Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Европейская художественная культура в ХХ веке





Революционная волна, всколыхнувшая в начале ХХ века всю Европу, захватила и искусство со всеми необычными поворотами, противоречиями, а также стремлением отвергнуть «отживающие прошлое», дать новый импульс смелым поискам. Преобразования в художественной культуре проходили под знаком идеологии модернизма, при исключительном стилевом многообразии: модерн (не путать с модернизмом), экспрессионизм, символизм, абстракционизм, сюрреализм… Каждое из этих основных течений имело еще свои ответвления, с соответствующими названиями (дадаизм, фовизм, кубизм, акмеизм и т. д.) в разных областях художественной культуры — литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, музыке. Содержание и формы художественной жизни стали определяться еще и кинематографом, позже — телевидением и компьютерными технологиями.

В европейской литературе ХХ века оказались представленными как традиционные жанры и стили, так и авангардистские. При этом в авангардистском искусстве, особенно в литературе, менее отчетливой становится национальная принадлежность произведения — будь то театр абсурда или сюрреалистическая живопись.

В лучших традициях мировой литературы писали в первой половине ХХ века французы Анатоль Франс (1844—1924), Андре Жид (Gide, 1869—1951), Ромен Роллан (1866—1944), автор знаменитых «Жана Кристофа» и «Очарованного странника», Антуан де Сент-Экзюпери (1900—1944), и военный летчик, сбитый над Ламаншем, автор «Планеты людей» и притчи «Маленький принц», англичанин Артур Конан Дойл (1859—1930), создатель цикла о Шерлоке Холмсе, Этьен Лилиан Войнич (1864—1960), «Оводом» которой зачитывалась молодежь во всем мире, Джон Голсуорси (1867—1933), прославившийся «Сагой о Форсайтах», фантаст Герберт Уэллс (1866—1946). Постановка «Войны миров» Уэллса, описывающая высадку марсиан на Земле и переданная в 30-х гг. по нью-йоркскому радио, вызвала настоящую панику в этом человеческом муравейнике. Г. Уэллс очень интересовался событиями в России, приезжал в Москву и встречался с Лениным, назвав его после этого «кремлевским мечтателем». Блестящим стилистом, буквально рассыпающим жемчужины английского юмора, был Бернард Шоу (1856—1950), автор неподражаемых афоризмов, пьес «Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра», «Пигмалион». Сюжет о том, как скульптор Пигмалион, изваявший Галатею, влюбился в нее, Б. Шоу перенес на окраины Лондона с их сочным языком и весьма непритязательными правами. История аристократа, влюбившегося в простую девушку и приучающую ее к светским манерам, была экранизирована — с очаровательной Одри Хепберн в главной роли. В лучших английских традициях писал У. Сомерсет Моэм (Maugham, 1874—1965), автор отточенных новелл, романов «Лезвие бритвы», «Бремя страстей человеческих» (1915), «Театр» (1937), «Луна и грош» (1919) — о художнике П. Гогене.

Сочетание традиций и новаторства отличает немецких писателей Генриха Манна (1871—1950), автора исторических романов, Томаса Манна (1875—1955), создавшего целую сагу «Будденброки», романы «Иосиф и его братья», «Волшебная гора», «Доктор Фаустус». В последнем из них средневековый сюжет переносится в ХХ век, а «Фаустом» становится композитор, в котором узнается новатор музыки Арнольд Шенберг. В тетралогии «Иосиф и его братья» (1933—1942), действие которой происходит в Египте XIV в. до н.э., писатель вновь размышляет о вечных темах — борьбе добра и зла, становлении человеческой личности. Из немецкоязычных писателей первой половины ХХ века отметим еще австрийца Стефана Цвейга (1864—1942), мастера исторических романов, создавшего также цикл блестящих эссе «Звездные часы человечества», австрийца Эриха Мария Ремарка (1896—1970), автора «Трех товарищей», «Триумфальной арки», а также немецко-швейцарского писателя Германа Гессе (Hesse, 1877—1962). Его роман «Игра в бисер» («Glaβperlenspiel», Нобелевская премия 1946) — глубоко философская притча о судьбе и предназначении людей творческих, уединившихся в «фельетоническую» эпоху (к ней писатель относил конец ХХ века) в некой «Касталии».

Мастерами итальянской прозы первой половины ХХ века были Луиджи Пиранделло (1867—1937), скорее традиционный писатель, и изысканно-утонченный, аристократ литературы Габриэле д’Аннунцио (1863—1938). Практически все писатели, перечисленные выше, удостоились в разные годы Нобелевской премии.

