|
Закон показательного потребления Т. Веблена ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Потребление в широком смысле слова понимаетсякак процесс удовлетворения разнообразных жизненных потребностей людей, в число которых входят как потребности, объективно обусловленные физиологическими нуждами (пища, одежда, тепло, свет, энергия, информация и др.), так и субъективные потребности в общении, признании, самовыражении, индивидуализации, отличительности, выделении из общей массы людей. Вторая категория потребностей характерна в том отношении, что в принципе человек смог бы прожить без их удовлетворения, но множество людей испытывают такие потребности и стремятся к их удовлетворению. Потребление товаров и услуг с целью демонстрации своей отличительности, оригинальности, богатства, самобытности, то есть потребление «напоказ» другим людям, именуют показательным. Сущность закона показательного (показного) потребления состоит в том, что спрос на отдельные виды престижных товаров и услуг определяется не их потребительской ценностью, а стремлением использовать данные товары и услуги в качестве средства показательного потребления. Подобное психологически обусловленное поведение покупателей, потребителей названо по имени социолога Торнстайна Веблена эффектом Веблена. Так как престижность товаров тем выше, чем выше их цена, то люди, прибегающие к показательному потреблению, вступая в противоречие с законом спроса, предъявляют повышенный спрос на дорогостоящие товары. В соответствии с законом показательного потребления величина спроса на товар, приобретаемый напоказ, определяется общественным мнением о престижности товара, его модностью, ограниченной доступностью, возможностью демонстрации этого товара широкому кругу окружающих лиц. В основе закона показательного потребления лежит психологически обусловленная предрасположенность ряда людей выделяться из общей массы посредством использования в потреблении товаров и услуг, мало доступных другим людям. Тем самым такие люди демонстрируют свое достоинство или, по крайней мере, оригинальность, самобытность.
Закон подкрепления Л. Торндайка В прикладной психологии поведение человека, людей анализируется исходя из двучленной формулы «стимул - реакция». Применительно к экономическому поведению «стимул» представляет побудитель, воздействие на человека или группу людей, призванное породить отклик, реакцию вследствие того, что стимул содержит в себе заинтересовывающее начало. Например, в качестве экономического стимула правомерно рассматривать оплату труда или другие формы материального вознаграждения, а в качестве реакции на такой стимул - выполнение трудовой деятельности в определенном объеме в течение некоторого времени. Связь «стимул - реакция» повсеместно наблюдается в экономических процессах и отношениях, по своей природе она может рассматриваться и трактоваться как разновидность более общей зависимости «причина - следствие». Характерная психологическая особенность взаимосвязи и взаимного влияния экономического стимульного воздействия и реакции на него со стороны лиц, призванных отзываться на стимул адекватной реакцией, состоит в постепенном ослаблении действия стимула вследствие привыкания к нему. Когда человеку устанавливают определенный уровень оплаты в соответствии с его запросом, то человек, будучи удовлетворенным этим стимулом, реагирует на него в виде высокой отдачи, то есть стимул вызывает нужную реакцию. Но если уровень оплаты сохраняется неизменным в течение длительного времени, работник начинает испытывать неудовлетворенность, считать стимул недостаточным и изменять реакцию на стимул в форме снижения трудовой отдачи, производительности, качества и самого отношения к труду. Это явление представляет собой психологическую закономерность, которую можно назвать понижением уровня положительной реакции на длительно действующий неизменный стимул. Из данной закономерности следует вывод о необходимости периодического подкрепления стимула, позволяющего предотвратить снижение реагирования на стимул. Подобное подкрепление может носить разовый или периодический характер в зависимости от недостаточности действия основного стимула, нуждающегося в подкреплении. К числу подкреплений относятся премии в их самом широком проявлении, понимании. Итак, закон подкрепления может быть сформулирован следующим образом. Для получения желаемой, полноценной реакции на традиционный, не изменяющийся стимул необходимо использовать подкрепление стимула, характер которого зависит от конкретной ситуации. Жизнь свидетельствует о наличии весьма обширного спектра подкреплений в виде премий, подарков, благодарственных преподношений, оказания встречных услуг, гарантий и залогов (подкрепление кредита), ходатайств высокопоставленных лиц, убеждения, приведения дополнительных аргументов в пользу нужной реакции, заискивания, угроз, использования родственных связей и множества других. Хотя использование подкреплений обусловлено естественным снижением уровня реакций на неизменные стимулы, применение множества подкреплений свидетельствует также о несовершенстве системы основных стимулов, при эффективном действии которых необходимость в ряде подкреплений могла бы отпасть.
