Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По теме «ХХ век. Культура постмодернизма»





Вопросы для обсуждения

1. Мировоззренческие ориентиры и ценности в культуре постмодернизма.

2. Феномен информационной культуры и его воздействия на представления человека о природе, обществе и о самом себе.

3. Нужна ли человеку любовь?

4. Чайка, живущая в каждом из нас: цель и средства ее достижения.

5. Тоталитаризм и Мы.

6. Фашистское сознание и его носители.

7. Проблема Добра и Зла.

 

Литература:

1. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Ростов – н -Д, 1996.

2. Ромен Гари «Воздушные змеи», Спб., 2001.

3. Ромен Гари «Обещание на рассвете», М., 2006.

4. Рот Ф.«Людское клеймо». М., 2007.

5. Барнс Д. «Любовь и так далее». М., 2007.

6. Барнс Д.«История мира в 10 ½ главах», М., 2006.

7. Бах Ричард «Чайка Джонатан Ливингстон». Киев, 2000.

8. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПБ, 1998.

9. Козловски П. Культура постмодерна. М.1997.

10. Кандинский В.О духовном в искусстве. М., 1992.

11.Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

12. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

 

СЕМИНАР№10

По теме «Современная социокультурная ситуация и основные направления современной культурологии»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социокультурной ситуации и факторы, ее определяющие.

2. Как повлияло отсутствие цензуры (идеологической) на социокультурную ситуацию в стране.

3. Культура и рынок, культура и демократия.

4. Глобальные проблемы современности и культура.

5. Основные направления современной культурологии.

6. Роль религии и Церкви в современной социокультурной обстановке.

 

Литература:

1. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993.

2. Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

3. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Ростов – н -Д, 1996.

4. Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2005.

 

 

7. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Основные культурологические теории.

2. Идеи гуманизма в истории европейской культуры.

3. Природа, человек, культура.

4. Мифология и религия Древнего Египта.

5. Ислам и Россия. История и современность.

6. Буддизм в истории мировой культуры.

7.Образ человека в древнегреческой и древнеримской культурах.

8. Влияние Византии на формирование русской культуры.

9. Русская иконопись.

10. Духовные ценности сословий средневекового общества.

11. Отражение новых идеалов общества в искусстве Возрождения.

12. Лютеранство и кальвинизм в культуре Европы.

13. Математика и естествознание в картине мира XVII-XVIII вв.

14.Культура XVIII в.: эволюция художественных стилей.

15. Евразийцы о русской культуре.

16. Образ царя и царистская идея в русской культуре.

17. Реформы и революции в истории русской культуры.

18. Модернизм как художественное направление. Основные течения.

19. Советская культура: специфика и основные этапы развития.

20. Постмодернистское общество и его проблемы.

 

 

8. Тестовые задания для оценки знаний студентов

Тестовые задания к теме 1.1

1. Мера и способ развития в человеке специфически человеческих качеств это:

а) общество;

б) мировоззрение;

в) культура;

г) деятельность.

2. Какая форма деятельности является доминирующей в процессе совершенствования культуры:

а) творческая деятельность;

б) социально-преобразующая деятельность;

в) репродуктивная деятельность;

г) материальная деятельность?

3. В центре внимания культурологии:

а) анализ сущности культуры как целостного образования;

б) изучение отдельных элементов культуры (религии, морали, искусства и т.д.);

в) особенности культуры и быта различных народов;

г) обычаи, обряды, традиции народов.

4. В чем суть человеко-творческой функции культуры:

а) культура способствует развитию и совершенствованию в человеке специфически человеческих качеств;

б) с помощью культуры человек преобразует окружающий мир;

в) через культуру человек познает окружающий мир и себя в нем;

г) культура регулирует взаимоотношения людей?

5. Как называется молодежная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры («культуры отцов»):

а) конформизм;

б) контркультура;

в) конфессиональная культура?

6. Когда появился термин «культура» в его современном значении:

а) в XVIII в.;

б) в XIX в.;

в) в XX в.?

