|
По теме «ХХ век. Культура постмодернизма»Вопросы для обсуждения 1. Мировоззренческие ориентиры и ценности в культуре постмодернизма. 2. Феномен информационной культуры и его воздействия на представления человека о природе, обществе и о самом себе. 3. Нужна ли человеку любовь? 4. Чайка, живущая в каждом из нас: цель и средства ее достижения. 5. Тоталитаризм и Мы. 6. Фашистское сознание и его носители. 7. Проблема Добра и Зла.
Литература: 1. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Ростов – н -Д, 1996. 2. Ромен Гари «Воздушные змеи», Спб., 2001. 3. Ромен Гари «Обещание на рассвете», М., 2006. 4. Рот Ф.«Людское клеймо». М., 2007. 5. Барнс Д. «Любовь и так далее». М., 2007. 6. Барнс Д.«История мира в 10 ½ главах», М., 2006. 7. Бах Ричард «Чайка Джонатан Ливингстон». Киев, 2000. 8. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПБ, 1998. 9. Козловски П. Культура постмодерна. М.1997. 10. Кандинский В.О духовном в искусстве. М., 1992. 11.Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. 12. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. 13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
СЕМИНАР№10 По теме «Современная социокультурная ситуация и основные направления современной культурологии» Вопросы для обсуждения 1. Понятие социокультурной ситуации и факторы, ее определяющие. 2. Как повлияло отсутствие цензуры (идеологической) на социокультурную ситуацию в стране. 3. Культура и рынок, культура и демократия. 4. Глобальные проблемы современности и культура. 5. Основные направления современной культурологии. 6. Роль религии и Церкви в современной социокультурной обстановке.
Литература: 1. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993. 2. Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991. 3. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Ростов – н -Д, 1996. 4. Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2005.
7. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов 1. Основные культурологические теории. 2. Идеи гуманизма в истории европейской культуры. 3. Природа, человек, культура. 4. Мифология и религия Древнего Египта. 5. Ислам и Россия. История и современность. 6. Буддизм в истории мировой культуры. 7.Образ человека в древнегреческой и древнеримской культурах. 8. Влияние Византии на формирование русской культуры. 9. Русская иконопись. 10. Духовные ценности сословий средневекового общества. 11. Отражение новых идеалов общества в искусстве Возрождения. 12. Лютеранство и кальвинизм в культуре Европы. 13. Математика и естествознание в картине мира XVII-XVIII вв. 14.Культура XVIII в.: эволюция художественных стилей. 15. Евразийцы о русской культуре. 16. Образ царя и царистская идея в русской культуре. 17. Реформы и революции в истории русской культуры. 18. Модернизм как художественное направление. Основные течения. 19. Советская культура: специфика и основные этапы развития. 20. Постмодернистское общество и его проблемы.
8. Тестовые задания для оценки знаний студентов Тестовые задания к теме 1.1 1. Мера и способ развития в человеке специфически человеческих качеств это: а) общество; б) мировоззрение; в) культура; г) деятельность. 2. Какая форма деятельности является доминирующей в процессе совершенствования культуры: а) творческая деятельность; б) социально-преобразующая деятельность; в) репродуктивная деятельность; г) материальная деятельность? 3. В центре внимания культурологии: а) анализ сущности культуры как целостного образования; б) изучение отдельных элементов культуры (религии, морали, искусства и т.д.); в) особенности культуры и быта различных народов; г) обычаи, обряды, традиции народов. 4. В чем суть человеко-творческой функции культуры: а) культура способствует развитию и совершенствованию в человеке специфически человеческих качеств; б) с помощью культуры человек преобразует окружающий мир; в) через культуру человек познает окружающий мир и себя в нем; г) культура регулирует взаимоотношения людей? 5. Как называется молодежная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры («культуры отцов»): а) конформизм; б) контркультура; в) конфессиональная культура? 6. Когда появился термин «культура» в его современном значении: а) в XVIII в.; б) в XIX в.; в) в XX в.? 7. Какие опасности ожидают общество с низкой массовой культурой: а) развиваются идеи демократизма и плюрализма; б) формируются взаимная нетерпимость, национализм, упрощение формы; в) складываются принципы пролетарского интернационализма; г) формируются принципы тоталитаризма? 8. Как называется понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени: а) обычай; б) ритуал; в) обряд; г) традиция? 9. Кто из российских мыслителей высказал мысль о том, что культура «ядром своим и корнем имеет культ…» а) Н. Лосский; б) Н. Данилевский; в) П. Флоренский; г) Е. Трубецкой?
