Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Альтруизм и кооперативное поведение





Теперь попытаемся ответить на вопрос, выгоден ли альтруизм? В экономическом поведении альтруизм может выражаться в благотворительных пожертвованиях, в подарках, поведении-помощи, уступках в условиях социальных дилемм и переговоров. От альтруистиче­ских мотивов зависят предпочтения в области распределения денег (или прибыли).

Существуют различные попытки объяснения альтруистического по­ведения. Если рассматривать альтруизм как вариант эгоизма, его скорее можно назвать ложным альтруизмом. Для чело­века актуально одновременно большое количество целей ("выгод"), и ир­рациональность в отношении одной оборачивается рациональностью в отношении другой. В таком случае альтруистическое поведение (отсутствие видимой выгоды какого-либо типа) означает только нацеленность на другие ценно­сти, в достижении которых поведение рационально, т.е. учитывает баланс "затраты — результат". Например, часто благотворительные акции это своеобразная реклама или способ заработать имидж.

В экономической деятельности широко проявляется и чисто альтруи­стическое поведение. Особенно много примеров нам дает практика благотворительности российских и украинских купцов и предпринимателей до революции. Такое поведение зависит как от величины дохода субъекта, так и от нравственности, культурных традиций, индивидуально-психологических особенностей человека. Во-вторых, индивидуально-психологические особенности этической мотивации являются важным фактором поведения.

Попытка измерения степени альтруизма на основе того, как человек разделит зарплату между собой и другими или как оценит себя и других по вкладу в деятельность, дала возможность выделить следующие типы17:

кооперативный тип представили испытуемые, отдавшие пред­почтение равной зарплате для себя и других;

состязательный тип характеризовался предпочтением разных зарплат в свою пользу;

индивидуалистический тип дистанцировался от пожеланий по поводу зарплат остальных.

Оказалось, что студенты гуманитарной сферы демонстрируют более альтруистическое поведение, а изучающих бизнес больше волнует собст­венная выгода.

Поскольку выгода для других людей часто связана с выгодой отдель­но взятого человека, человек придает какое-то значение тому, какими окажутся результаты дела для других. Чтобы передать эту идею в простой форме, результат дела для себя обозначили как Р и результат дела для другого как О. Альтруистическая мотивация по отношению к другому передается значением а, придаваемым О и изменяется от -1 до +1. Стремл ение отдельно взятого человека к общему результату обозначается как Р+аО. Если допустить, что Р тоже варьирует, и эти изменения передаются значением в, которое тоже изменяется от -1 до +1, то станет понятна при­веденная на рис 3. классификация форм соотношения результата для себя и результата для другого.

 

 

 

Зрелость экономического сознания предполагает доминирование со­трудничества среди многочисленных форм проявления соотношения "вы­года для себя— выгода для других". Сотрудничество с точки зрения рациональной эффективности (выгодно обоим партнерам) эффективнее, созидательнее, чем состязательность (выгодно себе в ущерб другому), индивидуализм (выгодно только себе), альтруизм (выгодно только другому) и тем более мученичество (выгодно другому в ущерб себе), мазохизм (только ущерб себе), садизм (ущерб другому) и садомазохизм (ущерб себе и другому). Во многих экономических ситуа­циях требуется скорее совместное, кооперативное поведение, нежели дей­ствия, направленные на немедленную личную выгоду. Даже в условиях активной конкуренции договор чаще выгоднее, чем борьба. В области экономики максимизация КПД достигается путем включения результатов дела для других в собственные интересы, а экономический эгоизм в ко­нечном итоге оказывается неэффективным.

Учитывать на практике проявления особенностей коллективного действия и вли­яния предлагает американский психолог Д. Майерс путем следующих решений со­циальных дилемм.22

1. Регуляцией (принятием законов, ограничением индивидуальных свобод). Например, при игре в «гайки», зная об общем благе и стремясь его обеспечить, игроки могут согласиться брать не более 1 или 2 гаек каждые 10 секунд, отда­вая остальные «в рост», либо избрать лидера, который будет выдавать каждо­му его долю.

2. Посредством уменьшения размеров группы и добровольной экономии, более реальной в малых группах, нежели в больших. Отсюда вытекает вывод о пользе разделения общества на малые саморегулирующиеся группы, когда централь­ное правительство излишне, что было замечено в России П. Кропоткиным.

3. Организацией коммуникации, позволяющей не только переругаться, но и ско­оперироваться, повысить групповую идентичность, сотрудничать.

4. Посредством изменения выигрышей — перемены каналов (стимулирование сотрудничества, предотвращение эгоизма).

5. Посредством апелляции к альтруистическим нормам. Это эффективно в ма­лых группах, в непосредственных контактах, но плохо работает на уровне боль­ших групп, например, нации.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.