Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА





ТЕМА 8

ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

 

Учебные вопросы

Источники финансирования проекта

Оценка коммерческой эффективности инновационного проекта

8.3. Структура и содержание бизнес-плана

 

 

Титульный лист.

На титульном листе указываются:

§ название проекта;

§ название инновационного предприятия - инициатора проекта.

Содержание.

1. Резюме.

2. Цели бизнес-плана.

3. Основные сведения об участниках проекта.

4. Анализ внешней среды.

5. Описание проекта.

6. План маркетинга.

7. Производственный план.

8. Организационный план.

9. Финансовый план.

10. Приложения.

 

1. Резюме.

Резюме (1,5-2 страницы) призвано отразить основные положения бизнес-плана, дать краткую характеристику бизнеса по реализации инновационного проекта. В нем указываются:

§ объект бизнес-плана, например бизнес-план разработки производства нового изделия - его название, отражающее новизну и область применения;

§ состояние рынка аналогичных изделий, динамика его изменения, вывод о перспективе потребления;

§ соответствие проекта современным мировым тенденциям научно-технического развития, конкурентные преимущества;

§ планируемые источники и суммы финансирования: средства инвестора, средства Фонда (например, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) и другие;

§ направления расходования средств инвестора (например, на приобретение необходимого оборудования, на финансирование операционных затрат предприятия, связанных с реализацией проекта), средств Фонда (например, затраты на оплату труда персонала, занятого проведением НИОКР, на приобретение сырья, материалов, комплектующих);

§ основные показатели экономической оценки реализации проекта: NVP проекта – млн. руб., IRR проекта - %, PI проекта - %, срок окупаемости проекта (простой, не дисконтированный) - лет, срок окупаемости проекта (дисконтированный) – лет, принятая ставка дисконтирования - %.

Вывод о коммерческой эффективности проекта исходя из результатов финансовых расчетов, анализа чувствительности, уровня риска и срока окупаемости инвестиций.

2. Цели бизнес-плана.

Указывается цель бизнес-плана, например предоставление инвестору (Фонду) достоверной информации о целесообразности и экономической оценке данного инновационного проекта. Раскрывается основная цель проекта: разработка и освоение производства нового изделия, достижение которой, благодаря комплексу мероприятий, предусмотренных проектом, позволит решить ряд задач (перечисляются).

Например:

§ разработать новую конструкцию изделия;

§ наладить промышленное производство продукции по новой технологии;

§ получить (увеличить) долю предприятия на соответствующем рынке;

§ освоить новую технологию, которая может быть применена в дальнейшем для производства другой продукции, востребованной на рынке.

3. Основные сведения об участниках проекта.

Приводятся сведения об инициаторе проекта (малого инновационного предприятия): местонахождение, банковские реквизиты, фамилия, имя, отчество руководителя, телефон, факс, e-mail, а также кратко другие сведения, например о фирме-инвесторе или фирме-партнере, основные направления их деятельности, формы сотрудничества, например на основе договора о совместной деятельности (договора простого товарищества), когда участники проекта объединяют свои ресурсы для достижения целей проекта, не образуя юридического лица или когда инвестор вносит средства в качестве доли в уставный капитал и др.

Сведения об участниках проекта позволят оценить конструктивность, полезность их участия в реализации проекта.

4. Анализ внешней среды.

Один из наиболее объемных разделов бизнес-плана. В нем нужно раскрыть ситуацию на рынке подобной продукции, перспективу его развития. Примерный круг вопросов, который освещается в данном разделе, может быть следующим:

§ области применения нового изделия: отрасль, в продуктах в качестве комплектующих, в мире, в России;

§ динамика объема рынка аналогичных изделий. Чем вызвано применение новшества: новые области потребления, новые сегменты рынка, улучшение параметров и др.;

§ основные производители изделий-аналогов в России и за рубежом: объемы продаж, сегменты рынка, параметры изделий. Состояние отечественных производителей, их конкурентные возможности по сравнению с западными фирмами. Краткая характеристика выпускаемой продукции.

Выводы: емкость прогнозируемого мирового и российского рынка на ближайшие годы, фирмы, доминирующие на зарубежном и отечественном рынках, тенденции развития потребительских свойств, основные направления использования нового изделия, перспективы роста его потребления и возможности выхода на рынки.

5. Описание проекта.

Раздел может содержать краткую историческую справку о развитии принципа работы и основных видах изделий-аналогов.

