Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Искусство Проторенессанса в Италии





Возрождение

 

15 – 16 века – период, когда в основном страны переживали то время, которое принято называть Возрождением. Эти столетия были временем больших перемен как в политической и экономической, так и в культурной жизни европейских государств. Бурный рост городов, зарождение мануфактур, великие географические открытия – с одной стороны, и Великая Крестьянская война в Германии, восстание в Нидерландах, - с другой стороны. Реформация прошла по Европе, и протестантизм привлек на свою сторону многих, в т.ч. и целые государства.

 

Термин «Возрождение» (фр. Ренессанс, ит. Ринашименто) возник тогда же, в 16 веке. С чем связано это название? Дело в том, что в это время распространилась точка зрения на эпоху средневековья как период беспросветного невежества, варварства, погубивший все прекрасное, что некогда было в древности (= античности). Средние века представлялись теперь как перерыв в развитии искусства, и необходимо было вернуться, т.е. возродить прекрасное античное искусство. Сейчас, конечно, никто так не считает. Тем не менее нельзя не согласиться с тем, что искусство Возрождения, действительно, является качественно новым этапом развития культуры. Главный его признак – отказ от многих принципов средневекового мировоззрения. Средневековый человек слышал на проповедях в величественных соборах о том, что жизнь на земле – это сплошное испытание несчастьями, и что земную жизнь человек не должен пытаться как-то скрасить деньгами и удовольствиями, - нет. Потому что блаженство он обретет на небе после праведной, но тяжелой жизни на земле. Теперь же этот аскетизм и презрение ко всему земному сменяются жаждой удовольствий, которые с ужасом отвергала мораль средневековья. Человек эпохи Возрождения интересуется прежде всего собой, реальным миром, его красотой. Из этого вытекает и осознание человеком важности и независимости своей личности.

 

Историки не выделяют Возрождение; оно у них входит в средние века.

Родина Возрождения – Италия. Там оно возникло в 14 веке. В других странах – в 15 веке. Поэтому общей периодизации нет.

В чем отличия искусства эпохи Возрождения от средневекового искусства?

Все так же преобладают религиозные сюжеты, но – иная трактовка. В средние века главными видами искусства были культовая архитектура и подчиненная ей скульптура (рельефы стен, порталов, тимпанов и капителей храмов). В эпоху Возрождения главным видом искусства стала живопись, а скульптура стала самостоятельным видом искусства (освободилась от зависимости).

Почему произошли эти изменения? Потому что произошли изменения в мировоззрении.

Часто случается так, что на развитие того или иного вида искусства, его техники и т.п. влияют местные условия. Так, в Италии была очень развита монументальная живопись – фрески. В странах с другим климатом, напротив, получила распространение масляная живопись, т.е. живопись станковая (картина). Затем картина (сначала темперой на дереве, а затем маслом на холсте) развивается по всей Европе.

Еще один фактор – появление большого числа светских заказчиков, тогда как в средние века основным заказчиком являлась церковь. Отсюда развитие или появление новых жанров: в первую очередь – портрет. Развиваются пейзаж и бытовой жанр, пока еще как часть картины, а не самостоятельный жанр.

Поскольку пишут портреты, пейзажи, быт, то оказывается необходимым знание анатомии, перспективы. Так искусство Возрождения решает проблемы: Изображение человека, Изображение движения, Изображение пространства.

Скульптура постепенно освобождается от подчинения зданию, «отходит от стены». В итоге возникает свободно стоящая статуя.

Новое звучание и ценность получает графика. Вместе с появлением книгопечатания возникает печатаная графика. С помощью книг с гравюрами искусство быстрее проникает из одной страны в другую.

 

 

Искусство Италии

 

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают в силу исторических обстоятельств. Так, в Нидерландах и Германии Возрождение несколько запаздывает по сравнению с провозвестницей нового искусства – Италией.

 

Искусство итальянского Возрождения принято делить на 4 этапа:

  1. Предвозрождение (Проторенессанс) – конец 13 века – начало 14 века.
  2. Раннее Возрождение – 14 век – до 90-х годов 15 века (прим. 1310-е – 1480-е годы).
  3. Высокое Возрождение – конец 15 века – до 30-х годов 16 века (прим. 1490-е – 1520-е годы)
  4. Позднее Возрождение – 16 век, начиная с 1530-х годов.

