Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственного образовательного учреждения





Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

  Факультет экономический
  Кафедра менеджмента и экономической теории
   

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры менеджмента и экономической теории     Утверждено на заседании УМС экономического факультета
Протокол № 2 от «07» октября 2008 г.   Протокол № 2 от «08» октября 2008 г.
Зав. кафедрой _______В.Я. Ахметов   Декан ЭФ__________ А.А. Барлыбаев

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Правоведение»

 

для студентов II курса специальности 080507 «Менеджмент организации» экономического факультета

 

Учебно-методический комплекс

разработали

К.э.н., доц. __________В.Я. Ахметов

Асс. ____________А.Ю.Суюндукова

Сибай 2008


Требования по ГОС ВПО

Специальность

Менеджмент организации» (Код ОКСО 080507)

  ГСЭ.Ф.05   ПРАВОВЕДЕНИЕ. Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

  Факультет экономический
  Кафедра менеджмента и экономической теории
   

 

 

 

Программа ДИСЦИПЛИНЫ

по дисциплине «Правоведение»

 

для студентов II курса специальности 080507 «Менеджмент организации» экономического факультета

 

 

Программа разработана на основе ГОС Высшего профессионального образования по специальности 061100 «Менеджмент организации», утвержденного МО РФ от 17.03. 2000 г. Номер госрегистрации 234 ЕК/СП

Программу разработали

К.э.н., доц. __________В.Я. Ахметов

Асс. ____________А.Ю.Суюндукова

Рецензент к.э.н., ст. преп.________ И.А. Ситнова

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры менеджмента и экономической теории

От «07»октября 2008 г. Протокол. № 2 УМС кафедры А.Ю. Суюндукова

 

 

Сибай 2008 г.


Тема 1. Понятие и признаки государства.

Понятие государств. Теории происхождения государства. Экономические и социальные причины возникновения государства. Признаки государства.

Типы государства.

Понятие и значение формы государства. Формы государственного правления. Монархия как форма государственного правления. Республика как форма государственного управления. Форма государственного устройства. Унитарное государство. Сложное государство.

Политический режим. Демократический, антидемократический режим.

Функции государства. Внутренние функции государства, внешние функции государства.

Механизм государства. Понятие и признаки государства. Понятие признаки государственного органа. Виды государственных органов.

Тема 2. Понятие права и его теории.

Понятие права. Теории происхождения права. Признаки права.

Понятие нормы права. Признаки нормы права. Виды норм права. Система нормы права.

Основные правовые системы современности. Романо-германская система права. Англосаксонская система права. Социологическая система права. Мусульманское право.

Понятие источников права. Обычай. Юридический прецедент. Нормативный акт. Нормативный договор.

Понятие правонарушения. Признаки правонарушения. Состав правонарушения. Преступление. Административный проступок. Дисциплинарный проступок. Гражданско-правовой проступок. Понятие юридической ответственности. Уголовная ответственность.

Гражданско-правовая ответственность. Административная ответственность. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность.

Понятие законности. Понятие правопорядка. Значение законности и правопорядка для жизни современного общества.

Тема 3. Конституционное право

Понятие и источники конституционного права. Конституция РФ основной закон государства. Структура Конституции РФ.

Основы конституционного строя РФ. Национально-государственное устройство. Система органов государственной власти РФ. Президент РФ. Федеральное собрание РФ. Правительство РФ. Судебная власть РФ. Конституционные основы местного самоуправления.

Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. Понятие и принципы гражданства. Основные права и обязанности человека и гражданина. Гарантии прав человека и гражданина.

Тема 4. Гражданское право.

Понятие гражданского права. Предмет гражданского права. Метод гражданского права. Источники гражданского права. Принципы гражданского права.

Гражданско-правовые отношения. Субъекты гражданского права. Правосубъектность физических лиц. Правосубъектность юридических лиц. Организационно-правовые формы юридических лиц. Объекты гражданского права.

