Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ ПЕРВОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ





(«Полное отсутствие общеупотребительных средств общения»)

Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию: понимание речи; активный словарь ребенка; речевое подражание; потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении); звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Дополнительные виды деятельности, подлежащие наблюдению: действия с игрушками; зрительные соотнесения предметов, одинаковых по форме, цвету, величине; умение составлять из частей целое (разрезные картинки); умение устанавливать равенство предметов.

Материал обследования: игрушки, предметы, фигуры разной конфигурации, цвета и величины, комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действий с ними, изображения игрушек.

Общие рекомендации к проведению обследования

Часто дети с недоразвитием речи, особенно «безречевые», с трудом вступают в контакт с посторонними для них лицами. А поэтому, прежде всего необходимо создать эмоционально-положительные взаимоотношения с ребенком, а именно: разрешить брать игрушки, предметы или картинки, привлекшие внимание, и не сразу адресовать к ребенку свои вопросы, а дать сначала освоиться в новой обстановке. Особенно внимательно надо отнестись к спонтанным высказываниям ребенка, которые могут возникнуть в момент действия с игрушками или общения с родителями и в которых могут проявиться те особенности речевой деятельности, которые не раскрываются в искусственно созданных условиях.

В первую очередь мы советуем провести обследование невербальной деятельности, в ходе которого ребенка просят сложить разрезные картинки, опустить фигурки в «почтовый ящик» и т. п. Такие задания способствуют установлению тесного контакта с дошкольником.

Задание 1. Выявить уровень развития понимания речи с помощью материалов «Обследование понимания речи».

Задание 2. Установить, поддается родительскому учету активный словарь ребенка или нет.

Примечание Объяснить родителям, что за слова принимаются все звуко-речевые проявления ребенка, если с их помощью он неоднократно обозначал одни и те же ситуации, ощущения, предметы («тпруа» – гулять, «бо-бо» – больно, «ам» – собака, «пи» – пьет, вода и т п)

Задание 3. Установить точное количество словесных единиц (если они поддаются учету) в активном лексиконе и частоту их использования ребенком (можно со слов родителей).

Задание 4. Выявить возможности речевого подражания.

Примерные приемы выявления: 1) попросить повторить за мамой (папой, бабушкой) те слова, которыми ребенок активно пользуется;

2) предложить повторить, потянуть отдельные гласные: а (девочка плачет), у, и, о, а затем их сочетания иа (кричит ослик), ау, у а, аиу, оаи и т. п.;

3) предложить назвать по картинкам новые для ребенка слова, состоящие из 1 –2 слогов.

Задание 5 (для редких случаев использования отдельных слов, когда их количество не поддается учету) Определить разряды слов, употребляемых ребенком (существительные, глаголы, прилагательные и т. д.).

Задание 6. Отметить максимальное количество слогов (по числу слогообразующих гласных в воспроизводимых ребенком словах самостоятельно и по подражанию за логопедом, родителями). Отметить инвентарь звуков речи и сохранение ударения в слове.

Задание 7. Проверить, имеются ли единичные словесные комбинации или единичные случаи использования слов или их фрагментов в двух формах, например:

«кука», но «дай кук-у» (называет и просит игрушку), или «ти», «ток» (собирает цветы, поливает цветок).

Рекомендации к анализу и оценке детской речи первого уровня развития

1. Соотнести уровень понимания речи ребенком с уровнем развития его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий.

2. Расклассифицировать первые детские слова по следующим видам: а) правильно произносимые (мама, дай,на и т.п.); б) слова-звукоподражания («ав-ав», «би-би»и т.д.); в) слова-фрагменты или обрывки слов «ва»

(«за») – зайчик, «май», «яба»(яблоко), «ни» (книга) и т.п.; г) контурные слова, или абрисы слов, в которых ребенок сохраняет количество слогов при неправильном оформлении их звукового состава, кроме гласных:

«титйтики» (кирпичики), «апата» (лопата), «иска» (мишка) и т.п.; в) отметить слова, даже отдаленно не напоминающие слова родного языка.

3. В целях прогноза речевого развития советуем сопоставить выявленные «разряды» слов в количественном отношении (если лексикон ребенка можно учесть).

В заключение – соотнести материалы своего обследования с данными условного эталона нормы, помещенными в графе «Однословное предложение».

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ ВТОРОГО УРОВНЯ

РАЗВИТИЯ

Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию: понимание речи; объем предложений и их грамматизация; возможности словоизменения (недоступно, частично доступно); слоговая структура слов; звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Дополнительно обследуется невербальная деятельность.

