Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного





Инновационного поведения

№ пп   ПАРАМЕТРЫ Тип конкурентного поведения (классификация Л.Г. Раменского)
«ВИОЛЕНТЫ» «ПАТИЕНТЫ» «ЭКСПЛЕРЕНТЫ» «КОММУТАНТЫ
Тип компании (классификация X. Фризевинкеля)
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» «Лисы» «Ласточки» «Мыши
1. Уровень конкуренции Высокий Низкий Средний Средний
2. Новизна отрасли Новые Зрелые Новые Новые, зрелые
3. Какие потребности Массовые, стандартные Массовые, но нестандартные Инновационные Локальные
4. Профиль производства Массовое Специализированное Экспериментальное Универсальное мелкое
5. Размер компании Крупные Крупные, средние и мелкие Средние и мелкие Мелкие
6. Устойчивость компании Высокая Высокая Низкая Низкая
7. Расходы на НИОКР Высокие Средние Высокие Отсутствуют
8. Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества Высокая производительность Приспособленность к особому рынку Опережение в нововведениях Гибкость
9. Динамизм развития Высокий Средний Высокий Низкий
10. Издержки Низкие Средние Низкие Низкие
11. Качество продукции Среднее Высокое Среднее Среднее
12. Ассортимент Средний Узкий Отсутствует Узкий
13. Тип НИОКР Улучшающий Приспособительный Прорывной Отсутствует
14. Сбытовая сеть Собственная или контролируемая Собственная или контролируемая Отсутствует Отсутствует
15. Реклама Массовая Специализированная Отсутствует Отсутствует

 

Методика идентификации предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения, т.е. порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения представляется следующей:

1) составляется характеристика анализируемой организации, ее продукции, отрасли, рынка;

2) по установленным характеристикам данная организация описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения (табл. 4.3)[3];

3) проводится анализ морфологического описания и с использованием таблицы 4.2 устанавливается соответствие одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения.

Таблица 4.3

Морфологическая матрица идентификации предприятий

По типу стратегического конкурентного инновационного поведения

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ
1. Уровень конкуренции а) высокий б) средний в) низкий
2. Новизна отрасли а) новые отрасли б) зрелые отрасли
3. Какие потребности обслуживает а) массовые и стандартные б) массовые и нестандартные в) инновационные г) локальные, узко групповые
4. Профиль производства а) массовое б) специализированное в) экспериментальное г) универсальное мелкое
5. Размер компании а) крупная б) средняя в) мелкая
6. Устойчивость компании а) высокая б) низкая
7. Расходы на НИОКР а) большие в) средние в) низкие г) отсутствуют
8. Факторы силы в конкурентной борьбе а) высокая производительность б) приспособленность к особому рынку в) опережение в нововведениях г) гибкость
9. Динамизм развития а) высокий б) средний в) низкий
10. Издержки а) низкие б) средние в) высокие
11. Качество продукции а) высокое б) среднее в) низкое
12. Ассортимент а) широкий б) средний в) узкий г) отсутствует
13. Тип НИОКР а) прорывной б) улучшающий в) приспосо-бительный г) отсутствует
14. Сбытовая сеть а) собственная б) контролируемая в) отсутствует
15. Реклама а) массовая б) специализированная в) индивидуальная
               

В заключении необходимо отметить следующее. Российские инновационные стратегии, безусловно, имеют свою специфику. Дело в том, что Россия известна в мире как поставщик всевозможных новых идей и изобретений. Но она также известна тем, что из-за отсутствия в стране благоприятного и привлекательного инвестиционного климата и четко разработанной законодательной базы, неспособна во многих случаях довести эти идеи до крупного производства, т.е. логично завершить в полном объеме инновационный цикл. Например, первый паровоз, так и оставшийся на Урале, «сухая» технология производства цемента, непрерывная разливка стали, телевизор, радар и многое другое.



Таким образом, российская экономика сможет занять достойное место в мировом хозяйстве лишь тогда, когда в стране сформируется круг мощных конкурентоспособных, глобальных компаний, которые в состоянии на равных соперничать с ведущими зарубежными фирмами.

Оценка инновационного поведения

Исходным моментом разработки стратегии инновационного развития служит, в том числе, и оценка инновационного поведения, направленная на определение внешних стратегических изменений, которые могут произойти у предприятия в результате освоения инноваций. Такой подход позволяет предприятию оценить величину перспективных резервов, появляющихся в результате внедрения новых и улучшающих технологий, и использовать их в производстве.

Инновационное поведение предприятия представляет собой одно из направлений его деятельности, связанное с реализацией инновационной стратегии на основе выявления и использования потенциальных внутренних резервов для инновационного развития, и с учетом особенностей внедрения инноваций.

Оценка инновационного поведения на этапе формирования стратегической политики хозяйственной деятельности определяет потенциальные резервы, возникающие благодаря внедрению новых и улучшающих технологий, и отвечает на вопросы о возможном изменении внешних условий взаимодействия предприятия с конкурентами, потребителями, стратегическими партнерами, поставщиками, акционерами и кредиторами в результате коммерциализации инноваций.

Провести оценку инновационного поведения можно на основе определения и анализа, как минимум шести показателей.

Рост патентного портфеля

Rп = ,

где Rп – рост патентного портфеля после реализации стратегии инновационного развития, %;

- изменение объема патентного портфеля предприятия в результате разработки технологической инновации, руб.;

- патентный портфель предприятия до реализации инновации, руб.;

= (Qп1 + Qтз1 + Qзо1 + Qпм1 + Qпо1) - ,

где Qп1 - совокупность патентов предприятия на изобретения после реализации инновации, руб.;

Qтз1 – совокупность свидетельств о регистрации товарных знаков после реализации инновации, руб.;

Qзо1- совокупность свидетельств о регистрации знаков обслуживания после реализации инновации, руб.;

Qпм1- совокупность свидетельств о регистрации полезных моделей после реализации инновации, руб.;

Qпо1 - совокупность патентов предприятия на промышленные образцы после реализации инновации, руб.

 

Формирование и дальнейшее наращивание патентного портфеля - одно из наиболее важных условий сохранения и повышения конкурентоспособности предприятия.

2. Рост доли рынка.Показатель роста патентного портфеля тесно связан с показателем роста доли рынка. Данная взаимосвязь проявляется в том, что в результате формирования патентного портфеля предприятие может захватить патентное пространство конкретной рыночной территории и начать реализацию на ней своей продукции почти на монопольных условиях. И даже если предприятие для защиты создаваемых новых или улучшающих технологий изберет путь не правовой, а экономической охраны инноваций, такая эффективная реализация стратегии инновационного развития с выведением на рынок нового продукта во многом будет способствовать, как показывает практика, росту доли хозяйствующего субъекта на рынке.

Rр = ,

где Rр- рост доли рынка после реализации стратегии инновационного развития, %;

- изменение объема продаж предприятия в результате внедрения инновации, руб.;

- общий объем рынка данного товара, руб.;

= - ,

где - объем продаж предприятия вместе с внедренной инновационной продукцией, руб.

- объем продаж предприятия до внедрения инноваций, руб.;

 

Осуществляя разработку и реализацию продуктовых и технологических инноваций, предприятия создают при этом не только важные для его конкурентоспособности рыночные преимущества, но и объекты промышленной собственности. Введение нематериальных активов в хозяйственный оборот и эффективное управление ими позволяют не только защитить бизнес, но и повысить стоимость предприятия, увеличив размеры активов, а также обеспечить себе дополнительные источники денежных поступлений, к примеру, за счет продажи лицензий.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.