Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образец письма-коммерческого предложения





Директору ООО «Ромашка»

Кузнецовой Т.И.

 

Уважаемая Татьяна Ивановна!

 

ЗАО «Система» выступает с предложением о внедрении и распространении в Вашей компании системы электронного документооборота и электронной отчетности.

Электронный документооборот осуществляется с помощью электронной цифровой подписи и системы шифрования информации. Он может использоваться при отправке различных отчетов в государственные структуры: налоговую инспекцию, органы статистики, Пенсионный фонд.

Внедрение системы электронной отчетности освободит Вашу компанию от необходимости сдачи деклараций на бумажных носителях с обязательным посещением налоговой инспекции, существенно упростит и ускорит сдачу отчетов, а также гарантирует криптозащиту информации.

За более подробной информацией можно обратиться к менеджеру нашей компании Соловьевой Т.П. по тел. 65-38-90. Наши специалисты также готовы продемонстрировать работу системы электронной отчетности в Вашем офисе в любое удобное для Вас время.

 

С уважением,

генеральный директор ЗАО «Система» Морозко Д.И.

 

12.01.07 г.

 

Структура письма-ответа

Письмо-ответ выступает как зависимый по композиции и тематике текст по отношению к письму-запросу. В ответе обязательно должна быть ссылка на первичное письмо и его тему. В обоих письмах должны совпадать аспекты содержания в последовательности их изложения, терминология, формулировки и система ссылок.

Положительное решение:

1. повторение содержания запроса с использованием устойчивых языковых формул, например: На Ваш запрос о поставке запасных частей к... сообщаем..., В ответ на Ваш запрос о... направляем...;

2. изложение информации по запросу.

Отрицательное решение:

1. повторение содержания запроса (по форме, аналогичной письму с положительным решением);

2. аргументированное указание причины (или причин), по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;

3. констатация отказа или отклонения предложения.

 

Образец письма-отказа

Директору ООО «Восток»

Шаповалову И.Н.

 

Уважаемый Игорь Николаевич!

 

На Ваше письмо от 20.02.2007 г. о подключении Вашей компании к системе Интернет-телевидения сообщаю следующее.

Подключение к сети Интернет с возможностью передачи телевизионных каналов в здании, где размещена Ваша компания, запланировано на 2 квартал текущего года. В настоящий момент в

здании осуществляется техническая подготовка.

К сожалению, подключение к Интернет-телевидению из-за отсутствия необходимых сетей в здании в указанные в Вашем письме сроки не представляется возможным. Однако Ваша заявка

будет удовлетворена в течение 3 квартала текущего года.

 

С уважением,

генеральный директор

компании электросвязи Иванов О.Н.

 

12.03.07 г.

 

Структура письма-рекламации

 

1. Основание для предъявления претензии (В соответствии с договором Ваша компания обязалась…; Согласно договору Ваша компания должна поставить товар в количестве…)

2. Изложение сути претензии, описание нарушения (низкое качество, недостаточное количество, нарушение срока и т.д.) (В нарушение договора поставки произведены с нарушением срока…; Проданный Вашей компанией товар оказался с дефектом..).

3. Приведение доказательств и подтверждений допущенных нарушений (… о чем свидетельствует прилагаемый акт недостачи товара…)

4. Изложение конкретных требований (В связи с вышеизложенным предлагаем выплатить неустойку в размере, указанном в договоре. На основании вышеизложенного предлагаю в трехдневный срок принять решение о замене бракованного товара…).

 

Образец письма-рекламации

 

Директору компании «Грант»

Петрову И.С.

Уважаемый Иван Семенович!

В соответствии с заключенным между нами договором № 15 от 13.04.2006 г. Ваша компания обязалась в течение января-февраля 2007 года осуществить обновление правовых программ в компании «Вектор».

Однако в указанные сроки обновление проведено не было, на наши письменные обращения (от 15.01. и от 10.02 т.г.) о необходимости проведения работ ответы не поступили. По этой причине компания не имела возможности доступа к актуальной информации, что привело к задержкам в обслуживании наших клиентов.

В связи с вышеуказанным предлагаю Вам в 3-хдневный срок вернуть на наш расчетный счет уплаченную нами за установку программ сумму (10 500 руб.,), а также выплатить неустойку за причиненный материальный ущерб в размере 50 000 руб. (расчет суммы ущерба прилагается).

 

Директор компании «Вектор» Павлов А.К.

03.04.2007 г.

