Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ ЗАМЕТКИ





Как уже говорилось выше, человеку для ориентации в мире, осуществления деятельности по удовлетворению своих разнообразных потребностей нужна всесторонняя информация, которая бы помогала ему устанавливать факт существования каких-то яв­лений, их значимость, ценность и направления их развития, буду­щее их состояние, определять соответствующие нормы (рамки) их «использования» и возможные варианты собственных действий (в том числе, возможно, и со стороны других членов аудитории), связанных с такими явлениями.

Всесторонность информации возникает в результате комби­нирования (то ли целенаправленного, то ли спонтанного) неких исходных типов этой информации. А именно: фактов (фактологи­ческой, дескриптивной информации), оценок (оценочной, валюативной информации), норм (нормативной предписательной информации), программ (программной, рекомендательной ин­формации), предположений (прогностической, вероятностной, превентивной информации). В конкретной заметке может прева­лировать тот или иной из перечисленных типов информации, в ней может вообще содержаться только один тип информации. В результате возникает относительно большое содержательное раз­нообразие заметок[12][2].

Рассмотрим указанные выше типы информации подробнее.

Фактологическая информация. Факты, так же как и иные виды знания, устанавливаются в ходе познания действительности разными методами[13][3]. Чаще всего под фактом в журналистике по­нимают описание какого-то явления, события, процесса, ситуа­ции. Хотя на самом деле это понятие гораздо шире изложенного и представляет собой достоверное знание о существовании самых разнообразных явлений как предметного, так и информационного плана. Надо заметить, что фактами иногда называют и сами собы­тия, явления, процессы и пр. В этом случае говорят об онтологи­ческом плане факта. Для журналиста факты — это прежде всего достоверные сведения, устанавливающие реальность существования каких-либо явлений (предметного или идеального, т.е. информаци­онного ряда) в настоящем или прошлом.

 

Из публикации «Украли труп» (АиФ. №45. 1999)
В одном из домов молдав­ского города Шолданешты все было готово к похоронам. Но усопшей так и не дожда­лись. Живущие на Украине внуки покойной Грегори и Штефан - согласно после­дней воле бабушки - долж­ны были упокоить старушку на ее родине в Молдавии. Завернув усопшую в ковер, мужчины прикрепили скорбный ­груз к багажнику маши­ны и в таком виде повезли родственницу в соседнюю республику. По дороге в молдавском населенном пункте Спивково безутешные внуки зашли перекусить в столо­вую, а когда вышли на ули­цу, то обнаружили, что по­койницу у них похитили.
  В данной публикации* автор рассказывает о вполне конкретном со­бытии. Конечно же, «факт» можно придумать, что случается и относи­тельно нередко (особенно часто это происходит в «желтой прессе», ко­торая в ряде случаев в основном и существует за счет вымышленной информации). Но то, что автор называет точное место, примерное вре­мя, имена участников события — очень важный момент, предполагаю­щий возможность проверки сообщения и позволяющий при особой не­обходимости произвести ее.  

 



Вероятностная информация. Она включает предположение или совокупность предположений о настоящем, прошлом или о будущем каких-либо явлений. Предположения могут опираться на достовер­ную информацию о предмете суждения или же могут быть вообще лишены всяких оснований.

Предположения, относящиеся к будущему, называются прогно­зами (прогноз означает в переводе с латыни — предвидение). Как уже говорилось ранее, прогнозы бывают разными по степени их обо­снованности, серьезности. В любом случае их реализация зависит как от известных «прогнозисту» факторов, так и от неизвестных. Чем больше таких «неизвестных», тем труднее предсказать будущее того или иного интересующего читателя явления. И даже если предполо­жить, что автору прогноза известны все факторы (что вряд ли воз­можно), то и в этом случае он не всегда может «просчитать», какой в итоге будет «равнодействующая» их взаимного влияния.

Предположения могут относиться и к прошлому. В этом случае их обычно не называют прогнозами, поскольку намерение «пред­видеть» по отношению к событиям, которые уже когда-то про­изошли, выглядит несуразно. Чаще всего предположения, адресо­ванные прошлому, называются гипотезами (хотя иная гипотеза может представлять собой суждение о будущем). Если существует множество предположений относительно одного и того же пред­мета, то каждое из них называется версией.