Понятие права собственности. Основания приобретения права собственности. Основания прекращения права собственности. Понятие обязательственного права. Понятие гражданско-правового договора. Основные положения гражданско-правового договора. Виды гражданско-правового договора.

Тема 5. Трудовое право.

Понятие трудового права. Предмет трудового права. Метод трудового права. Источники трудового права. Принципы трудового права.

Трудовые отношения. Субъекты трудового права. Трудовая правосубъектность.

Социальное партнерство. Коллективный договор.

Трудовой договор. Виды трудового договора. Содержание трудового договора. Заключение трудового договора. Прекращение трудового договора.

Рабочее время. Продолжительность рабочего времени. Режим рабочего времени. Время отдыха. Отпуск.

Оплата труда. Заработная плата. Порядок выплаты заработной платы.

Дисциплина труда. Трудовой распорядок. Поощрения. Дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность. Материальная ответственность работодателя. Материальная ответственность работника. Полная материальная ответственность. Ограниченная материальная ответственность.

Понятие трудового спора. Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор.

Тема 6. Семейное право.

Понятие семейного права. Предмет семейного права. Метод семейного права. Источники семейного права. Принципы семейного права.

Семейные отношения. Субъекты семейного права. Объекты семейного права.

Понятие брака. Заключение брака. Прекращение брака. Личные неимущественные права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов.

Права несовершеннолетних детей. Права обязанности родителей.

Усыновление (удочерение). Опека и попечительство. Алиментные обязательства.

Рабочая программа

по дисциплине «Правоведение»

для студентов II курса специальности 080507 «Менеджмент организации» экономического факультета

 

 

Всего количество часов по плану: 56 час.
В том числе  
Лекций: 20 час.
Семинарских: 20 час.
КСР 2 час.
Самостоятельная работа: 14 час.
Итоговая форма контроля 4 час. (зачет)

 

 

Рабочую программу разработали

К.э.н., доц. __________В.Я. Ахметов

Асс. ____________А.Ю.Суюндукова

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры менеджмента и экономической теории

От «07» октября 2008 г. Протокол. №2 УМС кафедры А.Ю. Суюндукова

 

Сибай 2008 г.


Методические рекомендации для студентов

 

Правоведение - важнейшая учебная дисциплина в системе гу­манитарных и социально-экономических предметов, которые яв­ляются обязательными для изучения на втором курсе специально­сти «Менеджмент организации» в Сибайском институте (филиале) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Актуальность изучения дисциплины состоит в том, что рыночная экономика требует для повышенного уровня требований к кадровым работникам, в том числе по наличию у них правовых знаний, позволяющим менеджерам правильно принимать решения.

Национально-вузовский компонент. Дисциплина Трудовое право позволяет при его преподавании у студентов учитывать как требования федерального законодательства, так и особенности регионального нормативно-правового регулирования труда.

Воспитательная функция дисциплины заключается в формировании у студентов положительного отношения к нормам права, правосознание и необходимость построения правового государства..

Межпредметные связи. Дисциплина Правоведение имеет тесную связь с такими дисциплинами как Политология, Социология, Экономика труда, Менеджмент по вопросам государствам, его форм, функций, теорий происхождения государства, норм, регулирующих общественные отношения, порядок регулирования трудовых норм, управление в государстве.

О структуре дисциплины. Преподавание предмета «Правоведение» в вузе строится в соответствии с государственным образовательным стандартом с учетом количества часов, выделенных на неё как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной рабо­ты студентов. Кафедра проводит аудиторные занятия со студентами по этому предмету в двух формах - лекционной и се­минарской, на базе которых в основном и раскрываются темы, за­явленные в программе. Значительная часть курса подлежит изуче­нию на семинарских занятиях.

Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов общие понятия и основные умения в решении практических задач и ситуаций. При этом происходит и обобщение, и конкретизация, и использование практических сведений из ряда других предметов.

