Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конституционно – правовые санкции и их особенности





Исходя из понимания санкции в общей теории права и с учетом особенностей конституционно-правового регулирования общественных отношений можно дать следующее определение конституционно-правовой санкции.

Конституционно-правовая санкция - это определенная нормами конституционного права мера государственного либо общественного воздействия в сфере конституционно – правовых отношений, которая применяется в случае несоответствия фактического поведения должному поведению, установленному диспозицией конституционно-правовой нормы, и которая содержит ее итоговую оценку.

По мнению В.О. Лучина, “в качестве конституционных санкций выступают установленные Основным Законом меры государственного принуждения (правовые лишения, обременения, правовой урон), применяемые в случае конституционного правонарушения (деликта) и содержащие его итоговую правовую оценку. Это – заложенная в конституционной форме возможность (угроза) принуждения по отношению к обязанному лицу на случай неисполнения им обязанности”[118, с. 359].

Изучение конституционного законодательства Республики Беларусь позволяет выделить основные виды мер негативной конституционно-правовой ответственности, которые могут быть рассмотрены в качестве соответствующих санкций. Итак, речь может идти о таких мерах, как:

- отмена ранее принятого решения о принятии в гражданство (были представлены подложные документы и т.п.);

- лишение статуса беженца либо отмена решения о предоставлении временного убежища физическому лицу (совершение преступления на территории Республики Беларусь, подлог документов и т.п.);

- вынесение предупреждения общественному объединению, политической партии, религиозной организации за деятельность, не соответствующую закону, уставу;

- ликвидация общественного объединения, политической партии, религиозной организации и запрет на их деятельность по решению суда;

- признание поведения физического лица, должностного лица, органа или общественного объединения противоконституционным или не соответствующим закону (например, Конституционный Суд в своем заключении констатирует имевшие место факты нарушения Палатами Парламента Конституции);

- лишение физических лиц ранее полученных ими поощрений от государства, например – наград и званий (вскрылось отсутствие оснований для их получения либо последующее поведение лица вынуждает государство отозвать свои поощрения);

- лишение или приостановление избирательного права гражданина – либо и активного, и пассивного, либо только пассивного (например, эта мера применяется в отношении лиц, находящихся в местах предварительного заключения либо отбывающих уголовное наказание по приговору суда в местах лишения свободы;

- признание выборов депутатов и выборных должностных лиц недействительными (такое решение может быть принято вышестоящими избирательными комиссиями иди судами в случае обнаружения таких нарушений законодательства о выборах, что невозможно установить результаты голосования);

- отмена решений нижестоящих избирательных комиссий, не соответствующих закону, вышестоящими избирательными комиссиями. Решения любых избирательных комиссий могут быть отменены судом;

- отмена решения о регистрации кандидата в депутаты либо президенты ранее принятого соответствующей избирательной комиссией (в случае обнаружения ложных данных либо грубых нарушений законодательства кандидатами либо избирательными объединениями);

- расформирование избирательных комиссий (в случае нарушения избирательных прав граждан, повлекших признание недействительными итогов голосования либо результатов выборов);

- досрочное прекращение полномочий доверенных лиц по решению кандидата, избирательного объединения, определивших этих лиц;

- удаление из помещения для голосования члена избирательной комиссии, наблюдателя в случае нарушения ими избирательного законодательства, которое повлияет на объективные результаты голосования (мера применяется соответствующей участковой избирательной комиссией);

- роспуск, прекращение полномочий, расформирование органа, а также прекращение полномочий (освобождение, отрешение от должности) соответствующего должностного лица;

- упразднение государственного органа как форма прямой или скрытой отрицательной оценки его деятельности (например, Президент может ликвидировать любой орган исполнительной власти, кроме Совета Министров);

- приостановление деятельности органа либо должностного лица (такая мера может прямо предусматриваться законодательством либо вытекать из общего права на создание и формирование соответствующих органов, а также контроля за их деятельностью);

- недоверие Правительству со стороны Парламента, отказ в доверии (например, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия Президенту на назначение Премьер–министра. Глава государства должен выбрать – либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Палату представителей и назначить новые выборы (и то, и другое тоже станет санкцией);

- отставка отдельного члена Правительства, а также руководителя органа исполнительной власти, не входящего в состав Правительства;

- отзыв депутата, выборного должностного лица избирателями (в Республике Беларусь не практикуется);

- прекращение полномочий депутата, выборного должностного лица на основе вступившего в законную силу обвинительного судебного приговора по решению соответствующего представительного органа (лицо, осужденное судом за совершение преступления и отбывающее наказание, не может оставаться во власти);

