Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конституционное регулирование народного суверенитета в Республике Беларусь. Формы его осуществления





Народовластие (народный суверенитет) в ст. 3 Основного Закона признается основой конституционного строя Республики Беларусь. Анализ этого положения позволяет говорить о том, что:

· Конституция характеризует белорусский народ в качестве носителя суверенитета;

· народ является единственным источником власти;

· народ рассматривает властвующим субъектом;

· народ вправе поручать осуществление власти иным структурам;

· осуществление власти народом имеет пределы, определенные Конституцией, что исключает перерождение власти народа в охлократию, т. е. власть толпы.

На основе теории народного суверенитета и в результате толкования Конституции Беларуси можно сделать вывод: народный суверенитет – это принадлежность народу всей полноты власти в нашей стране, а также возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через представительные и иные органы. Но государство народовластия может быть только демократическим государством.

Рассуждая о сущности власти народа, российский ученый С. А. Авакьян указывает, что «это самоорганизация народа в целях управления своими делами посредством принятия общеобязательных решений и использования организационных механизмов и процедур, предполагающих участие в осуществлении властных функций и самого народа, и образуемых им органов» [2, с. 333]. Здесь же автор предлагает важнейшие характеристики народного суверенитета:

а) только там, где власть символизируется с народом и принадлежит народу в полном объеме, можно говорить о народном суверенитете;

б) критерий народного суверенитета – производность власти в обществе и государстве от народа, т. е. никто, не уполномоченный народом (непосредственно или через органы, созданные народом), не может осуществлять какую-либо властную деятельность в стране;

в) уполномоченный орган не может абсолютизировать свои полномочия, забывать об их производности от власти народа; можно сказать и более категорично – такой орган осуществляет не свою власть, а власть (часть власти) народа (естественно, не отрицая властный характер его полномочий);

г) народный суверенитет не позволяет трактовать роль народа по принципу «царствует, но не правит», т. е. будучи источником любой власти в обществе и государстве, народ и сам не устраняется от ее осуществления, а, наоборот, непосредственно реализует ряд ключевых властных функции;

д) народ предопределяет характер власти в стране в целом и направления деятельности отдельных государственных органов и органов местного самоуправления по ее осуществлению.

Здесь необходимо сделать важную оговорку с учетом специфики России. Дело в том, что согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и власть местного самоуправления как смешанная общественно-государственная власть является самостоятельной формой реализации власти народа Российской Федерации. В Беларуси Основной Закон подразумевает включение органов местного управления и самоуправления в систему государственной власти. А это означает, что власть народа в Республике Беларусь осуществляется в двух основных формах: государственная власть и общественная власть. О последней из указанных следует сказать отдельно.

Если под общественной властью понимать власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах, то отсюда является ошибочным предположение, будто власть народа – это всегда государственная власть и только ее можно считать публичной и политической.

На это важное обстоятельство обращает внимание С. А. Авакьян, когда пишет о том [2, с. 338], что наиболее типичными примерами структур, для которых категория общественной власти реально существует, являются политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, религиозные организации, а также трудовые коллективы как объединения граждан по месту работы. Они подчиняют свою деятельность порядку, ими же определенному, зачастую зафиксированному в каком-то документе – уставе объединения, регламенте собрания, коллектива и др. Правила носят обязательный характер для тех, кто в объединении, коллективе. Им надо следовать, решения общих собраний и органов – выполнять, процедуры – соблюдать. В противном случае возможны и общественные санкции – замечания, предупреждения, в общественном объединении – исключение из его состава.

Различие между общественной и государственной властью состоит в том, что первая из указанных опирается на методы общественного воздействия, обычаи и традиции; она не может прибегать к государственному влиянию и принуждению для достижения своих целей. Однако это обстоятельство не исключает возможность необходимого вмешательства государственных органов и должностных лиц в случае нарушения объединением законодательства или общественного порядка участниками общественных акций (пикеты, митинги, демонстрации, шествия и т. п.), организуемых объединением.

С учетом сказанного можно утверждать, что власть народа в Республике Беларусь в зависимости от форм ее осуществления является государственной, политической и общественной.

Политический характер власти народа подразумевает, что в ее осуществлении нужно видеть политические цели, механизмы и процедуры. Следует учитывать, что она организуется в политически организованном обществе и должна учитывать всё многообразие его состава и балансировать устремления различных социальных групп, на что ориентируют статьи 4, 5, 33, 37 и др. Основного Закона Беларуси. Наконец, на осуществление власти граждане влияют как индивидуально, так и группами, а также через политические и иные общественные объединения.

Среди двух указанных форм власти народа первой по степени значимости конечно-же является государственная власть, поскольку акты государственной власти распространяются на всех граждан, проживающих на территории Беларуси, имеют обязательный характер, т. е. подлежат исполнению всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Только государственная власть при необходимости может прибегнуть к насилию, принуждению, наложению государственных санкций.

В Республике Беларусь государственную власть осуществляют либо народ в целом (ст. ст. 3, 73 Конституции Республики Беларусь), либо специальная система органов государственной власти (ст. ст. 3, 6, 117 и др. Конституции Республики Беларусь). Высшим выражением осуществления государственной власти самим народом являются референдум и выборы депутатов Палаты представителей, Президента Республики Беларусь.

