Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дж. Бентам – один из основоположников европейской конституционной науки





Англичанин Джереми Бéнтам (1748 -1832) (у большинства авторов он именуется ошибочно на латино–французский манер – Иеремия Бентáм) родился в семье адвоката. Необычайно рано проявив свои способности (в пять лет в совершенстве знал латынь, а в шесть увлеченно читал Вольтера), он с блеском окончил престижнейший Оксфордский университет, после которого по настоянию отца продолжил учение в одной из лондонских адвокатских корпораций.

Однако карьера практикующего юриста его интересовала мало, и вскоре он целиком посвятил себя исследованию проблем общественного устройства, государства и права. Раскритиковав крупнейшего английского юриста XVIII в. Блэкстона в анонимно опубликованных «Фрагментах о правительстве», Бентам начал свою ученую карьеру с размежевания с английским консерватизмом.

Он был одним из первых, кто пришел к выводу о необходимости реформирования публичной сферы права и проведения научно-обоснованных парламентских реформ, являлся основателем школы утилитаризма (от лат. Utilitas – полезность). Его взгляды, породившие ведущее течение английской политической и правовой мысли XIX в., заслуживают особого внимания в силу следующих обстоятельств.

Как известно, эхо Французской революции донеслось до всех европейских стран и вызвало оживление демократического движения, однако оно было подавлено воинствующим консерватизмом (в науке его представителями были англичанин Э.Берк, французы Ж.де Местр и Л.Г.А. де Бональд, немцы Г.Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Пухта). Но поражение Наполеона и создание Священного союза лишало этот консерватизм ореола защитника национальных интересов и тем самым ослабляло его позиции.

Тем самым возникли возможности для умеренных буржуазных преобразований, вытесняющих пережитки феодализма реформистским путем, для постепенного приведения аристократической политической системы в соответствие с социально-экономическими переменами.

В 1791г. Бентам пишет памфлет «Анархические софизмы», в котором ополчается на естественное право и общественный договор, которые, по его мнению, - фикции, ведущие к смутам. Он стремится поставить право на научную основу, объяснить существующую систему и в то же время показать, каким должно быть право. В качестве главного принципа разумной системы права провозглашается утилитарность, полезность. Бентам пытается построить отношения между людьми, политическую и правовую систему на начало разумного эгоизма. Он составляет схемы, таблицы, которые помогли бы каждому человеку разобраться в сложных ситуациях, и предлагает реформировать на этих началах право. Именно Бентам в 80-х гг. XVIIIв. продумал для себя план работ, подразделив все право на гражданское, уголовное и конституционное. Внимательно изучая политическую действительность, он все больше убеждается в том, что власть преследует свои цели, далекие от блага подданных. По его мнению, неконституционное влияние на власть правящих кругов, раболепие и коррупция, вместе взятые, приводят к «плохому управлению», в котором не только повинны, но и заинтересованы Корона, аристократия и церковь.

Просветительские иллюзии были изжиты, когда Бентам понял, что реформа права - проблема не техническая, а политическая. Поворот произошел в 1808г., когда Бентам заявил, что преобразования невозможны без парламентской реформы, чему во многом поспособствовала встреча с Джеймсом Миллем, ставшим его другом и убежденным последователем. С той поры вся деятельность Бентама представляла собой идеологическое обеспечение парламентской реформы, а его самого по праву можно считать первым европейским ученым-конституционалистом, оказавшим огромное влияние на реформирование конституционного права.

Дело в том, что утилитаризм превратился в авторитетное и популярное общественное движение, а среди творцов парламентской реформы многие считали себя бентамистами. За требования серьезных политических перемен утилитаристов даже называли радикалами. Учение Бентама вобрало в себя ряд социально-философских идей Т. Гоббса, Дж. Локка, Д.Юма, французских материалистов XVIII в. Гельвеция и Гольбаха. Например, будучи твердым приверженцем демократически – республиканского строя, Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы и упразднение палаты лордов, ратовал за всемерное расширение избирательного права, включая предоставление его также и женщинам. Он был убежден, что с помощью институтов демократии «в том числе таких, как свободная пресса, общественные дискуссии, публичные собрания и т.п.» можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной властей.

Политизация движения побудила Бентама перейти от уголовного и гражданского права к конституционному, и в 1818г. он приступил к разработке «Конституционного кодекса». Первый том увидел свет в 1830г., но в 1832г. Бентам умер, не успев довести дело до конца. Однако основа конституционной науки была заложена.