Материал обследования: комплекты сюжетных картинок (не менее 30 – 40 штук), на которых изображены действия, совершаемые людьми или животными с предметами или без них. Например: субъект ест (суп, яблоко), пьет (чай, молоко); спит, рисует, копает, поливает (цветы, огород), ловит рыбу, играет (в мяч, на гитаре); идет (с сумкой), сидит (на стуле), стоит (около стола); кормит (голубей, цыплят), моет (пол, посуду), стирает, шьет, несет (ведро), везет санки; одевается, умывается, обувается, причесывается; читает, смотрит (телевизор), разговаривает по телефону; бежит, прыгает, лежит (на диване); завязывает (шнурки, бант); катается на санках, коньках; качается на качелях.

Задание 1. Установить уровень понимания речи (см. предыдущий раздел).

Задание 2. Выявить активный глагольный словарь и характер его использования: не знает названий действий, заменяет их жестами или словом «де», «дёит» {делает); использует только основы глаголов или их инфинитивные формы; использует глаголы в изъявительном наклонении настоящего времени.

Прием выявления: ребенку предлагается поиграть в игру «Угадай-ка». Если он угадает, что делаем на картинке мальчик (девочка или кто-либо другой), то картинка будет его, а если не угадает, то логопед забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого карточек больше.

Задание 3. Установить максимальное количество слов, употребляемых детьми при составлении предложений (объем предложения), и способы связи слов между собой:

а) наличие связи между именительным падежом существительного и глаголом настоящего времени изъявительного наклонения 3-го лица, оканчивающимся на -ет,-ит, -am, -ят;

б) наличие грамматически правильно оформленных словосочетаний.

Задание 4. Выявить возможности словоизменения.

а) Словоизменение существительных: какие падежные формы, кроме именительного падежа, используются ребенком правильно по смыслу; какие падежные окончания (флексии) смешиваются между собой; каковы имеются возможности образования форм слов по аналогии(по подсказывающему образцу).

Приемы выявления словоизменения: логопед ставит разнообразные вопросы к сюжетам, изображенным на картинках. Можно предложить ребенку послушать рассказ и дать подсказывающие слова, например: «У меня живет собака, ее зовут Лада. Запомнил, как зовут мою собаку? Длинный пушистый хвост у моей (у кого?) (Лады). Каждый вечер я гуляю со своей собакой (с кем?) (С Ладой). Я очень люблю свою (кого?) (Ладу). И забочусь всегда о ней (о ком?) (О Ладе)».

б) Словоизменение глаголов: какие формы глаголов использует; изменяет ли глаголы по лицам (каким?); использует ли раздельно настоящее и прошедшее время; доступна ли возвратная форма глаголов.

в) Словоизменение прилагательных: какие признаки предметов знакомы ребенку, каким образом оформляет окончания у слов-названий признаков предметов – без флексий («каси», «ивони», «сини») или через полногласие концов слова – «касия», «тония» (красная, черная) *.

Задание 5. Выявить возможность использования предлогов в предложных конструкциях (полностью отсутствуют, если используются в единичных случаях, то как).

Прием выявления: логопед просит ребенка ответить, где лежит предмет (ручка, платок и т.п.) – на коробке, под коробкой. Вынут откуда? Упал(а) откуда?

Задание 6. Выявить способность воспроизводить модели (контуры) слов с разным количеством слогов с наглядной опорой.

Примерная сложность с л о в: а) трехсложные: лопата, ботинки, молоко, читает, рисует, играет, лошадка; б) четырехсложные: черепаха, пирамида, поливает, собирает, надевает; в) пятисложные: умывается, вытирается, одевается; г) шестисложные: причесывается, переделывает.

Задание 7. Выявить состояние звукопроизношения (и состояние артикуляционного аппарата). Обратить внимание на наличие мягких согласных перед гласными непереднерядными («тя», «те», «тю» и в других сочетаниях), звука ы и йотированных гласных (я, е, ю).

Рекомендации к анализу и оценке детской речи второго уровня развития

1. Сравнить данные своего обследования импрессивной и экспрессивной речи детей и установить, что недоразвито в большей степени, сопоставить с уровнем невербальной деятельности.


Тема 5. Организация и содержание логопедической помощи в специализированных учреждениях для детей с алалией

Тема для самостоятельного изучения.

Методические материалы для самостоятельной работы студентов

Вопросы и задания

1. Как организуется логопедическая работы с детьми в условиях специализированного учреждения (содержание и формы)?

2. Дайте характеристику основным направлениям логопедического воздействия при моторной и сенсорной алалии.

3. В чем качественное своеобразие психолого-педагогической помощи детям, страдающим алалией?

4. Каковы основные критерии отбора детей с нарушениями речи в коррекционные учреждения?

5. Каковы принципы комплектования различных видов коррекционных групп?

Список литературы

1. Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.– М., 2003.

2. Логопедия: Методическое наследие. /Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. III. (НЛ. Жинкин. Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями)

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.

 

 


Тема 6. Содержание и формы логопедической работы с безречевыми детьми

ПЛАН







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.