|
Калькуляция представляют собой метод бухгалтерского учета, определяющий порядок и состав затрат на производство отдельных видов продукции (работ, услуг).Для составления калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг) необходимо определить объект калькулирования и калькуляционную единицу. Объектом калькулирования себестоимости является отдельное изделие (работа, услуга). Калькуляционная единица - это измеритель объекта калькулирования (кг, т, шт и т.д.). Выбор калькуляционной единицы зависит от особенностей изготавливаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. В процессе хозяйственной деятельности используются различные виды калькуляции, в зависимости от времени ее составления. Калькуляция бывает: • плановая; • сметная; • нормативная; • отчетная. Плановая калькуляция - это заданная себестоимость единицы продукции. Расчет плановой калькуляции производится на основании известных, действующих норм и нормативов отдельных статей расходов. Как правило, такая калькуляция составляется для продукции, выпуск которой согласуется планом. Если в процессе изготовления плановой продукции изменились нормы, то плановая калькуляция не пересчитывается, а действует до полного выполнения всего объема запланированного выпуска, поэтому, составляя плановую калькуляцию, стремятся оптимизировать затраты и учесть возможные новации в технологическом процессе. Сметная калькуляция составляется для продукции, выпуск которой не регламентирован планом или для разовых работ, услуг. Сметная калькуляция используется для формирования оптовых цен на продукцию (работы, услуги). Нормативная калькуляция определяет величину затрат на единицу продукции (работ, услуг), рассчитанную на основе действующих норм. В отличие от плановой калькуляции, в нормативной калькуляции учитываются изменения норм сразу в момент их пересмотра. Поэтому нормативная калькуляция может пересматриваться ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета. Она отражает сумму фактических затрат на единицу продукции за определенный календарный период. С помощью этой калькуляции определяют фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Произведя расчет отчетной калькуляции, можно сравнить выполнение плана по себестоимости и сделать выводы для отдельных участков и производству в целом. Бухгалтерский баланс При осуждении принципа двойственности мы уже рассмотрели с Вами уравнение, в котором сформулирован основной подход к представлению данных в бухгалтерском учете и которое описывает финансовое положение организации: Активы = Капитал собственный + Обязательства. В бухгалтерской терминологии, обязательства называются пассивами. Таким образом, это уравнение может быть представлено в следующем виде: Активы = Капитал собственный + Пассивы Представленное уравнение называется балансовым уравнением. Обе его части должны быть равны между собой. Слово «баланс» имеет латинское происхождение и переводится как «чаши весов». Если организация составила баланс на предыдущий день, то сегодня мы сможем его анализировать и принимать управленческие решения, но мы должны помнить, что сегодня наше финансовое положение станет другим, т.е. совершится хотя бы одна хозяйственная операция и она изменит бухгалтерский баланс. Поэтому пользователю баланса очень важно знать дату, на которую он составлен. Баланс можно составлять ежедневно, но обычно моментом времени составления бухгалтерского баланса является 1-е число месяца, квартала, года.
Счета и двойная запись Хозяйственный процесс, ежедневно происходящий в организации, требует текущего отражения. Для такого отражения используются специальные формы - счета бухгалтерского учета. Счет бухгалтерского учета - это способ отражения и группировки имущества организации по составу и размещению, по источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам. Система счетов строится по видам имущества (по их составу и функциональной роли) и источникам их образования и целевого назначения. Счет представляет собой двустороннюю таблицу, в одной части которой фиксируется увеличение, на другой - уменьшение. Одна часть называется дебет от латинского слова «должен», а другая называется кредит от латинского слова «получить», «имеет». В современном бухгалтерском учете это условные термины, используемые в моделях бухгалтерского учета всех стран.