7. Какие опасности ожидают общество с низкой массовой культурой:

а) развиваются идеи демократизма и плюрализма;

б) формируются взаимная нетерпимость, национализм, упрощение формы;

в) складываются принципы пролетарского интернационализма;

г) формируются принципы тоталитаризма?

8. Как называется понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени:

а) обычай;

б) ритуал;

в) обряд;

г) традиция?

9. Кто из российских мыслителей высказал мысль о том, что культура «ядром своим и корнем имеет культ…»

а) Н. Лосский;

б) Н. Данилевский;

в) П. Флоренский;

г) Е. Трубецкой?

 

10. Как называется идейное течение и общественное движение «мятежных» групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун, получившее развитие в 60-70 гг. XX в., совокупность социокультурных установок, ценностей и ориентаций, противостоящих современной культуре:

а) конформизм;

б) бытовая культура;

в) контркультура;

г) субкультура?

11. Структура современного культурологического знания включает:

а) гносеологию, эстетику, философию искусства и культуры, этику;

б) социологию культуры, культурную антропологию, прикладную культурологию;

в) философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию;

г) историю европейской и отечественной культуры, цивилиографию.

 

Тестовые задания к теме 1.2

1. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенным(и) критерием(ями) является(ются):

а) генетический «код», IQ коэффициент (коэффициент интеллектуального уровня человека);

б) достижения в области образования, науки и искусства;

в) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, ментальность;

г) средняя продолжительность жизни.

 

 

2. Какая из указанных форм деятельности обеспечивает преемственность культурного развития, передачу опыта от одного поколения к другому:

а) социально-преобразующая;

б) репродуктивная;

в) материально-преобразующая;

г) творческая?

3. Как называется наука о происхождении, эволюции человека, образовании человеческих рас:

а) этнология;

б) антропология;

в) археология?

4. К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлений, НЕ относится метод…

а) семиотики;

б) сравнительно-исторический;

в) социологический;

г) структурно-функциональный.

5. Культурные нормы – это…

а) процесс обозначения мира, понятий и вещей;

б) продукты человеческой деятельности;

в) законы и стандарты социального бытия.

6. Социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся на протяжении длительного времени, - это…

а) норма;

б) ритуал;

в) обычай;

г) традиция.

7. Автором работы «Идея к философии истории человечества», благодаря которому культура стала особым предметом теоретических исследований, является:

а) Монтескье;

б) Вико;

в) Гердер;

г) Фуко.

8. Культурология представляет собой:

а) отдельную автономную отрасль научного знания;

б) область научного знания, включенного в философию;

в) разрозненные знания о культурных явлениях и объектов;

г) социологическую дисциплину.

9. И. Кант называл цивилизацией:

а) общество, для которого характерна письменность;

б) нисходящий тип культуры;

в) внешний технический тип культуры;

г) общество, имеющее ирригационные системы.

10. К методам, направленным на понимание культурных явлений, НЕ относится метод…

а) наблюдения;

б) сравнительно-функциональный;

в) факторного анализа;

г) сравнительно-исторический.

11. Прикладная культурология решает задачи:

а) познание объективных закономерностей развития культурных явлений;

б) описания культурных событий;

в) формирование принципов и технологий управления культурными процессами;

г) анализа семантики культурных объектов.

Тестовые задания к теме 1.3

1. Автор работы «Закат Европы»:

а) Хейзинга;

б) Шпенглер;

в) Тойнби;

г) Вебер.

2. Что Тайлор считал определяющей особенностью первобытной культуры:

а) господство коллективной (общинной) собственности на средства производства;

б) анимистическое мировосприятие;

в) использование примитивных орудий труда;

г) органическая связь первобытных народов с природой?

3. Понятие «этнос» обозначает:

а) народ;

б) класс;

в) раса;

г) молодежь.

4. Автор «пассионарной» теории этногенеза:

а) Карсавин;

б) Ильин;

в) Шахматов;

г) Гумилев.

5. Кому из перечисленных ниже теоретиков культуры принадлежит идея «архетипов культуры»:

а) Э. Кассиреру;

б) О. Шпенглеру;

в) К. Юнгу;

г) П. Сорокину?