В первой половине ХХ века появились также блестящие прозаики, которые обладая яркой индивидуальностью, все же объединяются критиками как представители модернизма. Это прежде всего француз Марсель Пр уст (1871—1922), англоязычный ирландец Джеймс Джойс (1882—1941), австриец Франц Кафка (1875—1955). О М. Прусте итальянский писатель Альберто Моравиа говорил, что тот, наряду с картинами П. Пикассо и балетом И. Стравинского «Петрушка», «открывал дверь» в культуру ХХ века. Находясь под большим влиянием «Творческой эволюции» А. Бергсона, Пруст написал 14 книг цикла «В поисках утраченного времени» как «поток сознания». Наиболее известны из них романы «По направлению к Свану» и «Под сенью девушек в цвету».

Сложнейшую задачу, буквально ребус для читателя, представляют рассказы и романы Дж. Джойса — «Портрет художника в юности», «Дублинцы», «Улисс», действия которых описываются в переплетающихся пластах времени и «потоков сознания». Это — непрерывный внутренний диалог, в построении которого писатель отказался от традиционных, классических приемов диалога и повествования. Проза Джойса многое «доносит» — «тем, как все говорится», «не рассказывая историю и не «вкладывая идейного содержания». Каждый из эпизодов Улисса (лат. название Одиссея) связан с эпизодом из Гомера, и для каждого из них избрана своя техника письма: «Сирены» — это словесное моделирование музыки, «Евмей» — «антипроза», нарочито вялая и заплетающаяся и т. д.

Дополнительную проблему для иноязычных читателей Джойса создает перевод — иногда комментарии к переводам занимают по полстраницы — столько там нюансов, игры слов и т. д. Из рассказов Дж. Джойса самый известный — «Поминки по Финнегану», которого так и нет в русском переводе — считается, что его вовсе невозможно перевести. Когда американский физик М. Гелл-Манн выдвинул «сумасшедшую» идею об элементарных частицах с дробным зарядом, он почувствовал необходимость и соответствующего названия для них. Как раз тогда он читал «Поминки», где пролетающие чайки кричат: «Три кварка мистеру Финнегану!» Это сюрреалистическое слово — кварк — он и выбрал. Характерно, что единственный человек, отважившийся переводить Джойса, на русский, доктор филологических наук Дм. Урнов перевел также не менее необычное произведение — сказку, написанную математиком Льюисом Кэрроллом «Алиса в стране чудес».

Особое место в модернистской литературе занимает также австриец Франц Кафка (1883—1924), чьи сюжеты (романы «Процесс», «Замок», «Америка», рассказ о человеке, превратившемся в муху) напоминают страшные сны, поток больного сознания. Герои Кафки каждый раз помимо своей воли оказываются участниками странной игры, правил которой они не знают, но которым вынуждены подчиняться. То их неизвестно за что судят, то они должны войти в замок, не зная, как это сделать — при том, что это им вовсе не нужно, а вот плюнуть и уйти они тоже не могут. Вероятно, большое влияние на Кафку оказал психоанализ работавшего в то же время его соотечественника З. Фрейда, но, в конечном счете, литература абсурда — это выражение абсурда цивилизации ХХ века. Ярким произведением прозы абсурда является также чрезвычайно необычный роман современника Кафки, итальянца Итало Звево (настоящее имя Этторе Шмиц, 1861—1928, погиб в автокатастрофе), «Самопознание Дзено».

Абсурдность нашего мира мастерски отражена во французской литературе. В повести-притче Эжена Ионеско (р. 1912) «Носорог» это тупое, злобное животное ничем не отличается от людей, многие из которых сами в него превращаются. В повести «Чужой» Альбера Камю, известного философа-экзистенциалиста, трагическими красками описана отчужденность даже самых близких людей, в его же романе «Чума» люди не хотят понять, что страшная болезнь грозит каждому из них, это относится и к чуме фашизма. Абсурдом пронизаны повести «Стена» и «Тошнота» другого экзистенциалиста, Ж.-П. Сартра.

Наиболее значительные представители модернизма в поэзии — в какой-то степени австриец Райнер Мария Рильке (1875—1926), но в подавляющем большинстве это французы — погибший на Первой мировой Гийом Аполлинер (1880-1918), Поль Элюар (1895—1952), Блез Сандар, Рене Шар. Своеобразным поэтом в прозе был Андре Бретон (1896—1966), один из основоположников сюрреализма.