10. Как называется идейное течение и общественное движение «мятежных» групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун, получившее развитие в 60-70 гг. XX в., совокупность социокультурных установок, ценностей и ориентаций, противостоящих современной культуре: а) конформизм; б) бытовая культура; в) контркультура; г) субкультура? 11. Структура современного культурологического знания включает: а) гносеологию, эстетику, философию искусства и культуры, этику; б) социологию культуры, культурную антропологию, прикладную культурологию; в) философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию; г) историю европейской и отечественной культуры, цивилиографию.
Тестовые задания к теме 1.2 1. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенным(и) критерием(ями) является(ются): а) генетический «код», IQ коэффициент (коэффициент интеллектуального уровня человека); б) достижения в области образования, науки и искусства; в) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, ментальность; г) средняя продолжительность жизни.
2. Какая из указанных форм деятельности обеспечивает преемственность культурного развития, передачу опыта от одного поколения к другому: а) социально-преобразующая; б) репродуктивная; в) материально-преобразующая; г) творческая? 3. Как называется наука о происхождении, эволюции человека, образовании человеческих рас: а) этнология; б) антропология; в) археология? 4. К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлений, НЕ относится метод… а) семиотики; б) сравнительно-исторический; в) социологический; г) структурно-функциональный. 5. Культурные нормы – это… а) процесс обозначения мира, понятий и вещей; б) продукты человеческой деятельности; в) законы и стандарты социального бытия. 6. Социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся на протяжении длительного времени, - это… а) норма; б) ритуал; в) обычай; г) традиция. 7. Автором работы «Идея к философии истории человечества», благодаря которому культура стала особым предметом теоретических исследований, является: а) Монтескье; б) Вико; в) Гердер; г) Фуко. 8. Культурология представляет собой: а) отдельную автономную отрасль научного знания; б) область научного знания, включенного в философию; в) разрозненные знания о культурных явлениях и объектов; г) социологическую дисциплину. 9. И. Кант называл цивилизацией: а) общество, для которого характерна письменность; б) нисходящий тип культуры; в) внешний технический тип культуры; г) общество, имеющее ирригационные системы. 10. К методам, направленным на понимание культурных явлений, НЕ относится метод… а) наблюдения; б) сравнительно-функциональный; в) факторного анализа; г) сравнительно-исторический. 11. Прикладная культурология решает задачи: а) познание объективных закономерностей развития культурных явлений; б) описания культурных событий; в) формирование принципов и технологий управления культурными процессами; г) анализа семантики культурных объектов. Тестовые задания к теме 1.3 1. Автор работы «Закат Европы»: а) Хейзинга; б) Шпенглер; в) Тойнби; г) Вебер. 2. Что Тайлор считал определяющей особенностью первобытной культуры: а) господство коллективной (общинной) собственности на средства производства; б) анимистическое мировосприятие; в) использование примитивных орудий труда; г) органическая связь первобытных народов с природой? 3. Понятие «этнос» обозначает: а) народ; б) класс; в) раса; г) молодежь. 4. Автор «пассионарной» теории этногенеза: а) Карсавин; б) Ильин; в) Шахматов; г) Гумилев. 5. Кому из перечисленных ниже теоретиков культуры принадлежит идея «архетипов культуры»: а) Э. Кассиреру; б) О. Шпенглеру; в) К. Юнгу; г) П. Сорокину? 6. Кто из известных культурологов выдвинул «Игровую теорию культуры»: а) Ф. Ницше; б) Й. Хейзинга; в) К. Юнг; г) О. Шпенглер? 7. Кто из отечественных культурологов выдвинул положение о том, что история – это историческое бытие этнических общностей, обособленных, локальных «культурно-исторических» типов (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе с природой и друг с другом: а) Н. Данилевский; б) Л. Карсавин; в) Н. Михайловский; г) В. Ключевский? 8. Назовите имя философа, который в своей теории элитарного искусства разделил людей на два антропологических типа: «людей пользы» (массу) и «людей гения», обладающих особой эстетической одаренностью: а) А. Шопенгауэр; б) Г. Плеханов; в) Г. Гегель; г) А. Камю. 9. Кто из западных философов, один из противников массовой культуры написал книгу «Восстание масс»: а) Х. Ортега-и-Гассет; б) К. Поппер; в) Ж.П. Сартр; г) Г. Маркузе?