В нашей стране референдумы могут быть двух видов: республиканские и местные (ст. 73 Конституции Республики Беларусь). Решения, принятые на референдуме, согласно ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» являются разновидностью нормативного правового акта, т. е. относятся к источникам действующего белорусского права. Решения республиканского референдума по своей юридической силе идут, с нашей точки зрения, вслед за Конституцией. Важно и то, что решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом (ст. 77 Основного Закона Республики Беларусь).

Обратим внимание и на тот факт, что решения референдума – это единственный нормативный правовой акт, который не может быть рассмотрен Конституционным Судом Республики Беларусь на предмет соответствия Основному Закону (см. внимательно ч. 4 ст. 116). В этой связи было бы целесообразно предоставить Конституционному Суду Республики Беларусь полномочие по превентивному контролю за проектом решения, предлагаемого для народного голосования. Причем такие проекты должны быть рассмотрены Конституционным Судом в порядке обязательной процедуры, а решения по ним иметь императивный характер.

Помимо самого народа, государственную власть народа осуществляют по его уполномочию органы государства, и делают они это на постоянной (регулярной) основе, в то время как необходимость в акциях с участием народа возникает лишь периодически. Понятия «орган государства» и «орган государственной власти» в законодательстве Республики Беларусь употребляются как тождественные. Определение государственного органа дается в ч. 1 ст. 3 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»: «государственный орган – образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности» [311].

В основу функционирования государственной власти в Республике Беларусь положен принцип разделения властей и система «сдержек и противовесов», что следует из анализа статьи 6 Конституции Республики Беларусь. Однако в делении органов государства на законодательные, исполнительные и судебные есть немало проблем, на которых мы остановимся в теме: «Понятие и основные принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь».

При рассмотрении народного суверенитета (власти народа) важно правильно соотносить его с понятием «государственный суверенитет» и «национальный суверенитет», поскольку все три проявления суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны, однако именно народный суверенитет как осуществление всей полноты власти народом можно считать предпосылкой и основой как государственного, так и национального суверенитета.

Связь между этими понятиями видится М. В. Баглаю следующим образом: «Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государственного суверенитета, ибо любое ущемление независимости государства, изменение верховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов» [11, с. 125].

Естественно, что реализация народного суверенитета в форме государственной власти возможна лишь с созданием государства, поскольку лишь в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. Но и в рамках государства, согласно современным представлениям о демократии, народ все равно остается главной решающей силой, а не придатком государства.

Трактовки народного суверенитета предлагаются самые разные. Ю. А. Тихомиров предельно краток, когда суверенитет народа рассматривает «источником государственной власти и основой существования и развития государства» [276, с. 41]. Иначе звучит подход А. В. Зиновьева: «Народный суверенитет – верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе». О. Е. Кутафин: «Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ» [78, с. 87]. Что очень важно, данный автор напрямую «увязывает» идею народовластия с концепцией демократического государства, о чем не говорится в большинстве источников. Нам представляется, что идея народовластия в ее современном прочтении обязательно должна подразумевать признание всех принципов демократии, о чем будет сказано при рассмотрении вопроса «Суверенитет, демократия, права человека».

В предыдущем вопросе нами подчеркивалось, что народный суверенитет является результатом развития социальных, экономических, политических и духовных отношений в обществе, т. е. не нормы права, а общественно-политический и социально-экономический уклад являются основанием возникновения суверенитета народа. Иными словами, суверенитет представляет собой диалектическое единство политического содержания и юридической формы, в котором определяющие значение имеет первая составляющая.

Отмеченное единство выражается в том, что в законодательстве, и прежде всего в Конституции, воплощается суверенная воля народа, который осуществляет свою власть через институты прямой и представительной демократии. Только народ самостоятельно определяет объём и содержание своих суверенных прав и возлагаемых на государство обязанностей, тем более в ситуации, когда Конституция принимается через народное голосование. Однако народный суверенитет не следует отождествлять с самой властью, это – важнейший организационно-политический принцип государства и общества в целом, обеспечивающий верховенство и полновластие народа.

По мнению Б. С. Эбзеева [297, с. 344], важное значение имеют и факторы социально-психологического характера: вопрос о суверенитете народа возникает тогда, когда общество начинает сознавать необходимость ограничения абсолютной власти государства (независимо от того, в ком эта власть воплощается) и её подчинения определённому правопорядку, в основе которого, как следует из опыта государственного развития человечества, - известная децентрализация и разделение властей, появление конституций, утверждение в общественном сознании и политико-правовой практики прав человека.

Можно утверждать, что современная концепция народного суверенитета подразумевает принадлежность народу учредительной власти, а сама Конституция выступает результатом деятельности этой власти, воплощаемой народом. Не случайно преамбула Конституции Республики Беларусь начинается словами: «Мы, народ Республики Беларусь, …».

Полновластие народа и его верховенство, национальный и государственный суверенитет находятся в органическом единстве, но именно полновластие народа лежит в основе государственного суверенитета, который, в свою очередь, в современном обществе выступает в качестве выразителя суверенной воли народа. Суверенитет един и не может быть разделен между народом, нацией и государством, это – различные стороны одного и того же социально-политического и конституционно-правового явления. Содержание принципа суверенитета исключает одновременное существование нескольких суверенных властей в одном государстве. Речь может идти о разных аспектах одной и той же категории и разных подходах к её обеспечению.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.