Можно дать определение и описание идеи и нового изделия, которое будет предложено на рынке в результате коммерциализации этой идеи. В чем состоят требования потребителей к изделиям данного вида и существующие в связи с этим проблемы. Насколько новое изделие удовлетворяет этим требованиям, его потребительские, конструктивно-технологические, производственные преимущества. Сравнительные значения параметров изделий, выпускаемых в мире и России, с параметрами нового изделия. Оценка конкурентоспособности нового изделия по сегментам рынка. Основные характеристики нового изделия, его прорывные преимущества для потенциальных потребителей. Важно подчеркнуть его новизну, уникальность или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей, возможность совершенствования изделия.

Описание имеющихся патентов, авторских свидетельств на интеллектуальную собственность, других причин, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок.

6. План маркетинга.

В разделе дается описание:

§ целевого сегмента с обоснованием состава потенциальных покупателей новой продукции, желательно привести его количественные и качественные характеристики, проблемы потребителей, которые решает новое изделие;

§ позиционирования нового изделия по техническим характеристикам и новизне, указываются характеристики аналогов и сравнения нового изделия с ними, основные критерии, по которым потребители осуществляют выбор подобных изделий. Например, простота в использовании, большой диапазон измерений, налаженное гарантийное обслуживание, пониженная цена и др. Показываются целесообразность приобретения нового изделия: какие из приведенных выше критериев у нового изделия лучше, чем у аналогов других производителей;

§ маркетинговой стратегии: пути вывода изделия на рынок и достижения планируемых объемов продаж (например, выход на рынок, где технические решения, предлагаемые предприятием, не имеют конкурентов, или за счет повышения качества продукции и оперативности сервисного обслуживания в сравнении с продукцией конкурирующих фирм);

§ потенциальных конкурентов: прямых (тот же технический принцип), косвенных (изделия которых позволяют решить проблемы потребителей другим способом), преимущества, недостатки, научные разработки конкурентов;

§ стратегии малого инновационного предприятия по наращиванию объемов производства в ближайшие годы и завоеванию определенной доли мирового, российского рынка по данному виду изделий за счет применения, например, новой технологии, ноу-хау, других потенциальных резервов;

§ системы ценообразования, например, уникальность изделия позволяет назначать монопольную цену, однако с целью вытеснения конкурентов с рынка цена может быть установлена на уровне цены основных конкурентов или даже чуть ниже ее. Могут предоставляться скидки в случае заказа большой партии изделий. Дилеру по индивидуальному соглашению может быть назначен определенный процент комиссионного вознаграждения от суммы реализованных изделий и др.;

§ политики продвижения изделия на рынок: рекламной компании в специализированных средствах массовой информации, на специализированных Интернет-сайтах, рассылки информации потенциальным клиентам, участия в профильных выставках, презентационных мероприятиях, научных семинарах, конгрессах, бесплатное предложения нового изделия для тестирования заказчикам с возвращением его назад и др.

7. Производственный план.

Содержит описание технологического процесса изготовления нового изделия: перечень технологических операций (переделов), применяемого оборудования (название, количество), используемого сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Раскрываются технологические возможности изготовления нового изделия. Имеется ли технология, не требующая специальной разработки или необходима разработка новой технологии (доработка существующей или создание принципиально новой)? В последнем случае показать, доступно ли решение этой задачи. Пояснить, каким образом будет создаваться новая технология, кто будет привлекаться для ее разработки, требуемые ресурсы.

Приводится список необходимого оборудования: название, типоразмер, количество, фирма-поставщик, обоснование ее выбора. Помещения, планируемые под организацию производства, производственные, офисные, требования к их инженерному оборудованию. Где и какие площади намечается взять в аренду. Необходимые строительно-монтажные работы.

Привлечение сторонних соисполнителей: кто привлекается и для каких работ, почему необходимо их привлечение. Производственный план должен содержать все необходимые данные о требуемых материально-вещественных ресурсах и способах организации изготовления нового изделия в малом инновационном предприятии. Необходима детальная проработка производственного плана с начала его запуска на ближайший квартал, включая состав работ, сроки, ответственность участников.

8. Организационный план.

В данном разделе бизнес-плана указывается организационно-правовая форма малого инновационного предприятия, например, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество или другая форма. Приводятся распределение ролей между участниками проекта, условия формирования уставного капитала предприятия.

Характеризуется структура управления и организационная структура производственного подразделения. Например, в структуре управления выделяются три основные категории: административный персонал, научный персонал, производственный персонал. Кто является руководителем малого предприятия, его краткие биографические данные. Приводятся основные функции категорий персонала и структура производственного подразделения, которая, например, может состоять из трех основных групп: технологической, механической, измерительной. Приводится планируемый штат предприятия на ближайшие годы с учетом роста численности отдельных категорий персонала вместе с увеличением объемов производства или привлечения специалистов дополнительно к реализации проекта.