Ниже на примере трех текстов рассмотрим, как разнятся эти типы информации.

 

Из публикации «Серия рекордов скоро подойдет к концу» (Коммерсант. 12 января. 1995)  
Фундаментальные факто­ры - соотношение спроса и предложения, рост потребле­ния алюминия в автомобиль­ной промышленности, более прогнозируемое и цивильное поведение России на мировом рынке - по-прежнему прочат алюминию блестящее буду­щее. В этом уверено большин­ство аналитиков брокерских контор Лондонской биржи ме­таллов. Алюминиевые кампа­нии, как российские, так и за­падные, тоже строят свои про­изводственные планы на 1995 год, исходя из высоких цен на алюминий. Таким образом, все участники рынка, особенно после каникул, переполнены самых радужных надежд и по­лагают, что цены на алюминий будут расти вечно. Однако специалисты тех­нического анализа, которые составляют свои прогнозы, иссле­дуя движение цен, думают ина­че. Например, сотрудники ком­пании Base Metall Trading Ltd полагают, что в долгосрочной перспективе - несколько ме­сяцев или год - цены на 3-месячные контракты действи­тельно продолжат свой рост. Через один-два месяца цены дойдут до 2081-2111 долларов, а верхняя граница повышения цен будет находиться, в зави­симости от ситуации, либо в ди­апазоне 2378-2412 долларов за тонну, либо между 2263-2309 долларов за тонну. Но после до­стижения этих уровней цены в течение года-полутора неиз­бежно снизятся, либо плавно, либо (как в 1982 году) резко. В качестве наиболее вероятной отметки, до которой дойдет па­дение цен на алюминий, назы­вается 1719 долларов за тонну.  
Из публикации «Виртуальная политика» (АиФ. №4. 1998)
Мистификации на благо Родины не такая уж редкость. О большинстве их не известно ничего. Но есть исключения. Говорят, что перед первым туром президентских выборов 1996 года готовилась вертолет­ная мистификация с кандидатом Б. Ельциным. Во время одного из агитационных пере­летов вертолет должен был якобы пропасть на день-два. Началась бы паника, с экра­нов не сходили бы лица уби­тых горем родственников. Вся страна должна была искренне им сочувствовать, и вот вер­толет найден, он совершил «вынужденную посадку», но президент жив. Все вздыхают с облегчением и идут за него голосовать. Но этого почему-то не произошло, хотя и мог­ло произойти.
Из публикации «За штурвалом ЯК-40 сидел сам Боровик?» (АиФ. № 15.2000) Под рубрикой «Сенсационная версия»
Продолжается расследова­ние причин катастрофы само­лета ЯК-40, в которой погиб­ли известный журналист, пре­зидент холдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик, бизнесмен Зия Бажаев и еще 7 человек. Предположения строились самые разные - взрыв на бор­ту, подпиленная злоумышлен­никами тяга закрылков, неисп­равности в системе управления элеронами, руля высоты, обле­денение самолета. Однако ни следов взрыв­чатых веществ на борту, ни де­фектов системы управления упавшего Як-40 найдено так и не было. Тем временем «АиФ» стала известна информация, которая позволяет по-новому взглянуть на трагедию 9 мар­та. Эту информацию нам пред­ставил осведомленный источ­ник в компетентных службах, имеющий отношение к рассле­дованию. Согласно его сведе­ниям, катастрофа произошла из-за ошибочных действий пи­лота. Точнее - человека, управлявшего самолетом. Дело в том, что ни первого, ни второ­го пилота в кабине попросту не было, а за штурвалом на­ходился... сам Артем Боровик. Артему не раз доводилось уп­равлять воздушной машиной. Будто бы он даже имел разре­шение на управление легки­ми самолетами, полученное в США. Вот и в этот раз он яко­бы упросил пилотов разре­шить ему самому поднять Як-40 в воздух. По какой-то при­чине он не установил закрылки в положение, необ­ходимое для взлета, и самолет, не сумев набрать высоту, рух­нул на землю. Не хочется верить, что это правда. Нелепо, непривычно обнаружить в жертве трагедии ее же виновника. Может быть, наш источник рассказал не все. Как бы там ни было, вместе со всеми коллегами Артема мы надеемся, что компетентная комиссия досконально во всем разберется. И установит исти­ну - какой бы горькой она ни была.
  Первый текст содержит два разных по «знаку» предположения о бу­дущих ценах на алюминий. Эти предположения вполне можно назвать прогнозами, поскольку в них сообщается о том, чего еще нет и чего, возможно, не будет. То есть в заметке речь идет о предполагаемых в буду­щем событиях, которые, однако, не обязательно произойдут, посколь­ку зависят от множества факторов, учесть которые в данный момент в полной мере просто невозможно. Вторая заметка включает в себя предположение, относящееся к про­шлому периоду в политической жизни России, в частности к деятель­ности Б. Ельцина. Это предположение — гипотетическое утверждение о том, как якобы предполагалось повысить избирательный рейтинг Ель­цина. О том, насколько это утверждение обоснованно, судить трудно. Тем не менее ничто не мешает газете выдвигать подобного рода пред­положения. В том случае, если когда-то появятся факты, подтверждаю­щие гипотезу, она сама превратится в факт. Третья заметка содержит вероятностную информацию (предполо­жение), которую можно назвать версией. Основанием для такого опре­деления типа информации является то, что, кроме представленного в данном тексте «АиФ» предположения, существуют и другие мнения о причинах авиакатастрофы, как уже известные читателям газеты из ра­нее опубликованных материалов, так и еще неизвестные им, но, судя по намеку еженедельника, имеющиеся у следователей. В отличие от прогноза и гипотеза и версия могут быть нацелены (и в большинстве случаев нацеливаются) не на сообщение о каком-то явле­нии, а на его объяснение, хотя и предположительное.  