Содержание «Кодекса» распадается на четыре неравные по объему и значение части: 1) основополагающие политические принципы; 2) оценка трех классических форм управления; 3) анализ механизма плохого управления; 4) правила организации и деятельности новых учреждений – юридическая техника, занимающая более трех четвертей всего обширного объема.

Можно сказать, что «Конституционный кодекс» Бентама – внушительный проект демократической конституции, основанный на свободе и правовом равенстве граждан, господстве права, четко действующей и ответственной администрации. Он существенно обгонял свое время и послужил программой далеко идущих преобразований.

В понимании права Бентам – последовательный юридический позитивист. Для него право – не справедливость, не идеал, не свобода, а воля суверена. Субъективное право – детище закона, а естественное право – анархический софизм, в котором заложена идея сопротивления действующему праву. Бентам готов был признать концепцию естественного права в качестве идеала, определения общих принципов, но категорически выступал против смешения естественного и политического права. Он воспринимал конституционное законодательство как мощное средство воздействия на общество, борьбы со злом, как политику и стратегию.

Основные политико-юридические взгляды Бентама изложены, помимо уже упомянутых работ, во «Введении к принципам нравственности и законодательства», «Фрагментах о правительстве», «Деонтологии, или науке о морали», «Плане всеобщего и вечного мира». Развитие парламентаризма, законности, политической свободы, общественного мнения, усовершенствование управления и системы права, расширение корпуса избирателей – неразрывно связаны с его именем.

Бентам оказал большое влияние на политическую мысль и развитие права в XIXв. Оно особенно ощущалось, помимо Англии и ее колоний, в тех странах (Россия, Испания, Португалия, Греция, Латинская Америка), где не произошло радикальных буржуазных революций, а потому особо актуальна была задача преодоления пережитков феодального права.

Нельзя не отметить такой важнейший аспект его наследия, как международные отношения. Еще в 1789г. Бентам изложил «План всеобщего и вечного мира» и занимался им до конца дней. Он не был стопроцентным пацифистом, отстаивал право на сопротивление агрессии и во времена наполеоновских войн не участвовал в пацифистских компаниях. Война им рассматривать как наследие феодального варварства, а план его состоял в создании конференции. Первоначально она понималась как подобие мирового государства, «всеобщая республика», а под конец жизни - как мировое сообщество, которое должно было подготовить кодекс международного права и создать суд, гарантирующий его применение.

Значителен вклад Бентама в науку государственного управления. Он большое внимание уделяет средствам обеспечения качественного состава аппарата управления: контроль общественного мнения и законодательных учреждений, экзамены для претендентов на должности, исследование их нравственных и деловых качеств и т.п. По его мнению, вся система управления должна строиться на сочетании демократии и бюрократии, широких полномочий законодательных органов с действиями квалифицированной и автономной в пределах в пределах своей компетенции армии чиновников. Бентам точно объяснил, что такое коррупция и искусственные почести, оказываемые правителям и их верным слугам. Он сделал массу метких наблюдений в этой области и не случайно рассматривается как один из основоположников политической психологии.

Пожалуй, именно Бентам впервые объяснил, что единственная возможность осуществить принципы утилитаризма – демократия. Он соглашался, что и она несовершенна, но ни одна другая система не дает лучших результатов (впоследствии эту мысль приписали другому великому человеку – Премьер-министру Британии У. Черчиллю). Также Бентам предлагал теоретические конструкции, позволяющие осуществлять конституционный контроль со стороны суда в отношении актов парламента.

Бентам проявил себя и в области политической экономии, будучи убежденным сторонником экономического либерализма. Он считал, что вмешательство государства необходимо только в тех случаях, когда люди не могут регулировать свои отношения сами, в экономике в нем почти нет нужды. Однако до крайностей экономического либерализма Бентам не доходил. Более того, именно он четко сформулировал основы социальной политики государства в условиях реального капиталистического уклада экономики. Например, Бентам допускал регулирование в сфере помощи бедным, образования и воспитания, развития науки и даже в некоторых случаях рекомендовал прибегать к контролю над торговлей и промышленностью. В конечном счете ученый сформулировал цель развития человечества как максимализацию всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов.

Важно отметить тот факт, что уже при жизни Бентама современники и последователи признали его научные и общественные заслуги, а именно – в стремлении освободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с происходившими в обществе социально-экономическими и политическими переменами; он настаивал на упрощении и усовершенствовании законодательного процесса, предлагал сделать судебную процедуру более демократической, а защиту в суде доступной даже беднякам.

