Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Закон показательного потребления Т. Веблена





 

Потребление в широком смысле слова понимаетсякак процесс удовлетворения разнообразных жизненных потребностей людей, в число которых входят как потреб­ности, объективно обусловленные физиологическими нуждами (пища, одежда, тепло, свет, энергия, информа­ция и др.), так и субъективные потребности в общении, признании, самовыражении, индивидуализации, отличи­тельности, выделении из общей массы людей. Вторая ка­тегория потребностей характерна в том отношении, что в принципе человек смог бы прожить без их удовлетворения, но множество людей испытывают такие потребности и стремятся к их удовлетворению.

Потребление товаров и услуг с целью демонстрации своей отличительности, оригинальности, богатства, само­бытности, то есть потребление «напоказ» другим людям, именуют показательным. Сущность закона показательно­го (показного) потребления состоит в том, что спрос на отдельные виды престижных товаров и услуг определяет­ся не их потребительской ценностью, а стремлением ис­пользовать данные товары и услуги в качестве средства показательного потребления. Подобное психологически обусловленное поведение покупателей, потребителей на­звано по имени социолога Торнстайна Веблена эффектом Веблена.

Так как престижность товаров тем выше, чем выше их цена, то люди, прибегающие к показательному потребле­нию, вступая в противоречие с законом спроса, предъявля­ют повышенный спрос на дорогостоящие товары. В соот­ветствии с законом показательного потребления величина спроса на товар, приобретаемый напоказ, определяется об­щественным мнением о престижности товара, его моднос­тью, ограниченной доступностью, возможностью демонст­рации этого товара широкому кругу окружающих лиц.

В основе закона показательного потребления лежит психологически обусловленная предрасположенность ряда людей выделяться из общей массы посредством ис­пользования в потреблении товаров и услуг, мало доступ­ных другим людям. Тем самым такие люди демонстриру­ют свое достоинство или, по крайней мере, оригиналь­ность, самобытность.

 

Закон подкрепления Л. Торндайка

В прикладной психологии поведение человека, людей анализируется исходя из двучленной формулы «стимул - реакция». Применительно к экономическому поведению

«стимул» представляет побудитель, воздействие на чело­века или группу людей, призванное породить отклик, ре­акцию вследствие того, что стимул содержит в себе заин­тересовывающее начало. Например, в качестве экономи­ческого стимула правомерно рассматривать оплату труда или другие формы материального вознаграждения, а в ка­честве реакции на такой стимул - выполнение трудовой деятельности в определенном объеме в течение некоторо­го времени.

Связь «стимул - реакция» повсеместно наблюдается в экономических процессах и отношениях, по своей при­роде она может рассматриваться и трактоваться как раз­новидность более общей зависимости «причина - следст­вие». Характерная психологическая особенность взаимо­связи и взаимного влияния экономического стимульного воздействия и реакции на него со стороны лиц, призван­ных отзываться на стимул адекватной реакцией, состоит в постепенном ослаблении действия стимула вследствие привыкания к нему.

Когда человеку устанавливают определенный уровень оплаты в соответствии с его запросом, то человек, будучи удовлетворенным этим стимулом, реагирует на него в ви­де высокой отдачи, то есть стимул вызывает нужную реак­цию. Но если уровень оплаты сохраняется неизменным в течение длительного времени, работник начинает испы­тывать неудовлетворенность, считать стимул недостаточ­ным и изменять реакцию на стимул в форме снижения трудовой отдачи, производительности, качества и самого отношения к труду.

Это явление представляет собой психологическую закономерность, которую можно назвать понижением уровня положительной реакции на длительно действу­ющий неизменный стимул. Из данной закономерности следует вывод о необходимости периодического подкрепления стимула, позволяющего предотвратить снижение реагирования на стимул. Подобное подкрепление может носить разовый или периодический характер в зависимо­сти от недостаточности действия основного стимула, нуждающегося в подкреплении. К числу подкреплений относятся премии в их самом широком проявлении, по­нимании.

Итак, закон подкрепления может быть сформулиро­ван следующим образом. Для получения желаемой, полноценной реакции на традиционный, не изменяю­щийся стимул необходимо использовать подкрепле­ние стимула, характер которого зависит от кон­кретной ситуации.