 

По-итальянски эти периоды называют так:

 

Дученто – 13 век,

Треченто – 14 век,

Кватроченто – 15 век,

Чинквеченто – 16 век.

 

Искусство Проторенессанса в Италии

 

В Италии Возрождение начало зарождаться очень рано, когда в других странах еще господствовала готика.

Хотя творчество художников, живших на рубеже 13 – 14 веков, еще нельзя отнести к собственно Возрождению, оно является предысторией этого нового искусства – т.е. Предвозрождением.

В чем причина раннего возникновения искусства Возрождения именно в Италии? В том, что здесь никогда не умирали традиции античного искусства, по обломкам которого итальянцы буквально ходили.

Конечно, культура Проторенессанса еще во многом связана со средневековьем, но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие Возрождения.

Это новое проявилось в архитектуре, в скульптуре, но ярче всего – в живописи.

 

Джотто ди Бондоне

(1266/67 – 1337)

Родился во Флоренции и переехал в Рим в конце 13 века. Около 1305 года едет в Падую, где пишет знаменитые фрески в Капелле дель Арена. |Но основная пора его деятельности протекала во Флоренции, где он жил с 1307 года. Общительный, активный, он пользовался здесь огромным уважением и почетом и с 1333 года был назначен главный руководителем всех художественных работ от городского управления.

Росписи Капеллы дель Арена заняли центральное место не только в его творчестве, но и явились огромным вкладом в историю итальянского искусства.

Капелла дель Арена, названная так потому, что на ее месте находилась арена античного амфитеатра, принадлежала банкиру Энрико Скровеньи, который и сделал заказ Джотто.

Небольшое здание, перекрытое внутри сводом, имело справа пять окон с широкими простенками. Противоположная большая стена не имела проемов, благодаря чему полностью могла быть использована под росписи. Фрески расположены в три яруса. Внизу на живописно имитированном цоколе размещены 14 фигур пророков и аллегорий добродетелей. На входной стене – роспись «Страшный суд», напротив нее – «Благовещение».

В расположении фресок, соответствовавшем направлению часовой стрелки, господствовали архитектурная расчлененность и пространственность. Джотто создал величавый эпический цикл. Подобно медленно сменяющимся кадрам фильма, эти фрески как бы ведут спокойный рассказ.

 

Искусство Раннего Возрождения. Скульптура

 

В начале 15 века особенно значительными были успехи скульптуры. Преобразовался сам принцип синтеза искусств, изменилось соотношение скульптуры и архитектуры. Вместо полного подчинения скульптуры архитектуре устанавливается принцип их равноправия.

Подлинным реформатором скульптуры стал флорентинец

Донателло

(Донато ди Никколо ди Бетто Барди),

работавший в первой половине 15 века.

В его искусстве впервые в эпоху Возрождения получили формулировку:

1) свободно стоящая статуя,

2) конный монумент,

3) изображение обнаженного тела в скульптуре.

Первым из мастеров эпохи Возрождения он сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать тяжесть тела. Донателло ездил из Флоренции в Рим для того, чтобы там изучать античную скульптуру. Итогом этого внимательного изучения стала его статуя

Давид.

Видно, что Донателло при работе над этой статуей вдохновлялся античной статуей Гермеса (Лисипп?). Она была выполнена по заказу семейства Медичи как скульптура для украшения фонтана. Статуя из бронзы, небольших размеров. Это первое в искусстве эпохи Возрождения изображение обнаженной фигуры. Но ее решение очень декоративное – «садовая скульптура». Вода лилась снизу. Что касается образного решения, то Давид изображен как юноша – подросток, обнаженный, но в пастушеской шляпе. Это не атлет, победивший великана. А изнеженный. Чувственный юнец, полный неги и истомы. В нем нет ничего героического, напротив, статуя полна изящества, даже манерности.

Но Донателло многолик. Ему доступна передача совсем иных чувств и решение совсем иных образов. Он стал первым и в другом виде и жанре скульптуры:

 

Андреа дель Верроккьо,

самый известный скульптор Италии второй половины 15 века, главный скульптор семейства Медичи, ювелир, живописец (учитель Леонардо да Винчи).

Донателло был основоположником ренессансной скульптуры. Верроккьо не совершил такого переворота, поскольку он уже опирался на достижения Донателло. Верроккьо был моложе Донателло почти на 50 лет. Верроккьо с одинаковым успехом работал в разных жанрах скульптуры (надгробия, портреты, рельефы, мелкая пластика). Своими работами он постоянно пытался доказать превосходство над Донателло. Так, он тоже выполнил статую Давида для сада виллы Медичи.

