|
Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтовЦель: Познакомиться с основными теориями агрессии. Выявить приемы и методы формирования неагрессивного, неконфликтного взаимодействия людей. Существуют три основные теории агрессии. Теория агрессии, целенаправленной как инстинкт, наиболее часто ассоциируется с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Согласно этой теории, агрессивная энергия аккумулируется внутри, как вода в запруде. Однако аргументы, которые приводятся в доказательство этой теории, весьма слабы, все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и устройство центральной нервной системы. Согласно второй точке зрения, причиной гнева и враждебности является фрустрация. При наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. Фрустрация не является следствием депривации как таковой, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности. Теория социального научения представляет агрессию как поведение, приобретенное посредством научения. И наш собственный опыт, и наблюдение за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду. Типологическая «схема» конфликта американского психолога М. Дойча. По типу участников он выделил личность, группу и нацию. По видам отношений – внутри- и межсистемный уровни. Типы конфликтов: внутри - и межличностный (индивидуально-психологический уровень); внутри- и межгрупповой (социально - психологический уровень); внутринациональный и международный (социальный уровень). Специалист в области планирования развития корпорации Р. Акофф считает, что конфликт возникает в том случае, когда два или более желаний взаимодействуют таким образом, что шаг вперед в удовлетворении одного из них означает шаг назад в удовлетворении другого или других. С точки зрения характеристики субъектов конфликтных отношений корпорация, по мнению Р. Акоффа, может подвергаться следующим конфликтам: 1. конфликт личности, являющейся элементом корпорации; 2. конфликт между такими личностями; 3. конфликт между индивидом и корпорацией или ее частью (подразделением); 4. конфликт внутри подразделений; 5. конфликты между подразделениями одного уровня; 6. конфликты между подразделениями разных уровней или между подразделением и корпорацией; 7. конфликты внутри корпорации как целого; 8. конфликты между корпорацией и внешними силами: группами, организациями, институтами, обществом. Приведенная схема классификации конфликтных отношений вполне может быть использована для определения субъектов и участников конфликтного процесса, поскольку любой коллектив в определенном смысле представляет собой не что иное, как корпорацию или ее структурные элементы. Этапы оценки конфликтных отношений: 1. анализ причин конфликтного процесса; 2. анализ тенденций и возможных вариантов развития конфликтов; 3. анализ возможностей коррекции поведения участников конфликта для каждого варианта его возможного развития. Предупреждение конфликтных отношений: 1. формирование условий жизнедеятельности коллектива, исключающих возможность складывания и развития конфликтного взаимодействия его членов; 2. выработка руководителем у самого себя и у своих подчиненных устойчивых навыков неконфликтного поведения. Общение является основным инструментом разрешения конфликтов. Правила неконфликтного общения: - уделять внимание неречевым свидетельствам (жестам, мимике, взглядам и др.) того, что слова говорящего не расходятся с его мыслями; - следить за тем, чтобы у вас или у других людей (участвующих в общении) не оставалось скрытых ложных предположений или установок; - стараться делать общение открытым; - избегать неясностей, выяснять все, что мешает дальнейшему нормальному общению; - научиться правильно слушать, проявляя заинтересованность и уважение к собеседнику; - выражать свои чувства в вежливой форме, чтобы не вызвать отрицательных эмоций у оппонента. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 6 Агрессивное поведение. Конфликты деятельности 1. Источники агрессивности. Закономерности агрессивного поведения и взаимодействия. 2. Конфликты и типологии конфликтных отношений. 3. Как Вы понимаете эмпатию и толерантность?
Темы рефератов. 1. Психологические исследования агрессивности молодежных групп и объединений. 2. Исследования последствий наблюдения людьми агрессии и насилия по телевидению. 3. Деструктивность манипулятивного воздействия. 4. Влияние средств массовой информации на жизнедеятельность людей, коллективов, общностей, обществ. 5. Как предотвратить конфликт?
Литература 1. Знаков, В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. – СПб., 1999. 2. Бэрон, Р., Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 1997. 3. Левитов, Н. Д. От фрустрации к агрессии / Н. Д. Левитов. //Психологический журнал. – 1990. - № 5. 4. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан. – СПб., 1996. 5. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1990. План семинарского занятия 1. Дидактическая игра «Дебаты». «Дебаты» - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Тема (на выбор): «Агрессивность ограничивает развитие человека», «Агрессия стимулирует развитие цивилизации», «Идеальный мир – мир без агрессии». На подготовительном этапе студенты глубоко изучили и тщательно проработали содержание предлагаемой для игры темы, дали определение каждому понятию, составили кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны. Для каждой стороны продумана стратегия отрицания, т.е. составлены контраргументы на возможные аргументы оппонентов, придуманы вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны. 2. Проводится жеребьевка команд (по 3человека) отрицающей и утверждающей стороны, выбирается «тайм-кипер», судьи (3 или 5 человек). Форма дебатов. У1 – первый спикер команды утверждения; О1 - первый спикер команды отрицания и т. д. Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают. Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут. За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам (см. табл.1). Таблица 1 Регламент «Дебатов»
Роли спикеров Спикер У1: - представление команды; - формулировка темы, актуальность; - определение ключевых понятий, входящих в тему; - выдвижение критерия (ценность или цель команды); - представление кейса утверждающей стороны; - заключение (таким образом…, готов ответить на вопросы…). Спикер О1: - представление команды; - формулировка тезиса отрицания; - принятие определений ключевых понятий; - атака или принятие критерия оппонентов; - опровержение позиции утверждения; - представление кейса отрицающей стороны. Судьи оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя. 3. После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументов и ответы на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|