|
Влияние модальности (знака) и интенсивности эмоций на экономическое поведение.Положительные эмоции, хорошее настроение стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются разные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), что поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений. Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незапланированные расходы и снижают стремление потребителя сэкономить. Действие отрицательных эмоций противоположно. Те же закономерности срабатывают и у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует больший риск. Дж.Кейнс так писал о стимулах к инвестированию: «Большинство наших решений позитивного характера, последствия которых скажутся в полной мере лишь по прошествии многих дней, принимаются под влиянием лишь одной жизнерадостности.» Благодаря эмоциям активизируются энергетические резервные возможности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации. Согласно закону Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности. Этот закон определяет зависимость результативности, эффективности человеческой деятельности, степени решения стоящих перед человеком задач от уровня его возбуждения, желания, стремления достичь намеченной цели. Естественно, что при нулевом уровне желания выполнить работу, решить проблему успех деятельности будет близким к нулю, человек будет самоустраняться от не угодной ему, не возбуждающей его деятельности. По мере возрастания желания, стремления, эмоционального возбуждения результативность, успешность деятельности возрастает пропорционально степени эмоционально-мотивационного устремления. Однако такая линейная зависимость результатов деятельности от интенсивности желания выполнять работу имеет место только до определенного уровня возбуждения, так как человеческие возможности ограниченны и не соответствуют растущему желанию увеличить результат. Более того, при некоторой величине активизации эффективность деятельности достигает своего предельного, максимального в данных условиях значения. Дальнейший рост уровня активизации, стремления повысить эффективность деятельности не только не ведет к улучшению результатов работы, но даже снижает степень достижения поставленной цели. Крайне высокий уровень эмоционального возбуждения приводит к психологическому срыву, расходу энергии на поддержание возбужденного состояния. В то же время возникает повышенный уровень страха не получить желаемый результат, что приводит к деструкции плана и организации деятельности, разрушению когнитивной модели намеченных действий. Таким образом, суть закона Йеркса-Додсона состоит в том, что для достижения максимального результата деятельности необходим не максимальный, а оптимальный уровень активизации в виде эмоционального возбуждения, желания получить как можно более высокий результат. Фактор сложности задачи, ответственности деятельности вносит в модель активности экономического поведения свои коррективы. Выяснилось, что при простых задачах следует поддерживать высокий уровень возбуждения, во избежание вялости. Сложные задачи требуют невысокого уровня возбуждения. А средние по сложности - среднего уровня активации, стресса. В состоянии повышенного возбуждения люди быстрее займутся более легкими видами деятельности (наведение порядка в бумагах), а в состоянии низкого возбуждения - более сложными (составление отчета). Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждения, перемотивация ухудшают результат работы, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой. Подобной ошибки иногда припускаются начальники, учителеля, родители. Закон Йеркса-Додсона проявляется и в потребительском поведении. Чем важнее покупка, привлекательней продукт (повышен уровень возбуждения), тем большая вероятность в ситуации информационной перегрузки (сложность выбора) допустить ошибки. Информационная перегрузка может быть спровоцирована разнообразием товаров и услуг, необходимостью учета многих факторов выбора (цена, надежность, престиж, новизна), противоречивыми источниками информации о продукте, дефицитом времени выбора. Графически закон Иеркса-Додсона отображается в виде кривой, изображенной на рисунке 15. Итак, результативность деятельности возрастает по мере увеличения усилий агентов этой деятельности до некоторого предела Yпред., при котором достигается максимум результата Рmax. Дальнейшее наращивание усилий не только не возымеет результатов, но даже приводит к его снижению вследствие чрезмерно высокого уровня напряжения, возбуждения, порождающего затраты энергии на создание видимости результата и преодоление страха не получить требуемое приращение результата.
Попытаемся увязать закон Йеркса-Додсона с процессом оплаты и стимулирования деятельности. Первая задача, которую решает работник, исполнитель, состоит в том, чтобы, наращивая усилия (затраты труда, энергии) до нормативной величины Yнорм, обеспечить получение нормативного (требуемого заказчиком, управленцем) результата Рнорм., чему соответствует нормативный (тарифный, договорной) уровень основной оплаты. Но энергетический, деятельностный потенциал исполнителя обычно не исчерпывается величиной Yнорм, у него есть значительный запас возможностей наращивать усилия, увеличивая результат деятельности в расчете на то, что дополнительные усилия будут вознаграждены (или заранее вознаграждены) материальными и моральными стимулами. Осуществляя деятельность более энергично, повышая качество работы, исполнитель способен повысить результат до максимального Ртах, что потребует увеличения усилий до предельного уровня Yпред. Точка В на кривой характеризует критическое состояние процесса активизации деятельности, при котором работник еще способен наращивать усилия, осуществлять более интенсивно с позиций затрат энергии, но дальнейшая погоня за стимулами уже не приводит к увеличению полезного результата деятельности по причинам психологической природы. Во-первых, чрезмерное устремление еще более повысить премию благодаря наращиванию усилий приводит к психологическому эффекту «работы на премию», порождающему спад нормативно обусловленной деятельности, то есть величины Рнорм., что негативно сказывается на общем эффекте вследствие снижения нормативной составляющей. Во-вторых, у исполнителя возникает желание имитировать видимость результативной деятельности, что приводит к непродуктивной затрате усилий. В-третьих, при работе на пределе возможностей наблюдаются срывы ввиду психологического перенапряжения, неуверенности, страха исполнителя допустить ошибки, не выполнить работу вообще, не получить премию. В принципе и работодатели, и работники должны избегать деятельности, соответствующей области III на рисунке 15, но соблюсти этот рецепт сложно, не зная, каковы предельные возможности работников продуктивно наращивать усилия без ущерба для отдачи, производительности, качества. Очевидно, что предпочтительнее действовать в средней части области II, учитывая к тому же продолжительность непрерывной деятельности.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|