Трудно подвести под какие-то обозначения творчество замечательного испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки (1898—1936), в котором сочетались лиризм и трагизм, ненависть к тирании, глубокая народность. Лорка был дружен с сюрреалистами, писателями и художниками (в том числе с С. Дали), и это не могло не сказаться в его поэзии и драматургии. Так, он пишет о «тишине, где немеют сердца, где не смеют поднять лица», о «эллипсе крика, пронзающем горы навылет». А вот его знаменитое стихотворение — «Гитара» (в пер. М. Цветаевой):

 

Начинается плач гитары

Разбивается чаша утра…

Неустанно гитара плачет,

Как вода по каналам — плачет,

Как ветра под снегами — плачет

Не моли ее о молчанье

Так плачет закат о рассвете.

Так песок раскаленный плачет

О прохладной красе камелий.

Так прощается с жизнью птица

Под угрозой змеиного жала

О гитара, бедная жертва

Пяти проворных кинжалов.

 

Стихи «Черные луны», «Крик», «Прощанье», «Касыда о темной смерти» полны мрачных предчувствий. Тонкий, лиричный поэт был расстрелян фашистами в 1936 г.

Во второй половине ХХ века наиболее известные французские писатели — Поль Мориак (1885—1970), автор «Клубка змей», Франсуаза Саган (р. 1935) — «Любите ли вы Брамса?», «Немного солнца в холодной воде», «Здраствуй, грусть», Жорж Сименон (1903—1989), создатель образа знаменитого сыщика Мегрэ, он же автор блестящего психологического романа «Братья Рико». Высокохудожественные, остропсихологические повести и романы в детективном жанре писал француз Себастьян Жапризо — «Дама в автомобиле в очках и с ружьем», «Убийственное лето».

Из немецких писателей послевоенного периода наиболее известен Генрих Белль (1917—1985) — «Глазами клоуна», «Бильярд в половине десятого». На немецком языке писали крупные швейцарские писатели — Макс Фриш (р. 1911) — «Homo Faber», «Назову себя «Гантенбайн» и Фридрих Дюренматт (р. 1921) — «Авария», «Правосудие», «Зимняя война в Тибете».

Крупнейший итальянский писатель послевоенной поры — Альберто Моравиа (р. 1897), автор «Римских рассказов», романов «Римлянка» и «Чочара», экранизированных в Италии видными кинорежиссерами. Буквально в последние 1—2 десятилетия мировую славу приобрел другой итальянец, яркий представитель постмодернизма, Умберто Эко (р. 1932). Начав как литературный критик, эссеист, он затем написал удивительный роман «Имя розы», своеобразный детектив-притчу на средневековый сюжет, переведенный на множество языков и даже экранизированный (с Шоном Коннери — «Джеймсом Бондом» — в главной роли). Менее удачными и более сложными для восприятия оказались его последующие литературные изыски — «Маятник Фуко» и «Остров накануне», потребовавший даже отдельного словаря, появившегося следом.

Из английских писателей второй половины ХХ века, безусловно, следует выделить Томаса Голдинга (р. 1911), автора «Шпиля», удостоенного в 1983 г. Нобелевской премии, и Джона Фа у лза (р. 1926), тонкого, изящного стилиста, автора философских романов и повестей, широко известных в мире и в России — «Башня из черного дерева», «Волхв», «Дэниел Мартин». В них тонко изображены проблемы, встающие в современном мире перед интеллигентными, творческими людьми. В «Коллекционере» в гротескной форме показаны последствия бездуховности, тщеславия — ничем не примечательный, не злой по натуре человек держит взаперти похищенную им красавицу, потому что… не может ее отпустить, лишиться «красивой бабочки».

Особое место в европейской культурной жизни ХХ века занимает театр, послуживший в буквальном смысле площадкой для новаторских поисков. Для театра писал Бертольд Брехт (1898—1956), выдвинувший концепцию эпического театра, остро публицистического и социально направленного. Все творчество Брехта пронизано резким, доходящим до гротеска антифашистским пафосом. На сценах всего мира играют его пьесы «Трехгрошовая опера», «Карьера Артура Уи», «Мамаша Кураж», «Кавказский меловой круг», «Жизнь Галилея», по ним сняты кинофильмы.

Значительный вклад в драматургию внесли писатели-экзистенциалисты, Ж.-П. Сартр и А. Камю. В пьесах «Мухи», «Дьявол и Господь Бог», «Фрейд» Сартр описывает трагизм положения человека, «погруженного в свободу» — ситуацию, характерную для ХХ века. А. Камю основал «Театр труда» и сам играл в театральной труппе «Радио Алжира». В пьесах «Калигула», «Недоразумения», «Реквием по монахине» он ищет лекарства от абсурда и безумия мира, в котором человек «обречен жить».

Крупной фигурой в мировой драматургии ХХ века является француз Жан Ануй (1910—1987), писавший, по определению критиков, пьесы «черные», «розовые», «блестящие», «скрипящие». В любых из них герои заняты вечными этическими проблемами — любви, предательства, власти, ответственности, стремятся к открытости друг другу.