- предупреждение, замечание депутату, лишение его слова при выступлении не по теме или с использованием оскорбительных выражений, отключение микрофона, удаление из зала заседаний. Те же меры могут применяться в отношении и иных лиц, участвующих в заседании или присутствующих в зале заседаний (речь идет о т.н. процессуальных санкциях, вытекающих из деятельности представительных органов);

- отмена решения одного органа другим органом (например, решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами);

- отмена органом акта своего руководителя (например, Палата представителей отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей);

- признание нормативного правового акта противоречащим Конституции с последующей отменой его органом, допустившим издание (принятие) такого акта. Такое полномочие закреплено за Конституционным Судом Республики Беларусь;

- отмена судом решения государственного органа или должностного лица (речь идет о правовых актах ненормативного характера);

- выдворение, высылка, депортация (это меры, применяемые компетентным государственным органом власти с тем, чтобы принудить иностранцев либо лиц без гражданства покинуть территорию Республики Беларусь).

Перечень представленных санкций не является исчерпывающим, но даже обзорное их рассмотрение позволяет, как нам представляется, увидеть общую картину мер негативной конституционно-правовой ответственности. Следует лишь обратить внимание на то обстоятельство, что конституционно-правовые санкции нередко предполагают привлечение ответственного субъекта и к иным мерам юридической ответственности, чаще всего – административно-правовой и дисциплинарной.

В Республике Беларусь сложилась целая система конституционно-правовых санкций. С определенной долей условности рассмотренные меры конституционно-правовой ответственности можно сгруппировать.

Первая группа санкций обращена к физическим лицам и направлена на правильное оформление их отношений с государством.

Вторая группа санкций предусматривает меры, принимаемые в отношении политических партий, иных общественных объединений, религиозных организаций и других коллективных субъектов.

Третья группа санкций относится к государству в целом, государственным органам и должностным лицам. Базовым здесь является положение о том (ст. 2 Конституции Республики Беларусь), что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Могут быть и иные подходы в классификации санкций. Например, они могут быть рассмотрены в качестве правовосстановительных и карательных, и главным основанием такой классификации будет являться способ, посредством которого санкции способствуют охране общественных отношений. Конституционно-правовые санкции можно разделить на основные и дополнительные, простые и комплексные.

Необходимо отметить, что единого порядка применения конституционно-правовых санкций не существует, и, по-видимому, предусмотреть такой порядок невозможно из-за видового разнообразия этих санкций. Проблема реализации конституционно-правовых санкций также очевидна: нередко либо порядок их применения не определен, либо они неприменимы, либо не применяются. Как указывает по этому поводу В.А. Виноградов, «в таком случае установление санкций не только не имеет смысла, но и влечет эффект, обратный ожидаемому, потому что, когда санкции превращаются в абстрактную угрозу, декларативными становятся и конституционно-правовые нормы в целом» [56, с. 80].

К особенностям конституционно-правовых санкций можно отнести то, что они:

Во-первых, очень часто носят ярко выраженный политический характер как по основаниям применения, так и по кругу субъектов;

Во-вторых, круг субъектов, уполномоченных применять такие санкции, очень широк (практически все органы государственной власти и должностные лица, а также граждане, например, в случае отзыва депутата);

В-третьих, следует учитывать то обстоятельство, что высшие органы государственной власти и должностные лица во многом определяют собственную ответственность, и поэтому здесь очень важно соблюсти конституционный принцип «сдержек и противовесов»;

В-четвертых, применение конституционно-правовых санкций, за редким исключением, не влечет судимости или иного состояния наказанности;

В-пятых, в конституционно-правовой ответственности на первый план выступает правосстановительная функция, и лишь в немногих случаях преследуется карательная цель, то есть наказание лица, совершившего конституционно-правовой деликт;

В-шестых, конституционно-правовая санкция существует не как санкция какой–либо одной нормы конституционного права и как следствие этого, формулируются они не в качестве части каких-либо норм, а как самостоятельные нормы в виде диспозиции;

В-седьмых, конституционно-правовые санкции могут быть применимы к субъекту, поведение которого с формально-юридической точки зрения невиновно.

И последнее. Нетрудно заметить, что для конституционно-правовой ответственности характерен отсылочный способ. Однако конституционно-правовая ответственность не должна подменяться неопределенными отсылками к другим нормативным правовым актам, в которых эта ответственность иногда и не устанавливается. Любые отсылки, имеющие отношение к санкциям, должны быть предельно конкретными и иметь точный адресат. Следует признать, что отсутствие санкций во многих конституционно-правовых нормах снижает эффективность их действия и не всегда может быть компенсировано санкциями других отраслей без опасения, что эти нормы останутся без действенной защиты.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.