6. Кто из известных культурологов выдвинул «Игровую теорию культуры»:

а) Ф. Ницше;

б) Й. Хейзинга;

в) К. Юнг;

г) О. Шпенглер?

7. Кто из отечественных культурологов выдвинул положение о том, что история – это историческое бытие этнических общностей, обособленных, локальных «культурно-исторических» типов (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе с природой и друг с другом:

а) Н. Данилевский;

б) Л. Карсавин;

в) Н. Михайловский;

г) В. Ключевский?

8. Назовите имя философа, который в своей теории элитарного искусства разделил людей на два антропологических типа: «людей пользы» (массу) и «людей гения», обладающих особой эстетической одаренностью:

а) А. Шопенгауэр;

б) Г. Плеханов;

в) Г. Гегель;

г) А. Камю.

9. Кто из западных философов, один из противников массовой культуры написал книгу «Восстание масс»:

а) Х. Ортега-и-Гассет;

б) К. Поппер;

в) Ж.П. Сартр;

г) Г. Маркузе?

 

10. Кто считал, что цивилизация – это угасание творческих сил, смерть духа культуры, направленность к практической организации жизни, к счастью и наслаждению, торжество техники над духом:

а) Хейзинга;

б) Тойнби;

в) Бердяев;

г) Зиммель?

11. Научно-обоснованная критика европоцентризма во взглядах на культурную историю человечества впервые дается в исследованиях:

а) Данилевского;

б) Тайлора;

в) Маркса;

г) Вико.

12. В чем суть теории культурно-исторического цикла, автором которой является Вико:

а) развитие культуры идет от этапа дикости через варварство к цивилизации;

б) культура проходит этапы рождения, роста, расцвета и с истощением творческой энергии приходит к смерти;

в) культура имеет бесконечное и прогрессивное развитие;

г) культурная история человечества многовариантна и альтернативна?

13. Как понимается прогресс мировой культуры в теории Данилевского:

а) как развитие от низшего к высшему, от простого к сложному;

б) как развитие человечества по пути к унификации, стиранию различий между народами;

в) как господство техники и технологий в культуре;

г) как стремление к росту многообразия культур различных народов: чем больше разнообразных культур, тем совершенней и прогрессивней вся человеческая культура в целом?

14. О. Шпенглер утверждал, что в истории человечества нет поступательного движения, а есть повторяемость и цикличность. Что, с точки зрения Шпенглера, отличает одну культуру от другой:

а) наличие так называемой «души», с появлением которой культура рождается, расцветает и умирает, когда «душа» утрачивает свои силы;

б) национальная принадлежность народа, составляющего данную культуру;

в) тип производственных отношений.

15. Установите соответствие между семиотическим явлением и его определением:

· Язык;

· Речь;

· Письмо.

А)знаковая система, служащая средством человеческого общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению;

Б)деятельность говорящего или пишущего, направленная на взаимодействие с другими лицами;

В)знаковая система фиксации мыслей, позволяющая с

помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние.

 

Тестовые задания к теме 1.4

1. Кто из философов сформулировал теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуально замкнутый характер:

а) О. Шпенглер;

б) Н. Данилевский;

в) Н. Бердяев?

2. Как П. Сорокин называл тип культуры ценностей, которые ориентированны на улучшение материальных условий жизни:

а) культура сенситивная (чувственная);

б) культура гражданская;

в) культура утилитарная;

г) культура соционормативная?

3. Как по классификации П. Сорокина называется тип культуры, который базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности:

а) идеациональный;

б) материальный;

в) духовный;

г) идеалистический?

4. Установите историческую последовательность типов культур, выделенных Маргарет Мид по критерию взаимодействия поколений:

а) префигуративная культура (взрослые учатся преимущественно у более молодых);

б) кофигуративная культура (дети и взрослые учатся преимущественно у сверстников);

в) постфигуративная культура (дети учатся преимущественно у своих предшественников).

5. Разновидностью культуры, ориентирующей свои ценности на «усредненного потребителя», является … культура.

а) популярная;

б) коммерческая;

в) массовая;

г) потребительская.