Отдельно следует сказать о «Новом театре», созданном в 1950 году в Париже писавшими на французском А. Адамовым, румыном Э. Ионеско, автором «Носорога», ирландцем Сэмюэлем Беккетом. Новый театр ставил пьесы абсурда — «Бред вдвоем» Э. Ионеско, где и язык бесполезен для общения в мире абсурда, «В ожидании Годо» С. Беккета — самое известное произведение в этом жанре.

В последние годы в Европе ведутся активные поиски новых форм сценического искусства, направленные не в последнюю степень на повышение зрелищности и привлечение публики. Проводятся целые театральные фестивали, часто в старинных замках. Вопреки ожиданиям, что театр будет вытеснен кинематографом, он вполне популярен, сохраняя свои позиции даже сейчас, когда уже кино стремительно подавляется телевидением.

Важный вклад в мировую художественную культуру ХХ века внесло искусство кино, пережившее настоящий бум после второй мировой войны. Начало буму положила Италия, открывшая эру неореализма. На киностудии «Чинегитта» в Риме у великих кинорежиссеров — Лукино Висконти, Роберто Росселини, Витторио де Сика, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, снимались великие актеры — Марчелло Мастроянни, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Джульетта Мазина, Клаудиа Кардинале, Анна Маньяни, Жанна Моро, Витторио Гассман, Альберто Сорди, Моника Витти, француз Ален Делон, американцы Марлон Брандо и Джек Никольсон.

Мировую славу итальянскому кино принесли фильмы «Рим — открытый город» Р. Росселини, «Похитители велосипедов» В. де Сика, фильмы Л. Висконти — «Рокко и его братья», «Семейный портрет в интерьере», Ф. Феллини — «Ночи Кабирии», «Они бродили по дорогам», Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Амаркорд», «Репетиция оркестра», М. Антониони — «Ночь», «Красная пустыня», «Забриски-пойнт», «Blow up», «Профессия — репортер» (с Дж. Никольсоном). Великие фильмы сняли Бернардо Бертолуччи — «Последнее танго в Париже» (с Марлоном Брандо в главной роли), «Конформист» (в главной роли француз Ж.-Л. Трентиньян), Этторе Скола — «Мы так любили друг друга», «Бал» — история Франции в танце.

Одной из ведущих кинематографических держав в течение всего ХХ века была Франция, где кино и было изобретено. Еще до войны, как только в кинематограф пришел звук, были сняты несколько не постаревшие с тех пор фильмы Марселя Карне «Набережная туманов», «Дети райка», Жана Ренуара (сына великого художника) — «Великая иллюзия». Выдающиеся кинорежиссеры послевоенного периода — Франсуа Трюффо («400 ударов», «Женщина по соседству»), Жан-Люк Годар — «На последнем дыхании», «Медленное движение». Преуспела Франция и в массовых жанрах — комедии, детективном кино. Величайшие французские актеры кино — Жерар Филип, Ив Монтан — он же прекрасный певец, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жан-Луи Трентиньян, Филипп Нуаре, Жерар Депардье, комедийные актеры — Луи де Фюнес, Бурвиль, Фернандель. Из женщин — это Мишель Морган, Катрин Денев (мировая слава к которой пришла с удивительно лиричным музыкальным фильмом «Шербургские зонтики»), Анни Жирардо, Изабель Ажани, Изабель Юппер. Культовой фигурой во Франции 50—60-х гг. была Брижжит Бардо, затем оставившая кинематограф.

Большим авторитетом в мире пользуется кинематограф Германии, заявивший о себе после войны сатирической комедией «Мы — вундеркинды», а затем фильмами в стиле позднего модерна. В этом стиле следует отметить Райнера Вернера Фассбиндера и англичанина Питера Гринуэя («Контракт рисовальщика», «Чемодан Ларса Тульпа»).

Знаменитых кинорежиссеров дала миру Испания. Это — Луис Бунюэль и Педро Альмадовар. Начав кинематографические эксперименты вместе с художником-сюрреалистом С. Дали («Андалузский пес», 1928), Бунюэль снял позже замечательные фильмы «Скромное обаяние буржуазии», «Дневные бабочки», «Этот смутный объект желания». Самые известные фильмы Альмадовара — «Женщины на грани нервного срыва» и «Поговори с ней». В фильме «Скромное обаяние…» жизнь героев настолько бездуховна, бессмысленна, что даже супружеские измены совершаются от скуки, из нее персонажей фильма не выводит даже нападение террористов — чего стоит кадр, когда благообразный дипломат, прячась под стол, не упускает случая схватить с него аппетитный кусок.

