лицеи, вальдорфская школа, школа диалога культур, русская школа и т.д. - 5 мин.

 

Литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – С. 51-66.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2003. – Лекция 22.

3. Педагогика / В.А. Сластенин, И.О. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М, 2008.

4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2010.

5. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине "Педагогика и психология" для вузов, обучающихся по непед. специальностям/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. – 502 с.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2008. – Гл.7.

7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. – Гл. 4, 4.1.

8. ФЗ «Об образовании» (см. ст. 7,14).

9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. – С. 179-223.

10. http://www.consultant.ru Законодательство об образовании / Консультант плюс

11. http://mon.gov.ru Министерство образования и науки РФ

12. http://www.lexed.ru Федеральный центр образовательного законодательства

13. http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»

14. http://www.standart.edu.ru/ Федеральные государственные образовательные стандарты

15. http://zakon.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал

16. http://www.catalog.alledu.ru/edu/catalogs/ Каталоги ресурсов по образованию на каталоге «Все образование в интернет»

 

План

1. Понятие о коллективе, его признаки и функции.

2. Значение коллектива для человека.

3. Типология коллективов.

4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива.

5. Коллектив и личность. Модели развития отношений между личностью и коллективом.

6. Педагогическое руководство коллективом.

7. Самоуправление в детском коллективе.

8. Теории воспитания личности в коллективе А.С.Макаренко и Л.И. Новиковой (теории представляются в форме докладов).

Задания

1. Выписать определения понятия «коллектив» разных авторов.

2. Перечислить признаки, которыми должна обладать группа, чтобы называться коллективом.

3. Назвать и раскрыть функции коллектива.

4. Показать значение коллектива в жизни человека.

5. Рассмотреть типологии коллективов по различным основаниям (4-5 типологий).

6. Раскрыть этапы/уровни развития учебно-воспитательного коллектива по разным авторам (2-3 автора).

7. Назвать и описать модели развития отношений между личностью и коллективом.

8. Выписать правила педагогического руководства детским коллективом.

9. Раскрыть возможности самоуправления в детском коллективе, его назначение и структуру.

10. Объяснить, когда коллектив выступает в качестве объекта воспитания, а когда он является субъектом воспитания.

Индивидуальные задания

1. Подготовить доклад «Теория воспитания личности в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко». – 1 человек, 10 мин.

2. Подготовить доклад «Педагогика детского коллектива Л.И. Новиковой». – 1 человек, 10 мин.

Литература

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 2002. – С. 75-79.

2. Классному руководителю/ Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – С. 63-100.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. – Ростов-н/Д., 2000.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2003. – Лекция 10.

5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1978. (См. Знание законов развития коллектива).

6. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2010. – Гл. 9.

7.Педагогика: теория воспитания: Учебное пособие / под ред. Л.Н. Коковиной, О.Е. Черствой. – Вологда, ВГПУ, 2012. – 127 с.

8. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001. – С. 89-105.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В.Теория и методика воспитания. – М., 2004. – Гл. 11.

11. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2008.

12. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 2000. - Тема 7.

Литература для докладов

1. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. — М., 1972.

2. Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами // Пед.соч. в 8 т.— Т. 1. —М., 1983.— С. 139-142.

3. Макаренко А.С. Цель воспитания // Пед. соч. в 8 т. — Т. 4. — М., 1983.— С. 47-48.

4. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. – М., 1978.

5. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М., 1988.

План

1. Понятие об уроке. Противоречия урока.

2. Требования к современному уроку.

3. Типология и структурауроков.

4. Фронтальная,групповая и индивидуальная работа с учащимися на уроке.

5. Подготовка учителя к уроку.

6. Нестандартные уроки (экскурсии, деловые и ролевые игры, дискуссии, конференции, конкурсы и др.).

7. Внеурочные формы организации учебного процесса (факультативы, предметные кружки, олимпиады, научные сообщества и др.).

Задания

1. Выписать и проанализировать определения категории «урок» различных авторов.

2. Выявить и объяснить ведущие противоречия урока.