10. Кто считал, что цивилизация – это угасание творческих сил, смерть духа культуры, направленность к практической организации жизни, к счастью и наслаждению, торжество техники над духом: а) Хейзинга; б) Тойнби; в) Бердяев; г) Зиммель? 11. Научно-обоснованная критика европоцентризма во взглядах на культурную историю человечества впервые дается в исследованиях: а) Данилевского; б) Тайлора; в) Маркса; г) Вико. 12. В чем суть теории культурно-исторического цикла, автором которой является Вико: а) развитие культуры идет от этапа дикости через варварство к цивилизации; б) культура проходит этапы рождения, роста, расцвета и с истощением творческой энергии приходит к смерти; в) культура имеет бесконечное и прогрессивное развитие; г) культурная история человечества многовариантна и альтернативна? 13. Как понимается прогресс мировой культуры в теории Данилевского: а) как развитие от низшего к высшему, от простого к сложному; б) как развитие человечества по пути к унификации, стиранию различий между народами; в) как господство техники и технологий в культуре; г) как стремление к росту многообразия культур различных народов: чем больше разнообразных культур, тем совершенней и прогрессивней вся человеческая культура в целом? 14. О. Шпенглер утверждал, что в истории человечества нет поступательного движения, а есть повторяемость и цикличность. Что, с точки зрения Шпенглера, отличает одну культуру от другой: а) наличие так называемой «души», с появлением которой культура рождается, расцветает и умирает, когда «душа» утрачивает свои силы; б) национальная принадлежность народа, составляющего данную культуру; в) тип производственных отношений. 15. Установите соответствие между семиотическим явлением и его определением: · Язык; · Речь; · Письмо. А)знаковая система, служащая средством человеческого общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению; Б)деятельность говорящего или пишущего, направленная на взаимодействие с другими лицами; В)знаковая система фиксации мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние.
Тестовые задания к теме 1.4 1. Кто из философов сформулировал теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуально замкнутый характер: а) О. Шпенглер; б) Н. Данилевский; в) Н. Бердяев? 2. Как П. Сорокин называл тип культуры ценностей, которые ориентированны на улучшение материальных условий жизни: а) культура сенситивная (чувственная); б) культура гражданская; в) культура утилитарная; г) культура соционормативная? 3. Как по классификации П. Сорокина называется тип культуры, который базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности: а) идеациональный; б) материальный; в) духовный; г) идеалистический? 4. Установите историческую последовательность типов культур, выделенных Маргарет Мид по критерию взаимодействия поколений: а) префигуративная культура (взрослые учатся преимущественно у более молодых); б) кофигуративная культура (дети и взрослые учатся преимущественно у сверстников); в) постфигуративная культура (дети учатся преимущественно у своих предшественников). 5. Разновидностью культуры, ориентирующей свои ценности на «усредненного потребителя», является … культура. а) популярная; б) коммерческая; в) массовая; г) потребительская.