Счет №
Достаточно часто для ускорения записи в бухгалтерском учете используют другую схему счета:
Дебет Счёт Кредит ________________________________________________________
На каждый экономически однородный вид имущества и хозяйственных операций открывается отдельный счет. В зависимости от характера отражаемых объектов различают два вида счетов: активные и пассивные. Активными называются счета, предназначенные для учета имущества по составу и функциональной роли. Пассивными называются счета, предназначенные для учета имущества по источнику образования и целевому назначению. Для осуществления записи на счета необходимо открыть счет. Счета бухгалтерского учета открываются ежемесячно, на 1-е число. Для открытия счета следует записать начальное сольдо. Начальное сальдо - это остаток на начало 1-го числа каждого месяца. Начальное сальдо в активные счета записывается в дебет, а в пассивные счета - в кредит. Например, на 1-е декабря в кассе организации оставалась сумма 150 рублей. На счете «Касса» это отразится записью: Дебет Счет «Касса» Кредит__________ Сальдо начальное 150
На 1-е декабря уставный капитал организации составлял 1000000рублей. На счете «Уставный капитал» это отразится записью: Сальдо начальное 1000000 После записи начального сальдо счета считаются открытыми. Любая хозяйственная операция вызывает равновеликие изменения в двух статьях бухгалтерского баланса. При этом равенство итогов актива и пассива не нарушается. Это обусловлено экономической природой любой хозяйственной операции, которая характеризуется двойственностью. С одной стороны «куда» или «во что» вложены средства, а с другой стороны - «откуда» появились вложенные средства, т.е. их источники. Для формализации экономической природы хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета используют способ двойной записи. Сущность способа двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету одного счета и по кредиту другого взаимосвязанного с ним счета Для отражения хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета необходимо знать следующие правила порядка ведения счетов: Правило 1. Если счет активный, то увеличение по счету записывается по дебету счета, а уменьшение по кредиту. ___ Дебет__________ Активный счет_______ Кредит _______________ Сальдо Начальное Правило 2. Если счет пассивный, то увеличение по счету записывается по кредиту счета, а уменьшение по дебету. _______ Дебет______ Пассивный счет_____ Кредит_________________ ' Правило 3. Для активных счетов конечное сальдо рассчитывается по формуле: Ск = Сн + Обд - Обк, Где Ск - сальдо конечное; Сн - сальдо начальное; Обд - оборот дебетовый; Обк - оборот кредитовый. Правило 4. Для пассивных счетов конечно сальдо рассчитывается по формуле: Ск = Сн + Обк-Обд, Где Ск - сальдо конечное; Сн - сальдо начальное; Обд - оборот дебетовый; Обк - оборот кредитовый. В практической деятельности кроме активных и пассивных счетов используются активно-пассивные счета. В зависимости от хозяйственной ситуации такие счета могут иметь или дебетовое, или кредитовое сальдо либо одновременно дебетовое и кредитовое сальдо. Активно-пассивные счета предназначены для учета расчетов данной организации с разными организациями или физическими лицами. На таких счетах ведется учет расчетов с экономическим субъектом, который, являясь, например, дебитором после нескольких операций может стать кредитором или наоборот. Один и тот же счет может быть и активным и пассивным. Взаимосвязь, возникающая между счетами при методе двойной записи, называется корреспонденцией счетов бухгалтерского учета. Корреспонденция бухгалтерских счетов с указанием суммы называется бухгалтерской проводкой. Счета синтетического и аналитического учета Для получения различных по степени детализации показателей в бухгалтерском учете используются три вида счетов: синтетические, аналитические и субсчета. Синтетическими называются счета, на которых учитываются экономически однородные группы имущества, его источников, а также хозяйственных процессов без подразделения их на отдельные элементы. Экономически однородные группы учитываются в обобщенном виде только в стоимостном выражении. Все рассмотренные нами выше счета являлись синтетическими. Так как синтетические счета содержат обобщенную информацию и могут показать только остатки на начало и конец отчетного периода и движение по счету в обобщенном виде, то, очевидно, что для управления организацией таких сведений недостаточно. Мало знать данные об общей сумме, необходимо располагать сведениями о составе и видах рассматриваемых объектов. Поэтому наряду со сводными (синтетическими) данными важно иметь более детальные, аналитические данные. Аналитическими называются счета, которые детализируют содержание синтетических счетов. Аналитические счета отражают отдельные виды имущества, его источников и хозяйственных операций. В аналитических счетах применяются не только денежные, но и натуральные измерители. Форма аналитического счета представлена ниже: Карточка аналитического учета
Каждая однородная группа аналитических счетов объединяется определенным синтетическим счетом и, наоборот, аналитические счета ведутся в развитии синтетического счета. Между синтетическими и аналитическими счетами существует взаимосвязь. Эту взаимосвязь можно выразить следующими равенствами: Сальдо синтетического счета равно сумме сальдо аналитических счетов по данному счету; 2.Оборот по дебету синтетического счета равен сумме оборотов по дебету аналитических счетов данного синтетического счета; З.Оборот по кредиту синтетического счета равен сумме оборотов по кредиту аналитических счетов данного синтетического счета. Ведение бухгалтерского учета на синтетических счетах называется синтетическим учетом. Ведение бухгалтерского учета на аналитических счетах называется аналитическим учетом. На практике помимо синтетических и аналитических счетов применяется промежуточный тип счетов - субсчета. Субсчета применяются в тех случаях, когда необходимо получить дополнительные (промежуточные) группировки показателей однородных аналитических счетов внутри синтетического счета. Несколько аналитических счетов составляют субсчет, а несколько субсчетов один синтетический счет. Взаимосвязи счетов бухгалтерского учета «Материалы» синтетический с чет
«Запасные части» «Топливо» субсчета синтетического счёта