3. Перечислить основные требования к современному уроку. Систематизировать их.

4. Составить схему «Общая структура урока».

5. Пояснить, может ли быть урок бесструктурным.

6. Пояснить, чем определяется тип урока.

7. Перечислить типы уроков, выделяемых в современной дидактике. Указать, на основе какого признака они выделяются.

8. Заполнить таблицу «Достоинства и недостатки комбинированного урока»:

Достоинства комбинированного урока Недостатки комбинированного урока
   

9. Объяснить, в чем состоит фронтальная, групповая и индивидуальная работа на уроке.

10. Указать этапы подготовки учителя к уроку. Раскрыть суть каждого этапа.

11. Перечислить моменты, которые должны быть отражены в плане-конспекте урока.

12. Должен ли учитель готовиться к каждому уроку, если он работает в школе много лет? Пояснить свою точку зрения.

13. Объяснить, какие уроки называют нестандартными, каково их назначение.

14. Разработайте алгоритм подготовки учителя к уроку.

15. Разработайте правила подготовки учащихся к уроку.

Индивидуальные задания

1. Подготовить доклад «Нестандартные уроки». – 1 человек, 10 мин.

2. Задания по книге М.И. Махмутова «Современный урок» (М., 1985):

Задание 1. Найти в книге ответы на следующие вопросы:

- Как определяет автор понятие «урок»? (С.44)

- Какие условия организации урока он выделяет? (С.62)

- Какие правила организации урока выводит автор? (С.66-67)

Задание 2. Найти в книге ответы на следующие вопросы:

- Какую типологию уроков предлагает автор? (С.72-73)

- Какие виды уроков он выделяет? (С.77)

- Какие структуры уроков приводит автор? В чем суть каждой из них? (С.93-95)

Задание 3. Законспектировать схему подготовки учителя к уроку, предложенную М.И. Махмутовым. (С.131-138)

Литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – С. 134-143.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для пед. вузов / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2008.-160 с.

3. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Ситаров; под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Академия, 2008. - 352с.

4. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям/ В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2008.-576 с.

5. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. – 432с.

6. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине "Педагогика и психология" для вузов, обучающихся по непед. специальностям/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. – 502 с.

7. Подласый И.П. Педагогика: учебник/ И.П. Подласый. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 574 с.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. — М., 2008.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для вузов / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики,2007.-520 с.

10. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001. – С. 418 – 440.

Литература для доклада и индивидуальных заданий

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Ростов-н/Д., 2001.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Ростов-н/Д., 2001.

3. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

 

План

1.Сущность и особенности просветительской деятельности.

2.Цели и задачи просветительской деятельности.

3.Принципы просветительской деятельности.

4.Требования к организации просветительской деятельности.

5.Направления, формы и средства просветительской деятельности.

6.Система просвещения.

7.Просветительские программы и проекты.

8.Просветительские учреждения и работники просвещения.

9.Доклад «История просветительской деятельности в России и за рубежом» (1 человек, 5-7 минут).

Литература

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 7 декабря 2002 г. №20-15 "О модельном законе "О просветительской деятельности"// http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor44/text44513.htm

Задания

1. Раскрыть понятия «просветительство», «просвещение», «просветительская деятельность».

2.Выделить общие черты и различия в обучающей и просветительской деятельности.

3. Охарактеризовать направления просветительской деятельности.

4.Охарактеризовать принципы, на которых строится просветительская деятельность.

5.Привести примеры форм просветительской деятельности среди населения.

6. Представить отличительные особенности просветительской деятельности в разные исторические эпохи.

7. Подготовить просветительскую лекцию и электронную презентацию «Национальные особенности воспитания» (на примере той или иной национальности).

8. Оформить тезисыи изготовить наглядное средство для просветительской беседы с родителями на тему «Как воспитать хорошего человека?». (В работе необходимо раскрыть, что необходимо делать семье и школе для того, чтобы ребенок стал хорошим человеком, какие условия для этого требуются, какие методы, средства, формы воспитания необходимо применять и пр.)