 

Превентивная информация. Под ней понимают сообщения о событиях, которые «запланированы» и с большой степенью вероят­ности должны произойти в ближайшем будущем. Превентивную информацию можно считать разновидностью вероятностной. Од­нако она обладает и своими особыми чертами, позволяющими относить ее к самостоятельному типу информации.

 

Из публикации «Будет новый Центр» (Вечерняя Москва. 9 января. 1999)
Строительство творческого Центра имени Всеволода Мей­ерхольда завершится уже в этом году. Центр Мейерхольда будет включать в себя театр с уни­кальной мобильной сценой, вы­ставочный зал, два репетицион­ных помещения, видеобиблиотеку, трехзвездочный гостиный комплекс, современный паркинг, магазины, рестораны. По своей многофункциональности Центр станет уникальным для Москвы, а его архитектура пре­красно впишется в историчес­кий облик города.
Что является основным условием реализации этого сообщения? Очевидно, успешный ход строительства. Если же оно будет по каким-то причинам остановлено, то и сообщение о вступлении в строй куль­турного центра в указанный срок окажется ложным.

 

Иногда у ряда событий будущего, о которых сообщают СМИ, существуют исключительно «сильные» предпосылки реализации. Такие предпосылки представляют собой существование факторов, надежность проявления которых уже неоднократно подтвержда­лась в человеческой практике (например, если строится тот же дом и есть все необходимые условия для этого, то он, как прави­ло, бывает построен к определенному сроку). Порой на основа­нии существования подобных предпосылок превентивную инфор­мацию о них относят к разряду фактологической. На самом деле, разумеется, такого рода информация является вероятностной, пре­вентивной, предположительной и по-настоящему к фактам при­числена быть не может.

Превентивное сообщение нельзя считать излагающим факты, поскольку факт — это всегда то, что уже существует, но отнюдь не то, что будет существовать, даже если степень возможности этого будущего существования очень высокая. Некоторые издания учитывают этот нюанс, разделяющий сообщение об уже свершившемся событии от сообщения о событии, которое должно совер­шиться. Так, например, в газете «Московская перспектива» (см.: № 4. 1999) сообщения о свершившихся событиях публикуются под рубрикой «Факт», а сообщения о событиях, которые должны произойти, — под рубрикой «Должно стать фактом!». Однако в процессе обыденной творческой деятельности, для удобства пользования информацией (но не более того), журналисты могут относить ее к разряду фактологической. Но все это, естественно, не отменяет различия, существующего между превентивной ин­формацией и информацией о фактах. В целом превентивные сооб­щения по степени своей «надежности» значительно превосходят иные предположительные (вероятностные) суждения.