6. Назовите две черты, НЕ характерные для западного типа культуры: а) коллективизм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм; г) преобладание активного творческого типа личности. 7. Двумя характерными чертами русской духовной культуры являются: а) соборность; б) стремление к личному успеху; в) преобладание этического начала над правовым; г) рациональное мышление. 8. Концепции «осевого» времени Карла Ясперса соответствует утверждение... а) существовало и существует много центров культуры, каждая культура имеет ценность, все культуры равноправны; б) в многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества; в) не существует единого направления прогресса мировой культуры; г) кризис и гибель культуры неизбежное явление. 9. Термин, которым в философии культуры обозначают идею равноправия культур, признания их собственного достоинства и суверенности: а) диалог культур; б) форумность культур; в) полемичностькультур; г) автокефальность культур. 10. Установите соответствие между культурным явлением и его определением: · культурный код; · культурный тип; · культурный символ. а)носитель фундаментальных смыслов культуры, интегрирующий ментальность людей и объединяющий их в культурное сообщество; б)своеобразный, относительно целостный культурный мир знаний, ценностей и норм; в)базовая смысловая структура культуры, обеспечивающая ее идентичность и целостность.
Тестовые задания к теме 2.1 1. Что Тайлор считал определяющей особенностью первобытной культуры: а) господство коллективной (общинной) собственности на средства производства; б) анимистическое мировосприятие; в) использование примитивных орудий труда; г) органическая связь первобытных народов с природой? 2. Наделение предметов и явлений окружающего мира чудодейственными мистическими свойствами: а) рационализм; б) фетишизм; в) дуализм; г) монизм. 3. Антропоморфизм – это: а) учение о человеке; б) наделение процессов и явлений природы человеческими качествами; в) тип философского мышления; г) признание в человеке божественной сущности. 4. Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и с верой в происхождение от них: а) тотемизм; б) фетишизм; в) анимизм? 5. Назовите место, куда ходили наши древние предки, чтобы поклониться языческим богам: а) капище; б) святилище; в) кумирня; г) жертвенник. 6. Как в философии Платона называется создатель Вселенной: а) демиург; б) творец; в) гений; г) герой? 7. Укажите 2 особенности, характеризующие отношение к окружающему миру в западном типе культуры: а) единение природы и культуры; б) природоцентризм; в) восприятие природы как чуждой человеку силы; г) борьба природы и культуры. 8. Установите историческую последовательность формировавшихся отношений к природе: а) гармония с природой; б) завоевание природы; в) подчинение природы. 9. Установите соответствие между исторической эпохой и ее характеристикой: · палеолит; · неолит; · мезолит. а) эпоха лука и стрел; б) эпоха появления человека разумного; в) эпоха перехода от присваивающего к производящему хозяйству. 10. Последняя эпоха каменного века, предшествующая железному: а) мезолит; б) неолит; в) палеолит. 11. Как называется первоначальная форма общности первобытных людей: а) семья; б) стадо; в) община; г) род?