 

6. Назовите две черты, НЕ характерные для западного типа культуры:

а) коллективизм;

б) антропоцентризм;

в) теоцентризм;

г) преобладание активного творческого типа личности.

7. Двумя характерными чертами русской духовной культуры являются:

а) соборность;

б) стремление к личному успеху;

в) преобладание этического начала над правовым;

г) рациональное мышление.

8. Концепции «осевого» времени Карла Ясперса соответствует утверждение...

а) существовало и существует много центров культуры, каждая культура имеет ценность, все культуры равноправны;

б) в многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества;

в) не существует единого направления прогресса мировой культуры;

г) кризис и гибель культуры неизбежное явление.

9. Термин, которым в философии культуры обозначают идею равноправия культур, признания их собственного достоинства и суверенности:

а) диалог культур;

б) форумность культур;

в) полемичностькультур;

г) автокефальность культур.

10. Установите соответствие между культурным явлением и его определением:

· культурный код;

· культурный тип;

· культурный символ.

а)носитель фундаментальных смыслов культуры, интегрирующий ментальность людей и объединяющий их в культурное сообщество;

б)своеобразный, относительно целостный культурный мир знаний, ценностей и норм;

в)базовая смысловая структура культуры, обеспечивающая ее идентичность и целостность.

 

Тестовые задания к теме 2.1

1. Что Тайлор считал определяющей особенностью первобытной культуры:

а) господство коллективной (общинной) собственности на средства производства;

б) анимистическое мировосприятие;

в) использование примитивных орудий труда;

г) органическая связь первобытных народов с природой?

2. Наделение предметов и явлений окружающего мира чудодейственными мистическими свойствами:

а) рационализм;

б) фетишизм;

в) дуализм;

г) монизм.

3. Антропоморфизм – это:

а) учение о человеке;

б) наделение процессов и явлений природы человеческими качествами;

в) тип философского мышления;

г) признание в человеке божественной сущности.

4. Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и с верой в происхождение от них:

а) тотемизм;

б) фетишизм;

в) анимизм?

5. Назовите место, куда ходили наши древние предки, чтобы поклониться языческим богам:

а) капище;

б) святилище;

в) кумирня;

г) жертвенник.

6. Как в философии Платона называется создатель Вселенной:

а) демиург;

б) творец;

в) гений;

г) герой?

7. Укажите 2 особенности, характеризующие отношение к окружающему миру в западном типе культуры:

а) единение природы и культуры;

б) природоцентризм;

в) восприятие природы как чуждой человеку силы;

г) борьба природы и культуры.

8. Установите историческую последовательность формировавшихся отношений к природе:

а) гармония с природой;

б) завоевание природы;

в) подчинение природы.

9. Установите соответствие между исторической эпохой и ее характеристикой:

· палеолит;

· неолит;

· мезолит.

а) эпоха лука и стрел;

б) эпоха появления человека разумного;

в) эпоха перехода от присваивающего к производящему хозяйству.

10. Последняя эпоха каменного века, предшествующая железному:

а) мезолит;

б) неолит;

в) палеолит.

11. Как называется первоначальная форма общности первобытных людей:

а) семья;

б) стадо;

в) община;

г) род?

 

Тестовые задания к теме 2.2

1. Где возникло религиозно-философское учение «Буддизм»:

а) в Египте;

б) в Китае;

в) в Японии;

г) в Индии?

2. Как называют одного из трех богов в брахманизме и идуизме бога-творца:

а) Брахма;

б) Шива;

в) Вишну;

г) Порватти?

3. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению:

а) христианство;

б) ислам;

в) буддизм?

4. Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свой идеал совершенного человека (цзюнь-цзы), который должен отличаться двумя основными достоинствами. Назовите их:

а) гуманность и чувство долга;

б) вера и любовь;

в) правдивость и благородство;

г) все вышеперечисленные.

5. В какой стране возникли священные книги Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа:

а) Иран;

б) Китай;

в) Корея;

г) Индия.