Иногда превентивное сообщение называют предположением. Это неверно. Хотя предположения относительно будущих явлений в известной мере и можно назвать превентивной информацией. Однако понятия «предположение» (вероятностная информация) и «превентивная информация» не тождественны. Предположения не совпадают в полной мере с превентивной информацией по­стольку, поскольку, как уже было сказано, они могут относиться как к будущему тех или иных явлений, так и к прошлому, к исто­рии предмета отображения. Превентивная же информация отно­сится только к будущему состоянию каких-то явлений. А кроме того, превентивное сообщение, как уже было установлено, все­гда обладает большей степенью обоснованности и большей веро­ятностью оправдания, чем предположение.

Оценочная информация. Как известно, оценка представляет собой отношение субъекта оценки (журналиста или любого дру­гого человека) к оцениваемому предмету. Это отношение возни­кает в результате сравнения предмета оценки с определенными критериями, в качестве которых могут выступать потребности, интересы, идеалы, нормы, образцы, стандарты и пр. Оценочны­ми часто являются сообщения о всевозможных явлениях инфор­мационного плана (книгах, фильмах, пьесах и пр.). Но оценка, разумеется, может выноситься по отношению к любому предмету выступления.

 

Из публикации в «Вечерней Москве». 6 января. 2000:
«На дне Оказалось так называемое телесообщество. По итогам ин­формационной войны, развер­нутой на последних выборах. В коридорах «Останкино» быв­шие коллеги отворачиваются и не подают руки. На многих повисло клеймо нечистоплотнос­ти, подозрение в беспорядоч­ных политических связях. Под угрозой судьба розыгрыша при­зов «ТЭФИ», за которые теле­визионщики так отчаянно сра­жались все последние годы».  
Как видим, основная цель этого выступления — оценка ситуации, сложившейся в коллективе тележурналистов «Останкино» после выбо­ров, проведенных в Государственную Думу. Суть этой оценки ясна. И зна­ние ее, очевидно, окажется важным как для журналистского сообще­ства России, так и для других граждан.
Из публикации в «Вечерней Москве». 6 января. 2000:
«Уважать себя заставил Телеканал НТВ, точнее его служба новостей. Своей пози­цией во время прошедших вы­боров. «Мы средства информации, а не средства пропаганды», - радуются теперь идеологи НТВ. Грустят только Лужков с Примаковым».  
Заключенная во втором тексте оценка также касается журналистов, но представителей другого коллектива, выступавшего оппонентом РТР и ОРТ в ходе тех же выборов. Сравнивая эти два оценочных сообщения, читатель может взглянуть на отношения журналистов на телевидении с двух точек зрения, что позволит ему сделать еще одну, свою собствен­ную оценку деятельности тележурналистов сразу трех каналов.

 

Нормативная информация. Нормы представляют собой тре­бования, адресованные обществом социальным группам, отдель­ным личностям. Общественные нормы многообразны. Они могут быть отнесены к тем или иным типам, в зависимости от основа­ний классификации. Они, например, могут быть политическими, экономическими, моральными, техническими, медицинскими и т.д. Значимость норм для человека заключается не просто в том, что они ограничивают, «дозируют» его деятельность, выполняя регу­лирующую функцию, но и в том, что, выполняя нормативные требования, он вправе ожидать того же и от других людей. Только в таком случае возможна упорядоченная жизнь в обществе, только так могут быть устранены случайные, непреднамеренные «столк­новения» гражданина в процессе удовлетворения своих потребно­стей с государством или другими гражданами.

Из этого следует, что потребителя информации СМИ будут интересовать сведения следующего плана:

— о соблюдении норм, выполняемых данным читателем, дру­гими людьми;

— о том, как оценивается обществом соблюдение (наруше­ние) норм;

— о возникновении новых норм в общественной жизни.