 

Речевое общение. Основные понятия коммуникации. Эффективность речевой коммуникации.

Культура речи подразумевает умение грамотно общаться с помощью языка. Общение – сложный процесс взаимодействия людей. Считается, что человеческое общение на две трети состоит из речевого. В среднем от 70 до 90 процентов рабочего времени современных менеджеров приходится на общение.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Исследователи выделяют и описывают следующие основные единицы речевого общения.

Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми.

Речевое событие включает 2 компонента: словесную речь и то, что ее сопровождает (дискурс); условия, обстановку, в которой происходит речевое общение (речевая ситуация).

Речевая ситуация – это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Составляющие речевой ситуации - это говорящий, слушающий, время и место высказывания.

Речевое поведение - использование языка в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Цели коммуникации: информационная (донести свою информацию до собеседника); предметная (получить, узнать что-либо или изменить что-либо в поведении); коммуникативная (сформировать определенное отношение собеседника).

В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания.

Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации.

1) Принцип последовательности: соответствие высказывания и ответной реакции. Если первая реплика – вопрос, то ответная реплика должна содержать ответ; приветствие сопровождается приветствием, просьба – принятием или отклонением и т.д. данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

2) Принцип предпочитаемой структуры отражает особенности речевых фрагментов с

подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.

3) Принцип кооперации предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. Коммуникативный вклад каждого участника на каждом шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель этого диалога. Таким образом, ставится цель не побеждать аудиторию, а сотрудничать с ней.

Принцип кооперации реализуется в соблюдении требований оптимального количества информации (высказывание должно содержать информации не меньше и не больше, чем требуется); качества информации (истинность и искренность); способа выражения информации (ясность, краткость, отсутствие непонятных выражений); отношения, релевантности (не следует отклоняться от темы).

4) Принцип вежливости подразумевает соблюдение такта (соблюдение границ личной сферы), великодушия (необременение собеседника), одобрения (позитивность в оценке других), скромности (неприятие похвал в собственный адрес), согласия (отказ от конфликтной ситуации), симпатии (благожелательность).

Эффективность коммуникации – это степень достижения адекватного смыслового восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения. Интерпретация будет считаться правильной, если получатель сообщения (реципиент) трактует сообщения в соответствии с замыслом отправителя. Неадекватное понимание устного и письменного сообщения у отправителя и получателя может привести к серьезным ошибкам во время выработки и принятия решения, стать причиной нежелательных конфликтов.

Помимо названных выше принципов речевой коммуникации для эффективности общения необходимо соблюдать и психологические принципы.

Принцип равной безопасности предполагает непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера.

Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность в отличие от эгоцентрической характеризуется умением анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела.

Принцип адекватности того, что воспринято тому, что сказано, предполагает непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким образом добиться преимуществ в разговоре, что приводит к разногласиям и взаимному непониманию.

Необходимым условием эффективной речевой коммуникации является умение слушать. Психологи утверждают, что даже при внимательном слушании усваивается 60-70 % устной информации.

Умение слушать важно не только для реципиента, но и для коммуникатора, так как диалогический характер общения признается наиболее эффективным и предпочтительным.

Для эффективного слушания рекомендуется использовать 2 основных его вида.

Эмпатическое слушание – такой вид слушания, при котором слушающий пытается поставить себя на место говорящего и действовать исходя из представлений о мотивах его чувств. Данный вид слушания эффективен, когда необходимо постичь истинные мотивы говорящего, понять его интересы и чувства.

Аналитическое слушание – тип слушания, при котором в процессе восприятия речи позиции и интересы говорящего отделяются от его эмоций, личных и коммуникативных характеристик, все внимание сосредоточивается на информации, которая критически анализируется с рациональной позиции.

В процессе слушания рекомендуется проявлять определенные реакции:

- реакция усвоения информации (так-так, угу, кивки головы)

- реакция согласия (вот именно, да-да, несомненно)

- реакция удивления (Да что вы! Что вы говорите! Подумайте только!)

- реакция негодования (Ну знаете! Это уж слишком!)

 

Чтобы показать говорящему, что вы его понимаете, необходимо использовать такие приемы, как:

- перефразирование – уточнение сообщения собеседника (Из ваших слов следует, что… Другими словами, вы хотели сказать, что … Как я понял, вы предлагаете…).

- резюмирование – краткое изложение сути сказанного Включает перечисление предметов, тем, вопросов, о которых шла речь.