Тестовые задания к теме 2.2 1. Где возникло религиозно-философское учение «Буддизм»: а) в Египте; б) в Китае; в) в Японии; г) в Индии? 2. Как называют одного из трех богов в брахманизме и идуизме бога-творца: а) Брахма; б) Шива; в) Вишну; г) Порватти? 3. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению: а) христианство; б) ислам; в) буддизм? 4. Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свой идеал совершенного человека (цзюнь-цзы), который должен отличаться двумя основными достоинствами. Назовите их: а) гуманность и чувство долга; б) вера и любовь; в) правдивость и благородство; г) все вышеперечисленные. 5. В какой стране возникли священные книги Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа: а) Иран; б) Китай; в) Корея; г) Индия. 6. Установите соответствие между прасимволом культуры и душой культуры (по Шпенглеру): · Пещера; а)аполоновская душа; · Дорога; б) отважная душа; · Бесконечность; в) фаустовская душа; · Тело. г) магическая душа. 7. Установите соответствие между преемственными цивилизациями второго и третьего поколения (по А. Тойнби): · Эллинская; а)арабская; · Индийская; б)японская; · Сирийская; в)западная; · Китайская. г)индуистская. 8. Где в древнем мире существовали города-государства, политически организованные как рабовладельческие демократии: а) в Египте; б) в Аттике и Ионии; в) в Китае? 9. Что такое «даосизм»: а) одно из названий буддизма; б) одно из названий конфуцианства; в) одно из течений китайской философии? 10. Как называется в мифологии Египта бог умирающий и воскрешающий: а) Гор; б) Анубис; в) Сетх; г) Осирис? 11. Птица, чей дух сопровождал древних египтян в загробный мир: а) цапля; б) ибис; в) сокол; г) сова. 12. Назовите одну из отличительных черт восточного общества: а) кастовость; б) демократичность; в) открытость; г) закрытость.
Тестовые задания к теме 2.3 1. Как называется «столица» эллинистической цивилизации и культуры: а) Александрия Египетская; б) Афины; в) Рим? 2. Какие формы управления Аристотель считал «хорошими»: а) все указанные ниже; б) монархия; в) аристократию; г) политию? 3. Какой древнегреческий полис стал эталоном древнегреческой демократии: а) Спарта; б) Афины; в) Коринф? 4. Как в древнегреческой трагедии называли руководителя и запевалу в хоре: а) солист; б) дирижер; в) корифей; г) басилевс? 5. Термином «эллинизм» обозначают определенный (греко-восточный синкретизм), явившийся результатом: а) переселение греков в VIII-VII до.н.э.; б) завоеваний Александра Македонского; в) постоянных войн греков со своими соседями; г) пелопонсских войн 431-404гг. до н.э. 6. Какое название получила основанная Аристотелем в Афинах школа, одна из первых форм обучения в эллинском мире: а) академия; б) университет; в) гимназия; г) лицей? 7. Кто из древнегреческих скульпторов создал знаменитую Афродиту Книдскую – прообраз многих позднейших изображений богини любви: а) Скопас; б) Пракситель; в) Лисипп; г) Леохар? 8. Назовите древнегреческого скульптора, изваявшего «Дискобола»: а) Мирон; б) Поликлет; в) Фидий; г) Лисипп. 9. На каком холме возник город Рим: а) Авентин; б) Квиринал; в) Палатин; г) Капитолий? 10. Как называется политический строй, при котором государственная власть в стране принадлежит представителям наиболее богатых и знатных слоев населения: а) плутократия; б) олигархия; в) применимо все вышеназванное? 11. Какая «неправильная» форма государства, с точки зрения Аристотеля, была «ошибочным» отклонением от аристократии: а) олигархия; б) тирания; в) демократия? Тестовые задания к теме 2.4 1. Установите соответствия между исторической эпохой и ее характеристикой: · Первобытная культура; · Культура Античности; · Культура средневековья. А) развитие конкретно-чувственных понятий; Б) сложение понятий добродетели и греха; В) развитие абстрактных понятий. 2. Где изложена христианская мораль: а) в «Откровениях» Иоанна Богослова; б) в «Деяниях Святых Апостолов»; в) в «Нагорной проповеди» Иисуса Христа? 3. Как называется вторая, христианская часть Библии: а) Псалтирь; б) Евангелие; в) Новый Завет; г) Часослов? 4. Функция культурологии, связанная с воспроизведением культурной системы изнутри: а) герменевтическая; б) оценочная; в) объяснительная; г) сравнительная. 5. Самостоятельные европейские художественные стили, возникшие в эпоху Средневековья: а) барокко; б) романский стиль; в) рококо; г) готический стиль. 6. В каком городе возник первый европейский университет: а) Париж; б) Лондон; в) Болонья; г) Кембридж? 7. В каком веке построена знаменитая византийская церковь-«храм святой Софии»: а) в V в.; б) в VI в.; в) в VII в.; г) в VIII в.? 8. Кто ввел в научный обиход термин «средние века»: а) деятели культуры VI – VII вв.; б) просветители и историки XVII – XVIII вв.; в) религиозные философы конец XIX- начало XX в.; г) итальянские гуманисты эпохи Возрождения? 9. Место паломничества мусульман, по дороге к которому все оказывают страннику помощь: а) Иерусалим; б) Медина; в) Мекка; г) Рим. 10. Назовите город, который был целью крестовых походов: а) Афины; б) Рим; в) Иерусалим; г) Константинополь. 11. Какое определение отражает понятие схоластики: а) средневековое религиозно-философское направление, основанное на церковных догматах; б) философское направление, основанное на идеях платонизма; в) способ рассуждения в ходе диспутов в средневековых университетах?
