Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исторический опыт и уроки военных реформ в России, их значение для военного строительства и реформирования Вооруженных Сил на современном этапе.





 

Даже краткий анализ истории российских военных реформ показывает, что в нашем Отечестве накоплен богатый опыт их проведения. Рачительный и творческий подход к этому опыту позволит извлечь немало поучительных уроков, весьма актуальных и для нашего времени.

Среди этих уроков можно выделить следующие:

1. При всем своеобразии отдельных военных реформ они имеют общие принципы, в которых синтезированы и теоретические аспекты, и многочисленный опыт военных реформ. Важнейшими среди них являются: связь с общими реформами в государстве; затрагивание реформой всех основных сторон военной жизни и службы; ход по заранее выработанной программе; постепенность и последовательность проведения; жизненность и практичность реформы и др.

2. Военная реформа должна носить комплексный системный характер. Она не может быть сведена лишь к реорганизации и сокращению вооруженных сил. Из опыта военных реформ она включает в себя коренные преобразования в военно-политической, военно-правовой, военно-технической, военно-научной, собственно военной сферах.

В содержание реформы собственно вооруженных сил входит изменение организационно-штатной структуры, принципов комплектования, обучения и воспитания войск (реформы в области военного образования), системы подготовки командирских кадров, преобразование органов военного управления, замена устаревших образцов вооружения новыми более современными.

3. Большое значения для осуществления военных реформ имеет экономика. Через все реформы просматривается неуклонно действующая двойственная закономерность: с одной стороны, без достаточных финансовых, материальных средств реформы тормозились либо проводились половинчато; с другой стороны, дорогостоящая военная реформа, превышающая экономические возможности страны, заведомо обречена на провал. Учет действия этой закономерности особенно актуален в наше время - в условиях кризисного состояния экономики. Для каждого из нас это означает, что каждый народный рубль в военном бюджете мы должны заставить с максимальной эффективностью работать на оборону.

4. Огромную роль в реализации планов военных реформ играет духовный фактор. Исторический опыт свидетельствует, что без организации и развития духовных сил армии реформа обречена на провал. Характерен и поучителен в данном случае опыт Петровских реформ. Ведь казалось, все, что требовала современная наука и практика Запада, было исполнено, когда собирались в поход к Нарве. И обучены, и одеты по-иностранному, и командовали иностранцы, а под первым натиском армия разбежалась. Это поражение заставило Петра I понять, что армии не хватает высоких морально-психологических качеств. Того невесомого, незримого, что по словам Наполеона составляет 3/4 ее силы.

Была осуществлена огромная работа по воспитанию армии. В этой работе был найден самобытный путь, отличный от Западной Европы, где внимание сосредоточивали на муштровке солдат, стремясь страхом сделать солдата послушным механическим орудием. Петровский офицер подошел к солдату не только с учением, не только со строгостью, но и как человек к человеку. И в этом заключалась особенность нашего военного искусства XVIII века, причина самых решительных и блестящих побед, одержанных Петром, а впоследствии Румянцевым и Суворовым.

Решая труднейшую задачу своей военно-реформаторской деятельности - организацию духовно-нравственных сил армии, Петр предпринимает попытку формирования национально-государственной идеологии, лежащей в основе проводимых им преобразований. Твердя в своих указах о государственном интересе, как о высшем и безусловном двигателе всякой работы, всякой деятельности, он сам себя ставил в подчиненное положение этим интересам, благу России. Он требовал службы себе, как главному носителю этой идеи, как первому работнику своего народа. Четко и ясно сформулированная идея служения Отечеству, модернизации России, опирающаяся на психологию народной массы, является одной из главных причин успеха военных реформ Петра в нищей, голодной стране, не выплачивающей налогов, разбегающейся от тягот повинностей, с ее бездорожьем и темнотой.

И наоборот недооценка духовно-нравственного фактора помешала до конца реализовать планы военных реформ второй половины XIX века. Скопировав, по сути, прусскую систему комплектования армии (всеобщая воинская повинность), царское правительство упустило самое важное, именно то, что являлось ее основой в Пруссии - всеобщее начальное образование и мощная система военно-патриотического воспитания населения. Печальным итогом такого половинчатого подхода стало то, что Российская армия, призвав в свои ряды в годы 1-й мировой войны лишь 8% населения, саморазложилась, в то время как немецкая поставила под ружье свыше 25% без риска для своего существования.

В настоящее время, когда Россия переживает период радикальных социальных преобразований, далеко неоднозначно воспринимаемых обществом, этот исторический урок весьма важен. Он напоминает о том, что успех реформы Вооруженных Сил немыслим без активной информационно-воспитательной работы, направленной на обеспечение ее широкой поддержки в армии и обществе.

5. Использование зарубежного опыта военных реформ должно сочетаться с национальными традициями. Слепое копирование иностранной практики военного строительства приводит лишь к отрицательным результатам. Подобный подход весьма красноречиво характеризуется курьезным эпизодом из истории туркестанских походов российской армии, когда бухарские батыры, увидев издали, как русские солдаты после переправы вытряхивают воду из голенищ, и не поняв в чем дело, становились на руки и трясли ногами, думая, что таким образом постигли весь секрет русской тактики.

Исторический опыт России подтверждает, что бездумное подражание приводит к тому, что мы схватываем лишь внешнюю сторону явления, оставляя за чертой нашего внимания его истинную суть. А ведь “Россия, - отмечал И.А.Ильин, - не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу, вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма”.

6. Особое значение офицерского корпуса в реализации планов реформ. Командному составу армии уделяли самое пристальное внимание все без исключения реформаторы. Известны попытки Ивана IV в ходе военной реформы ограничить местничество (Приговор о местничестве). Вопрос подбора и подготовки командных кадров являлся одним из важнейших направлений военных реформ Петра I. В эту эпоху был дан решительный перевес службе над породой. Окончательно упразднялась практика назначения на ключевые командные посты дворян согласно московского списка (имеющих поместье вокруг Москвы). Петр стремился втянуть в командный состав создаваемой армии все ценное, сильное, готовое идти с новой Россией. Знание дела было решающим критерием при назначении на должность.

В период реформ Д.А.Милютина предприняты шаги с целью окончательно сломать сословные перегородки при производстве в офицеры, расширить социальную базу командного состава и за счет этого добиться повышения его качества.

Актуальность этого урока в наши дни вытекает из того факта, что сегодня начался обратный процесс - сокращение социальной базы офицерского состава. В силу снижения престижа ратного труда и ряда других факторов, многие слои населения, причем зачастую самые культурные и образованные, не желают посвящать свою жизнь профессии “Родину защищать”. Более того усиливается отток наиболее подготовленных офицеров из рядов Вооруженных Сил. Исторический же опыт свидетельствует - успех реформы во многом будет определяться тем, насколько удастся в столь непростых экономических и социальных условиях сохранить наш офицерский корпус, повысить его престиж, привлекая в его ряды - ряды организаторов реформ - лучших представителей нашего общества.

Таким образом, в современной военной реформе может и должен быть отражен и учтен опыт развития военной системы России и Советского Союза, характер преобразований военной сферы общества на протяжении последних веков. Творческий подход к наследию предков будет способствовать более динамичному и стабильному развитию наших Вооруженных Сил.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.