6. Установите соответствие между прасимволом культуры и душой культуры (по Шпенглеру):

· Пещера; а)аполоновская душа;

· Дорога; б) отважная душа;

· Бесконечность; в) фаустовская душа;

· Тело. г) магическая душа.

7. Установите соответствие между преемственными цивилизациями второго и третьего поколения (по А. Тойнби):

· Эллинская; а)арабская;

· Индийская; б)японская;

· Сирийская; в)западная;

· Китайская. г)индуистская.

8. Где в древнем мире существовали города-государства, политически организованные как рабовладельческие демократии:

а) в Египте;

б) в Аттике и Ионии;

в) в Китае?

9. Что такое «даосизм»:

а) одно из названий буддизма;

б) одно из названий конфуцианства;

в) одно из течений китайской философии?

10. Как называется в мифологии Египта бог умирающий и воскрешающий:

а) Гор;

б) Анубис;

в) Сетх;

г) Осирис?

11. Птица, чей дух сопровождал древних египтян в загробный мир:

а) цапля;

б) ибис;

в) сокол;

г) сова.

12. Назовите одну из отличительных черт восточного общества:

а) кастовость;

б) демократичность;

в) открытость;

г) закрытость.

 

Тестовые задания к теме 2.3

1. Как называется «столица» эллинистической цивилизации и культуры:

а) Александрия Египетская;

б) Афины;

в) Рим?

2. Какие формы управления Аристотель считал «хорошими»:

а) все указанные ниже;

б) монархия;

в) аристократию;

г) политию?

3. Какой древнегреческий полис стал эталоном древнегреческой демократии:

а) Спарта;

б) Афины;

в) Коринф?

4. Как в древнегреческой трагедии называли руководителя и запевалу в хоре:

а) солист;

б) дирижер;

в) корифей;

г) басилевс?

5. Термином «эллинизм» обозначают определенный (греко-восточный синкретизм), явившийся результатом:

а) переселение греков в VIII-VII до.н.э.;

б) завоеваний Александра Македонского;

в) постоянных войн греков со своими соседями;

г) пелопонсских войн 431-404гг. до н.э.

6. Какое название получила основанная Аристотелем в Афинах школа, одна из первых форм обучения в эллинском мире:

а) академия;

б) университет;

в) гимназия;

г) лицей?

7. Кто из древнегреческих скульпторов создал знаменитую Афродиту Книдскую – прообраз многих позднейших изображений богини любви:

а) Скопас;

б) Пракситель;

в) Лисипп;

г) Леохар?

8. Назовите древнегреческого скульптора, изваявшего «Дискобола»:

а) Мирон;

б) Поликлет;

в) Фидий;

г) Лисипп.

9. На каком холме возник город Рим:

а) Авентин;

б) Квиринал;

в) Палатин;

г) Капитолий?

10. Как называется политический строй, при котором государственная власть в стране принадлежит представителям наиболее богатых и знатных слоев населения:

а) плутократия;

б) олигархия;

в) применимо все вышеназванное?

11. Какая «неправильная» форма государства, с точки зрения Аристотеля, была «ошибочным» отклонением от аристократии:

а) олигархия;

б) тирания;

в) демократия?

Тестовые задания к теме 2.4

1. Установите соответствия между исторической эпохой и ее характеристикой:

· Первобытная культура;

· Культура Античности;

· Культура средневековья.

А) развитие конкретно-чувственных понятий;

Б) сложение понятий добродетели и греха;

В) развитие абстрактных понятий.

2. Где изложена христианская мораль:

а) в «Откровениях» Иоанна Богослова;

б) в «Деяниях Святых Апостолов»;

в) в «Нагорной проповеди» Иисуса Христа?

3. Как называется вторая, христианская часть Библии:

а) Псалтирь;

б) Евангелие;

в) Новый Завет;

г) Часослов?

4. Функция культурологии, связанная с воспроизведением культурной системы изнутри:

а) герменевтическая;

б) оценочная;

в) объяснительная;

г) сравнительная.

5. Самостоятельные европейские художественные стили, возникшие в эпоху Средневековья:

а) барокко;

б) романский стиль;

в) рококо;

г) готический стиль.