Давид. 1470-е годы.

Вода течет из отрубленной головы Голиафа. Высота статуи = 1.28 см. Перед нами смелый подросток. В декоративном решении он проигрывает донателловскому, но душе говорит больше. Одет в колет и поножи. Торжество юного победителя. Конечно, Верроккьо хорошо знал работу своего предшественника. Сейчас они находятся рядом, в одном музее. Торжествуя, Давид как бы позирует перед зрителями, откровенно любуясь собой. Это отличает его от самоуглубленного Давида Донателло.

Изображая Давида оживленным и задорным юношей. Верроккьо почти повторил позу Давида Донателло. И все же статуя Верроккьо производит другое впечатление. Здесь прямой взгляд, излучающий уверенность. Такой активности не было в Давиде Донателло. Если для Донателло важным было именно изображение обнаженного тела, то во времена Верроккьо актуальности этой проблемы уже не было. Красота в тогдашнем понимании – это красота юности, это новые понятия о красоте и новые идеалы.

 

МАЗАЧЧО

(Masaccio) (1401–1428),

итальянский живописец флорентийской школы. Его полное имя – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Jiovanni di Simone Kassai).

Мазаччо родился в провинциальном тосканском городке Кастель-Сан-Джованни 21 декабря 1401. О детстве и юности художника почти ничего не известно.

Он был немного рассеянным и весьма беспечным и создавал впечатление человека, у которого вся душа и воля заняты предметами одного только искусства и которому почти нет дела до себя самого, а еще меньше – до других. Поэтому еще в детстве родные прозвали его Мазаччо (ласково-пренебрежительная форма от Томмазо).

Творческая деятельность Мазаччо, продолжавшаяся около шести лет, занимает важное место в истории не только итальянской, но и всей западноевропейской живописи.

Наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо является основоположником искусства Раннего Возрождения, утвердившим в живописи новые эстетические представления о мире и человеке, новые изобразительные принципы. Становление Мазаччо как художника протекало в обстановке мощного общественного и культурного подъема во Флоренции, широкого распространения гуманистических идей, формирования ренессансных художественных принципов в архитектуре и скульптуре.

Разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере проявился при работе над фреской

Изгнание из рая,

Чудо со статиром,

Сюжет одной из самых знаменитых композиций Чудо со статиром – взят из Евангелия от Матфея. Помимо изображения одного из апостолов в глубине картины, которое предоставляет собою портрет самого Мазаччо, мы видим здесь гнев св. Петра на требования и внимание апостолов, которые в разнообразных позах окружают Христа и ждут его решения с такой жизненностью движения, что в самом деле кажутся живыми, в особенности св. Петр, у которого кровь прилила к голове, потому что он нагнулся, стараясь достать деньги из живота рыбы; а еще лучше – сцена, когда он платит подать; здесь видно возбуждение, с каким он считает деньги, и вся алчность сборщика, который держит деньги в руке, и с наслаждением на них уставился.

Величественные фигуры Христа и апостолов изображены на фоне сурового гористого пейзажа. Их движения естественны, а тела имеют реальные пропорции. Знание анатомии человеческого тела Мазаччо приобрел, работая с натурой и изучая произведения классической скульптуры; особенно важно, что, как и Донателло десятилетием раньше, он отказался в своем творчестве от декоративности и условности, присущих готическому искусству. Торжественные массивные фигуры персонажей помещены у Мазаччо в реальное окружение.

Все, кто старался постигнуть это искусство, постоянно отправлялись учиться в эту капеллу, чтобы воспринять наставления и правила в мастерстве фигур от Мазаччо. Но, хотя произведения Мазаччо пользовались столь великим почетом, все же существует мнение, разделяемое с твердым убеждением многими, что он принес бы искусству еще гораздо больше, если бы смерть, похитившая его в возрасте двадцати шести лет, не постигла его так рано. Была ли то зависть или действительно, быть может, все прекрасное вообще недолговечно, только он умер в самом расцвете. Он ушел столь внезапно, что многие подозревали тут скорее отравление, чем иную случайность.

