Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кадровая информация: правовые основы сбора, анализа, хранения и использования персональных данных





Для понимания существа информационно-аналитического обеспечения работы с персоналом следует выделить два вида сведений о поступающем на службу или уже находящемся на службе человеке: кадровую информацию и персональную ин­формацию.

Кадровая информация — это обусловленные законом и практи­кой деятельности аппарата сведения о работающем в федераль­ном органе власти, органе власти субъекта Федерации или мест­ного самоуправления человеке или готовящемся к поступлению на службу, собранные для обеспечения функционирования данного ап­парата, в том числе и для работы с персоналом: формирования кадрового резерва, определения контингента тех служащих, ко­торые должны получить дополнительное образование, проектиро­вания должностей и т.д.

Персональная информация (персональные данные) — это сведе­ния о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Государ­ственной Думой в декабре 2001 г., так определяет это понятие: «Персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника».

Таким образом, кадровая информация представляет собой сведения, принадлежащие организации, в то время как персо­нальные данные — это «достояние» гражданина. Часть персо­нальной информации входит в состав кадровой.


 


 

Кадровая информация зачастую выступает синонимом пер­сональных данных, если они переданы гражданином в пользо­вание работодателя.

Работа с персональными данными регулируется Конституци­ей и законодательством Российской Федерации, которые исхо­дят из принципа защиты прав и свобод человека и гражданина. Так, статья 24 Конституции Российской Федерации гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информа­ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Вступая в отношения найма с государством, гражданин, как уже говорилось, добровольно представляет сведения и несет ответ­ственность за истинность сообщенной им персональной ин­формации.

Государство, в свою очередь, при необходимости обязуется ставить гражданина в известность о собранных о нем сведениях. «Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления, их должностные лица обязаны, — говорится далее в ста­тье 24 Конституции Российской Федерации, — обеспечить каж­дому возможность ознакомления с документами и материала­ми, непосредственно затрагивающими его права и свободы, ес­ли иное не предусмотрено законом».

В статье 89 Трудового кодекса по этому поводу говорится:

«В целях обеспечения защиты персональных данных, храня­щихся у работодателя, работники имеют право на:

— полную информацию об их персональных данных и обра­
ботке этих данных;

— свободный бесплатный доступ к своим персональным дан­
ным, включая право на получение копий любой записи, содер­
жащей персональные данные работника, за исключением слу­
чаев, предусмотренных федеральным законом;

—- определение своих представителей для защиты своих пер­сональных данных;


—доступ к относящимся к ним медицинским данным с по­
мощью медицинского специалиста по их выбору;

—требование об исключении или исправлении неверных или
неполных персональных данных, а также данных, обработан­
ных с нарушением требований настоящего Кодекса. При отказе
работодателя исключить или исправить персональные данные
работника он имеет право заявить в письменной форме работо­
дателю о своем несогласии с соответствующим обоснованием
такого несогласия. Персональные данные оценочного характе­
ра работник имеет право дополнить заявлением, выражающим
его собственную точку зрения;

—требование об извещении работодателем всех лиц, кото­
рым ранее были сообщены неверные или неполные персональ­
ные данные работника, обо всех произведенных в них исключе­
ниях, исправлениях или дополнениях;

—обжалование в суд любых неправомерных действий или
бездействия работодателя при обработке и защите его персо­
нальных данных».

Конституция Российской Федерации содержит и другие важ­ные гарантии прав и свобод граждан, которые не могут не учи­тываться при работе с персоналом. Так, статья 19 провозглаша­ет равенство «человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре­лигии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ниям, а также других обстоятельств».

Для работы с людьми это значит, что персональные сведения о социальной, расовой, национальной, языковой или религиоз­ной принадлежности - некадровая информация. Эти сведения не могут приниматься в расчет при приеме на службу кандидата на замещение должности. Это же относится и к различию по признаку пола. В той же статье Конституции записано, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Проблема персональных данных рассмотрена в Законе Рос­сийской Федерации «О государственной тайне». В соответствии со статьей 5 этого закона разглашению не подлежат только све­дения «о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на кон­фиденциальной основе с органами, осуществляющими разве-


 

дывательную, контрразведывательную и оперативно-розыск­ную деятельность». Не могут быть засекречены данные «о состо­янии здоровья высших должностных лиц Российской Федера­ции; о фактах нарушения законности органами государствен­ной власти и их должностными лицами».

Таким образом, сведения о человеке не могут быть, кроме особо оговоренных случаев, государственной тайной. И все-та­ки они не для открытого пользования. В специальной статье 11 базового для регулирования информационной деятельности в системе государственной службы Федерального закона «Об ин­формации, информатизации и защите информации» от 20 фев­раля 1995 г.1 проведена идея о том, что персональные данные от­носятся к категории конфиденциальной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством нашей страны.

В статье записано: «Не допускаются сбор, хранение, исполь­зование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, тайну перепи­ски, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений физического лица без его согласия, кроме как на осно­вании судебного решения».

Статья 11 Федерального закона «Об информации, информа­тизации и защите информации» обязывает службы по работе с персоналом охранять переданные в их распоряжение данные: «Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получа­ющие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение за­щиты, обработки и порядка использования информации».

В Трудовом кодексе Российской Федерации весь этот процесс полностью определен в статье 86: «В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны со­блюдать следующие общие требования:

1) обработка персональных данных работника может осуще­ствляться исключительно в целях обеспечения соблюдения за­конов и иных нормативных правовых актов, содействия работ-

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8.