 

Литература к заданиям подбирается студентами самостоятельно с использованием электронного каталога библиотеки ВГПУ.

 

Вопросы к зачету:

1. Педагогика как общественная наука.

2. Профессиональная компетентность педагога и профессионально обусловленные требования к его личности.

3. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.

4. Образовательная система РФ.

5. Образовательная политика РФ.

6. Международная образовательная политика. Тенденции развития мирового образовательного пространства.

7. Непрерывное образование.

8. Организация самообразовательной деятельности. Единство образования и самообразования.

9. Педагогический процесс: понятие, сущность, целостность, движущие силы, функции. Педагогическая задача как единица педагогического процесса.

10. Педагогический процесс: структура, этапы и содержание.

11. Содержание образования: сущность, исторический характер, подходы, требования к отбору содержания образования, теории формирования содержания образования.

12. Содержание образования: федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа, рабочая программа дисциплины, учебный план, учебная литература.

13. Обучение в целостном педагогическом процессе: понятие, сущность, цели, функции и структура обучения.

14. Обучение в целостном педагогическом процессе: методологические основы обучения, логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

15. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

16. Воспитание в целостном педагогическом процессе: происхождение, понятие, сущность, цели, задачи и особенности процесса воспитания.

17. Воспитание в целостном педагогическом процессе: движущие силы воспитания, сопротивление воспитанию, содержание и направления воспитания, логика и структура воспитания.

18. Коллектив как объект и субъект воспитания.

19. Формы организации педагогического процесса.

20. Характеристика классно-урочной системы обучения.

21. Урок как основная форма организации учебного процесса: понятие; ведущие противоречия; требования к современному уроку; фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися на уроке.

22. Урок как основная форма организации учебного процесса: типология и структура уроков, нестандартные уроки, подготовка учителя к уроку.

23. Дополнительные и вспомогательные формы обучения.

24. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.

25. Средства обучения и воспитания.

26. Технологии обучения: понятие, структура, классификация, критерии технологичности, технология и методика, современные технологии обучения.

27. Анализ современных технологий обучения (две технологии по выбору).

28. Социализация как социально-педагогическое явление.

29. Социально-педагогическая деятельность.

30. Просветительская деятельность среди населения.

31. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

32. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Ответ на зачете состоит из двух тем, освещение каждой из которых оценивается по следующим критериям и показателям (максимальный балл – 13):

Критерии оценки Показатели оценки Балл (максимум – 13)
1.Владение терминологией по теме знание сути основных понятий по теме, ее раскрытие собственными словами 0-1
воспроизведение определений понятий по теме 0-1
оперирование педагогической терминологией в ходе изложения материала 0-1
2. Степень раскрытия темы полнота освещения теоретических аспектов темы 0-2
демонстрация причинно-следственных связей педагогических явлений и про­блем 0-1
использование фактологического материала, примеров в ходе ответа по теме, их уместность и показательность 0-2
наличие авторской позиции и оценочных суждений по теме, их самостоятельность и аргументированность 0-2
3.Представление темы продуманность плана ответа, его логичность, четкость, структурированн­ость, системность 0-1
стиль изложения материала, грамотность и культура изложения материала 0-1
круг, полнота использования различных источников по теме 0-1

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Педагогика».

а) основная литература:

1. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. – 432 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: учебник/ И.П. Подласый. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 574 с.

3. Современные образовательные технологии: учеб. пособие/ под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КНОРУС,2011.- 432 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2006. – 608 с.

2. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров. - Волгоград: Учитель, 2009.- 118 с.

3. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие/ А. М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - Ростов н/Д: Феникс,2009.-250 с.

4. Беляев В. Педагогика и социальная педагогика: общее и различное/ В. Беляев //Социальная педагогика.-2007. - № 3.- С. 103-108.

5. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие для вузов/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2009.-304 с.

6. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для вузов /Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 492 с.

7. Введение в педагогическую деятельность/ А.С. Роботова [и др.]. – М.: Академия, 2007.-224 с.

8. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пособие для вузов / В.И. Волынкин. - Ростов н/Д:Феникс, 2008.-282 с.

9. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008.-336 с.

10. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для вузов / Л.И. Гриценко. - М.: Академия,2008.-240 с.

11. Доценко И.Г. Социально-педагогическая деятельность: от классики до современности/ И. Г. Доценко//Педагогика.-2009. - № 1.-С. 48-54.

12. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для вузов / И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2008.-256 с.

13. Запесоцкий А. Культурология и педагогика: проблемы взаимосвязи/ А. Запесоцкий //Вопросы культурологии.-2010. - № 6.-С. 4-9.

14. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис Пресс, 2008.-256 с.

15. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для вузов / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС,2010.-744 с.

16. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика: учеб. пособие/ А.В. Коржуев, В.А Попков. - М.: Трикста: Академический проект,2008.-287 с.

17. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский. - М.: Академия,2008.-256 с.

18. Методика воспитательной работы/ под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. – 160 с.

19. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине "Педагогика и психология" для вузов, обучающихся по непед. специальностям/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. – 502 с.

20. Педагогика (семья и семейный уклад): учебно-методическое пособие/ авт.-сост. О. Е. Черствая. - Вологда: ВГПУ,2010.-118 с.

21. Педагогический словарь/ под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008.-352 с.

22. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учеб. пособие для вузов/ Е. Б. Плотников. - М.: Академия, 2010.-176 с.

23. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для вузов / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008.-256 с.

24. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям/ В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Академия, 2008.-576 с.

25. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов непед. профиля/ В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М.: Академия, 2007.-480 с.

26. Тюнина М. Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей/ М. Тюнина//Социальная педагогика.-2008. - № 4.-С. 35-38.

27. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для вузов / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики,2007.-520 с.

 

Самостоятельная работа по модулю 1. «Основы педагогики»

Выполните письменно одно задание из двух предложенных:

 

Задание 1. Изучите Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и ответьте на вопросы. При формулировке ответов сделайте ссылки на статьи Закона.

1. Каковы государственные гарантии по реализации права на образование в Российской Федерации?

2. В чем заключается экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования?

3. Перечислите основные принципы государственной политики в сфере образования и раскройте сущность 3-4 принципов.

4. Какими правами, обязанностями обладает образовательная организация и какую ответственность она несет?

5. Какая информация об образовательной организации должна быть в открытом и доступном виде для всех пользователей, копии каких документов образовательные организации обязаны предоставлять по требованию обучающихся?

6. Имеет ли право индивидуальный предприниматель осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения?

7. В чем заключаются права, обязанности и ответственность педагогических работников?

8. Как в Законе трактуется категогия «обучающиеся»?

9. Каким правами обладают обучающиеся?

10. Каковы обязанности обучающихся?

11. Какие виды стипендий могут быть назначены обучающимся в целях стимулирования и поддержки при освоении ими образовательных программ?

12. Каков размер стипендий, кем он устанавливается?

13. Что такое – «академическая задолженность»? Каким образом обучающиеся могут ее ликвидировать?

 

Задание 2. Напишите мини-исследование (эссе) на одну из тем:

  1. Значение образования в жизни отдельного человека, государства и общества
  2. Анализ понятий «новшество», «инновация», «инновационный образовательный процесс», «педагогическая инновация», «управление образовательными инновациями».
  3. Сущность инновационных процессов в российском образовании.
  4. Перспективы инновационной деятельности в образовании.
  5. Проблемы внедрения инноваций в образовательный процесс.
  6. Критерии педагогических инноваций.

В работе выскажите собственное мнение, обязательно обоснуйте его. Объем работы – 2-3 листа формата А 4 при компьютерном исполнении и 4-5 листов формата А4 при рукописном исполнении.

Требования к оформлению эссе представлены в учебно-методическом пособии «Педагогика: организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов» / авт.-сост. И.В. Балашова. – Вологда: ВГПУ, 2012. – 73 с.

 

Самостоятельная работа по модулю 2. «Теория педагогического процесса»

Из предложенных заданий необходимо выполнить два.