Важными вехами в мировом киноискусстве стали фильмы шведа Ингмара Бергмана, особенно «Земляничная поляна» и «Осенняя соната» с великой актрисой Ингмар Бергман. Известен в мире датский кинорежиссер Ларс Трир. Превосходные фильмы в 60—70-х гг. снимались в Польше — «Канал», «Пепел», «Пепел и алмаз» режиссера Анджея Вайды, Венгрии — «Отец», «Господин учитель — Ганнибал» (реж. Иштван Сабо), Болгарии — «Похитители персиков», «Запах миндаля». Большую популярность в этих странах и за их пределами приобрели польские актеры Збигнев Цибульский и Беата Тышкевич, венгерка Эва Руткаи, болгарка Невена Коканова.

Кинофестивали, проводимые в Европе — наиболее авторитетные в мире, поощряющие серьезное, интеллектуальное кино. Прежде всего это фестивали в Канне (Франция), Венеции, Берлине. Когда-то авторитетным был и московский кинофестиваль. Именно на нем стал знаменитым фильм «Восемь с половиной» Ф. Феллини с М. Мастроянни в главной роли.

Европа дала миру в ХХ веке также выдающихся художников и скульпторов, смелых новаторов, порой шокирующих публику и даже сознательно эпатирующих ее. Именно в Европе начала ХХ века родились абстракционизм, сюрреализм, футуризм, а также развивавшиеся в их русле дадаизм, фовизм, кубизм и т. д. Были и художники-новаторы, не примкнувшие ни к каким течениям, да и не могущие к ним примкнуть, в силу исключительной самобытности своего дарования, как, например Модильяни или Пикассо, сменивший на своем долгом веку несколько стилей.

Итальянского художника и скульптора Амедео Модильяни (1886—1920) отличают «декоративная плоскостность, лаконичность композиций, музыкальность изысканного силуэта и цвета» (Советский энциклопедический словарь. М., 1990. С. 830). Почувствовать это можно, только увидев его картины — достаточно одной. Модильяни умер в нищете, в частности, потому, что не желал прорисовывать зрачки персонажей (он их так видел!) и не позволял делать «исправления» своим друзьям, которые хотели ему помочь в продаже картин. О жизни Модильяни снят французский фильм Монпарнас, 19, с неподражаемым Жераром Филипом, тоже безвременно умершим (от рака). Сложную жизнь, долго оставаясь непризнанным, прожил француз Морис Утрилло (1883—1955), прозванный Литрилло (за пристрастие к алкоголю). Главной его любовью оставался Париж, изображаемый им всегда светлыми, порой белыми красками. Его рука тоже сразу узнаваема. Сейчас его картинами гордятся лучшие музеи и частные коллекции.

Родоначальниками абстракционизма считаются русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич, провозгласившие идеал абстрактного, беспредметного искусства, выразительными средствами которого должны стать сочетания цветов и линий. Кандинский, продолжая поиски «серебряного века», верил, что новый, абстрактный язык поможет прорваться сквозь внешнюю, материальную оболочку вещей к «божественному звону» духовных сущностей. Живопись Кандинского действительно сродни музыке. К. Малевич, называвший свою живопись супрематизмом (от supreme — превосходный, наивысший), видел в ставшем знаменитом «Черном квадрате» «планетарный знак Ничто», вмещающего в себя все, в том числе потенции Будущего. Наиболее известным представителем абстракционизма в Европе уже середины ХХ века стал голландец Пит Мондриан (1972—1944).

Близким к абстракционизму как к беспредметной живописи оказался кубизм. Названием своим он обязан французскому художнику Анри Матиссу, который, придя на выставку Жоржа Брака и увидев пейзаж с домами в виде кубов, воскликнул: «О, слишком много кубизма!» Представителями кубизма, помимо Ж. Брака (1882—1963), были в определенный период испанец Пабло Пикассо, а также француз Фернан Леже (1891—1955). Леже является автором своеобразного манифеста кубизма, где утверждалось, что в ХХ веке реалистическая живопись себя исчерпала, и смешно изображать мадонн — пришло время беспредметной живописи, изобразительными средствами которой должны стать динамичные геометрические линии нового, индустриального городского пейзажа. Нельзя не заметить, что Леже отвергая изображение реальности, противоречит сам себе, ведь «индустриальные» линии — это отражение новых реалий.

Сторонниками динамичных, экспрессивных, несущих в себе силу и стремительность выразительных средств были футуристы (от — будущее), более всего заявившие о себе в поэзии и живописи. Характерно, при этом, что футуристы требовали выбросить на помойку все старое искусство, и не менее характерно, что наиболее активны они были в России, в том числе послереволюционной, и в фашистских Германии и Италии.