Жизнь свидетельствует о наличии весьма обширного спектра подкреплений в виде премий, подарков, благо­дарственных преподношений, оказания встречных услуг, гарантий и залогов (подкрепление кредита), ходатайств высокопоставленных лиц, убеждения, приведения до­полнительных аргументов в пользу нужной реакции, за­искивания, угроз, использования родственных связей и множества других. Хотя использование подкреплений обусловлено естественным снижением уровня реакций на неизменные стимулы, применение множества под­креплений свидетельствует также о несовершенстве сис­темы основных стимулов, при эффективном действии которых необходимость в ряде подкреплений могла бы отпасть.

 

Закон оптимальности

 

Понятия «оптимум», «оптимизация», «оптималь­ность» широко распространены в экономической теории и практике, однако довольно часто они употребляются без глубокого понимания, о чем, собственно, идет речь. В об­щепринятом толковании слово «оптимальный» означа­ет наилучший из возможных способов, вариантов решений или действий. Так как люди психологически пред­расположены избирать лучшее, действовать самым луч­шим образом, то категория «оптимальность» относится к разряду психологических понятий в не меньшей мере, чем экономических.

Строго говоря, вести речь об оптимальности, поиске оптимума, оптимизации правомерно только в условиях наличия четко обозначенных одного или нескольких кри­териев, которые могут достигать экстремальных значений в виде максимума или минимума. Например, решение мо­жет считаться оптимальным, если оно обеспечивает мак­симальный эффект или достигается при минимуме затрат, за кратчайшее время.

Кроме того, в математически строгой постановке зада­чи оптимизации следует также указать, при каких ограни­чениях на переменные параметры (ограничительных ус­ловиях) анализируемого процесса может иметь место оп­тимум. Например, определяя оптимальный по критерию затраченного времени способ перевозки груза автотранс­портом, следует оговорить ограничения по расходу топли­ва и по затратам на перевозку, в рамках которых ищется оптимум.

В жизни приходится повсеместно встречаться с ло­гически некорректной постановкой задач оптимизации. Типичный случай такого рода имеет место, когда ста­вится задача достижения «максимального результата при минимальных затратах». Очевидно, что минималь­ные затраты просто равны нулю, но при нулевых затра­тах заведомо не достигается максимальный результат. Следует ставить задачу либо достижения максимально­го результата при заданном уровне затрат, либо дости­жения заданного результата при минимальных затратах. Допустимо также искать комбинацию приемлемых за­трат и результатов, оптимальную по какому-нибудь другому критерию, например, отношению результата к за­тратам.

Если задача оптимизации не сведена к строгой мате­матической постановке в виде выраженных в математиче­ской форме критерия оптимальности и ограничений, го­ворить об отыскании оптимума вообще не следует. Здесь уже приходится иметь дело с психологической оптималь­ностью, заключающейся в убеждении людей, что они дей­ствуют наилучшим в данной ситуации образом (не всегда задумываясь даже, для кого именно и с какой точки зре­ния наилучшим). Впрочем, и в строгой постановке опти­мизационных задач при назначении критерия, показателя оптимальности неизбежно влияние факторов психологи­ческой природы: кто видит такой критерий в выгоде, кто - в удовлетворении потребностей, кто - в экономии расхо­дов, а кто - в общественной значимости получаемого ре­зультата.

В итоге есть основание утверждать, что закон оп­тимальности проявляется в стремлении достичь наилучшего с позиций определенного критерия или совокупности критериев результата в рамках дей­ствующих условий и ресурсных ограничений.

Согласно принципу, высказанному знаменитым ита­льянским ученым В. Парето, состояние оптимальности системы определяется тем, что в этом состоянии невоз­можно улучшить ни одну характеристику (свойство) сис­темы, не ухудшая одновременно другие. В то же время, ру­ководствуясь этим правилом, установить практически, находится ли исследуемая система в оптимальном состоя­нии, очень не просто, для этого надо перепробовать все возможные изменения характеристик. Так что оптималь­ность, понимаемая и в экономическом, и в обыденно-пси­хологическом смысле, есть понятие относительное, а то и условное.

 

 

Райзберг Б.А. Психология в экономике и управлении.-М.:Московский психолого-социальный институт,2005.-552 с.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.