Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения.





Оценка инновационного поведения.

Исследование инновационной активности.

Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения

 

ВИОЛЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Фирмы-виоленты – это фирмы, которые занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние» запросы к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Они работают в окрестностях максимума выпуска продукции. Виоленты обладают большой ресурсной силой, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке. Их постоянная проблема - загрузка мощностей.

Отличительные признаки фирм-виолентов: крупные размеры, крупный капитал, высокий уровень освоения технологии, большая численность работающих, множество филиалов и дочерних предприятий, полнота ассортимента, большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются крупные инвестиции.

Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создающие олигополистический рынок. Для виолентов жизненно важное значение имеет постоянное сокращение издержек. Инновационное решение этой проблемы заключается в переходе на новые ресурсосберегающие технологии, которые они создают сами или, что случается более часто, перенимают у разработчиков и первых инноваторов.

Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены, могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т.д.



Девиз виолентов: «Дешево, но прилично» (Но не «Дорого и плохо»).

Типы виолентов можно выделить по этапам их эволюционного развития (в зависимости от динамики развития):

1) «гордый лев» - тип виолентов, для которых характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;

2) «могучий слон» - тип с менее динамичным развитием, расширенной диверсификацией компенсации за потерю позиции лидера в отрасли;

3) «неповоротливый бегемот» - тип виолентов, утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы.

В обобщенном виде характеристики виолентов в результате их эволюционного развития можно представить в виде таблицы 4.1[1].

Таблица 4.1

Характеристики виолентов по этапам эволюционного развития

ПРИЗНАКИ СОСТОЯНИЯ Эволюция ФИРМ-ВИОЛЕНТОВ
1. «Гордые ЛЬВЫ» 2. «Могучие СЛОНЫ» 3. «Неповоротливые БЕГЕМОТЫ
1. Продолжительность пребывания на стадии До 10 лет Десятилетия Несколько лет
2. Рост компании и его устойчивость Быстрый, но неустойчивый Средний, неустойчивый Отсутствует
3. Диверсификация (проникновение в другие подотрасли и отрасли) Слабая Широкая Излишне широкая
4. Инновационная активность Лидер по ряду направлений Лидер по 1-2 направлениям Нарастание технологического отставания
5. Размеры фирм Крупные Особо крупные Сохраняют большие размеры
6. Наличие сети зарубежных филиалов Небольшая сеть Большая сеть Сеть распадается
7. Динамизм развития и его устойчивость Высокий, но не очень устойчивый Средний, неустойчивый Низкий
8. Типичная стратегия, тактика и метод Метод «самоускоряющегося роста» Тактика «ловкого второго» Дезинвестиции
9. Стремление быть первым Присутствует всегда Необязательно Отсутствует
10. Степень извлечения пользы от инноваций Невысокая Максимальная Малая
11. Расходы на НИОКР Крупные Крупные Малые
12. Характер конкуренции Агрессивный Нишевый Пассивный
13. Потенциал роста сегментов рынка Большой Средний Низкий
14. Диверсификация Почти нет Широкая Очень широка

ПАТИЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Патиентная (нишевая) стратегия - это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши, узкого сегмента рынка. В патиентной стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии: ставка на дифференциацию продукта; необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка. Фирмы-патиенты могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка крупные.

Дифференциация продукции - шаг навстречу тому потребителю, которому не нужна массовая стандартная продукция. Она позволяет патиенту открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом патиент использует различия в качестве товара, сервисе, удовлетворяют потребности, сформированные под воздействием моды, рекламы и других средств.

Таким образом, патиентная стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Их девиз: «Дорого, зато хорошо».

При таком специализированном производстве запас конкурентоспособности товара возникает в основном благодаря высокой потребительской ценности товара, которую приходится точно определять и обеспечивать соответствующими товарами и услугами. Патиенты стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями, поэтому их называют «хитрыми лисами».

Эволюционный путь развития специализированных фирм можно представить в следующей последовательности.

1) Поиск или создание собственной ниши. Это трудная задача, так как не каждый узкий сегмент рынка для этого подходит. Пути решения данной проблемы: участие в модификации серийной продукции; исполнение специфических заказов и другие. Ниша должна отличаться устойчивой обособленностью. В роли стабилизатора достигнутой дифференциации товара могут выступать: уникальный технологический опыт; особая сбытовая сеть; исторический престиж марки.

2) Этап роста. Фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой области, все более обосабливая нишу и отсекая конкурентов. Оборот быстро растет, а вместе с ним растет и популярность товара. О появившемся новом товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей. Фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размерам.

3)На этапе наступившей зрелости у патиента появляются проблемы. Ценность патентов, технологии, специализированной сбытовой сети существует до тех пор, пока есть особая рыночная потребность. Патиент много вложил в узкую нишу и обладает преимуществами, пока эта ниша существует. Фактически фирма-патиент стала заложником ниши. Изменение производственного профиля почти невозможно. Научно-производственная гибкость потеряна.

Например, кварцевые часы погубили множество производителей механических часов; компьютер в сочетании с принтером многократно сократил спрос на пишущие машинки; в производстве приборов главным узлом стала электронная, а не механическая часть, и производство ушло с механических заводов, даже имеющих сверхвысокоточное оборудование, к электронным фирмам. Везде причина одна - обесценились прежние конструкторско-технологические знания.

4) Этап поглощения. Большинство специализированных компаний рыночный успех превращает в объект поглощения. Типичная для патиентов численность занятых от 200 до 500 человек является критическим размером уязвимости фирмы по отношению к захватам со стороны виолентов. Для последних такой захват может быть единственным путем получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети, в то время как попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, для крупной фирмы может привести к непоправимым потерям.

Крупная фирма, поглощая патиента, приобретает организацию, оптимально приспособленную к удовлетворению запросов определенного круга потребителей. Ее нельзя кардинально реструктурировать - потеряется способность к самообучению, накоплению опыта. Управление бывшим независимым патиентом осуществляется в рамках дочернего общества с высокой степенью автономности.

Развитие патиентов, избежавших поглощения, может происходить по двум направлениям:

1) стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей. Этот путь типичен для большинства патиентов, когда их объемы продукции достигают границ рыночной ниши. Их деятельность определяется стратегией узкой специализации. Качественно фирма не меняется, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимаемого ею сегмента рынка стагнирует, то она прекращает свой рост. Если ниша растет, то и патиент может немного увеличиваться в размерах.

2) смена стратегии и превращение в крупного виолента.

 

ЭКСПЛЕРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Фирмы-эксплеренты («ласточки») - в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике - инновационная, состоящая в создании радикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений, фирмы-эксплеренты отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.