 

Межличностные барьеры, возникающие в процессе речевого общения, зачастую обусловлены особенностями восприятия речевых средств. Серьезным препятствием в информационных обменах являются расхождения в понимании смысла употребляемых слов у отправителя и получателя. Это нередко бывает связано с неточностью словоупотребления, неправильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов и т.д. Смысловое восприятие во многом зависит и от языковой компетенции личности, ее речевого опыта, словарного запаса, подготовленности к интерпретации языкового сообщения.

 

Речевой этикет в деловом общении.

Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности. Речевой этикет – это правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека.

Что дает человеку владение речевым этикетом?

· чувство уверенности и непринужденности

· возможность легко и эффективно осуществлять коммуникации

· хорошую деловую репутацию

· авторитет и уважение коллег, партнеров и клиентов

· экономию времени

 

Почему компании ценят сотрудников, владеющих деловым этикетом?

· это привлекает клиентов и партнеров

· это укрепляет репутацию фирмы

· это способствует улучшению корпоративного имиджа

· это улучшает психологический климат в коллективе

 

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется также ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, совещание, прием на работу, консультация, юбилей фирмы и т.д. Речевой этикет имеет и национальную специфику. Учет всех этих факторов создает благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы. Рассмотрим примеры их употребления.

 

Форма обращения к человеку зависит от цели:

1) Привлечь внимание (Будьте добры! Будьте любезны! Извините! Друзья! Коллеги!)

2) Обратиться к определенному человеку в официально-деловой обстановке (Иван Петрович! Господин Иванов! Господин министр! Гражданин! Товарищ Иванов!)

3) Обратиться к определенному человеку в неофициальной обстановке (Молодой человек! Девушка!)

 

Правила приветствия:

Первым приветствуют:

- младший по возрасту – старшего по возрасту

- младший по должности – старшего

 

Первым протягивает руку:

- женщина – мужчине

- старший по возрасту и должности – младшему по возрасту и должности

 

Официальные формулы знакомства

- Разрешите представиться!

- Позвольте представиться - Иванов Петр Степанович!

- Моя фамилия Иванов!

- Меня зовут Татьяна Петровна!

- Я хочу вас познакомить с …

Неофициальные формулы знакомства:

- Давайте познакомимся!

- Позвольте познакомиться!

- Будем знакомы!

- Хорошо бы познакомиться!

Правила представления:

- младшего по возрасту представляют старшему

- сотрудника – начальнику

- клиента – руководителю компании

 

Официальные формулы вежливости

Просьба:

- Не сочтите за труд, пожалуйста, …

- Прошу вас…будьте добры, сделайте…

- Могу ли я попросить вас

- Если вас не затруднит…

 

Согласие:

- Не возражаю, согласен, будет выполнено

 

Отказ

- Простите, но я не могу выполнить вашу просьбу

- К сожалению, вынужден отказать

- Я не в силах выполнить вашу просьбу

- Я не в состоянии помочь

- В настоящее время это невозможно

 

Благодарность

- Позвольте выразить благодарность за…

- Выражаем вам благодарность

- Считаю своим долгом выразить благодарность

- От всего сердца благодарю вас за…

 

Приглашение

- Позвольте пригласить вас..

- Разрешите пригласить вас…

- Имею честь пригласить вас…

 

Поздравление

- Примите мои искренние поздравления

- Разрешите поздравить вас …

- От всей души поздравляю

- От имени … поздравляем..

 

Правила ведения делового телефонного разговора

Звоните вы:

1) уточнить, правильно ли позвонили;

2) представиться, назвать причину;

3) если разговор будет долгим, уточнить, есть ли у собеседника время для разговора

если нужного человека нет, попросить передать необходимую информацию;

4) первым завершаете разговор

Рекомендуемые речевые формулы:

Моя фамилия… С вами говорит … Вас беспокоит… Вам позвонили из …

Я по поводу …Могу ли я поговорить с… Я хотел бы узнать… Я хочу обсудить …

Вы не могли бы дать информацию? Спасибо за информацию! Рад был слышать! Всего доброго!

 

Звонят вам:

1) трубку необходимо поднять не позднее 3 звонка;

2) подняв трубку, назвать организацию и себя;

3) если собеседник не представился, уточнить имя, если отказывается, разговор не продолжать.

 

Нельзя говорить: Рекомендуемы речевые формулы:

Кто это звонит? Представьтесь, пожалуйста!

