Чувственный уровень познания
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Чувственный уровень познания





В структуре познания выделяют уровни познавательной деятельности(8) – чувственный и рациональный (см. Рис. 1.3), являющиеся по сути не ступенями познания, а как бы «сообщающимися сосудами», которые дополняют друг друга знаниями, с одной стороны, полученными посредством органов чувств, а с другой – посредством мышления. Человек может также познавать действительность и самого себя с помощью интуиции как непоследовательного обнаружения истины, минуя чувственное и абстрактно-логическое познание. Человек может познавать себя и на грани осознанно-психического и неосознанно-психического (рефлекторного, инстинктивного).

       
 
   
 

 


Рис. 1.3. Уровни и формы познания

 

При этом чувственный уровень познания, предполагающий непосредственную связь субъекта с объектом, воспроизводит объект в наглядно-предметной форме, отражает его внешние стороны, не отделяя сущность от явлений. На рациональном, или логическом, уровне предполагается отрыв субъекта от непосредственного созерцания объекта, осуществляется переход от конкретного к абстрактному, от единичного к общему, от внешнего к внутреннему, от описания фактов к установлению закономерности, от явления к сущности.

На чувственном уровне отражение действительности происходит в форме ощущений, представлений, восприятий.

Ощущение–это элементарный субъективный образ объективной реальности. Оно непосредственно отражает какую-либо одну качественную сторону предмета определенным органом чувств и возникает на основе воздействия на него внешнего предмета.

Органы чувств человека – результат длительного историчес­кого развития. Хотя они наследуются биологически, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Че­ловек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувственных ощущений. Так, художники могут различать несрав­ненно больше оттенков цвета, чем обычный человек, профессио­нально не работающий с цветом.



Однако как бы не были развиты органы чувств, они всегда принципиально ограничены в различении внешней информации, что нередко давало повод скептикам усомниться в познаватель­ных возможностях людей. Так, ухо человека способно различать звуковую информацию в ограниченном диапазоне звуковых коле­баний. С помощью техники люди преодолевают биологическую ограниченность своих органов чувств.

Специфической особенностью ощущений является их односто­ронность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета (либо о звуке, либо о цвете и т.п.). Органы чувств, поэтому, называют анализаторами человека, по­скольку они расчленяют целостные свойства внешнего предмета на отдельные, составляющие его стороны.

Эта односторонность ощущений преодолевается восприятиями. Восприятиевозникает на основе совместной работы нескольких органов чувств и является целостным, синтетическим чувственным образом внеш­него предмета. Так, на основе зрения и осязания возникает вос­приятие как более целостный образ формы и окрашенности пред­мета, чем это может дать каждое отдельное ощущение.

Третья форма чувственного отражения – представление.Оно – чувственный образ предмета, возникающий на основе пред­шествующих ощущений и восприятий при отсутствии непосредственного контакта с внешним предме­том. Представление — это как бы чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но дей­ствовал когда-то на его органы чувств. В силу этого образ предме­та в представлении, с одной стороны, носит более бедный и отвле­ченный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а, с другой, – в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания. В представлении в первую очередь син­тезируются те стороны предмета, которые интересуют человека конкретно и практически.

В силу отсутствия непосредственной связи органов чувств с предметом в представлении возможны произвольные образы (ру­салка, кентавр). Вместе с тем, благодаря отвлеченности от пред­мета возможна продуктивная деятельность человека. Ему нужно было вначале представить себе топор и колесо в виде образов, прежде чем он научился изготовлять их на практике.

Все чувственные образы не существуют без человека и вне его. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источни­ку и содержанию они объективны, ибо информация, содержащая­ся в указанных формах, обусловлена отражением соответствую­щих сторон объекта.

Следует отметить также, что механизм чувственного отражения действительности у человека формально схож с подобным механизмом у высших животных. Отличие отражения человеком окружающего и собственного внутреннего мира и его отражения животными ярко проявляется на логическом (рациональном) уровне.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.