Формы (способы) реализации Конституции и норм конституционного права
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы (способы) реализации Конституции и норм конституционного права





Вопросам реализации конституционных норм уделялось достаточное внимание в трудах советских ученых. С точки зрения С.А. Авакьяна, реализация норм государственного (тогда использовалась такая терминология) права может происходить самыми различными способами. В связи с этим автор делит нормы на следующие группы: «нормы, имеющие самое общее действие и воплощенные в правовых состояниях; нормы, обращенные к конкретным ситуациям в качестве политических гарантий, и именно в этом заключено их действие, а не в реализации содержащихся в них правил; нормы, применяемые крайне редко из-за отсутствия юридических фактов, т.е. потребности в обращении к данным нормам; нормы, также применяемые редко ввиду исключительности содержащихся в них правил, которые законодатель предлагает применять не часто, даже если для этого возникают поводы; нормы, оставленные в реализации на усмотрение субъектов государственно-правовых отношений, предназначенные для периодического, нерегламентируемого применения; нормы, предназначенные для периодического, но все же регулярного применения, так как они носят более императивный характер по срокам и последствиям; нормы, предназначенные для повседневной реализации в деятельности правоприменяющих субъектов» [3,с.15].

В юридической литературе используются различные классификации форм реализации права, однако наиболее распространено их подразделение в зависимости от характера правореализующих действий субъектов права. По этому признаку-критерию обычно выделяют четыре основные формы реализации права: использование, исполнение, соблюдение, применение.Рассмотрим каждую из них с учетом конституционно-правовой специфики и пониманием того, что «автономность» правореализующих форм относительна, поскольку сами конституционно-правовые нормы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.



При использовании субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. В этой форме реализуются преимущественно управомачивающие конституционные нормы. Это - всегда активная форма реализации, поскольку основывается на инициативе субъектов и возможности их широкого усмотрения.

Существует значительное различие в реализации прав гражданами и использовании правомочий государственными органами и должностными лицами. Очевидно, что использование или неиспользование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Это означает, что никто не может принуждать их к использованию своих прав и никто не может нести никакой ответственности за неисполнение этих прав. Примером реализации конституционных норм гражданами может служить осуществление ими своих конституционных прав на объединение (статья 36 Конституции Республики Беларусь); участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ч.1 статьи 37 Конституции Республики Беларусь); направлять личные или коллективные обращения в государственные органы ( ч.1 статьи 40 Конституции Республики Беларусь); сохранять свою национальную принадлежность (ч.1 статьи 50 Конституции Республики Беларусь) и т.д.

По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами, для которых такая реализация представляет собой не только право, но и обязанность. Например, органы прокуратуры не только вправе, но и обязаны выступать в качестве надзорных инстанций в случаях, определенных статьей 125 Конституции Республики Беларусь. Однако положение статьи 87 Конституции Республики Беларусь, согласно которому « Президент может в любое время подать в отставку», не должно трактоваться аналогичным способом. Здесь речь идет лишь о праве, не совпадающем с юридической обязанностью.

Серьезную проблему представляют ситуации, когда игнорируются различия между «использованием» и «исполнением». Возникающий «разрыв» порождает двусмысленности и ослабляет правореализующую активность соответствующих субъектов. Например, в ч.2 статьи 112 говорится о том, что « если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным». Термины «принимает», «ставит» понимаются неоднозначно среди ученых и практиков. Иногда речь идет о соответствующем праве суда, в других случаях- о подразумеваемой юридической обязанности. Безусловно, правильному разрешению вопроса сопутствует четкая терминология, используемая в Основном Законе. Поэтому, с нашей точки зрения, в цитируемой статье должны быть прописаны утвердительные слова «обязан» либо «должен» (см. статью «О качестве законов [176] ).

Использование права чаще всего предполагается в едином контексте с правами и свободами граждан, и в некоторых случаях Основной Закон понятие использования прав и свобод отождествляет с понятием осуществления прав и свобод. Системный анализ конституционных положений позволяет выявить определенные критерии использования гражданами прав и свобод. Во- первых, использование прав и свобод должно осуществляться в полном соответствии с их юридическим и социальным назначением. Во-вторых, использование прав и свобод не должно игнорировать исполнения обязанностей. В-третьих, такая реализация не предполагает, что будут ущемляться права и защищаемые законом интересы других лиц.