Вся история политико-юридической мысли XIX – XXвв. свидетельствует о том, что идеи Бентама оказали ощутимое влияние на развитие правовой науки, и особенно – в сфере конституционного права и государственного управления. Деятельность Бентама поспособствовала тому, что конституционализм и либерализм стали очень влиятельным и интеллектуальным течением. Поэтому с полным правом Джереми Бентама можно считать основоположником европейской конституционной науки, а его взгляды, без преувеличения, существенно обгоняли свое время и предвосхитили многое из того, что признается основами современного конституционного права.

Конечно, не следует идеализировать всë, связанное с Бентамом. Как пишет профессор О.В. Мартышин, «Бентам помышлял о благе всех, но жизнь деформировала его идеи и превратила их в средство утверждения капитализма, который в то время отличался крайней жестокостью. Так, бентамовский проект учреждений, требующих одновременного скопления большого числа лиц, обернулся для английских бродяг и бедняков кошмаром работных домов, где жизнь была хуже, чем в тюрьмах» [87, с. 295]. Стоит заметить, что Бентам интересовался правом не только в философском, но и практическом преломлении. Кстати сказать, в этом плане жизненный путь ученого «пересекался» с историческими событиями, имевшими место в Беларуси.

Вот что описывает по этому поводу итальянский исследователь У. Эко: «В 1784г. Бентам приехал в Россию навестить брата Сэмюэла, работавшего в имении графа Потемкина над проектом воссоздания британской цивилизации в Белоруссии. Во время пребывания у брата Джереми Бентам написал свой знаменитый «Паноптиком», в котором разрабатывал проект идеальной тюрьмы, построенной на началах обязательной работы арестантских артелей, под строгим, хотя и невидимым надзором тюремной администрации. Для своего фантастического проекта тюрьмы Бентам воспользовался «наработками» брата Сэмюэла, пытавшегося построить в Кричеве, в имении Потемкина, фаланстер (т.е. особый тип здания)»[300, с. 152]». Впрочем, такова была судьба многих теоретических проектов, достаточно вспомнить идеи социалистов-утопистов, марксистов и пр.

Конечно, научное наследие Бентама переосмысливалось и переоценивалось, но нельзя игнорировать тот факт, что благодаря этому мыслителю проявила себя плеяда его идейных единомышленников из разных стран, заложивших основы современной конституционной науки и проекты демократических преобразований.

В этой связи необходимо выделить англичан Джона Стюарта Милля (1806 – 1873)(труды «О свободе», «Представительное правление») и Джона Остина (1790 – 1859) («Лекции о юриспруденции»), французов Анри Бенжамена Констана де Ребекка (1767 – 1830) (автора «Курса конституционной политики») и Алексиса де Токвиля (1805 – 1859) (работы «Старый режим и революция» и «О демократии в Америке»), немецких ученых Вильгельма фон Гумбольта (1767 – 1835) (главное сочинение – «Опыт установления границ деятельности государства») и Лоренца Штайна (1815 – 1890) (фундаментальные исследования «Понятие общества», «Учение об управлении», «Настоящее и будущие науки о государстве и праве Германии»). Идеи этих авторов о гарантиях «от тирании большинства», о пропорциональном представительстве, о защите прав личности и меньшинств – неоспоримый вклад в теорию демократии и европейского конституционализма. Они актуальны и по сей день.

Следует особо отметить воздействие антифеодальных, антиабсолютистских и либеральных убеждений перечисленных ученых на формирование демократических настроений в дореволюционной России. Но в ряду столпов европейской конституционной науки Джереми Бентаму давно и прочно уготована особая роль.

В свое время в порыве плохо скрываемого раздражения К. Маркс назвал Бентама «трезво педантичным, тоскливо болтливым оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века». Оценка незаслуженная. Этот «рассудок» для своего времени был очень естественным и прогрессивным, а не пошлым. За осуществление принципов «рассудка» приходилось непримиримо бороться с консервативными и реакционными силами. Наследие Бентама не выходит в основном за рамки эпохи экономического либерализма и зарождающегося конституционализма, но оно создало необходимые условия для претворения в жизнь многих передовых идей. Именно поэтому мы посчитали необходимым посвятить отдельный вопрос темы Дж. Бентаму – основоположнику европейской конституционной науки.