Тестовые задания к теме 2.5 1. Автор «Божественной комедии»: а) А. Петрарка; б) Б. Делони; в) Д.Вазари; г) Данте. 2. Назовите европейскую страну, в которой зародился кальвинизм: а) Франция; б) Нидерланды; в) Швейцария. 3. Какое произведение стало символом эпохи Возрождения: а) «Божественная комедия Данте Алигьери; б) «Государь» Н. Макиавелли; в) «Мемуары» Д. Казановы? 4. Что объединяет эти имена – Петрарка, Данте, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень: а) это крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения; б) это выдающиеся художники эпохи Средневековья; в) это знаменитые люди, родившиеся во Флоренции? 5. Как называется мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей: а) гуманизм; б) альтруизм; в) интернационализм? 6. Особенностью культурологического знания эпохи Возрождения и Нового времени является: а) анализ культуры в рамках социологии; б) выделение философии культуры, как самостоятельной научной дисциплины; в) религиозный подход к проблемам культуры; г) гуманитарный характер. 7. Установите соответствие между исторической эпохой и особенностями взгляда на человека: · Культура Античного мира; · Культура Средневековья; · Культура Возрождения. А)формирование представлений о правах и обязанностях гражданина; Б)дух интеллектуальной и нравственной свободы личности; В)представления о ничтожности человеческого разума и греховности плоти. 8. Культура – это мир… а) труда; б) образов; в) ценностей; г) разума. 9. Установите историческую последовательность представлений о мире: а) театр; б) механизм; в) конь. 10. Какое литературное произведение было издано в период Возрождения: а) «Дон Жуан» Д. Байрона; б) «Дон Кихот» М.Сервантеса; в) «Дон Карлос» Ф. Шиллера; г) «Дон Хуан» Э.Гофмана? 11. Что такое «маньеризм»: а) направление в искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения; б) термин, обозначивший кризис итальянской культуры XVI в.; в) манерная изощренность формы произведений искусства; г) теория творчества в культуре Возрождения? 12. Назовите итальянского живописца и архитектора, представителя Высокого Возрождения, автора известных картин и росписей: «Сикстинская мадонна», «Тайная вечеря» и другие: а) Джорджане; б) Донателло; в) Рафаэль; г) Тициан.