 

Из публикации «Лошадей на МКАД не пустят» (АиФ. №45. 1999)
Отныне на всем протяже­нии МКАД автомобилисты могут гонять со скоростью 100 км/ч. Напомним, что до недав­них пор на большом участке кольца разрешалось двигаться со скоростью, не превышающей 60 км. Понятно, что водители частенько игнорировали зап­рет. Теперь МКАД присвоен новый статус — «Магистраль­ная улица общегородского зна­чения первого класса». Ездить по ней разрешено только транспортным средствам, ко­торые по своим техническим характеристикам могут разви­вать скорость не менее 40 км/час. Это автомобили, автобу­сы и мотоциклы. Грузовики должны занимать не более двух правых рядов (всего их пять), а тракторам и тем бо­лее гужевым повозкам въезд на автостраду запрещен. Вдоль дороги сделают заездные «кар­маны», куда должны вставать сломавшиеся по пути машины. Нормативные требования, составляющие суть данной заметки, как видно, являются техническими по своему характеру. Их еще можно на­звать правилами дорожного движения, действующими на одной из авто­магистралей и требующими от водителей неукоснительного исполнения. О том, что данный текст содержит нормативную информацию, «сиг­нализируют» содержащиеся в публикации так называемые модальные понятия: «могут», «разрешалось», «запрет», «не превышающей», «дол­жны», «запрещен» и т.д. (выделены курсивом. — А. Т.). Без таких понятий не может быть сформулирована ни одна норма.

 

Программная информация. Программа есть представление об определенной совокупности последовательных действий, в ходе которых применяются конкретные средства с целью достижения желаемого результата. В заметке программная информация обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.

 

Из публикации «Как не покалечиться об лед» (Комсомольская правда. 11 декабря. 1999)
Когда объявляют, что «на улицах скользко», смените изящные сапожки на каблуке на ботинки с «тракторной» по­дошвой. Более чем в трети зимних случаев вывихов и пе­реломов виновата неприспо­собленная к нашим условиям, нашим дорогам модельная обувь. По скользкой дороге луч­ше двигаться медленно, корот­кими шажками, как бы «ощу­пывая» поверхность. Проще идти по краю дорожки. Как правило, там менее скользко, чем на отшлифованной тысячами ног середине. Не держи­те руки в карманах, попытай­тесь поддержать ими равнове­сие. Будьте готовы к тому, что можете упасть. Если руки сво­бодные, то падать лучше, при­жав их к груди, если заняты ве­щами, то - вытянув вперед. Если чувствуете, что валитесь на бок, то постарайтесь быстро согнуть ноги и прижать руки к телу. «Полет шмеля» не будет таким красивым, выглядеть вы будете как мешок картошки, зато обойдетесь без переломов и сотрясения мозга.
Изложенный здесь совет включает в себя три основных пункта: 1) как выбрать обувь, 2) как двигаться по обледенелой дороге, 3) как падать. Все вместе они и составляют краткую программу предотвращения травм при движении по улице в гололед.

 

Иногда программную информацию отождествляют с норма­тивной, поскольку программа показывает, как надо что-то делать, чтобы достичь цели, но и норма тоже дает образец. Однако норма, во-первых, является требованием, которое всегда надо выполнять в определенной ситуации, она носит императивный (повелитель­ный) характер. Во-вторых, невыполнение ее, как уже говорилось в предыдущем разделе, может повлечь за собой определенные санк­ции. Программа же показывает один из вариантов действия, веду­щего к успеху, и обладает лишь рекомендательным характером.

В том случае, когда одну и ту же программу, как наиболее эф­фективную, предлагается выполнять при определенных условиях всегда, она становится стандартной программой. Если же выпол­нение стандартной программы становится требованием и сопро­вождается определенными санкциями, она превращается в норму.

 

ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ ЗАМЕТКИ

Та или иная конкретная заметка может быть рассмотрена как результат взаимодействия различных жанрообразующих факторов. Иначе говоря, она может отображать самые разные аспекты ре­альности (разные предметы), быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована[14][4]. Поэтому то, что в общем плане называется заметкой, при более близком, конкретном рассмотрении может быть отнесено к вполне самостоятельному виду публикации (разу­меется, в пределах общих характеристик заметки). Иначе говоря, существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами. Рассмотрим некоторые из них, наиболее час­то появляющиеся на страницах современной периодической печа­ти, но, разумеется, отнюдь не исчерпывающие собой перечень возможных типов (жанровых видов) заметки.