Закон оптимальности
Понятия «оптимум», «оптимизация», «оптимальность» широко распространены в экономической теории и практике, однако довольно часто они употребляются без глубокого понимания, о чем, собственно, идет речь. В общепринятом толковании слово «оптимальный» означает наилучший из возможных способов, вариантов решений или действий. Так как люди психологически предрасположены избирать лучшее, действовать самым лучшим образом, то категория «оптимальность» относится к разряду психологических понятий в не меньшей мере, чем экономических. Строго говоря, вести речь об оптимальности, поиске оптимума, оптимизации правомерно только в условиях наличия четко обозначенных одного или нескольких критериев, которые могут достигать экстремальных значений в виде максимума или минимума. Например, решение может считаться оптимальным, если оно обеспечивает максимальный эффект или достигается при минимуме затрат, за кратчайшее время. Кроме того, в математически строгой постановке задачи оптимизации следует также указать, при каких ограничениях на переменные параметры (ограничительных условиях) анализируемого процесса может иметь место оптимум. Например, определяя оптимальный по критерию затраченного времени способ перевозки груза автотранспортом, следует оговорить ограничения по расходу топлива и по затратам на перевозку, в рамках которых ищется оптимум. В жизни приходится повсеместно встречаться с логически некорректной постановкой задач оптимизации. Типичный случай такого рода имеет место, когда ставится задача достижения «максимального результата при минимальных затратах». Очевидно, что минимальные затраты просто равны нулю, но при нулевых затратах заведомо не достигается максимальный результат. Следует ставить задачу либо достижения максимального результата при заданном уровне затрат, либо достижения заданного результата при минимальных затратах. Допустимо также искать комбинацию приемлемых затрат и результатов, оптимальную по какому-нибудь другому критерию, например, отношению результата к затратам. Если задача оптимизации не сведена к строгой математической постановке в виде выраженных в математической форме критерия оптимальности и ограничений, говорить об отыскании оптимума вообще не следует. Здесь уже приходится иметь дело с психологической оптимальностью, заключающейся в убеждении людей, что они действуют наилучшим в данной ситуации образом (не всегда задумываясь даже, для кого именно и с какой точки зрения наилучшим). Впрочем, и в строгой постановке оптимизационных задач при назначении критерия, показателя оптимальности неизбежно влияние факторов психологической природы: кто видит такой критерий в выгоде, кто - в удовлетворении потребностей, кто - в экономии расходов, а кто - в общественной значимости получаемого результата. В итоге есть основание утверждать, что закон оптимальности проявляется в стремлении достичь наилучшего с позиций определенного критерия или совокупности критериев результата в рамках действующих условий и ресурсных ограничений. Согласно принципу, высказанному знаменитым итальянским ученым В. Парето, состояние оптимальности системы определяется тем, что в этом состоянии невозможно улучшить ни одну характеристику (свойство) системы, не ухудшая одновременно другие. В то же время, руководствуясь этим правилом, установить практически, находится ли исследуемая система в оптимальном состоянии, очень не просто, для этого надо перепробовать все возможные изменения характеристик. Так что оптимальность, понимаемая и в экономическом, и в обыденно-психологическом смысле, есть понятие относительное, а то и условное.
Райзберг Б.А. Психология в экономике и управлении.-М.:Московский психолого-социальный институт,2005.-552 с.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|