|
Тема 7. Психология семейных отношенийЦель: Раскрыть аспекты психологии семейных отношений, функций семьи, семейных ролей и влияния семьи на развитие детей. Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то – только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функция, то к настоящему моменту повсеместно усиливается психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки. Брак в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи. 1. Тенденции развития форм брачно-семейных отношений в современном обществе.
2. Основные функции семьи и их характеристика. Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными: - хозяйственно-экономическая функция; - репродуктивная функция; - регенеративная функция (лат. regeneratio – возрождение, возобновление); - образовательно-воспитательная функция; - рекреативная функция (лат. rekreatio – восстановление); - психотерапевтическая функция; 3. Психология эмоциональных отношений. Феномен любви. Л. Я. Гозман указывает на многоаспектность эмоциональных отношений (аттракции): - притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению; - особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим человеком активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом; - эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека; - эмоциональный компонент межличностного общения. Еще в древнеиндийском трактате «Ветка персика» так описывалось возникновение любви: «Три источника имеет влечение человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь». В этих метафорических словах, при всем их наивном схематизме, просвечивает облик почти идеальной любви, полностью захватывающей человека. Такая всепоглощающая любовь встречается нечасто: в мире царят другие, более простые виды любви. В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви: эрос – стихийная, страстная, иррациональная любовь – одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; филиа – любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге – спокойная, надежная любовь-нежность, особенно семейная; агапе - любовь бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом. 4. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях. Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворять многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других. Классификация основных ролей, описанных Алешиной Ю. Е.: - ответственный за материальное обеспечение семьи; - хозяин – хозяйка; - роль ответственного по уходу за младенцем; - роль воспитателя; - роль сексуального партнера; - роль организатора развлечений; - организатор семейной субкультуры; - роль ответственного за поддержание родственных связей; - роль «психотерапевта». В плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослым в семье (Френч и Равен): - власть вознаграждения; - власть принуждения; - власть эксперта; - власть авторитета; - власть закона (в интерпретации родителей). 5. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли. Семья – важнейший институт социализации личности. Приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Поведение родителей по отношению к ребенку выражается в следующих параметрах: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости – это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение – это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность – то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке, теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему. Могут быть выделены группы детей по типу социального развития в семье, например: первая - дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке; вторая – недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые; третья – не проявляющие любознательности, не умеющие сдерживать себя. Социальное развитие детей в семье есть продукт и результат взаимодействия и воздействия родителей на детей. Это зависит от избранного родителями стиля или модели поведения. В общем виде это могут быть такие модели как авторитетный родительский контроль, властная модель, снисходительная модель. Продуктивной моделью является авторитетный родительский контроль. 6. Супружеские конфликты и их профилактика. «Как известно, - пишет отечественный исследователь В. А. Сысенко, - брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака». В. А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов: - возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я»; - на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов; - неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях, отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания; - на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям; - финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличения потребностей одного из супругов; - на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке и сотрудничестве, а также связанные с разделением труда в семье; - на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби. Специалист в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важнейшие составляющие взаимодействия между членами семьи: 1. Чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или самооценка; 2. Способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации; 3. Совокупность правил, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни, или семейная система; 4. Методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, или социальные связи. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 7 Психология семейных отношений 1. Тенденции развития семьи в современном мире. 2. Основные функции семьи и их характеристика. 3. Психология эмоциональных отношений. Феномен любви. 4. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях. 5. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли. 6. Супружеские конфликты и их профилактика.
Литература 1. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. - М., 1991. 2. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - М., 1996. 3. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. - М., 1988. 4. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. - М., 1992. 5. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. - М., 1993. 6. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Темы рефератов 1. Проблемы молодой семьи. 2. Формирование брачной пары. 3. Психогигиена интимных отношений. 4. Роль отца в семейном воспитании. 5. Психологическая совместимость супругов. 6. Проблемы полового воспитания детей. План семинарского занятия 1. Обсуждение вопросов семинара, докладов и рефератов (45 минут). 2. Работа в паре. Дайте собственное определение семьи и под этим девизом создайте плакат о своей будущей семье (20 минут). 3. Публикация – защита плаката (по 3 минуты). 4. Анализ итогов парной работы (какой плакат и его защита были самыми интересными, оригинальными) и занятия в целом.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|