6. В каком городе возник первый европейский университет:

а) Париж;

б) Лондон;

в) Болонья;

г) Кембридж?

7. В каком веке построена знаменитая византийская церковь-«храм святой Софии»:

а) в V в.;

б) в VI в.;

в) в VII в.;

г) в VIII в.?

8. Кто ввел в научный обиход термин «средние века»:

а) деятели культуры VI – VII вв.;

б) просветители и историки XVII – XVIII вв.;

в) религиозные философы конец XIX- начало XX в.;

г) итальянские гуманисты эпохи Возрождения?

9. Место паломничества мусульман, по дороге к которому все оказывают страннику помощь:

а) Иерусалим;

б) Медина;

в) Мекка;

г) Рим.

10. Назовите город, который был целью крестовых походов:

а) Афины;

б) Рим;

в) Иерусалим;

г) Константинополь.

11. Какое определение отражает понятие схоластики:

а) средневековое религиозно-философское направление, основанное на церковных догматах;

б) философское направление, основанное на идеях платонизма;

в) способ рассуждения в ходе диспутов в средневековых университетах?

 

Тестовые задания к теме 2.5

1. Автор «Божественной комедии»:

а) А. Петрарка;

б) Б. Делони;

в) Д.Вазари;

г) Данте.

2. Назовите европейскую страну, в которой зародился кальвинизм:

а) Франция;

б) Нидерланды;

в) Швейцария.

3. Какое произведение стало символом эпохи Возрождения:

а) «Божественная комедия Данте Алигьери;

б) «Государь» Н. Макиавелли;

в) «Мемуары» Д. Казановы?

4. Что объединяет эти имена – Петрарка, Данте, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень:

а) это крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения;

б) это выдающиеся художники эпохи Средневековья;

в) это знаменитые люди, родившиеся во Флоренции?

5. Как называется мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей:

а) гуманизм;

б) альтруизм;

в) интернационализм?

6. Особенностью культурологического знания эпохи Возрождения и Нового времени является:

а) анализ культуры в рамках социологии;

б) выделение философии культуры, как самостоятельной научной дисциплины;

в) религиозный подход к проблемам культуры;

г) гуманитарный характер.

7. Установите соответствие между исторической эпохой и особенностями взгляда на человека:

· Культура Античного мира;

· Культура Средневековья;

· Культура Возрождения.

А)формирование представлений о правах и обязанностях гражданина;

Б)дух интеллектуальной и нравственной свободы личности;

В)представления о ничтожности

человеческого разума и греховности плоти.

8. Культура – это мир…

а) труда;

б) образов;

в) ценностей;

г) разума.

9. Установите историческую последовательность представлений о мире:

а) театр;

б) механизм;

в) конь.

10. Какое литературное произведение было издано в период Возрождения:

а) «Дон Жуан» Д. Байрона;

б) «Дон Кихот» М.Сервантеса;

в) «Дон Карлос» Ф. Шиллера;

г) «Дон Хуан» Э.Гофмана?

11. Что такое «маньеризм»:

а) направление в искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения;

б) термин, обозначивший кризис итальянской культуры XVI в.;

в) манерная изощренность формы произведений искусства;

г) теория творчества в культуре Возрождения?

12. Назовите итальянского живописца и архитектора, представителя Высокого Возрождения, автора известных картин и росписей: «Сикстинская мадонна», «Тайная вечеря» и другие:

а) Джорджане;

б) Донателло;

в) Рафаэль;

г) Тициан.

 

Тестовые задания к теме 2.6

1. Назовите имя французского просветителя XVIII в., с которым Д. Дидро выпустил знаменитую «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел…»:

а) Д’Аламбер;

б) Вольтер;

в) Ш. Монтескье.

2. Кто обосновал право народа на свержение абсолютизма в книге «Об общественном договоре»:

а) Д.Дидро;

б) И.Кант;

в) Ж.-Ж. Руссо;

г) Вольтер?

3. Назовите имя французского просветителя XVIII века, отстаивавшего в своем труде «О духе законов» конституционно-монархическую форму правления:

а) Ш. Монтескье;

б) Д.Дидро;

в) Ж.-Ж. Руссо;

г) П. Гольбах.