7. Конституционное право как учебная дисциплина. Задачи курса

 

Преподаваемый на юридических факультетах курс конституционного права как учебная дисциплина далеко не исчерпывает всего содержания одноименной отрасли научного знания. Наука конституционного права во всем богатстве ее фундаментальных теоретических и методологических проблем, интерпретируемых с разных точек зрения, представляет собой сложную, а подчас и противоречивую совокупность знаний, усвоение которых под силу лишь специалистам, уже имеющим надлежащую юридическую подготовку.

После изученной на первом курсе юридического факультета общей теории права конституционное право среди отраслевых дисциплин призвано сыграть роль своеобразного плацдарма, без которого невозможно всестороннее и системное овладение юридической специальностью. Именно в Конституции заложены важнейшие принципы правового регулирования различных отраслей белорусского права, они являются отправными точками в развитии всей правовой системы.

Например, для гражданского права ключевым является положение о том, что «собственность может быть государственной и частной» (ч.1. ст. 13 Конституции Республики Беларусь); для земельного – «земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (ч.6. ст. 13 Конституции Республики Беларусь); для уголовного и уголовно-процессуального – принцип презумпции невиновности (ст. 26 Конституции Республики Беларусь); для семейного – «брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» (ст. 32 Конституции Республики Беларусь); для трудового – «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд…» (ст. 41 Конституции Республики Беларусь) и т. д. Как и наука, дисциплина конституционное право образует своеобразное ядро профессионального юридического обучения.

Задачи курса конституционное право определяются его значением в преподавании юридических знаний. Система изложения курса основана на учебной программе по конституционному праву.

В рамках курса изучаются такие вопросы, как:

- Конституционное право – ведущая отрасль права Беларуси;

- Система и источники конституционного права;

- Понятие и сущность конституционно-правовых отношений;

- Реализация норм конституционного права;

- Наука конституционного права;

- Понятие и сущность Конституции;

- Конституционное развитие Республики Беларусь;

- Понятие и характерные черты основ конституционного строя;

- Понятие и политико-правовое значение суверенитета;

- Правовые основы и принципы Содружества Независимых Государств. Союз Беларуси и России;

- Формы политической власти;

- Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества и внешней политики государства;

- Конституционные основы правового положения человека и гражданина;

- Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь;

- Административно-территориальное устройство Республики Беларусь;

- Избирательная система. Избирательное право;

- Референдум (народное голосование);

- Понятие и основные принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь;

- Президент Республики Беларусь;

- Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь как представительный и законодательный орган государства;

- Конституционные основы создания и функции органов государственного управления Республики Беларусь;

- Судебная власть в Республике Беларусь;

- Местное управление и самоуправление;

- Конституционные основы деятельности органов прокурорского надзора;

- Конституционные основы деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

- Конституционные основы финансово – кредитной системы Республики Беларусь.

Важно понимать, что наука конституционного права и ее преподавание сосуществуют в тесной взаимосвязи. Как верно отмечает Н.А. Богданова, «с одной стороны, знание, накопленное наукой, формализуясь в том или ином наборе учебных дисциплин, реализуется в преподавательской деятельности, получая апробацию в ходе обучения. При этом содержание преподаваемых предметов, их гносеологическая ценность зависят от состояния науки. С другой стороны, преподавание влияет на формирование и развитие конституционно – правового знания, пополняя и корректируя его не только с точки зрения глубины, всесторонности, последовательности познания предмета науки, но и с позиций прикладного значения. Теоретическая и практическая подготовка юриста, осуществляемая посредством образовательного процесса, ставит задачи перед наукой, актуализируя то или иное направление ее развития, выдвигая темы, нуждающиеся в разработке, методически ориентируя результаты научного поиска, предлагаемые для усвоения обучающимися. Совершенно верно подмечено, что об учебных курсах (дисциплинах) можно говорить как об адаптированной для целей преподавания доктрине»[20, с. 229].

Таким образом, наука и ее преподавание, как две взаимообогащающиеся системы, нацелены на достижение общей цели – познание конституционного права как отрасли национального права. Однако перед наукой и соответствующей дисциплиной стоят разные задачи, как различаются и методы, используемые для их решения: «Наиболее общую задачу науки можно сформулировать как накопление и углубление знания об объектах конституционно – правовой действительности с помощью общих и специальных методов изучения познаваемых явлений и процессов. Задачей же преподавания является, прежде всего, передача этого знания с использованием разнообразных методических приемов, обеспечивающих их усвоение, навыки практического применения и дальнейшего творческого развития. Решение данной задачи в процессе преподавания сопряжено с умением пробудить у студентов интерес к науке конституционного права и убедить их в значимости для юриста конституционно – правовых знаний» [20, с.230].