Говорят, что при известии о смерти Мазаччо, Филиппо ди сер Брунеллески сказал: «Мы понесли с кончиною Мазаччо величайшую утрату». Он горевал неутешно, тем более, что покойный с великим старанием объяснял ему многие правила перспективы и архитектуры. Мазаччо был погребен в той самой церкви дель Кармине в 1443 году. И если тогда же над его могилой не было поставлено никакого памятника, потому что при жизни его мало ценили, то после смерти его не преминули почтить нижеследующими эпитафиями:

Писал – и холст картин стал жизни равен.

Поставил,оживил и дал движенье,

И дал им страсть. Всем прочим в поученье

Был Бонаротто; я – с ним рядом славен.

 

Аннибале Каро

Общеизвестно, что именно Флоренция в начале 15 века стала городом, где возникло и окрепло новое ренессансное искусство. В силу ряда причин инициаторами этого переворота стали архитекторы и скульпторы.

В 1430-е годы в городе стали править банкиры Медичи. 30 лет правил Козимо Медичи. При нем Флоренция избежала серьезных кризисов и потрясений. Но самой яркой страницей их правления стали 1470-90-е годы – время правления Лоренцо, прозванного Великолепным. Поэт, любитель искусства уживался в нем с тираном, жестоко подавлявшим заговоры и восстания. Во время одного из них, в 1478 году, во время церковной службы, в соборе банкирами Пацци был заколот кинжалом его брат Джулиано.

 

Поздний период (1490-е)

- в его творчестве наступает кризис – отчаяние, раскаяние. Отсюда легенда о сожжении картин. Умирает его покровитель. Последние работы жесткие, напряженные, локальные в цвете. Конец 15 века стал важным рубежом в его жизни и творчестве. Изгнание Медичи. Проповеди Савонаролы. В 1498 году Джироламо Савонарола сожжен на костре. Произведения Боттичелли проникнуты пессимизмом и мистической экзальтацией.

 

Благовещение. 1489-90.

Покинутая. 1485-90.

Оплакивание. 1495.

Душераздирающая скорбь. Изменилась живописная манера Боттичелли. Хрупкая бестелесность сменяется четкой трактовкой объемов; блеклые изысканные цвета – мощными красочными аккордами.

 

Возрождение

 

15 – 16 века – период, когда в основном страны переживали то время, которое принято называть Возрождением. Эти столетия были временем больших перемен как в политической и экономической, так и в культурной жизни европейских государств. Бурный рост городов, зарождение мануфактур, великие географические открытия – с одной стороны, и Великая Крестьянская война в Германии, восстание в Нидерландах, - с другой стороны. Реформация прошла по Европе, и протестантизм привлек на свою сторону многих, в т.ч. и целые государства.

 

Термин «Возрождение» (фр. Ренессанс, ит. Ринашименто) возник тогда же, в 16 веке. С чем связано это название? Дело в том, что в это время распространилась точка зрения на эпоху средневековья как период беспросветного невежества, варварства, погубивший все прекрасное, что некогда было в древности (= античности). Средние века представлялись теперь как перерыв в развитии искусства, и необходимо было вернуться, т.е. возродить прекрасное античное искусство. Сейчас, конечно, никто так не считает. Тем не менее нельзя не согласиться с тем, что искусство Возрождения, действительно, является качественно новым этапом развития культуры. Главный его признак – отказ от многих принципов средневекового мировоззрения. Средневековый человек слышал на проповедях в величественных соборах о том, что жизнь на земле – это сплошное испытание несчастьями, и что земную жизнь человек не должен пытаться как-то скрасить деньгами и удовольствиями, - нет. Потому что блаженство он обретет на небе после праведной, но тяжелой жизни на земле. Теперь же этот аскетизм и презрение ко всему земному сменяются жаждой удовольствий, которые с ужасом отвергала мораль средневековья. Человек эпохи Возрождения интересуется прежде всего собой, реальным миром, его красотой. Из этого вытекает и осознание человеком важности и независимости своей личности.

 

Историки не выделяют Возрождение; оно у них входит в средние века.

Родина Возрождения – Италия. Там оно возникло в 14 веке. В других странах – в 15 веке. Поэтому общей периодизации нет.

В чем отличия искусства эпохи Возрождения от средневекового искусства?

Все так же преобладают религиозные сюжеты, но – иная трактовка. В средние века главными видами искусства были культовая архитектура и подчиненная ей скульптура (рельефы стен, порталов, тимпанов и капителей храмов). В эпоху Возрождения главным видом искусства стала живопись, а скульптура стала самостоятельным видом искусства (освободилась от зависимости).

