Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и задачи теории организаций.





Предмет и задачи теории организаций.

Теория организаций – одна из базовых теоретических дисциплин, которые используются для управления.

Предмет - коллективный социальный субъект: Условия выживания; Принципы строения; Закономерности функционирования и развития; Факторы, которые влияют на состояние организации;

Связь с другими науками. Место в системе наук.

1. Психология – занимается изучением и прогнозированием поведения людей, выявляет условия мешающие и способствующие рациональным действиям и поступкам людей.

2. Социология – изучает групповое поведение. Эта наука – источник для ТО – из нее 50% всех моделей.

3. Культурология – изучает культуру общества и ее влияние на поведение и природу организации.

4. Статистика используется для обработки большого массива данных.

Место в системе наук: Общая теория систем 50-60 годы Л. Берталанори -> Менеджмент -> Организационное поведение; Теория организаций; История учений менеджмента;

Понятие организации

Проблема определения.

Организация в управленческих дисциплинах:

1. Организация как социальный процесс (объединение людей их поведение при совместной деятельности. Итог– достижение определенного уровня порядка и согласия)

2. Организация как функция управления. (формирование системы рабочих мест, структуры организаций, подбор, расстановка и обучение персонала)

3. Организация как субъект и объект коллективной деятельности (объединение, которое занимает определенное место в обществе и предназначено для выполнения ясно определенной функции)

Характеристики организаций.

Ниже описаны основные характеристики организации:

Наличие ресурсов. Зависимость от внешней среды. Подразделения Горизонтальное и вертикальное разделение труда.Размер организации зависит от количества работников.

Виды организаций:

Организация как искусственная и естественная система: 1) Искусственная вляется инструментом для решения задачи. Она изменяется в зависимости от цели. Критерий эффективности - достижение цели. 2) Естественная описывается в биологических терминах. Критерий эффективности – выживание организации.

Организация как закрытая и открытая система: 1) В закрытой тип получаемого ресурса/продукта не изменяются. Крайне эффективна в условиях не насыщенного рынка и стабильного спроса (Файоль, Форд, Сталина); 2) В открытой тип получаемого ресурса и продукта постоянно изменяются. Необходимые условия - насыщенный рынок и турбулентность внешней среды;

Формальная и неформальная организации: 3) Формальная – группа в ВУЗе, Преследуются цели организации, Юридически закрепленные нормы, Отношения между должностями; 4) Неформальная – друзья, предследуются цели группы, юридически незакрепленные нормы, отношения между живыми людьми;

Классическая школа в теории организаций

Специфические черты подхода. Персоналии (основные представители).

Признаки школы: Географическое объединение. Единый язык. Знание работ коллег.

Классическая школа (конец 19 в. - середина 20 в.) - США, Западной Европе (Франция, Германия), в Восточной Европе (Польша), в Советской России.

2 поколения представителей:

1. Тейлор, Эмерсон, супруги Гилбрет (США), Файоль (Франция), Вебер (Германия).

2. Гьюшек, Урвик (начали работать в Западной Европе, продолжили в США), Муни, Рейли (США), Грайкунас (Франция), Керженев.

Общие черты:

1. работали с крупными промышленными предприятиями во время расцвета индустриального общества (ненасыщенный рынок, вопрос как больше произвести - выпустить больше и дешевле)

2. острая политическая борьба на предприятиях, сильные профсоюзы.

Методологические принципы.

· Школа крайних рационалистов - (один идеальный принцип, на основе которого будут существовать идеальное общество, организация);

· Нормативизм – (один принцип подойдет для всех типов организаций); Использовали идею разделения труда Адама Смита. Придерживались централизации управления.

Концепция рационализации и организации управления Фредерика Тейлора.

Тейлор смотрел на организацию снизу вверх,исполнительный труд. Основные публикации:

Тарифная система – 1895 г; Цеховой менеджмент – 1903 г; Принципы научного менеджмента – 1911 г.

Критиковал систему управления США. Управление должно быть организовано не по отраслевому принципу, а в зависимости от человека. Человек - единственный ресурс управления, стоимость которого возрастает по мере его использования. Причины такой работы:

Существует заблуждение, что если работать хорошо, то это приводит к значительному сокращению штата; Ошибочная система управления,

которая принуждает рабочих работать медленно; Непроизводительные методы производства.

Система Тейлора.

Отнять у рабочего все интеллектуальные функции. Упростить работу до предела, разбить на операции и специализировать; Специализировать орудия труда; Отбор работников по требованию позиций; Необходимо ликвидировать все коллективные оплаты труда; Человек должен быть загружен до предела своих возможностей, но не перегружен. Человек должен много зарабатывать, а не получать.

Функциональная структура Тейлора.

Контроль:

· Инспектор, который следит за тем, чтобы рабочий хорошо усвоил чертежи и инструкции.

· Артельный староста следит за тем, чтобы рабочий правильно закрепил изделие в станке.

· Надзиратель за скоростью следит за тем, чтобы станок работал с необходимой скорость.

· Мастер по ремонту – помогает починить оборудование.

Исследование:

· Надзиратель по ремонту дает указания в отношении чистки и ухода за оборудованием.

· Регистратор времени дает указания в отношении учета рабочего времени и количества выработки.