Итак, конституционное право как учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов юридического профиля.

Учебная дисциплина ничего не изучает, она изучается сама, поэтому не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построения, методике изложения научных сведений. По мнению Г.А. Василевича, «… учебная дисциплина не ограничивается изучением отрасли, она опирается и на результаты науки, в ее рамках изучаются научные исследования. Таким образом, в сферу обучения входит не только отрасль, но и наука конституционного права. Студенты изучают понятия, суждения и выводы, идеи, концепции и теории, существующие в конституционном праве» [27, с. 60]. Также ученый проводит различие между наукой конституционного права и конституционным правом как отраслью: «Наука изучает конституционно – правовые отношения, а отрасль их регулирует» [27, с. 57]. Как полагает Д.М. Демичев [72, с. 15], конституционное право как учебная дисциплина должна рассматриваться в комплексе 3-х составляющих:

§ Введение в конституционное право

§ Отечественное конституционное право

§ Конституционное право зарубежных стран

Как учебная дисциплина конституционное право Беларуси проходит стадию своего становления. Изложение этого курса во многом зависит от того, какими теоретическими подходами руководствуется сам преподаватель. Этим конституционное право очень сильно отличается от дисциплин, где усмотрение автора курса по объяснимым объективным причинам сведено к минимуму (например, уголовное, финансовое, земельное, административное и любое процессуальное право). Такое состояние дел в конституционном праве имеет положительное значение, т. к. расширяет кругозор познания у студентов, нацеливает на творческое освоение материала. Без преувеличения можно утверждать, что среди всех отраслевых дисциплин (общая теория права, напомним, сюда не относится) конституционное право создает все возможности для удовлетворения запросов самых любознательных и критически мыслящих студентов, ведь в демократическом государстве конституционное право и любого рода догматизм – вещи абсолютно несовместимые.

Таким образом, в рассмотренных темах было раскрыто содержание и дана общая характеристика следующих понятий:

1) конституционное право как отрасль права республики Беларусь;

2) наука конституционного права;

3) учебный курс конституционного права.

Эти три понятия, тесно связанные между собой, обозначают различные общественные явления, что верно отмечено О.Е. Кутафиным [961, с.5]. Первичным из них является понятие «отрасль конституционного права». Именно ее наличие в системе права предопределило появление одноименной науки, которая изучает эту отрасль, а также учебного курса, который имеет назначением дать будущим юристам необходимые сведения для понимания, применения норм данной отрасли права.

Отрасль, наука и курс различаются между собой по назначению, функциям, предмету, системе, источникам. Отрасль объективирована в определенной системе норм права; наука – в теоретических исследованиях – монографиях, диссертациях, научных статьях; учебный курс – в учебниках, различного рода учебных пособиях. Поэтому нельзя смешивать или отождествлять рассматриваемые понятия.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под предметом науки конституционного права?

2. Что понимается под объектом науки?

3. Какие уровни познания выделяют в науке конституционного права?

4. В чем значение исследования истории развития объекта науки?

5. Почему нельзя отождествлять предмет науки и объект изучения? Объясните на примере конституционного права.

6. Дайте понятие науки конституционного права.

7. Охарактеризуйте особенности метода конституционного права.

8. Какое значение для конституционно - правовых исследований имеет стадийность процесса познания?

9. В чем значение научных понятий и категорий, используемых в системе конституционного права?

10. Что понимается под методологией науки конституционного права?

11. Какие функции науки конституционного права Вам известны? Охарактеризуйте их.

12. В чем проявляется связь науки конституционного права с идеологией?

13. Когда начинает формироваться наука конституционного права? Какие ведущие ученые – конституционалисты Вам известны?

14. Что понимается под источником науки конституционного права?

15. Какие виды источников науки конституционного права Вам известны?

16. Какими критериями определяется научность источников?

17. Почему Дж. Бентама можно назвать одним из основоположников европейской конституционной науки?

18. Что представляет собой конституционное право как учебная дисциплина?

19. Какие задачи ставятся в рамках курса конституционного права?

20. В чем Вам видится взаимосвязь науки конституционного права и соответствующей учебной дисциплины?

21. В чем особенности изучения дисциплины конституционное право?

22. В чем различие между наукой конституционного права и конституционным правом как отраслью?

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.