Характеризуются способности инициаторов малого инновационного предприятия выполнить проект и вести бизнес: уровень квалификации и компетенции участников, могут ли они эффективно коммерциализовать новшество, их предшествующий опыт. Насколько эффективна предлагаемая схема управления малым инновационным предприятием. Оцениваются возможные риски проекта и приводятся меры по их предотвращению. Перечисляются типы рисков, с которыми могут столкнуться инициаторы малого инновационного предприятия: риски реализации продукции, кредитный риск и др., их источники, например, возможность просчетов в области производственной политики и маркетинга, ошибок в подборе специалистов, опережающего развития науки и техники, приводящего к устареванию новинки, и др. После тщательного анализа различных видов рисков и степени их вероятности следует перейти к организационным мерам их профилактики и страхованию, если последнее допускают финансовые и другие условия. Среди типов рисков может быть специально выделен кредитный риск, т.е. риск невозвращения в срок полученных под проект денежных средств. Особенность этого риска заключается в том, что он синтезирует в себе вероятность наступления других рисков и его размер является производным от их размера. Поэтому после оценки вероятности других рисков можно оценить масштаб кредитного риска и способы защиты от него [8, с. 162-163].

9. Финансовый план.

Представляет особую ценность для инвестора, поскольку в нем показывается приемлемость проекта с коммерческой точки зрения. Финансовый план должен дать инициаторам малого инновационного предприятия полную картину того, откуда и когда предприятие должно получить деньги, на что они будут истрачены и какова может быть прибыль. Он составляется на 3-5 лет вперед с квартальной разбивкой первого года. Финансовый план включает в себя следующие разделы:

1. Структура финансирования проекта и обоснование допущений, принятых в расчет финансового плана.

2. Финансовые расчеты по проекту (всех затрат, выручки).

3. Планируемый расчет о прибылях и убытках (план доходов и расходов).

4. План движения денежных средств (план денежных поступлений и выплат).

5. Плановый баланс.

6. Оценка коммерческой эффективности проекта.

7. Анализ чувствительности проекта.

8. Финансовые риски проекта и возможные способы их предотвращения.

9. Выводы по финансовому плану проекта.

Ниже даны пояснения по содержанию разделов финансового плана.

Планируемый отчет о прибылях

и убытках (план доходов и расходов)

В документе по годам расчетного периода отражаются:

§ выручка от реализации новых изделий;

§ затраты отдельно по статьям: на сырье, материалы, комплектующие изделия; силовую электроэнергию; оплату труда производственного персонала с отчислениями на социальное страхование; услуги соисполнителей и другие прямые затраты;

§ всего прямые (переменные) затраты (зависимые от выпуска изделий);

§ затраты отдельно по статьям: на обслуживание и текущий ремонт оборудования, аренду помещений, общепроизводственные расходы, заработная плата административного персонала с отчислениями на социальное страхование, коммерческие расходы и другие косвенные расходы;

§ всего постоянные (накладные) затраты (независимые от выпуска изделий);

§ затраты на НИОКР;

§ амортизационные отчисления от основных средств и нематериальных активов;

§ себестоимость как сумма прямых и постоянных (накладных) затрат, затрат на НИОКР и амортизационных отчислений;

§ балансовая прибыль как разность между выручкой от реализации и себестоимостью;

§ налог на прибыль согласно установленному нормативу в процентах от прибыли как разности между выручкой от реализации и себестоимостью;

§ чистая прибыль как разность между прибылью и налогами на прибыль;

§ рентабельность как отношение чистой прибыли к выручке в процентах.

Планируемый отчет о прибылях и убытках позволяет показать, насколько эффективно будет работать малое инновационное предприятие в течение расчетного периода, как в динамике будут изменяться качественные и количественные показатели финансового положения предприятия. В этом состоит его основное отличие от баланса, который дает статическую картину финансового положения предприятия в конкретный момент времени. Планирование финансовых результатов – это, прежде всего, экономическая модель собственной деятельности, а не только документ для предполагаемого инвестора.

По данным Планируемого отчета о прибылях и убытках можно судить о безубыточности проекта (формула (8.11)), поскольку в этом документе показаны как планируемая выручка от реализации изделий, так и все затраты, связанные с деятельностью предприятия. Он может служить основой для принятия решений о возможности осуществления различных затрат или изменения цены на изделие (можно ли их снижать или необходимо повышать).