· Заведующий общим распорядком работы следит за передвижением изделия по мастерским завода

· Дисциплинарный надзиратель разбирает конфликты рабочих и мастеров.

Основные признаки функциональной структуры.

В управлении функция исследования оторвана от функции контроля; сфера исследования специализирована; Сфера контроля специализирована; У каждого подчиненного несколько начальников (приводит к позиционному конфликту – когда 1 работник получает противоречивые приказы от разных начальников)

Концепция организации и административного управления Анри Файоля.

Файоль смотрел на организацию сверху вниз. Его основная работа «Общее и промышленное управление» - 1916 г. «В чем суть деятельности администратора?»

Функции администратора: Предвидение, которое распадается на Целеполагание и планирование; Координация; Контроль; Распорядительство – распределение обязанностей между подчиненными.

Определение понятия организации:

В широком смысле – процесс создания материальных и социальных посылок для управления деятельностью; В узком смысле слова – процесс проектирования структуры под цель с определением места и функций каждого.

Администратор – человек, талант которого поверхность. Качества администратора: Здоровье; Ум; Мораль; Общее образование; Специальные знания.

основные идеи: Необходимо разделить должность мастера на контроль и исследование; Нельзя отрицать принцип единоначалия.

Вебер как представитель классической школы.

Вектор развития.


Мусульмане Православные Католики Протестанты

(Важно продать) (Важно произвести)

Школа социальных систем.

Задачи школы.

1) Совместить взгляды предыдущих школ на базе новых появившихся направлений. Крупные социальные теории, например, теория обмена – идея о том, что социальные взаимоотношения основаны на взаимной выгоде. 2) Новые направления в психологии, а именно бихевиоризм – он направлен изучать не психику человека, а видимое поведение людей. Гельштальт психология целое больше чем сумма частных. Целое определяет частное. Фрейдизм – изучение бессознательного, из которого ТО заимствует, что далеко не все в организации происходит сознательно.

Проблематика школы. 1) Целостность системы. 2) Равновесие системы. 3) Взаимодействие системы с внешней средой.

Принципы системного подхода. 1)Организация рассматривается как комплексная система, с рядом частных подсистем. 2) Синергетический эффект – целое больше его частей. Каждый отдельный отдел не может достичь самостоятельно цели организации, а все вместе могут. 3)Взаимосвязь всех элементов системы, то есть при изменении 1 элемента изменяются все остальные.

Условия возникновения.

Возник и существовал с середины 50 гг. до середины 70 гг. в Англии.

Представители: Джоан Вудворд, Эрик Трист, Александр Райс, Мейсен Хэйр, Роберт Добин (США).

Специфика подхода: 1) Работает только с промышленными предприятиями. 2) Организация рассматривается как закрытая искусственная система, в которой обязательно выделяется несколько подсистем. Подсистемы можно свести к 2: 1) Технико-технологическая 2) Социально-психологическая. Джоан Вудворд (1916-1971) как основатель социотехнического подхода.

Признаки компании – на что могут влиять эти факторы: 1) Число этажей иерархии. 2) Длина скалярной цепи – логика передачи команд. 3) Среднее число подчиненных на одного начальника. 3) Жесткость процедур деятельности – формализация. 4) Соотношение письменных и устных распоряжений. 4) Стандартизация.

Вывод: нет связи между размером и структурой. Нет связи между местом в компании и структурой. Самая сильная связь между технологией и структурой. Несколько более слабая связь между профилем и структурой.

Технология и профиль компании – 2 взаимосвязанных элемента.

Классификация технологий по типам (общепринята и общедоступна):

1. Технология единичного и мелкосерийного производства: 1) Производство продукции по заказам. 2) Технология производства образцов. 3) Производство мелкосерийного оборудования.

2. Технология крупносерийного и массового производства: 1) Крупносерийное производство без сборки. 2) Крупносерийное производство со сборкой. 3) Массовое производство.

3. Технология поточного производства: 1) Технология поточного производства, которую можно остановить и процессу это не повредит. 2)Технология поточного производства, которую нельзя остановить.

Выводы:Тип структуры влияет на «управляемость организацией». Управляемость – способность планировать на долгий срок. Поэтому в единичном и мелкосерийном производстве управляемость низкая, планирование краткосрочное; в крупносерийном и массовом производстве управляемость средняя, планирование среднесрочное; в поточном производстве управляемость высокая, планирование долгосрочное.

Эмпирическая школа в ТО.

Основные идеи и представители эмпирической школы:

Школа возникла в США в 60 годы 20 века и до 90 годы 20 века. Основные представители: Питер Друкер, Альфред Чандлер.

Основные характеристики направления: 1) Рационалистическое. 2) Антинормативистское. 3) Практически ориентированное.

Рассматривали следующие организации: 1) Производственные: автомобилестроение. 2) Коммерческие: сеть магазинов. 3) Финансовые: банки.

Они разработали ряд методов и принципов: 1) Принцип управления по целям. 2) Метод построения дерева целей. 3) Сравнительные исследования культуры организации.

Предмет и задачи теории организаций.

Теория организаций – одна из базовых теоретических дисциплин, которые используются для управления.

Предмет - коллективный социальный субъект: Условия выживания; Принципы строения; Закономерности функционирования и развития; Факторы, которые влияют на состояние организации;







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.