4. В какой стране впервые возник сентиментализм:

а) в Германии;

б) в Англии;

в) в Италии;

г) в России?

5. Кто автор трилогии о Фигаро:

а) Мольер;

б) П.Бомарше;

в) П.Корнель;

г) Ж.Реньяр?

6. Кто из немецких искусствоведов в труде «История искусства древности» раскрыл теоретические основы так называемого веймарского классицизма:

а) И. Шиллер;

б) И. Винкельман;

в) И.Гете;

г) Э. Гофман?

7. Кто из немецких композиторов XVII века создал оратории на библейские мотивы («Сеул», «Самсон», «Соломон», «Мессия» и другие):

а) К. Глюк;

б) Ф. Гайдн;

в) Г.Гендель;

г) Э. Гофман?

8. Кто из английских драматургов первой половины XVIII века в политических комедиях критиковал правительственную коррупцию, в результате чего была введена театральная цензура:

а) Дж. Лило;

б) Г.Филдинг;

в) Р. Шередан;

г) Дж. Гей?

9. Кто из композиторов провел оперную реформу в духе эстетики классицизма, отразившую новые тенденции просвещения (автор опер «Орфей и Эвридика», «Парис и Елена» и другие):

а) В. Моцарт;

б) К. Глюк;

в) Ф. Гайдн;

г) Г. Гендель?

10. Назовите имя австрийского композитора, представителя венской классической школы (автор опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»):

а) Ф. Гайдн;

б) В. Моцарт;

в) Л. Бетховен;

г) А. Сальери.

11. Назовите имя итальянского драматурга, создателя национальной комедии (автора пьес «Слуга двух господ», «Хитрая вдова», «Трактирщица» и другие):

а) К. Гольдони;

б) К. Гоцци;

в) Г. Гоцц;

г) Э. Гальгоцци.

12. Имя драматурга, автора сказок «Любовь к трем апельсинам», «Король – олень», «Турандот» с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте:

а) Э. Гофман;

б) Я. Гримм;

в) Ш. Перро;

г) К. Гоцци.

 

Тестовые задания к теме 2.7

1. Назовите французского философа, одного из основоположников позитивизма, автора системы классификации наук и теории трех стадий интеллектуальной мысли человечества (теологическая, метофизическая и позитивная или научная), определяющих развитие общества:

а) О. Конт;

б) Э. Литре;

в) И. Тэн;

г) Ж. Ренан.

 

 

2. Кто из немецких философов считал искусство высшей формой постижения мира, единством сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности:

а) Ф. Шеллинг;

б) А. Шопенгауэр;

в) М. Шелер;

г) Ф. Шлегель?

3. Определите хронологические рамки романтизма:

а) конец XVI – начало XVIII века;

б) начало XVII – конец XIX века;

в) конец XVIII – первая половина XIX века;

г) начало XVIII – конец XIX века.

4. Французский живописец и график, глава французской романтической школы в живописи, автор полотен «Свобода ведущая народ», «Взятие крестоносцами Константинополя»:

а) П. Деларош;

б) Т. Жерико;

в) Э. Фромантен;

г) Э. Делакруа.

5. Как называется «комедия положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами, разговорной речью, возникшая во Франции в XIX веке и получившая общеевропейское распространение:

а) водевиль;

б) комедия;

в) оперетта;

г) пьеса?

6. Французский писатель, автор эпопеи «Человеческая комедия»:

а) Ги де Мопассан;

б) О. Бальзак;

в) П. Мериме;

г) Э. Золя.

7. Как называется стиль в архитектуре и искусстве первых трех десятилетий XIX века:

а) рококо;

б) модерн;

в) ампир;

г) готика?

8. Имя французского композитора, утвердившего романтическое направление во французском балете (балеты «Жизель», «Корсар»):

а) Ш. Лекок;

б) А. Адан;

в) Ш. Гуно;

г) Ж. Оффенбах.

9. К какому из литературно-художественных направлений относится творчество таких французских поэтов, как П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме:

а) к абстракционизму;

б) к символизму;

в) к модернизму;

г) к дадаизму?

