Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Потенциал человека и профессиональная деятельность





Важнейшими предпосылками успешного перехода России к устойчивому развитию является формирование, развитие и ра­циональное использование потенциала человека. Каждый спе-



циалист как личность обладает только ему одному присущими свойствами, которые определяют его способности к выбранной профессиональной деятельности. Традиционный набор этих свойств, учитываемый организацией, в том числе в государст­венной и муниципальной службе, сводится к перечню кадровых данных о возрасте, образовании, квалификации, стаже работы и т.д., которые далеко не полно отражают ценность потенциала че­ловека. Существенная информация о том, чем же конкретно мо­жет быть ценен и полезен сотрудник, часто остается вне поля зрения службы управления персоналом, а соответствующие спо­собности человека — невостребованными, нереализованными. Эти существенные потери в оценке потенциала человека ставят ряд важных вопросов, связанных в первую очередь с выяснени­ем сути, структуры и содержания понятия «потенциал человека».

Понятие потенциала человека

Человек должен четко представлять, какими социально значимы­ми ценностями он обладает. Рассматривая понятие «потенциал че­ловека»1, отметим, что под личностным потенциалом понимается прежде всего система характеристик, связанных с движущими сила­ми духовного развития, с мотивацией и самооценкой. Анализ фор­мулировок показывает, что понятие «потенциал» в физике, напри­мер, соотносится с работой, которая еще не выполнена, но может быть сделана. Потенциал отдельного человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать, реализовать свои интере­сы, достигнуть своих целей2. Сложность и многомерность способно­стей человека позволяют рассматривать его потенциал как систему всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально по­лезных способностей, как актуализированных, так и резервных.

Чаще всего социальная полезность способностей определяет­ся статусом, миссией, целями, функциями и задачами организа­ции, в которой работает человек, а также рядом других особен­ностей, характеризующих соответствующую профессиональ­ную деятельность. Таким образом, для организации ценными

1.


являются только те способности человека, которые обеспечива­ют эффективное исполнение возложенных на него должност­ных обязанностей.

В то же время следует иметь в виду, что потенциал человека вы­ходит за рамки чисто прагматического соответствия работника требованиям, предъявляемым к нему в определенной сфере дея­тельности, привнося в его содержание нравственные, гуманисти­ческие начала. Это означает, что профессионал должен не только соответствовать требованиям своей деятельности, но и предви­деть ее последствия, и нести за них личную ответственность1.

Рассматриваемые способности человека отражаются в его профессиональной компетентности, в структуре которой выде­ляют2:

интеллектуальную компетентность — знания, образован­ность, способность к аналитическому мышлению и комплекс­ному подходу к выполнению служебных обязанностей. Это — доскональное знание дела, существа выполняемой рабо­ты, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей;

интегративную компетентность — способность к интеграции знаний и умение выделить приоритетные направления и наибо­лее действенные формы деятельности, наличие навыков рацио­нально и эффективно действовать в условиях быстро изменяю­щейся среды;

ситуативную компетентность — жизненный и профессио­нальный опыт, умение действовать в неординарной ситуации, настойчиво добиваться поставленной цели;

социальную компетентность — наличие коммуникативных способностей, умение поддерживать ровные и уважительные отношения с коллегами, правильно воспринимать мнение дру­гих, вести беседы и переговоры.

Формализация структуры способностей человека с целью оценки его потенциала предполагает соблюдение трех основных принципов:

|


 

 

во-первых, системного, комплексного подхода к проектиро­ванию показателей оценки всех способностей сотрудника;

во-вторых, дифференцированного подхода с учетом профес­сионально-квалификационных требований к работникам, за­нимающим различные должности в подразделениях организа­ции;

в-третьих, синтеза количественных и качественных показате­лей, который обеспечивается введением соответствующих кри­териев и шкал оценки, а также алгоритмов ее обобщения.

Существующие подходы и методики оценки персонала поз­воляют получить спектр количественных и качественных оце­нок персонала. Особо следует отметить аттестационно-диагнос-тический характер оценки потенциала работника, что не только обеспечивает обоснованность административных решений в от­ношении оцениваемого, но и, что особенно важно, выявляет конкретные факторы, благоприятствующие или противодейст­вующие (или нейтральные) развитию имеющихся способнос­тей. Такая методика позволяет целенаправленно корректиро­вать имеющиеся недостатки и обеспечить реализацию отмечен­ных резервов.

Для окончательной формулировки основных характеристик потенциала человека в рамках его профессиональной деятель­ности подчеркнем еще несколько важных качеств работника, определяющих его трудоспособность.

Это качества, связанные с состоянием здоровья работника, его работоспособностью, выносливостью, типом нервной сис­темы, т.е. все то, что отражает его физический и психологичес­кий потенциал; качества, определяемые врожденными и приоб­ретенными способностями человека, которые обусловливают возможность профессиональной деятельности определенного уровня; качества, позволяющие человеку установить продук­тивные социальные отношения и связи в организации1.

Обобщая вышеизложенные качества, получим следующий перечень характеристик, отражающих современное представле­ние о потенциале человека в рамках его профессиональной дея­тельности:

.


 

интеллектуальный потенциал — способности, приобретен­
ные в рамках непрерывного образования;

социальный потенциал — коммуникативные способности,
обеспечивающие эффективную социализацию;

потенциал профессионального опыта — приобретенный ме­
ханизм его обобщения в процессе индивидуальной профессио­
нализации;

психолого-физиологический потенциал — адаптивные способ­
ности к изменениям внутренней и внешней среды организации;

интегративный потенциал — механизм компенсации отсут­
ствующих или недостаточно развитых способностей, относя­
щихся к вышеперечисленным характеристикам.

Формирование, реализация и развитие потенциала человека

Потенциал человека формируется в рамках получения им об­щего, а затем профессионального образования. При этом под образованием понимается целенаправленный процесс обуче­ния, воспитания и развития обучающегося. Выбирая сферу своей будущей деятельности и получая в ней определенную профессиональную квалификацию, человек обретает соответ­ствующий комплекс способностей, качество которых гаранти­руется государственными образовательными стандартами по специальностям и контролем образовательного процесса.

Учитывая всевозрастающую динамику общества в целом и су­щественные преобразования, происходящие в России, было бы наивно полагать, что формирование потенциала человека за­вершается по окончании им профессионального обучения, на­пример, в высшем учебном заведении. Поэтому в стране орга­низована обширная сеть образовательных услуг, которая обес­печивает, во-первых, непрерывное образование персонала в рамках второго высшего образования, профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации, стажировок, а во-вто­рых, возможности самообразования.

Значительным фактором формирования потенциала человека является профессиональный опыт, получаемый в период трудо­вой деятельности. При этом наиболее полезно умение обобщать полученные в профессиональной деятельности знания и навы­ки, адаптировать их к особенностям должностных функций и


 


 

 




 



 


применять в изменяющихся условиях. Как правило, такие спо­собности проявляются у специалистов, занимающихся актив­ным самообразованием, поиском передовых способов конкрет­ной профессиональной деятельности, их «присвоением» (рас­предмечиванием профессионального опыта) и применением на своих рабочих местах (опредмечиванием профессионального опыта); активно участвующих в исследовательской деятельнос­ти или обменивающихся опытом со специалистами аналогич­ного профиля.

Схема формирования потенциала человека имеет следующий вид:

С А М О О Б Р А 3 О В А Н И Е
О П ы т о Б О Б Щ Е Н И Е

Повышение квалификации

к А Р Ь Е Р А

Повышение квалификации







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.