Событийная заметка. Заметки данного типа составляют, так сказать, основной поток информационных публикаций в перио­дической печати. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. Выделение их в самостоятельный жанровый вид возможно на основе своеобразия предмета отображе­ния. В качестве такового в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.

 

Из публикации «Угоняют все подряд» (Петровка, 38. № 20. 1998)
В течение одного дня со­трудники муниципальной ми­лиции Северного администра­тивного округа задержали две угнанные машины. Сначала со­трудники милиции остановили автомобиль «Запорожец». При­чина была банальная. С перво­го взгляда было ясно - за ру­лем сидит несовершеннолет­ний. Разумеется, документов на машину у него не оказалось. А вскоре выяснилось, что ма­шину молодой человек угнал, пользуясь тем, что на ней отсутствовала сигнализация. Так что похищают у нас не только иномарки. «Запорожец» был торжественно вручен законной владелице, а несовершеннолет­ний угонщик передан в ОВД «Дмитровский». А через несколько часов сотрудники муниципальной милиции остановили автомо­биль «Опель-Фронтера». При проверке оказалось, что маши­на числится в угоне. Ее трид­цатилетний водитель достав­лен в ОВД «Войковский».  
Информационное содержание данной заметки — сообщение о двух, так сказать, «точечных» событиях одного ряда: угонах автомобилей и по­имке угонщиков. Эти сообщения носят чисто фактологический характер. Существует и другой вид содержания событийной заметки.
Из публикации «Без комментариев» (Десять дней. № 5. 2000)
Четверть всех московских школ требует комплексного капитального ремонта. Соглас­но данным московского коми­тета образования, на 1999 год из 1466 функционирующих се­годня в столице школ 610 тре­буют капитального ремонта, а 46 подлежат сносу. Между тем программа фи­нансирования капитального ремонта школ в прошлом году была выполнена только на 34% (вместо 150,5 млрд. руб­лей было выдано лишь 510,5 млн. рублей). Существует про­грамма «О состоянии и раз­витии материально-техничес­кой базы московских школ», которая рассчитана до 2005 года. Для реализации этой программы потребуется 16,5 млрд. рублей. В 2000 году на реконструкцию и ремонт школ Москвы выделено лишь 500 млн. рублей.
Событийные заметки данного типа (похожие на приведенную выше) обычно представляют собой так называемую итоговую, комплексную информацию, состоящую из количественных и качественных обобще­ний, из таких сведений, которые могут быть охарактеризованы то ли как «факт», то ли как «оценка», то ли как «норма», то ли как «предписа­ние» и пр. Иначе говоря, это информация, характеризующая предмет — состояние дел в какой-то отрасли производства, каком-то учреждении, какой-то сфере деятельности и т.п. в самых разных аспектах. Причем она (информация) может давать представление как о чем-то уже свершив­шемся, так и о совершающихся событиях, действиях, процессах, воз­никающих ситуациях, феноменах.

 

Анонс. Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих все­возможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «со­общение», «возвещение», «объявление». Без такого рода оператив­ных сообщений представить себе прессу трудно, поскольку имен­но они привлекают широкую публику на всевозможные меропри­ятия, прежде всего совершающиеся в культурной жизни общества (но, разумеется, и не только в этой сфере).