Как бы то ни было, эпатирующий, во многом разрушительный настрой в значительной степени присущ всем направлениям и течениям модернистского искусства (и не только в живописи), особенно в первой половине ХХ века. Модернистская культура как бы говорила окружающему миру: «Ваша подлая цивилизация вызывает желание встать на четвереньки подобно животному, среди небоскребов, сверкающих витрин и рычащих автомобилей. Мы обрушим на вас все безобразие веков, развяжем первобытный инстинкт разрушения, растопчем вашу логику, ваш рассудок, выпустим на воздух ваше тепло» (Цит. по: Модернизм. Критика основных направлений. М., 1980. С. 91).

Именно в начале ХХ века, и именно в Европе родились такие формы и течения искусства, как дадаизм (от «да-да» — детский лепет), набизм (от евр. наби — пророк), фовизм (от франц. fauve — дикий). Относясь по времени и происхождению к постимпрессионизму, эти течения провозглашали разные задачи (хотя, конечно, их деление достаточно условно). Фовистов привлекали эмоциональная сила, стихийная динамика, кричащая выразительность цвета. К его представителям в живописи обычно относят французов Анри Матисса (1869—1954), который был в то же время блестящим мастером рисунка, Рауля Дюфи (1877—1953), Мориса Вламинка (1876—1958), Андрэ Дерена (1880—1954), Жоржа Руо (1871—1958), голландца Кееса ван Донгена (1877—1968). Дикость живописи фовистов выражалась в весьма различной форме — от весьма сдержанных натюрмортов, портретов, «Танцев» Матисса до гротескности, нарочитой уродливости фигур Ж. Руо. Часто живопись фовистов служила иллюстрацией к музыке или иллюстрировалась музыкой.

Отдельно следует сказать о Матиссе — как об одной из наиболее выдающихся фигур мировой живописи ХХ века. У Матисса нет «сюжетной повествовательности», но в ней и не нуждается «легкость его волшебной руки». Особая выразительность его стиля — в синтезе напряжения плоскостных форм, необычайной концентрации света и цвета, оттеночном подборе и сочетании цветов. Живописи Матисса присуща отчетливая декоративность (не зря его панно украшали особняки русских меценатов Щукина и Морозова), что напрямую провозглашали своей задачей набисты, стремившиеся синтезировать присущий литературе символизм, музыкальность ритмов и декоративность живописных форм. В наибольшей степени это удавалось французским художникам Пьеру Боннару (1867—1947), Эдуару Вюйару (Vuillard, 1868—1940), Морису Дени (1870—1943).

Дадаизм возник как протест против безумного мира в период I мировой войны, а в изобразительных средствах в большой степени находился под влиянием нарождавшегося психоанализа. Искусство рассматривалось в нем как средство освобождения подсознательного, освобождения его от давящего, навязанного, искусственного рационализма — как средство преобразования мира. Сам термин привился с легкой руки Тристана Тцара. Возникнув в 1916 г. в Швейцарии, дадаизм нашел благодатную почву в Париже, как и другие формы модернизма. Его яркими представителями были французские поэты Андрэ Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон (кстати, долгое время член коммунистической партии) и художники — Марсель Дюшан, испанец Хоан Миро (1893—1983).

Характеризуя свое течение как лишенное логики, дадисты представляли на выставках коллажи из наклеенных на холст окурков, опилок, клочков газет и даже туалетной бумаги. В качестве сопровождения использовались удары по ящикам и банкам, танцы в мешках, завывающая музыка. Характерным произведением живописи дадаизма является «Мона Лиза» Дюшана, где к персонажу Леонардо он пририсовал издевательские бороду и усы. Очень удачно живопись и скульптура дадаистов послужила в декоративных целях. Так, многие дома, тротуары, улицы Барселоны (которая считается мировой столицей модернизма, в том числе в архитектуре) украшают панно, мозаики, скульптуры Х. Миро. В Барселоне родился знаменитый архитектор в стиле модерн Антонио Гауди, в ее пригородах (Фигуэрас, Жиронда) — Пабло Пикассо и сюрреалист Сальвадор Дали. Не будет преувеличением сказать, что дух поисков, открытости новому, присущий «столице модернизма», сказывается даже в игре футбольной команды «Барселона» — смелой, открытой, склонной к импровизации, порой до авантюрности — полная противоположность строгой, осторожной, чуть ли ни чопорной «Валенсии», другой знаменитой команды (таков и город!).