никам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля коли­чества и качества выполняемой работы и обеспечения сохран­ности имущества;

2) при определении объема и содержания обрабатываемых
персональных данных работника работодатель должен руковод­
ствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим
Кодексом и иными федеральными законами;

3) все персональные данные работника следует получать у не­
го самого. Если персональные данные работника возможно по­
лучить только у третьей стороны, то работник должен быть уве­
домлен об этом заранее и от него должно быть получено пись­
менное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о
целях, предполагаемых источниках и способах получения пер­
сональных данных, а также о характере подлежащих получению
персональных данных и последствиях отказа работника дать
письменное согласие на их получение;

4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать пер­
сональные данные работника о его политических, религиозных
и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредствен­
но связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии
со статьей 24 Конституции Российской Федерации работода­
тель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни
работника только с его письменного согласия;

5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать пер­
сональные данные работника о его членстве в общественных
объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключе­
нием случаев, предусмотренных федеральным законом;

6) при принятии решений, затрагивающих интересы работ­
ника, работодатель не имеет права основываться на персональ­
ных данных работника, полученных исключительно в результа­
те их автоматизированной обработки или электронного получе­
ния;

7) защита персональных данных работника от неправомерно­
го их использования или утраты должна быть обеспечена рабо­
тодателем за счет его средств в порядке, установленном феде­
ральным законом;

8) работники и их представители должны быть ознакомлены
под расписку с документами организации, устанавливающими


 


 

порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;

9) работники не должны отказываться от своих прав на сохра­
нение и защуту тайны;

10) работодатели, работники и их представители должны сов­
местно вырабатывать меры защиты персональных данных ра­
ботников».

Кадровая информация — это документированная информация. Требования к ней меняются с принятием новых законодательных актов. Так, в соответствии с Законом о паспорте гражданина Рос­сийской Федерации должен быть изменен подход к запросам от­носительно национальной принадлежности поступающего на службу гражданина, места его постоянного жительства и др.

Таким образом, кадровая информация должна быть адресной, прогностичной, систематизированной, оправданно необходи­мой, достаточной, востребованной, конфиденциальной, ран­жированной, доверительной, целенаправленной и этичной.

Функции кадровой информации

Главной функцией собранной информации является уведо­мительная, когда полученные сведения накапливаются в тех объеме, виде и качестве, какие необходимы для объективного представления личности служащего.

Познавательная функция отражает отдельные, специально выделенные в карьере или биографии человека стороны его де­ятельности, когда в соответствии с задачей планирования рабо­ты с персоналом или проектирования должностей ввиду новых целей, стоящих перед аппаратом, идет поиск кандидатов на вы­движение или замещение должностей по их квалификацион­ным и иным данным.

Важна также реконструктивная функция информации в рабо­те с персоналом: сведения о людях позволяют соотносить стоя­щие перед аппаратом цели и задачи с потенциалом находящих­ся на службе исполнителей, дают возможность определить на­правления дальнейшей работы с персоналом по повышению его квалификации и т.д.

Информационная деятельность должна вестись непрерывно, в режиме мониторинга. Устаревшие, необновленные данные о


 


 


 


 

служащих теряют свою ценность. Только наличие актуальных сведений позволяет вести анализ кадровой информации, кон­тролировать деятельность служб по управлению персоналом, организации в целом. Анализ этой информации не может осу­ществляться без профессиональной архивации документальных материалов о служащих.

Актуализация информации предусматривает постоянный об­мен сведениями с внешними организациями, чтобы получать данные о состоянии кадровой работы в той предметной сфере, где действует орган управления, о современных требованиях к персоналу, о конъюнктуре на рынке труда.

Помимо этого важными функциями информационного обес­печения системы управления персоналом являются:

— ведение учета, статистики персонала;

- программное обеспечение системы управления персоналом;

— обеспечение персонала научно-технической информацией;

— организация взаимодействия со всеми подразделениями
информационно-аналитического характера;

— информационное обеспечение принятия решений по кад­
рам и управлению персоналом;

— информационное сопровождение кадровых технологий.С
середины 90-х гг. в практику работы кадровых служб федераль­
ных органов исполнительной власти входят автоматизирован­
ные методы обработки сведений персонального характера.

Помимо этого к информационному обеспечению управления персоналом относится и деятельность самого органа власти или органа местного самоуправления по уведомлению обществен­ности об открывшихся вакансиях, требованиях к кандидатам, условиях конкурса на замещение вакантных должностей, набо­ре документов, которые следует представлять при поступлении на службу.

Информационное обеспечение работы с персоналом в структу­рах государственной и муниципальной службы предусматривает соблюдение отвечающего современным стандартам и принятым правовым нормам баланса между необходимостью запрашивае­мых у гражданина сведений при поступлении на службу или ее про­хождении и достаточностью этих сведений для управления персо­налом в интересах полноценного осуществления функций органов власти и самоуправления.


Это обусловливает направления совершенствования инфор­мационного обеспечения этой деятельности, к которым отно­сятся:

— оптимизация и унификация требований к запрашиваемым
сведениям персонального характера при поступлении гражда­
нина на государственную и муниципальную службу, определе­
ние перечня необходимых данных о человеке;

— определение специальных сведений о человеке в зависимо­
сти от органа власти или органа местного самоуправления, при­
нимающего на службу кандидата;

— обеспечение доступа служащего к собранным о нем сведе­
ниям, если это не противоречит закону;

— улучшение системы межведомственного обмена информа­
цией для эффективного управления персоналом и повышения
его профессионализма;

— уведомление общественности о работе органа власти и ме­
стного самоуправления, об открывающихся вакансиях, услови­
ях и сроках проведения конкурсов;

-— использование современных информационных технологий для обработки сведений персонального характера.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.