 

Из публикации «Майские дни недвижимости» (Московская правда. 18 мая. 2000)
С 26 по 29 мая московский Манеж вновь будет предостав­лен в распоряжение участников и гостей Международной специализированной выставки «Инвестиции, строительство, недвижимость». Она состоится в столице уже в четвертый раз. В соответствии с распоряжени­ем мэра организация меропри­ятий возложена на Комплекс перспективного развития горо­да, департамент внешних свя­зей Правительства Москвы и другие привлеченные структу­ры. 248 фирм уже подтверди­ли свое участие. Среди них -представители стран ближне­го зарубежья, Италии, Испа­нии, Австрии, Великобрита­нии, Германии и ряда других. Общая площадь выставки -1952 квадратных метра, 120 -займет стенд Правительства Москвы. Общий план экспо­зиции разработан Москомархитектурой при участии глав­ного архитектора Москвы. Персональные стенды Моспромстроя, Главмосстроя, Моспромстрой - материалов, Москапстроя, Мосинжстроя представят новые технологии, материалы и способы прове­дения работ, здания и соору­жения, уже возведенные мос­ковскими строителями. В рамках выставки 26-28 мая состоятся конференции и семинары, где будут обсужде­ны вопросы по основным направлениям тематики выстав­ки и ее разделов: инвестици­онная деятельность, ипотечное кредитование, операции с не­движимостью и другие. 27 мая представители Правительства Москвы примут почетных го­стей выставки — послов зару­бежных стран. А 29 мая в Ма­неже — День открытых дверей для жителей и гостей столи­цы. Лариса Сергеева

 

При всей близости к объявлению анонс является самостоя­тельным видом публикаций. Различие (хотя и незначительное) меж­ду анонсом и объявлением (как они существуют в современной российской прессе) заключается прежде всего в том, что объявле­ния выполняют функцию извещения не только о том, что и где нечто произойдет, но и о том, что уже происходит или происходило (например: «Пункт приема вторсырья № 28 закончил свою работу 5 апреля. Данное помещение сдано в аренду. За справками обра­щайтесь в администрацию района»). Кроме того, объявления пре­следуют чисто утилитарные цели, отнюдь не претендуют на какое бы то ни было изложение деталей, предыстории «мероприятия», его причины, условия проведения.

Анонс близок и к рекламному тексту. Однако в отличие от него анонс не ставит своей целью привлечь к «мероприятию» как мож­но больше публики, расписывая его достоинства. Основная цель анонса дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.

Аннотация.Название данного жанра «аннотация» переводится с английского «annotate» как «примечать». Этот вид заметки отно­сится к разряду информационных текстов, предметом отображе­ния в котором выступает определенное, уже состоявшееся инфор­мационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель пуб­ликации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо но­вого издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели со­здания). Аннотация является одним из основных жанров специа­лизированных периодических изданий («Книжный мир» и т.п.), но достаточно часто публикации этого жанра появляются и в пе­риодических изданиях иного плана.

 

Из публикации «О Пушкине с той стороны» (Мир за неделю. № 12. 1999)
Вышла в свет книга «Пуш­кин в эмиграции. 1937 год», - сообщает газета «Книжное обозрение». Издание подго­товлено известным литерату­роведом Вадимом Перельмутером. В книге собраны рас­сеянные по эмигрантской периодике публикации, приуроченные к 100-летию со дня гибели A.C. Пушкина. Среди авторов - С. Булгаков, В. Хо­дасевич, Д. Мережковский, Г. Адамович, А. Ремизов, П. Милюков, Б. Зайцев, В. Иванов и другие выдающи­еся деятели русской культу­ры.

 

Иногда аннотацию называют мини-рецензией. С этим согла­ситься нельзя, поскольку у любой рецензии, в том числе и у мини-рецензии, иная цель, нежели у анонса.

Мини-рецензия. Она представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, по­лученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предме­том. При этом такое впечатление, являющееся своего рода оцен­кой достоинств произведения, в мини-рецензии не обосновыва­ется какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций автора.

 