Основными методами при проведении практических занятий становятся:

- упражнения;

- конструирование педагогических ситуаций;

- моделирование обобщающих схем;

- поиск нужной информации;

- самостоятельное пополнение знаний.

Студенты работают с научными текстами, справочной литературой, добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуациях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать правильное решение, а также составлять программу дальнейшего исследования.

Тема 5. Трудовое право

Узловые вопросы

1. Понятие и источники трудового права.

2. Правоотношения в сфере трудового права.

3. Трудовой договор.

4. Рабочее время и время отдыха.

5. Оплата труда.

6. Дисциплина труда.

7. Материальная ответственность.

8. Понятие трудового спора.

Контрольные вопросы

1. Круг отношений регулируемых трудовым правом.

2. Принципы трудового права.

3. Трудовая правосубъектность.

4. Виды трудового договора.

5. Содержание трудового договора.

6. Заключение и прекращение трудового договора.

7. Продолжительность рабочего времени.

8. Режим рабочего времени.

9. Виды времени отдыха.

10. Дисциплинарные взыскания.

11. Материальная ответственность работодателя.

12. Материальная ответственность работника.

13. Индивидуальный трудовой спор.

14. Коллективный трудовой спор.

Задания

Задача 1. Ученик 5-го класса Топорков на период школьных каникул решил устроиться на работу в качестве курьера в редакцию газеты «Сибайский рабочий».

Родители не возражали против его трудоустройства. Однако в редакции ему отказали в приеме на работу на вакантную должность.

Правомерны ли такие действия?

Задача 2. Пятнадцатилетний Олег Бутылин после окончания восьми классов решил пойти работать и продолжать образование в вечерней школе.

Директор базы Посылторга, куда он обратился с просьбой о трудоустройстве, отказал ему в приеме на работу, поскольку Бутылин не достиг 16-летнего возраста, с которого допускается прием на работу.

Прав ли директор?

Задача 3. На Челябинский тракторный завод устраивались на работу: Свиридова, окончившая в этом году среднюю школу, на должность курьера и Мысина - на должность главного технолога.

Администрация потребовала от них предъявления следующих документов:

1. Паспорта;

2.Трудовой книжки;

3.Диплома об образовании;

4.Справки о состоянии здоровья;

5.Характеристики.

Правомерны ли требования администрации? Какие документы должны предъявить Свиридова и Мысина?

Задача 4. Медсестра городской больницы Федосеева подала заявление об увольнении по собственному желанию 10 апреля.

Отработав 2 недели, она обратилась к главному врачу больницы с просьбой предоставить ей расчет и выдать трудовую книжку. Последний отказался это сделать, сославшись на то, что еще не найдена ей замена и попросил ее поработать еще месяц.

Что следует предпринять Федосеевой?

Задача 5. В юридическую консультацию обратилась группа лиц, уволенных с работы по различным основаниям:

1.Бухгалтер Ушакова, имеющая шестимесячного ребенка и освобожденная от работы в связи с ликвидацией предприятия;

2.Радиомонтажник Бугров, отсутствующий на работе более двух часов 15 августа;

3.Водитель Костров, уволенный за повторное нарушение трудовой дисциплины в течении года;

4.Автослесарь Литвинов, уволенный за хищение на работе фары для автомашины «Жигули»;

5.Электрик Карпов, устроивший в общежитии пьянку.

Указанные лица просили разъяснить законность своего увольнения.

Задача 6. П., работающий на заводе слесарем-инструментальщиком, от перевода на работу слесарем-сантехником от­казался наотрез и к новой работе не приступил. Так и сказал: «Я к вам сантехником не нанимался». Перевести его на эту работу хотели на две недели: на заводе про­изошла авария, слесарей-сантехников не хватало. П. объя­вили выговор. «За что? — возмущался он. — Это неспра­ведливо».

Кто окажется прав в этой истории? В каких случаях закон допускает перевод на другую работу без согласия работника?