«Узел А» «Узел Б» «Узел С» «Бензин» «Уголь» «Газ» аналитические счета План счетов бухгалтерского учета Единообразие в построении бухгалтерского учета всех хозяйствующих субъектов коммерческой деятельности и обеспечение сопоставимости формируемых показателей в масштабе отдельных отраслей обеспечивает наличие единого Плана счетов. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержден приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г № 94н. План счетов является единым и обязательным для применения в организациях всех отраслей народного хозяйства (кроме кредитных учреждений, страховых и бюджетных организаций) независимо от формы собственности, подчиненности, организационно-правовой формы, В основу группировки счетов положена их классификация по экономическому содержанию. Система счетов бухгалтерского учета находится в непосредственной взаимосвязи с системой отчетных показателей. Она особенно тесно связана с номенклатурой балансовых статей. Методологические аспекты Плана счетов утверждены Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации. В основу формирования Плана счетов положена система кругооборота средств в хозяйствующем субъекте, в соответствии с которым счета группируются по разделам и определена последовательность расположения последних в Плане счетов. Все счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Сначала приводятся разделы счетов хозяйственных средств и процессов, затем разделы счетов источников этих средств. Завершает систему счетов раздел, формирующий информацию о финансовых результатах деятельности организации. Структура Плана счетов. Раздел 1. Внеоборотные активы Раздел 2. Производственные запасы Раздел 3. Затраты на производство Раздел 4. Готовая продукция и товары Раздел 5. Денежные средства Раздел 6. Расчеты Раздел 7. Капитал Раздел 8. Финансовые результаты Забалансовые счета. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Финансово-хозяйственной деятельности организаций Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000?.
Счета первого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием. Счета второго раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использовании в производстве, либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением). Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые организацией в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Счета третьего раздела предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу). Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется либо на счетах 20-29, либо на счетах 20-39. В последнем случае счета 20-29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); счета 30-39 применяются для учета расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых счетов. Состав и методика использования счетов 20-39 при таком варианте учета устанавливается организацией исходя из собственной деятельности, структуры, организации управления на основе рекомендаций Министерства Финансов Российской Федерации. Счета четвертого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров. Счета пятого раздала предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздета в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей. Счета шестого раздела предназначены для обобщения информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей, Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах. Счета седьмого раздела предназначены для обобщения информации о состоянии и движении капитала организации. Счета восьмого раздела обобщают информацию о доходах и расходах организации, а также на них выявляют конечный результат деятельности организации за отчетный период. Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации. В Плане счетов предусмотрено количество счетов, номера (коды) и наименование синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая анализ, контроль и отчетность. Организация может самостоятельно уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. Составной частью Плана счетов является Инструкция по его применению. Она обеспечивает правильное единообразное понимание установленного перечня счетов. Инструкция включает краткие характеристики экономического содержания и структуры всех предусмотренных Планом счетов и общую схему их корреспонденции. Организация не обязана использовать все счета, предусмотренные планом счетов. Она может выбрать только те, которые необходимы для учета в данной организации и утвердить перечень субсчетов, в полной мере раскрывающий специфику учета конкретного экономического субъекта. Для этого организация разрабатывает Рабочий план счетов бухгалтерского учета и. утверждает его Учетной политикой организации. Рабочий план счетов является неотъемлемой частью Учетной политики организации.
2.3.7. Отчетность Понятие и состав бухгалтерской отчетности Все организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Это требование содержится в главе 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете и отчетности» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и, согласно вышеназванного закона, представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. При составлении бухгалтерской отчетности используются основные понятия, такие как: отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность; отчетная дата - дата, по состоянию, на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерскую отчетность делят на следующие группы: по периодичности составления: промежуточная отчетность и годовая отчетность. Промежуточная отчетность включает в себя месячную, квартальную, полугодовую и отчетность за девять месяцев. Промежуточную отчетность называют периодической бухгалтерской отчетностью. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Документом, определяющим состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), является Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. №43н. Состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности различен. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает: - Бухгалтерский баланс (форма №1); - Отчет о прибылях и убытках (форма №2). Организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности кроме вышеперечисленных и иные отчетные показатели: Отчет о движении денежных средств (форма №4) и др., а также пояснительную записку. Годовая бухгалтерская отчетность включает: - Бухгалтерский баланс (форма №1); - Отчет о прибылях и убытках (форма №2); - Отчет об изменениях капитала (форма №3); - Отчет о движении денежных средств (форма №4); - Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5); - Пояснительная записка; - Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Ниже представлены рекомендованные Министерством Финансов формы отчетности коммерческой организации.
Бухгалтерский баланс
На 20____ года. Форма № I поОКУД Дата (год, месяц, число) по ОКПО Организация________________________ Идентификационный номер налогоплательщика ИНН Вид деятельности ___ по ОКДП Организационно-правовая форма / форма собственности _ __________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС Единица измерения: тыс. руб. / млн руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ Адрес______________________ Дата утверждения Дата отправки (принятия)
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|