Я не знаю Мне необходимо уточнить…

Мы не сможем это сделать В настоящее время это довольно сложно, однако …

Вы должны … Для вас имеет смысл … Лучше, чтобы …

Сейчас мы занимаемся Нам это неинтересно

деятельностью иного профиля

 

Правила проведения телефонных переговоров:

· Я составляю план разговора, прежде чем звонить клиенту.

· Я знаю, как ответить на вопрос секретаря: “По какому вопросу”, - чтобы меня соединили с директором

· Я приветствую собеседника первым.

· Я представляюсь, называю себя по имени.

· Я выясняю, есть ли у собеседника возможность поговорить со мной в данный момент.

· Я думаю над тем, чем конкретно могу помочь клиенту в решении его проблем.

· Я подстраиваюсь под громкость голоса собеседника, его темп, интонации, ритм.

· Я говорю бодро и деловито.

· Я задаю наводящие вопросы “открытого” типа.

· Я говорю по существу в соответствии с разработанным планом.

· Я не употребляю слов-паразитов.

· Я договариваюсь о встрече, согласовывая конкретные сроки.

 

Устное служебно-деловое общение

Деловая беседа – разговор с участием, как правило, двух лиц, имеющий целью решение управленческих задач. Деловая беседа регламентирована с точки зрения этической, речевой и т.д. Здесь действует служебная иерархия.

Совещание – это форма организации делового общения коллектива с целью обмена информацией и принятия коллективного решения по актуальным для данного коллектива проблемам.

Структура совещания (собрания): вступительное слово ведущего; выступления по повестке дня; обсуждение; принятие решения.

Переговоры – речевое общение между собеседниками, которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций для установления деловых отношений, разрешения спорных вопросов.

Схема ведения деловых переговоров: приветствие и введение в проблематику (задача: установление контакта); характеристика проблемы и предложение о ходе переговоров (задача: выявление потребностей сторон); изложение позиций, обмен мнениями (задача: презентация своих идей или предложений); решение проблемы; завершение (задача: закрепление договоренностей).

 

Речевые формулы при ведении деловой беседы, переговоров и других видов устного делового общения:

· уточнение темы:

давайте уточним; если я правильно вас понял…; можем ли мы считать, что …; есть ли у вас конкретные предложения?

· убеждение партнера:

я в этом совершенно уверен; если вы примете во внимание следующие предложения; думаю, мы все выиграем, если …; вы, конечно, согласитесь, что…; поверьте, для вас это важно в первую очередь!

· оценка ситуации:

я разделяю вашу точку зрения; к сожалению, приходится возразить; вызывает определенные сомнения.

· несогласие:

это требует дополнительного обсуждения; по мере возможности мы постараемся..; может быть, рассмотрим иные условия? вряд ли это возможно…; было бы нежелательно; я

понимаю вас, однако …«Вы правы в том, что... Но, с другой стороны, мне трудно согласиться с вашим утверждением о... Я бы хотел вернуться к обсуждению этого вопроса еще раз».

Методы, которые можно использовать для начала беседы:

- Снять напряженность (теплые слова, комплименты, шутка);

- «Зацепка» (анекдот по теме);

- Стимулирование воображения (постановка вопросов по проблемам, о которых будет разговор);

- Прямой подход (сообщение о причинах).

В ходе деловой беседы нельзя:

· не давать собеседнику высказаться

· прерывать его на полуслове

· навязывать свое мнение

· игнорировать аргументы собеседника

· грубо реагировать на противоположное мнение

· давить голосом

О чем говорят следующие изменения при беседе?

Изменение темпа речи:

- замедление – обдумывание

- ускорение – избегание

- резкое увеличение слов-паразитов: придумывание

- Слова – проговорки (в принципе, в общем, в целом в основном довольно, достаточно) говорят о низкой степени уверенности или неосознанном желании перестраховаться, то есть сделать опреде-

ленную уступку. Это та сфера, где человек чувствует себя менее уверенно или не готов нести ответственность за свои слова.

Например: Как было воспринято ваше повышение вашими коллегами?

- В принципе, у нас довольно хорошие отношения. Так что мое повышение было воспринято нормально.

 

Устное публичное выступление. Правила построения ораторской речи

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.

Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь. Для современного монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из высказываний, имеющих индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность. Однако строгих границ между монологом и диалогом не существует. Почти в любом монологе присутствуют элементы «диалогизации», стремление преодолеть пассивность адресата, желание втянуть его в активную мыслительную деятельность. Особенно это характерно для ораторской речи.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:

1) Устная форма общения. Устная речь в отличие от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

2) Наличие «обратной связи». В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведение аудитории и в соответствии с результатами наблюдения корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средство установления контакта со слушателями.

3) Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. В процессе обдумывания разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст - это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести его так, чтобы его поняли и приняли. Для этого используются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. Уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.

4) Использование различных средств общения. В публичной речи используются не только языковые, но и невербальные средства (интонация, громкость, тембр, темп речи, жесты, мимика, поза и т.п.).

Публика, слушающая оратора, называется аудиторией. Аудитория – это пространственно расположенная группа людей, объединенных интересом к предмету высказывания, а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятие речевого сообщения. Хорошее знание аудитории, умение учитывать ее состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить контакт со слушателями, добиться успеха в общении.

К основным характеристикам аудитории ораторской речи относятся:

- однородность/неоднородность; определяется социально-демографическими признаками слушателей

- количественный состав;

- мотив действия, определяющий, чем руководствуется аудитория, слушающая выступление. Мотивы могут быть интеллектуально-познавательными, моральными, эмоционально-эстетическими.

Женская аудитория, как правило, подвержена эмоциональному воздействию, любит задавать дополнительные вопросы. Мужская аудитория не любит отклонений, деталей; хуже понимает письменный текст и предпочитают схемы, диаграммы; плохо улавливает подтекст и интонацию.

Эффективное устное выступление предполагает последовательное осуществление целого ряда операций: систематизация материала, анализ предмета речи, выстраивание знаний о нем (этап создания концепции); моделирование аудитории (анализ информации о специфике аудитории по критериям возраста, пола, статуса и т.д.); выстраивание стратегии, конкретной программы действий; выработка и использование (на основе выработанной стратегии) тактических приемов, способных донести концепцию до аудитории; облечение мысли в эффективную речевую форму, призванную заинтересовать аудиторию и способствовать лучшему пониманию говорящего; установление и поддержание контакта с аудиторией (собеседником), управление процессом коммуникации; анализ полученного результата.

Этапы подготовки:

· обдумывание, формулировка темы

· постановка цели выступления

· подбор, изучение материала

· составление плана

· работа над композицией

· написание текста

· репетиция выступления

Общие требования, которые предъявляются к публичным выступлениям:

· решительное, парадоксальное начало

· драматизм, создание напряжения

· сдержанная эмоциональность

· краткость

· диалогичность

· разговорность

· понятность главной мысли

· запоминающаяся концовка

Требования к композиции: вся важная информация обязательно должна повториться в начале и в конце. Поскольку вторая половина речи кажется вдвое длиннее первой половины, самую важную и сложную для восприятия информацию следует разместить в первой половине текста.

При чтении с листа воспринимается всего 17 % информации, поэтому лучше текст выступления не зачитывать, а рассказывать. Для улучшения восприятия устной речи необходима определенная адаптация. Способы адаптации:

· деление дискурса на простые высказывания

· повторы важных фраз и фрагментов

· использование «фактора ряда»

· структурирование речи (во-первых, во-вторых, в заключение…)

· использование контактоподдерживающих средств (понимаете, знаете…)

 

Как привлечь и удержать внимание слушателей?

· Обращаться к событию, времени, месту

· Обращаться к жизненным интересам аудитории

· Говорить о борьбе, противоречиях

· Ссылаться на общеизвестные и достоверные источники информации

· Задавать риторические вопросы

· Обращаться к отдельным слушателям и приближаться к ним

· Стимулировать дискуссию

· Ссылаться на эмоциональное состояние

· Возбуждать любопытство и раздавать авансы

· Рассказывать интересные случаи, рассказывать о себе

· Цитировать знакомых и знаменитостей

· Вставлять исторические эпизоды

 

Психологическая подготовка

· Используйте любую возможность для выступления, тренируйтесь

· Начните с малого: задавайте вопросы из зала, отпускайте реплики, принимайте участие в дискуссиях, делайте короткие выступления

· Не готовьтесь в день выступления

· Не занимайтесь неожиданными делами

· Расскажите кому-либо перед выступлением, как вы волнуетесь

· Не бойтесь слушателей

· Сконцентрируйте внимание на содержании, а не на переживаниях

· Говорите не все

· Делайте физические движения: пишите на доске во время выступления, возьмите какой—либо предмет, пошевелите пальцами рук за спиной

· Повышайте энергичность голоса

· Поведение во время выступления

· Выбрать подходящее место (не слишком высоко над аудиторией)

· Не начинать выступление по пути к трибуне

· Не смотреть сразу в записи

· Сказать несколько приветственных слов перед докладом

· Смотреть в глаза слушателям

· Не говорить о своих недостатках

 

Средства речевой выразительности

Чтобы добиться внимания и интереса слушателя (или читателя), усилить эффективность воздействия публичного выступления, необходимо сделать свою речь выразительной. В языке имеется широкий выбор средств выразительности. К ним относят тропы, фигуры, а также пословицы, фразеологические обороты, крылатые слова.