Из публикации «Легионер» (Новая газета. 16-23 сентября. 1999)
«Легионер». Режиссер - Питер Макдональд. В ролях - Жан Клод Ван-Дам, Стивен Беркофф Полный отчаяния фильм о боксере из Марселя, пытаю­щемся скрыться от гангстеров в Северной Америке. Двадца­тые годы, бескрайние песча­ные просторы и старая как мир тема «порока и предатель­ства». Ален (Ван-Дам) один против равнодушия окружаю­щих и жестокости преследую­щих. Свежо... Терпение зрительское во­истину велико, но справиться со щемящей сердце жалостью к очередной попытке реани­мировать безнадежного, как спящая красавица, «универ­сального солдата-боксера-шпиона-гимнаста» реально только в более щадящих климатических условиях. В про­тивном случае наша жалост­ливая ментальность приведет прямиком к инфаркту в зри­тельном зале. За отсутствие коронного шпагата на двух стульях сра­зу - большое человеческое спасибо, но ей-ей, надо и честь знать. Каждый киноман любит плохое кино, только не до та­кой степени. Катя Шапошникова
Оценка фильма в данной заметке складывается из двух основных от­рицательных оценок: во-первых, избранная режиссером тема порока и предательства «стара как мир», т.е. не оригинальна; и во-вторых, фильм представляет собой попытку «реанимировать безнадежного, как спящая красавица, солдата... и т.д.». Итоговая оценка фильму выносится в послед­ней строчке заметки, в словах: «плохое кино». Конечно же, любитель кино примет такого рода заметку (и выражен­ные в ней оценки фильма) к сведению. Но это не значит, что он будет считать ее достаточным основанием для того, чтобы не смотреть фильм, поскольку видит, что в ней выражены лишь эмоции какого-то одного человека, увидевшего фильм. Серьезная же аргументация в пользу пози­ции автора в публикации не изложена. Да это и не является задачей ин­формационного материала — ее решают публикации аналитических жан­ров, в том числе — «аналитические», т.е. «развернутые», доказательные рецензии.

 

Блиц-портрет. Этот жанр может быть выделен из информаци­онных публикаций других типов в качестве самостоятельного на основе своеобразия предмета отображения. Публикации такого типа содержат краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Название «блиц-порт­рет», в известной мере, настраивает на знакомство с особым пред­метом отображения, каковым является человек. Наличие подобно­го названия заметки важно как для самого журналиста, так и для аудитории. Журналисту знание того, что ему необходимо подгото­вить информационный материал в жанре «блиц-портрет», помо­гает уяснить, что именно он должен написать. Аудитории же обозначение публикации именем «блиц-портрет» подсказывает то, о чем, собственно говоря, идет речь в расположенной под этой руб­рикой публикации.

 

Из публикации «Пресс прессы» (Московский комсомолец. 1998. 4 июня)
Взять, к примеру, Павла Бородина, управляющего де­лами президента. Фигура из­вестная, не так ли? Фигура мо­гущественная: под его при­смотром 4000 госдач и еще куча всякой недвижимости, огромный автопарк, авиаком­пания «Россия»... В общем, все, что обеспечивает удобства армии из 12 тыс. чиновников Кремля, Думы, правительства и так далее. «Редкой души че­ловек, прекрасный работник, умница», - скажут те, для кого работает Бородин. «Они жи­руют, а нам зарплату не пла­тят», - прокомментирует кремлевские будни раздра­женный глас народа».
Как видим, краткая характеристика, данная кремлевскому чиновни­ку, выявляет наиболее важные моменты его деятельности, показывает его возможности, что вполне достаточно для первого знакомства читате­ля с героем данной публикации. Тем самым материал в полной мере вы­полняет свою функцию, оправдывая таким образом свою жанровую са­мостоятельность.

 

Мини-обозрение. Такой тип материала представляет собой фак­тологическую заметку. Возможность отнесения информационных публикаций к самостоятельному жанровому виду заметки «мини-обозрение» заключается в своеобразии предмета отображения. А именно: таким предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Причем совокупность эта определяется самим автором мини-обозрения. Рамками этой совокупности может выступать, например, опре­деленный временной период, в течение которого произошли наи­более примечательные, с точки зрения автора, события. Но он может объединить некие явления на другой основе, например по их сходству (по теме). Могут быть найдены и какие-то иные осно­вания для выбора совокупности обозреваемых феноменов.

Автор мини-обозрения не ставит перед собой цель доскональ­но выявить взаимосвязи, существующие между отобранными им Для освещения в публикации явлениями. Он не пытается в таких публикациях, опираясь на взаимосвязь освещаемых феноменов, определить какую-то порождающую их закономерность. Главная его цель — сообщить о существовании схожих явлений или извес­тить о случившихся за определенный промежуток времени собы­тиях.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.