Сюрреализм пришел на смену недолго просуществовавшему формально (до 1922 г.) дадаизму. Сам термин, означающий «за пределами, вне, сверх реальности» придумал французский поэт Гийом Аполлинер (в 1917), «Манифест сюрреализма» опубликовал в журнале «Le revolucion surrealistique» («Сюрреалистическая революция») поэт Андрэ Бретон. Возникнув в литературе, сюрреализм быстро распространился в живописи, затем в театре и кино. Будучи не просто стилем, а целой философией, основанной на психоанализе и герменевтике, сюрреализм сделал упор на «потоке сознания», а еще больше — подсознания и бессознательного. Первым сюрреалистом в живописи был Андрэ Массон (1896—1987), который пытался выразить бессознательное, просто водя пером по бумаге, наклеивая на нее ткани, песок, перья и т. д. Коллажи и фотомонтажи создавали Макс Эрнст (1891—1976) и Пауль Клее (1979—1945).

Наиболее знаменитые сюрреалисты — это прежде всего испанец Сальвадор Дали (1904—1989), бельгиец Рене Магритт (1898—1967), француз Ив Танги (1900—1955), итальянец Джорджо де Кирико (1888—1978). Культовой фигурой ХХ века стал Сальвадор Дали, у которого стремление к эпатажу выражалось даже в манере одеваться, в знаменитых усах, манере поведения, во всем образе жизни, даже в том, что он с первой же встречи увел у своего друга поэта Элюара его жену, не менее экстравагантную Галу (русскую по национальности. Кстати, на русских были женаты Ф. Леже, П. Пикассо, А. Матисс).

«Бог умер», — это открытие XIX века подтверждает выдающийся художник века двадцатого. У Дали, уроженца глубоко религиозной среды, есть и религиозная экзальтация, и мистика, и эротика, и пророчество, и вызов: «Безбрежный космос Дали — словно пышные похороны Бога, умирающего не на кресте, а в груди человека, и холодные слезы по этой утрате» (Культурология. / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997. С. 228). Одна из самых впечатляющих картин Дали — «Тайная вечеря» (Вашингтон, Национальная галерея). Дали сохраняет сюжет, композицию и даже детали знаменитой фрески Леонардо — но какой космический холод, пустоту вносят в извечный сюжет несколько характерных сюрреалистических штрихов (металлические колонны, уходящие ввысь из воды и исчезающие в космической пустоте). Только двадцатый век мог подсказать такое решение — не просто предательство, но еще и одиночество и отчуждение, невозможность положиться вообще ни на кого. В другом известном сюжете — «Сатурн, пожирающий своих детей» — на картине Дали неуловимо проступают черты Ленина, с самого начала, как хочет сказать художник, обрекшего на гибель созданный им строй. А как страшно выступает костлявый, глумливый оскал смерти и разрушения в картине «Предчувствие гражданской войны» (речь идет о войне между республиканцами и фашистами в Испании в 1936 г., которая оказалась «прикидкой» перед войной мировой).

Мир для Дали — «Постоянная загадка» (так называется другая его известная картина), а изображает он ее «рисованными фотографиями своих снов». Поэтому появляются на его картинах монстры уже ХХ века («Искушение святого Антония»), «Огненные жирафы» с выдвижными ящиками на ногах, «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Приведем несколько характерных названий картин других художников-сюрреалистов: «Пустота и одиночество улиц» — Дж. де Кирико, «Ключ к полям», «Ложное зеркало», «Коллективные представления» (вспомним Дюркгейма) — Рене Магритт.

Одна из наиболее выдающихся фигур в живописи ХХ века — Пабло Пикассо (1881—1973). Веря в необходимость и неизбежность обновляющих перемен не только в искусстве, но и в общественной жизни. Пикассо уже в молодом возрасте вступил в Коммунистическую партию Франции, из которой вышел, как и многие другие представители творческой интеллигенции, после разоблачения культа личности Сталина в 1956 г. Этот шаг, болезненно и трагически им переживаемый, был весьма органичным для художника, который через различные стили (кубизм, сюрреализм, неоклассицизм) и периоды («голубой», «розовый») пронес главное — уважение к человеку, борьбу с тиранией и тоталитаризмом. Одна из самых знаменитых картин Пикассо — огромная, выполненная в черных, белых и серых красках «Герника» (Нью-Йорк, Музей современного искусства) — манифест всей жизненной линии художника. Она изображает характерными для ХХ века средствами то, что произошло с этим испанским городом после варварской фашистской бомбардировки. «Это вы сделали?» — спросил с негодованием фашистский офицер, ворвавшийся в мастерскую Пикассо. «Нет, это вы сделали», — ответил художник. Фашисты сравняли с землей старинный английский Ковентри, собирались взорвать Прагу. Впрочем, и англичане с американцами не остались в долгу, в течение суток подвергнув непрерывной бомбежке Дрезден, город-музей, культурное достояние всего человечества. И год оставался до Хиросимы.