Сделать речь выразительной, яркой, разнообразной, а избежать повторов слов позволяют синонимы – слова, имеющие одинаковое значение и различающиеся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. Пример: ходить, бродить, блуждать, шататься, шляться; враг, противник, неприятель.

Образность речи обеспечивается многозначностью слов. Многозначность слова (полисемия) – это способность слова употребляться в разных значениях. Слово может иметь основное и производное (переносное) значение. Около 80 % русских слов многозначны.

На использовании переносных значений строится использование тропов.

Троп - это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

Тропы строятся на сопоставлении двух понятий, близких в определенных отношениях.

Антитеза – отрицание контрастных признаков. Например: Где стол был яств – там гроб стоит.

Повышает выразительность речи за счет подчеркивания парадоксальности. Также используется для акцентирования на быстроте смены событий

Оксюморон – создание нового понятия за счет соединения контрастных по значению слов.

Например: заклятый друг.

Может использоваться для создания комического эффекта с помощью каламбуров, подчеркивания парадоксальности.

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Используется для создания большей выразительности и достоверности.

Например: Печальный рев, гордо реет, мороз-воевода

Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Например: Корабль боролся будто живое существо. Снежная пыль столбом стоит в воздухе

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Например: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

Используется для усиления образности.

Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Например: Я три тарелки съел.

Служит экономии языковых усилий, а также может использоваться для создания комического эффекта.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Например: Пуще всего береги копейку. Все спит – и человек, и зверь, и птица.

Может использоваться для повышения выразительности за счет обобщающего эффекта, создаваемого формой единственного числа.

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

Может использоваться для создания комического эффекта, а также с целью избежать прямого называния каких-либо признаков или характеристик.

Анафора и эпифора – повторение отдельных слов или оборотом в начале или конце отрывков, из которых состоит высказывание.

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством

Используется для акцентирования важной мысли, создания напряжения за счет повтора.

Параллелизм – одинаково синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Молодым у нас дорога, старикам везде у нас почет

Используется для акцентирования на наличии скрытых сходных признаков в каких-либо явлениях, скрытой связи между явлениями.

Умолчание - намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается, что именно осталось невысказанным.

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок, с целью сделать акцент на чем-либо. Например: Обеды он задавал отличные. Душа к высокому

тянется.

Риторический вопрос – фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.

Например: Знаете ли вы украинскую ночь?

Парцелляция - синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте.

Например: "И пляшет тень его в окне // Вдоль насыпи. В ночи осенней. // Там. За Араксом. В той стране" (П. Антокольский).

Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение производимого ими впечатления.

Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

Каламбур – обыгрывание значения слова для создания комического эффекта. Пример: заголовки из газет: «Ветераны тряхнули струной», «Политическая мясокомбинация». Другие примеры: Зато атмосфера невиданной теплоты (было уже под +30°С) царила в рядах официальных делегаций.

 

Логика речи и принципы эффективной аргументации

Виды связи в тексте. Предложения в тексте связываются между собой с помощью 3 основных видов связи:

  1. Последовательная (цепная, линейная) связь
  2. Параллельная связь
  3. Присоединительная связь

Последовательная (цепная) связь является самой распространенной и отражает последовательное движение, развитие мысли в связной речи. В большинстве предложений мысль говорящего движется от известного, «данного» к ядру высказывания, к «новому». Но движение, развитие мысли на этом не прекращается и, как правило, не исчерпывается одним предложением. Обычно та часть предшествующего предложения, которая содержала «новое», становится в следующем предложении уже «данным», исходным содержанием, которое, в свою очередь, требует «нового» распространения. Таким образом идет плавное, последовательное развитие мысли. Например: В Аккре раньше всех просыпаются птицы. Они с особой шумливой радостью, колокольчато-звонкими трелями встречают еще нежаркое африканское солнце. Своим экзотическим ярким нарядом пернатые певцы привлекают внимание людей, особенно нас, северян. Этим доверчивым и непугливым пичугам есть где посели







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.