Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние модальности (знака) и интенсивности эмоций на экономическое поведение.





Положительные эмоции, хорошее настроение стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются разные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), что поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений. Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незапланированные расходы и снижают стремление потребителя сэкономить. Действие отрицательных эмоций противоположно. Те же закономерности срабатывают и у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует больший риск. Дж.Кейнс так писал о стимулах к инвестированию: «Большинство наших решений позитивного характера, последствия которых скажутся в полной мере лишь по прошествии многих дней, принимаются под влиянием лишь одной жизнерадостности.»

Благодаря эмоциям активизируются энергетические резервные возможности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации.

Согласно закону Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности. Этот закон определяет зависимость результативности, эффективности человеческой деятельности, степени решения стоящих перед человеком задач от уровня его возбуждения, желания, стремления достичь намеченной цели. Естественно, что при нулевом уровне желания выпол­нить работу, решить проблему успех деятельности будет близким к нулю, человек будет самоустраняться от не угодной ему, не возбуждающей его деятельности. По мере возрастания желания, стремления, эмоционального воз­буждения результативность, успешность деятельности возрастает пропорционально степени эмоционально-мотивационного устремления.

Однако такая линейная зависимость результатов деятельности от интенсивности желания выполнять рабо­ту имеет место только до определенного уровня возбужде­ния, так как человеческие возможности ограниченны и не соответствуют растущему желанию увеличить результат. Более того, при некоторой величине активизации эффек­тивность деятельности достигает своего предельного, максимального в данных условиях значения.

Дальнейший рост уровня активизации, стремления повысить эффективность деятельности не только не ведет к улучшению результатов работы, но даже снижает сте­пень достижения поставленной цели. Крайне высокий уровень эмоционального возбуждения приводит к психо­логическому срыву, расходу энергии на поддержание воз­бужденного состояния. В то же время возникает повы­шенный уровень страха не получить желаемый результат, что приводит к деструкции плана и организации деятель­ности, разрушению когнитивной модели намеченных дей­ствий.

Таким образом, суть закона Йеркса-Додсона состоит в том, что для достижения максимального результа­та деятельности необходим не максимальный, а оп­тимальный уровень активизации в виде эмоциональ­ного возбуждения, желания получить как можно более высокий результат.

Фактор сложности задачи, ответственности деятельности вносит в модель активности экономического поведения свои коррективы. Выяснилось, что при простых задачах следует поддерживать высокий уровень возбуждения, во избежание вялости. Сложные задачи требуют невысокого уровня возбуждения. А средние по сложности - среднего уровня активации, стресса.

В состоянии повышенного возбуждения люди быстрее займутся более легкими видами деятельности (наведение порядка в бумагах), а в состоянии низкого возбуждения - более сложными (составление отчета).

Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждения, перемотивация ухудшают результат работы, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой. Подобной ошибки иногда припускаются начальники, учителеля, родители.

Закон Йеркса-Додсона проявляется и в потребительском поведении. Чем важнее покупка, привлекательней продукт (повышен уровень возбуждения), тем большая вероятность в ситуации информационной перегрузки (сложность выбора) допустить ошибки. Информационная перегрузка может быть спровоцирована разнообразием товаров и услуг, необходимостью учета многих факторов выбора (цена, надежность, престиж, новизна), противоречивыми источниками информации о продукте, дефицитом времени выбора.

Графически закон Иеркса-Додсона отобра­жается в виде кривой, изображенной на рисунке 15.

Итак, результа­тивность деятельности возрастает по мере увеличения усилий агентов этой деятельности до некоторого предела Yпред., при котором достигается максимум результата Рmax. Дальнейшее наращивание усилий не только не возымеет результатов, но даже приводит к его снижению вследствие чрезмерно высокого уровня напряжения, возбуждения, порождающего затраты энергии на создание видимости результата и преодоление страха не получить требуемое приращение результата.

 

Попытаемся увязать закон Йеркса-Додсона с про­цессом оплаты и стимулирования деятельности. Первая задача, которую решает работник, исполнитель, состоит в том, чтобы, наращивая усилия (затраты труда, энер­гии) до нормативной величины Yнорм, обеспечить полу­чение нормативного (требуемого заказчиком, управлен­цем) результата Рнорм., чему соответствует нормативный (тарифный, договорной) уровень основной оплаты. Но энергетический, деятельностный потенциал испол­нителя обычно не исчерпывается величиной Yнорм, у него есть значительный запас возможностей наращивать уси­лия, увеличивая результат деятельности в расчете на то, что дополнительные усилия будут вознаграждены (или заранее вознаграждены) материальными и моральными стимулами.

Осуществляя деятельность более энергично, повышая качество работы, исполнитель способен повысить резуль­тат до максимального Ртах, что потребует увеличения уси­лий до предельного уровня Yпред. Точка В на кривой харак­теризует критическое состояние процесса активизации деятельности, при котором работник еще способен нара­щивать усилия, осуществлять более интенсивно с пози­ций затрат энергии, но дальнейшая погоня за стимулами уже не приводит к увеличению полезного результата дея­тельности по причинам психологической природы.

Во-первых, чрезмерное устремление еще более повы­сить премию благодаря наращиванию усилий приводит к психологическому эффекту «работы на премию», по­рождающему спад нормативно обусловленной деятельно­сти, то есть величины Рнорм., что негативно сказывается на общем эффекте вследствие снижения нормативной со­ставляющей.

Во-вторых, у исполнителя возникает желание имити­ровать видимость результативной деятельности, что при­водит к непродуктивной затрате усилий.

В-третьих, при работе на пределе возможностей на­блюдаются срывы ввиду психологического перенапряжения, неуверенности, страха исполнителя допустить ошиб­ки, не выполнить работу вообще, не получить премию.

В принципе и работодатели, и работники должны из­бегать деятельности, соответствующей области III на ри­сунке 15, но соблюсти этот рецепт сложно, не зная, како­вы предельные возможности работников продуктивно на­ращивать усилия без ущерба для отдачи, производитель­ности, качества. Очевидно, что предпочтительнее дейст­вовать в средней части области II, учитывая к тому же продолжительность непрерывной деятельности.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.