Тестовые задания к теме 2.6 1. Назовите имя французского просветителя XVIII в., с которым Д. Дидро выпустил знаменитую «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел…»: а) Д’Аламбер; б) Вольтер; в) Ш. Монтескье. 2. Кто обосновал право народа на свержение абсолютизма в книге «Об общественном договоре»: а) Д.Дидро; б) И.Кант; в) Ж.-Ж. Руссо; г) Вольтер? 3. Назовите имя французского просветителя XVIII века, отстаивавшего в своем труде «О духе законов» конституционно-монархическую форму правления: а) Ш. Монтескье; б) Д.Дидро; в) Ж.-Ж. Руссо; г) П. Гольбах. 4. В какой стране впервые возник сентиментализм: а) в Германии; б) в Англии; в) в Италии; г) в России? 5. Кто автор трилогии о Фигаро: а) Мольер; б) П.Бомарше; в) П.Корнель; г) Ж.Реньяр? 6. Кто из немецких искусствоведов в труде «История искусства древности» раскрыл теоретические основы так называемого веймарского классицизма: а) И. Шиллер; б) И. Винкельман; в) И.Гете; г) Э. Гофман? 7. Кто из немецких композиторов XVII века создал оратории на библейские мотивы («Сеул», «Самсон», «Соломон», «Мессия» и другие): а) К. Глюк; б) Ф. Гайдн; в) Г.Гендель; г) Э. Гофман? 8. Кто из английских драматургов первой половины XVIII века в политических комедиях критиковал правительственную коррупцию, в результате чего была введена театральная цензура: а) Дж. Лило; б) Г.Филдинг; в) Р. Шередан; г) Дж. Гей? 9. Кто из композиторов провел оперную реформу в духе эстетики классицизма, отразившую новые тенденции просвещения (автор опер «Орфей и Эвридика», «Парис и Елена» и другие): а) В. Моцарт; б) К. Глюк; в) Ф. Гайдн; г) Г. Гендель? 10. Назовите имя австрийского композитора, представителя венской классической школы (автор опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»): а) Ф. Гайдн; б) В. Моцарт; в) Л. Бетховен; г) А. Сальери. 11. Назовите имя итальянского драматурга, создателя национальной комедии (автора пьес «Слуга двух господ», «Хитрая вдова», «Трактирщица» и другие): а) К. Гольдони; б) К. Гоцци; в) Г. Гоцц; г) Э. Гальгоцци. 12. Имя драматурга, автора сказок «Любовь к трем апельсинам», «Король – олень», «Турандот» с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: а) Э. Гофман; б) Я. Гримм; в) Ш. Перро; г) К. Гоцци.
Тестовые задания к теме 2.7 1. Назовите французского философа, одного из основоположников позитивизма, автора системы классификации наук и теории трех стадий интеллектуальной мысли человечества (теологическая, метофизическая и позитивная или научная), определяющих развитие общества: а) О. Конт; б) Э. Литре; в) И. Тэн; г) Ж. Ренан.
2. Кто из немецких философов считал искусство высшей формой постижения мира, единством сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности: а) Ф. Шеллинг; б) А. Шопенгауэр; в) М. Шелер; г) Ф. Шлегель? 3. Определите хронологические рамки романтизма: а) конец XVI – начало XVIII века; б) начало XVII – конец XIX века; в) конец XVIII – первая половина XIX века; г) начало XVIII – конец XIX века. 4. Французский живописец и график, глава французской романтической школы в живописи, автор полотен «Свобода ведущая народ», «Взятие крестоносцами Константинополя»: а) П. Деларош; б) Т. Жерико; в) Э. Фромантен; г) Э. Делакруа. 5. Как называется «комедия положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами, разговорной речью, возникшая во Франции в XIX веке и получившая общеевропейское распространение: а) водевиль; б) комедия; в) оперетта; г) пьеса? 6. Французский писатель, автор эпопеи «Человеческая комедия»: а) Ги де Мопассан; б) О. Бальзак; в) П. Мериме; г) Э. Золя. 7. Как называется стиль в архитектуре и искусстве первых трех десятилетий XIX века: а) рококо; б) модерн; в) ампир; г) готика? 