 

4. План движения денежных средств (план денежных поступлений)

Планирование движения денежных средств еще называют «планирование движения наличности», под которой понимаются имеющиеся на каждый данный момент времени денежные средства как на счетах в банках, так и в кассе предприятия. Задача этого плана состоит в поддержании текущей платежеспособности предприятия.

При планировании движения денежных средств необходимо иметь четкое представление о том, когда, сколько и за счет чего будут получены денежные средства и когда, кому и сколько нужно заплатить. Прежде всего, необходимо установить конкретные источники поступления денег: планируемая выручка от реализации изделий (получаемая в данном периоде). Если будет предполагаться сдвиг между поставкой изделий и поступлениями денег на расчетный счет, то нужно предусмотреть доплату денег в следующем периоде), средства, которые будут получены от финансовых вложений: собственные, инвестора, заемные. Затем планируются прямые и постоянные (накладные) затраты, выплата задолженностей, расходы на приобретение нового оборудования, налоговые платежи и др.

Если сначала был составлен Планируемый отчет о прибылях и убытках (План доходов и расходов), то План движения денежных средств можно начинать с показателя «чистая прибыль», поскольку он подсчитан по годам расчетного периода как разность между выручкой и текущими затратами.

План движения денежных средств по проекту может состоять из следующих позиций по годам расчетного периода:

§ чистая прибыль;

§ амортизационные отчисления (они являются одной из статей себестоимости изделия, однако в этом документе они показываются как денежные средства на счете предприятия, являясь одним из источников финансирования проекта);

§ итого поток денежных средств от основной деятельности (как сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений);

§ вложения собственного капитала;

§ увеличение заемного капитала;

§ пополнение оборотного капитала;

§ выплаты по кредитам;

§ инвестиционные затраты (приобретение оборудования, других основных фондов);

§ итого поток денежных средств от инвестиционной деятельности как разность между пополнением капитала (денежных средств) Iи инвестициями, выплатами по кредиту, др.;

§ баланс денежных средств как сумма потоков денежных средств от основной и инвестиционной деятельности;

§ баланс денежных средств нарастающим итогом как сумма баланса денежных средств первого расчетного шага и баланса денежных средств второго расчетного шага и т.д.

 

Плановый баланс

Он определяет собой сопоставление всех активов и всех пассивов предприятия. Может состоять из следующих позиций по годам расчетного периода:

§ денежные средства в кассе и на расчетном счете в банке;

§ дебиторская задолженность;

§ запасы материалов и комплектующих изделий;

§ незавершенное производство;

§ итого текущих активов (показатель, участвующий в расчете потребности в оборотном капитале);

§ основные средства;

§ амортизация основных средств;

§ основные средства с учетом износа;

§ итого долгосрочные активы;

§ итого активов как сумма текущих и долгосрочных активов;

§ кредиторская задолженность за материалы, комплектующие изделия;

§ краткосрочные кредиты;

§ итого текущих пассивов (показатель, участвующий в расчете потребности в оборотном капитале);

§ вложения собственного капитала;

§ долгосрочные займы;

§ нераспределенная прибыль;

§ итого долгосрочные пассивы;

§ итого пассивов как сумма текущих и долгосрочных пассивов;

§ баланс - разность между всеми активами и пассивами предприятия.

Плановый баланс, отражая соотношение его активов и пассивов, дает возможность оценить надежность предприятия и тенденции его развития.

 

Литература

1. Механизм вовлечения в хозяйственный оборот результатов научной деятельности: Сб. тр. Седьмого симпозиума «Российские технологии для индустрии». СПб., 2004.

2. Кудинов И.А. Финансовая стратегия высокотехнологичных компаний // Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования, образование: Сб. тр. Т. 1. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005.

3. Менеджмент технологических инноваций: Учеб. пособие / Под ред. проф. С.В. Валдайцева и проф. Н.Н. Молчанова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

4. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. П.Н. Завлина, д.э.н., проф. А.К. Казанцева, д.э.н., проф. Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2000.

5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Офиц. изд. М.: Экономика, 2000.

6. Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Лань, 2002.

7. Грибалев И.П., Игнатьева И.Г. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. СПб., 1994.

8. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

9. Управление инновационными проектами: Учеб. пособие / Р.А. Михайлов, Т.В. Модиц, Н.Н. Молчанов, П.С. Шарахин СПб, 2001.


[1] Лизинг – (от англ. leasing аренда) - долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости. Международным называют лизинг, договор о котором заключается между арендатором и арендодателем, находящимися в разных странах.

ТЕМА 8

ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

 

Учебные вопросы







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.