Почему произошли эти изменения? Потому что произошли изменения в мировоззрении.

Часто случается так, что на развитие того или иного вида искусства, его техники и т.п. влияют местные условия. Так, в Италии была очень развита монументальная живопись – фрески. В странах с другим климатом, напротив, получила распространение масляная живопись, т.е. живопись станковая (картина). Затем картина (сначала темперой на дереве, а затем маслом на холсте) развивается по всей Европе.

Еще один фактор – появление большого числа светских заказчиков, тогда как в средние века основным заказчиком являлась церковь. Отсюда развитие или появление новых жанров: в первую очередь – портрет. Развиваются пейзаж и бытовой жанр, пока еще как часть картины, а не самостоятельный жанр.

Поскольку пишут портреты, пейзажи, быт, то оказывается необходимым знание анатомии, перспективы. Так искусство Возрождения решает проблемы: Изображение человека, Изображение движения, Изображение пространства.

Скульптура постепенно освобождается от подчинения зданию, «отходит от стены». В итоге возникает свободно стоящая статуя.

Новое звучание и ценность получает графика. Вместе с появлением книгопечатания возникает печатаная графика. С помощью книг с гравюрами искусство быстрее проникает из одной страны в другую.

 

 

Искусство Италии

 

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают в силу исторических обстоятельств. Так, в Нидерландах и Германии Возрождение несколько запаздывает по сравнению с провозвестницей нового искусства – Италией.

 

Искусство итальянского Возрождения принято делить на 4 этапа:

  1. Предвозрождение (Проторенессанс) – конец 13 века – начало 14 века.
  2. Раннее Возрождение – 14 век – до 90-х годов 15 века (прим. 1310-е – 1480-е годы).
  3. Высокое Возрождение – конец 15 века – до 30-х годов 16 века (прим. 1490-е – 1520-е годы)
  4. Позднее Возрождение – 16 век, начиная с 1530-х годов.

 

По-итальянски эти периоды называют так:

 

Дученто – 13 век,

Треченто – 14 век,

Кватроченто – 15 век,

Чинквеченто – 16 век.

 

Искусство Проторенессанса в Италии

 

В Италии Возрождение начало зарождаться очень рано, когда в других странах еще господствовала готика.

Хотя творчество художников, живших на рубеже 13 – 14 веков, еще нельзя отнести к собственно Возрождению, оно является предысторией этого нового искусства – т.е. Предвозрождением.

В чем причина раннего возникновения искусства Возрождения именно в Италии? В том, что здесь никогда не умирали традиции античного искусства, по обломкам которого итальянцы буквально ходили.

Конечно, культура Проторенессанса еще во многом связана со средневековьем, но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие Возрождения.

Это новое проявилось в архитектуре, в скульптуре, но ярче всего – в живописи.

 

Джотто ди Бондоне

(1266/67 – 1337)

Родился во Флоренции и переехал в Рим в конце 13 века. Около 1305 года едет в Падую, где пишет знаменитые фрески в Капелле дель Арена. |Но основная пора его деятельности протекала во Флоренции, где он жил с 1307 года. Общительный, активный, он пользовался здесь огромным уважением и почетом и с 1333 года был назначен главный руководителем всех художественных работ от городского управления.

Росписи Капеллы дель Арена заняли центральное место не только в его творчестве, но и явились огромным вкладом в историю итальянского искусства.

Капелла дель Арена, названная так потому, что на ее месте находилась арена античного амфитеатра, принадлежала банкиру Энрико Скровеньи, который и сделал заказ Джотто.

Небольшое здание, перекрытое внутри сводом, имело справа пять окон с широкими простенками. Противоположная большая стена не имела проемов, благодаря чему полностью могла быть использована под росписи. Фрески расположены в три яруса. Внизу на живописно имитированном цоколе размещены 14 фигур пророков и аллегорий добродетелей. На входной стене – роспись «Страшный суд», напротив нее – «Благовещение».

В расположении фресок, соответствовавшем направлению часовой стрелки, господствовали архитектурная расчлененность и пространственность. Джотто создал величавый эпический цикл. Подобно медленно сменяющимся кадрам фильма, эти фрески как бы ведут спокойный рассказ.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.