При данной форме реализации права у субъектов остается максимальный простор в выборе вариантов своего поведения либо возможность для граждан (не государственных органов) вовсе отказаться от осуществления прав и свобод, хотя подобное неисполнение далеко не всегда имеет нейтральный социально-политический характер, не способствует полноценной реализации конституционных идей и приоритетов. Так, во многих европейских странах широкое распространение получил абсентеизм (когда граждане принимают решение о неучастии в выборах), и поэтому очень важно устанавливать причины, объясняющие это явление. Чаще всего избиратели свое нежелание участвовать в выборах и референдумах мотивируют тем, что их голоса не имеют реального значения при принятии важнейших государственных решений.

Исполнение как форма реализации конституционных норм предусматривается самой Конституцией Республики Беларусь (статьи 2, 58, 125 и др.), она ( в отличие от соблюдения) предполагает высокую степень активности субъектов права и ориентирует их на выполнение конституционных установлений, проведение каких-то мероприятий. Посредством данной формы реализуются обязывающие нормы, в ходе чего субъекты выполняют возложенные на них обязательства. Примером такого рода обязанностей могут служить, в частности, конституционные обязанности граждан Республики Беларусь: уплачивать налоги ( статья 56 Конституции Республики Беларусь); защищать Родину (статья 57 Конституции Республики Беларусь); исполнять судебные постановления ( ч.2 статьи 115 Конституции Республики Беларусь) и др.

Можно сказать, что исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права. За неисполнение норм предусмотрены меры конституционно-правовой ответственности, соответствующие санкции и иные неблагоприятные последствия для соответствующих субъектов.

Соблюдение конституционных норм наряду с исполнением можно отнести к выполнению конституционных требований и установлений. Данная форма выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Здесь наблюдается пассивное поведение субъектов, главное – не совершать деяний, запрещенных конституционными нормами. Термин «соблюдение» редко встречается при изложении конституционных предписаний (статья 52 Конституции Республики Беларусь). Законодатель отдает предпочтение иным лексическим формам, но в основном это связано с ограничением пределов действия государственной власти.

Анализ Конституции позволяет утверждать, что в ней достаточно широко используются запреты для установления соответствующего нормирования деятельности государства как субъекта конституционно- правовых отношений, хотя слово «запрет» может и не употребляться – «никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам» ( ч.3 статьи 25), « Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства» (ч.1 статьи 86).

Соблюдение предполагает только правомерное поведение субъектов права, и только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний. Особенность здесь видится в том, что соблюдение не требует возникновения конкретных правоотношений. Назначение этой формы – не допустить совершения действий, которые могли бы причинить вред личности, обществу, государству.

Применениеконституционных норм осуществляется уполномоченными на то субъектами и с соблюдением установленных для этого процедур. Следует особо подчеркнуть, что применение права- не исключительная прерогатива государственных органов и должностных лиц. Субъектами применения конституционных норм могут быть общественные объединения в лице своих органов, а также граждане, выступающие в особом государственно-правовом качестве (избиратели, народные заседатели и др.). Но правоприменительная деятельность этих субъектов может осуществляться лишь по делегированию государства и его органов.

В ходе правоприменения уполномоченные субъекты издают акты индивидуального значения на основе норм права (примерный перечень их установлен статьей 3 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»), решая тем самым конкретные вопросы жизни общества и государства. Неисполнение этих актов влечет за собой государственное принуждение.

Применение конституционных правовых норм осуществляется в форме либо оперативно-исполнительной, либо правоохранительной деятельности. В первом случае речь идет об организации выполнения предписаний правовых норм с помощью индивидуальных актов («Совет Республики избирает шесть судей Конституционного Суда» - п.3 статьи 98 Конституции Республики Беларусь). Во втором подразумевается деятельность, направленная на защиту норм конституционного права от каких-либо нарушений, на применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений ( «Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами» -ч.2 статьи 122 Конституции Республики Беларусь).

Применение должно способствовать реализации конституционных норм, когда возникает потребность в организующей деятельности уполномоченных субъектов. Большинство норм осуществляется без участия государства посредством соблюдения, исполнения и использования участниками конституционных правоотношений, и лишь применение опирается на специальный аппарат принуждения. Поэтому важным моментом применения конституционных норм является надлежащая правовая квалификация, представляющая собой юридическую оценку всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения конкретного случая к определенным конституционным нормам. Также особую роль в правоприменении играет соблюдение юридической формы и процедуры.

Особенность применения норм в конституционных правоотношениях предполагает, таким образом, активное участие государственной власти в общем процессе реализации положений Основного Закона. Государство не только создатель юридических норм, но и непосредственный участник их осуществления во многих случаях, особенно когда возникает спор о праве, имеются отклонения от правопорядка или прямые нарушения конституционных норм, влекущие применение мер юридической ответственности.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.