Ужас мира ХХ века пытались своими средствами выразить художники- экспрессионисты (expression — выразительность). Назовем прежде всего норвежца Эдварда Мунка (1863—1944) с картиной «Крик» (на обозначенном зловещими красками фоне виден только рот, искаженный в крике ужаса). К экспрессионизму примыкали (в некоторых картинах) В. Кандинский и состоявший вместе с ним в творческом объединении «Blau Reiter» Алексей фон Явленский (1864—1941), немец с русскими корнями, немецкие художники Август Макке (1887—1914), Эмиль Нольде (1867—1956), Отто Дикс (1891—1969), Ганс Грундиг (1901—1958). Были среди немецких художников первой половины ХХ века и тонкие лирики, как Генрих Фогелер, автор картины «Traume» («Мечты»), прекрасных книжных иллюстраций, переехавший в СССР и сосланный во время войны в Казахстан, где и умер в 1944 г. ХХ век дал новый импульс также живописи примитивизма, мастерами которой были югославы, в первую очередь, Иван Генералич, и венгр Тивадар Чонтвари.

Многие художники ХХ века были и прекрасными скульпторами. Это и Модильями, и Матисс, и Пикассо, создававшие также прекрасные произведения прикладного искусства — вазы, тарелки, гобелены. В ХХ веке еще продолжали творить великие французы Огюст Роден и Аристид Майоль. Скульпторами в ярко выраженном модернистском стиле были англичанин Генри Мур (1898—1966), французский румын Константин Бранкузи (1876—1957), хорват Иван Мештрович (1883—1962), швед Карл Миллес (1876—1955). В пригороде Стокгольма есть парк Миллеса, с его домом и многочисленными скульпторами, устремленными к воде, к небу, выражающими извечный порыв, который невозможно подавить никакими преследованиями и бедствиями.

Конечно, лицо ХХ века во многом определяется архитектурой. И здесь Европа не стушевалась перед градостроительным натиском Америки. Архитектурная мысль направлялась в первую очередь необходимостью строить быстро, прочно, много, дешево, функционально. В связи с этим столкнулись две концепции, «полезной красоты» и «чистой красоты».

Именно в архитектуре получил наибольшее воплощение стиль модерн, один из многих в общем направлении модернизма. Отличительными чертами стиля модерн (в архитектуре и мебели) являются множество кривых, изогнутых линий и декоративных элементов, иногда даже в виде водорослей и распущенных волос. Материалами для этого рококо начала ХХ века служили металл и бетон, использовались керамика и изразцы, а наибольшее распространение он получил в России, Франции и Испании. Яркими представителями стиля модерн стали — во Франции Гектор Гимар (1867—1942), в Испании Антонио Гауди (1853—1926). Гимар, архитектор и декоратор в одном лице, вынашивал идею о «тотальном архитектурном произведении», где архитектура была бы и местом обитания, и декором, и мебелью. Эту идею он реализовал в доме в Париже, где им продумана каждая деталь.

Подобные же идеи А. Гауди реализовал в Барселоне — в парке Гауди, доме Гауди, в целом жилом комплексе «Каса Мила», где его почерк сразу узнается по причудливости, в некотором смысле даже сказочности форм. И все же делом всей жизни Гауди был собор Саграда Фамилия (Святое Семейство), где готические формы наполнены модерновыми элементами, причем смотрится это совершенно органично. Собор этот, главная достопримечательность Барселоны, достраивается и по сей день, так как архитектор поставил условие строить его только на пожертвования (как в старые времена). Сам он полностью вкладывал в него все свои гонорары от других проектов. Гауди нелепо погиб, попав под трамвай в день его пуска в Барселоне. У него не нашли даже приличного костюма, а хоронил его весь город.

Стиль модерн продержался недолго, прежде всего из-за архитектурных излишеств и дороговизны строительства и уступил место функционализму, само название говорит о том, что в его основе лежат рационализм, практицизм, утилитаризм. Бетон, железобетон, огромные стекла стали его отличительной чертой. Родоначальниками этого стиля считаются французы братья Огюст и Гюстав Пере. Они проектировали коридорного типа дома, горизонтально протяженные окна, квартиры со встроенным оборудованием, с садами и площадками для развешивания белья на крышах.

Больше фантазии, хотя и подчиняя ее общей идее функционализма, проявил его ведущий представитель, француз же, Ле Корбюзье (настоящее имя Эдгар Жаннере, 1887—1965). Первым его большим проектом стал «План вуазен» — реконструкции центра Парижа. Согласно этому плану, город должен был стать совокупностью небоскребов и огромных пространств зелени. Впоследствии Ле Корбюз







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.