Задание 1. Конспект и анализ документа «Фундаментальное ядро содержания общего образования».

Письменно ответьте на вопросы:

Что такое Фундаментальное ядро содержания общего образования?

Какие три раздела выделены в этом документе?

Каковы предпосылки возникновения этой концепции?

Что служит теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования?

Перечислите этапы формирования содержания общего образования в концепции.

Раскройте сущность «рамочных ограничений» при разработке концепции.

Охарактеризуйте систему базовых национальных ценностей (структура, ключевые определения, традиционные источники).

 

Задание 2. Анализ документа «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы». http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626

Письменно ответьте на вопросы:

Из каких разделов состоит Примерная программа?

Каков вклад предмета «Русский (родной) язык» в достижение целей основного общего образования?

Каковы цели изучения русского (родного) языка в основной школе?

В чем заключаются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции, формируемые в курсе русского (родного) языка?

Как Вы понимаете, что такое «сквозные содержательные линии»? Приведите примеры содержательных линий в курсе русского (родного) языка.

Дайте характеристику каждой группы результатов изучения предмета «Русский (родной) язык» (личностные, метапредметные, предметные).

В каком объеме предусматривается обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования? Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане?

 

Задание 3. Анализ документа «Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы». http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2627

Письменно ответьте на вопросы:

Из каких разделов состоит Примерная программа?

Каков вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования?

Каковы цели изучения литературы в основной школе?

В чем заключается специфика учебного предмета «Литература»? На основе каких принципов строится преподавание литературы?

Дайте характеристику каждой группы результатов изучения предмета «Литература» (личностные, метапредметные, предметные).

В каком объеме предусматривается обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования? Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане?

 

Задание 4. Анализ документа «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы». http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628

Письменно ответьте на вопросы:

Из каких разделов состоит Примерная программа?

Каков вклад предмета «Иностранный язык» в достижение целей основного общего образования?

Каковы цели изучения иностранного языка в основной школе?

Как Вы понимаете, что такое «сквозные содержательные линии»? Приведите примеры содержательных линий в курсе иностранного языка.

В чем заключаются речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции, формируемые в курсе иностранного языка?

Каким образом осуществляется развитие и воспитание личности учащихся посредством иностранного языка?

Дайте характеристику каждой группы результатов изучения предмета «Иностранный язык» (личностные, метапредметные, предметные).

В каком объеме предусматривается обязательное изучение иностранного языка на этапе основного общего образования? Место курса «Иностранный язык» в базисном учебном (образовательном) плане?

 

Задание 5. Анализ документа «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. Глава 1.3. «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования»

Письменно ответьте на вопросы:

Дайте определения понятий «результаты промежуточной аттестации», «результаты итоговой аттестации выпускников».

Каковы особенности, проблемы, процедуры оценки личностных результатов?

Каковы особенности, процедуры оценки метапредметных результатов?

Что является обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений?

Каковы критерии оценки индивидуального проекта?

В чем заключаются основные отличия базового и повышенного уровня сформированности навыков проектной деятельности? Выводы оформите в таблице:

Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый Повышенный
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем    
Знание предмета    
Регулятивные действия    
Коммуникация    

Сформулируйте особенности оценки предметных результатов.

Дайте харакеристику базового, повышенного, высокого, пониженного и низкого уровня достижений обучающихся.

На основе каких материалов дается оценка динамики формирования предметных результатов?

Каковы цели формирования портфеля достижений ученика?

Каким образом осуществляется итоговая оценка выпускника при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию?

 

Задание 6. Создание электронной презентации «Требования к современному уроку» (в формате ppt). Рекомендации по оформлению презентации представлены в учебно-методическом пособии «Педагогика: организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов» / авт.-сост. И.В. Балашова. – Вологда: ВГПУ, 2012. – 73 с.

 

Задание 7. Реферат на одну из предложенных тем:

· Объяснительно-иллюстративные технологии.

· Технология полного усвоения.

· Технологии развивающего обучения.

<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.