10. Назовите представителя импрессионизма, картины которого отличались тонкостью колорита, напоенностью светом и воздухом, запечатлевшего состояние свето-воздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», «Руанский собор»):

а) А. Сислей;

б) Э. Дега;

в) К. Моне;

г) О. Ренуар.

11. Кому принадлежит знаменитое изречение: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой»:

а) И. Гете;

б) Г. Гейне;

в) В. Гюго;

г) Гегель?

12. Кто из французских композиторов является основоположником музыкального импрессионизма (прелюдия к «После полудню Фавна», триптих «Ноктюрны» и другие):

а) Л. Делиб;

б) Ф. Давид;

в) К. Дебюсси;

г) П. Дегейтер?

Тестовые задания к теме 2.8

1. Глава языческого пантеона в славяно-русской мифологии, бог грозы:

а) Перун;

б) Стрибог;

в) Дажбог;

г) Ярило.

2. В каком году в русской летописи впервые появились названия «Русь» и «Русская земля»:

а) в 852г.;

б) в 845г.;

в) в 868г.;

г) 983г.?

3. Как называется языческий храм:

а) святилище;

б) капище;

в) храм;

г) собор?

4. Хронологические рамки Киевской Руси:

а) с начала IX до начала XII века;

б) с середины IX до начала XII века;

в) с начала X до начала XII века;

г) с начала XI до начала XIII века.

5. Кто руководил первыми монументальными постройками Киевской Руси:

а) итальянские зодчие;

б) французские зодчие;

в) греческие зодчие;

г) германские зодчие?

6. При каком киевском князе началось составление сводов законов «Русская Правда»:

а) при Владимире Святом;

б) при Дмитрии Донском;

в) при Ярославе Мудром;

г) при Владимире Мономахе?

7. Автор «Повести временных лет»:

а) Кирилл;

б) Мефодий;

в) Нестор;

г) Златоцвет.

8. Как называется выдающееся произведение мировой средневековой литературы (XII век):

а) «Слово о законе и благодати»;

б) «Слово Даниила Заточника»;

в) «Слово о полку Игореве»;

г) «Слово о погибели Русской земли»?

9. Когда на Руси появилось изображение двуглавого орла на государственной печати:

а) после восшествия Ивана III на царский престол;

б) после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог;

в) в период восшествия Ивана IV на престол;

г) в период покорения Иваном IV Казанского ханства?

10. Основатель русского книгоиздания:

а) Ф. Скорина;

б) И.Федоров;

в) И. Гуттенберг;

г) Я. Мстицлавец.

11. Кто из русских писателей XVI века развивал теорию «Москва - третий Рим»:

а) Фотий;

б) Филипп;

в) Филарет;

г) Филофей?

12. Кто из русских первым составил географический атлас из 23 карт – «Чертежную книгу Сибири»:

а) Е.П. Хабаров;

б) В.Д. Поярков;

в) С.У. Ремезов;

г) С.И. Дежнев?

13. Век великих русских географических открытий:

а) XV век;

б) XVI век;

в) XVII век;

г) XVIII век.

14. Русский художник, выдающийся мастер «строгановской школы» отечественной живописи:

а) Гурий Никитин;

б) Прокопий Чирин;

в) Сила Савин;

г) Симон Ушаков.

15. Автор первой грамматики, русский просветитель XVII века:

а) В. Бурцев;

б) М. Смотрицкий;

в) А. Палицын;

г) С. Полоцкий.

16. Когда была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве:

а) в 1667г.;

б) в 1677г.;

в) в 1687г.;

г) в 1697г.?

17. Назовите директора Петербургской Академии наук и президента Российской Академии наук:

а) А.Я. Ефименко;

б) Е.Р. Дашкова;

в) А.П. Бунина;

г) Е.П. Ростопчина.

18. Русский историк, участник полтавской битвы:

а) В.Н. Татищев;

б) И.Н. Болтин;

в) П.П. Шафиров;

г) М.М. Щербатов.

19. Кто из русск ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.