Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы интеграции Беларуси и России.





- 26 июня 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

- 6 января 1995 г. Беларусь и Россия заключили Соглашение о Таможенном союзе.

- 21 февраля 1995 г. президенты Беларуси и России подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.

- 26 мая 1995 г. у белорусской деревни речка Президентом Республики Беларусь и председателем Правительства РФ был убран символический пограничный столб. Это означало ликвидацию границы между Беларусью и Россией.

- 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, который стал первым документом в интеграционном процессе Беларуси и России.

Заключение договора было направлено на обеспечение тесного и взаимовыгодного развития двух государств. К этому времени СНГ переживало кризис и уже не являлось эффективным органом сотрудничества государств. Сообщество было основано на принципах суверенитета и равенства сторон.

Цель создания Сообщества: объединение материального и интеллектуального потенциалов государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.

Органы Сообщества.

Ø Высшим органом Сообщества являлся Высший Совет, в который входили главы государств и правительств, руководители парламентов, а также председатель Исполнительного Комитета. Высший Совет решал важнейшие вопросы развития Сообщества.

Ø Парламентское Собрание формировалось из равного числа парламентариев от каждой из Сторон. Оно принимало модельные законодательные акты и вносило соответствующие предложения в органы, имеющие право законодательной инициативы, в парламенты и в Высший Совет – по вопросам развития правовой базы Сообщества.

Ø Исполнительный Комитет: был создан в качестве постоянно действующего исполнительного органа для организации практической работы по выполнению Договора.

Функциями органов Сообщества являлось:

Ø проведение общей экономической и социальной политики, разработка и реализация совместных программ;

Ø формирование единой нормативно-правовой базы;

Ø осуществление мероприятий, направленных на унификацию денежно-кредитных, налоговых и бюджетных систем;

Ø разработка и осуществление мер, создающих условия для введения общей валюты;

Ø формирование единой энергетической, транспортной систем и системы связи;

Ø рациональное размещение новых и модернизация существующих производственных мощностей;

Ø взаимодействие в решении вопросов занятости населения;

Ø согласованное осуществление внешнеэкономических связей;

Ø совместная организация таможенного дела;

Ø формирование единых стандартов, эталонов, метрических систем, статистики;



Ø всемерное содействие развитию общего научного, образовательного и культурного пространства;

Ø взаимодействие в обеспечении охраны окружающей среды, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;

Ø создание единой метеорологической службы;

Ø взаимодействие в обеспечении безопасности и охране границ.

Результаты работы Сообщества.

В сфере деятельности по созданию равных условий для повышения уровня жизни граждан был принят ряд важных решений, касающихся равноправия в области образования, получении медицинского обслуживания, в трудоустройстве, оплате труда и предоставлении социальных гарантий.

Например, Постановление Исполнительного комитета о взаимном равенстве прав абитуриентов.

Образован Таможенный комитет Сообщества и Пограничный комитет Сообщества.

Были утверждены Общие принципы военного строительства, концепция совместной оборонной политики. Введен единый режим ввоза-вывоза наличной валюты для граждан Беларуси и России при перемещении их за пределы общей таможенной границы.

Таким образом, год существования Сообщества имел свои положительные результаты и стал первым этапом в создании Союзного государства Беларуси и России.

Однако существовали и отрицательные результаты деятельности Сообщества. Ряд задач, поставленных Договором, так и не был решен. Отсутствовали четкие процедуры трансформации решений органов Сообщества в национальные законодательства государств. На практике это выражалось в игнорировании их решений. Договор во многом имел политический, декларативный характер.

- 2 апреля 1997 г. Высший Совет Сообщества Беларуси и России рассмотрел и одобрил тексты Договора о Союзе Беларуси и России, а также вынес одобренный им проект Устава Союза Беларуси и России на всенародное обсуждение. После обсуждения Устав Союза Беларуси и России был подписан 23 мая 1997 г., а затем ратифицирован вместе с Договором.

Согласно Договору о Союзе Беларуси и России Сообщество преобразовалось в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу, который в соответствии со ст. 4 Договора являлся его неотъемлемой частью. Каждое государство-участник Союза сохраняло государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

В качестве целей Союза были определены:

Ø укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях;

Ø повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности;

Ø устойчивое социально-экономическое развитие государств на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики;

Ø сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы Союза;

Ø обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью;

Ø содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.

В Уставе были более четко и подробно определены цели, задачи и полномочия Союза. Устав содержал нормы о гражданстве Союза, органах Союза и их компетенции, должностных лицах этих органов, о бюджете и финансах и др.

К примеру, в Уставе были определены такие полномочия Союза как:

Ø обеспечение прав граждан государств-участников Союза, которые им предоставляются как гражданам Союза;

Ø обеспечение равенства прав граждан Союза в получении всех видов образования и медицинской помощи, трудоустройстве, оплате труда и других областях;

Ø принятие правовых актов Союза; создание правовой системы Союза; согласование действий в процессе развития законодательства государств – участников Союза;

Ø создание и регулирование общего рынка в области энергетики, транспорта и связи;

Ø обеспечение свободного перемещения товаров, услуг капиталов, рабочей силы в пределах границ Союза;

Ø проведение единой таможенной политики;

Ø координация деятельности в сфере валютного регулирования;

Ø введение единых стандартов, правил бухгалтерского учета; ведение единой статистики;

Ø разработка, утверждение и исполнение бюджета Союза;

Ø использование имущества Союза;

Ø контроль за исполнением принятых решений, включая исполнение бюджета Союза;

Ø и ряд других.

В области правового статуса личности ключевыми можно определить нормы Устава, касающиеся введения гражданства Союза (граждане Беларуси и России одновременно являлись гражданами Союза), что в свою очередь повлекло увеличение объема как прав, так и обязанностей граждан.

Помимо указанного выше принципа равенства прав граждан Союза в различных сферах жизни, закреплялись следующие права:

а) на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории Республики Беларусь и территории Российской Федерации с соблюдением правил, установленных законами этих государств в отношении отдельных районов и местностей;

б) на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства – участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства – участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства;

в) на участие в управлении делами Союза;

г) на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства-участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства;

д) если гражданин постоянно проживает на территории другого государства-участника Союза, то он имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления этого государства.

В Уставе закреплялась та же система органов Союза, что была в сообществе. Отмечалось, что решения органов Союза принимаются в пределах их компетенции и без ущерба конституциям государств-участников Союза. При необходимости органы государственной власти государств-участников должны были приводить свои правовые акты в соответствие с решениями органов Союза или издавать правовые акты, обеспечивающие реализацию этих решений.

В процессе своей деятельности органами Союза было принято большое количество решений, предусматривающих реализацию комплекса мер в различных областях: внешней и внутренней политике, экономике, социальной политике, культурной жизни, экологии, здравоохранении, финансовой политике и т.д. Несмотря на определенные результаты, не все решения были реализованы, либо выполнялись не в полной мере, с нарушением сроков. Кроме того, не сложилась система контроля за исполнением решений. Практика показала необходимость создания более эффективных наднациональных органов, что было учтено в последующем при подготовке Договора о создании Союзного государства.

- В 1998 г. была принята Декларация о дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации, которая подтвердила желание двух стран объединиться в Союзное государство, а также закрепила конкретные мероприятия, которые необходимо было провести для достижения поставленной цели (создание союзных органов, всенародное обсуждение договора о союзном государстве и др.).

- 8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства, что послужило началом нового этапа в процессе интеграции двух стран.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.