8. Имя французского композитора, утвердившего романтическое направление во французском балете (балеты «Жизель», «Корсар»): а) Ш. Лекок; б) А. Адан; в) Ш. Гуно; г) Ж. Оффенбах. 9. К какому из литературно-художественных направлений относится творчество таких французских поэтов, как П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме: а) к абстракционизму; б) к символизму; в) к модернизму; г) к дадаизму? 10. Назовите представителя импрессионизма, картины которого отличались тонкостью колорита, напоенностью светом и воздухом, запечатлевшего состояние свето-воздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», «Руанский собор»): а) А. Сислей; б) Э. Дега; в) К. Моне; г) О. Ренуар. 11. Кому принадлежит знаменитое изречение: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой»: а) И. Гете; б) Г. Гейне; в) В. Гюго; г) Гегель? 12. Кто из французских композиторов является основоположником музыкального импрессионизма (прелюдия к «После полудню Фавна», триптих «Ноктюрны» и другие): а) Л. Делиб; б) Ф. Давид; в) К. Дебюсси; г) П. Дегейтер? Тестовые задания к теме 2.8 1. Глава языческого пантеона в славяно-русской мифологии, бог грозы: а) Перун; б) Стрибог; в) Дажбог; г) Ярило. 2. В каком году в русской летописи впервые появились названия «Русь» и «Русская земля»: а) в 852г.; б) в 845г.; в) в 868г.; г) 983г.? 3. Как называется языческий храм: а) святилище; б) капище; в) храм; г) собор? 4. Хронологические рамки Киевской Руси: а) с начала IX до начала XII века; б) с середины IX до начала XII века; в) с начала X до начала XII века; г) с начала XI до начала XIII века. 5. Кто руководил первыми монументальными постройками Киевской Руси: а) итальянские зодчие; б) французские зодчие; в) греческие зодчие; г) германские зодчие? 6. При каком киевском князе началось составление сводов законов «Русская Правда»: а) при Владимире Святом; б) при Дмитрии Донском; в) при Ярославе Мудром; г) при Владимире Мономахе? 7. Автор «Повести временных лет»: а) Кирилл; б) Мефодий; в) Нестор; г) Златоцвет. 8. Как называется выдающееся произведение мировой средневековой литературы (XII век): а) «Слово о законе и благодати»; б) «Слово Даниила Заточника»; в) «Слово о полку Игореве»; г) «Слово о погибели Русской земли»? 9. Когда на Руси появилось изображение двуглавого орла на государственной печати: а) после восшествия Ивана III на царский престол; б) после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог; в) в период восшествия Ивана IV на престол; г) в период покорения Иваном IV Казанского ханства? 10. Основатель русского книгоиздания: а) Ф. Скорина; б) И.Федоров; в) И. Гуттенберг; г) Я. Мстицлавец. 11. Кто из русских писателей XVI века развивал теорию «Москва - третий Рим»: а) Фотий; б) Филипп; в) Филарет; г) Филофей? 12. Кто из русских первым составил географический атлас из 23 карт – «Чертежную книгу Сибири»: а) Е.П. Хабаров; б) В.Д. Поярков; в) С.У. Ремезов; г) С.И. Дежнев? 13. Век великих русских географических открытий: а) XV век; б) XVI век; в) XVII век; г) XVIII век. 14. Русский художник, выдающийся мастер «строгановской школы» отечественной живописи: а) Гурий Никитин; б) Прокопий Чирин; в) Сила Савин; г) Симон Ушаков. 15. Автор первой грамматики, русский просветитель XVII века: а) В. Бурцев; б) М. Смотрицкий; в) А. Палицын; г) С. Полоцкий. 16. Когда была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве: а) в 1667г.; б) в 1677г.; в) в 1687г.; г) в 1697г.? 17. Назовите директора Петербургской Академии наук и президента Российской Академии наук: а) А.Я. Ефименко; б) Е.Р. Дашкова; в) А.П. Бунина; г) Е.П. Ростопчина. 18. Русский историк, участник полтавской битвы: а) В.Н. Татищев; б) И.Н. Болтин; в) П.П. Шафиров; г) М.М. Щербатов. 19. Кто из русск ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++}; Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|