Задача 7. На промышленное предприятие обратились с заявле­нием о приеме на работу: демобилизованный из Вооруженных Сил Российской Федерации, молодой специалист, направленный на работу на должность технолога. Раньше они в качестве рабочих и служащих не работали.

Какие документы должны представить указанные лица при поступлении на работу?

Задача 8. Судимая ранее за растрату гражданка С. обрати­лась с заявлением о приеме на работу в магазин в качестве кассира. Однако ей было отказано.

Правомерны ли действия администрации магазина?

Задача 9. На швейную фабрику были зачислены слесарем — выпускник ГПТУ и технологом — выпускница высшего учебного заведения. Принимая их заявления, начальник отдела кадров предупредил, что они обязаны пройти ис­пытательный срок, в течение которого будут проверяться их профессиональные качества. Соблюдены ли в данном случае требования трудового законодательства?

Задача 10. Гражданин Н. был принят на работу водителем лег­ковой автомашины. Через три месяца его перевели рабо­тать на грузовую автомашину. Н. от этого отказался, зая­вив, что такой перевод возможен лишь с его согласия, и требовал восстановить его на прежней работе. Прав ли водитель?

Задача 11. Рабочий А. подал заявление об увольнении с рабо­ты по собственному желанию в установленный срок. Че­рез некоторое время директор предприятия потребовал, чтобы он переписал заявление и указал в нем мотивы ухода. Последний не согласился с подобным требованием.

Кто прав в данном случае?

Задача 12. Молодой специалист после окончания вуза, в котором он обучался по направлению из своего предприятия не от­работав на предприятии установленный срок, подал заяв­ление об увольнении по собственному желанию. Посколь­ку администрация не удовлетворила его просьбу, он са­мовольно оставил производство.

Какую формулировку причины увольнения админист­рация укажет в трудовой книжке молодого специалиста?

Задача 13. Фрезеровщик С. по грубой небрежности испортил дорогостоящую деталь. За это администрация объявила ему строгий выговор. Он был также лишен премии. Кро­ме того, администрация обратилась с иском в суд о воз­мещении гражданином С. материального ущерба, причи­ненного заводу. С. не согласился с действиями админист­рации и обжаловал их.

Правомерны ли действия администрации?

Задача 14. Рабочий Н. появился на работе после обеденного перерыва в нетрезвом состоянии. Дирекция возбудила во­прос перед профсоюзным комитетом о согласии на уволь­нение. Какое решение может принять профсоюзный ко­митет?

Задача 15. Кассир Б. подала заявление об увольнении по соб­ственному желанию. Через две недели Б. не вышла на работу и потребовала у администрации трудовую книж­ку. Администрация задержала выдачу трудовой книжки, так как не был издан приказ об увольнении кассира.

Законны ли действия администрации?

Задача 16. Шестнадцатилетний лаборант С., проработав на химзаводе 10 месяцев, обратился к администрации с просьбой предоставить ему очередной отпуск. Ссылаясь на то, что отпуск предоставляется через 11 месяцев непре­рывной работы на предприятии, администрация отказала С. в его просьбе.

Соответствует ли закону решение администрации? По­чему?

Задача 17. Какой вид рабочего дня (сокращенный или непол­ный) предусмотрен трудовым правом для следующих ра­ботников:

1) рабочий, который ухаживает за больной матерью

2) шестнадцатилетний рабочий

3) работница, имеющая маленького ребенка

4) рабочий, занятый на работах с вредными условиями труда;

5) рабочий, совмещающий учебу с работой

Задача 18. Отметьте знаком «+» взыскания, имеющие мате­риальный характер, и знаком «-» те, которыми сужается возможность работника пользоваться свободным време­нем:

1. временный перевод на нижеоплачиваемую работу;

2. лишение дополнительного отпуска за непрерывный стаж работы;

3. лишение полностью или частично премий и вознаграж­дений;

4. перенос отпуска на зимние месяцы;

5. уменьшение очередного отпуска на число дней прогу­ла.

Тест по теме «Трудовое право»

1. Трудовые отношения возникают на основе:
1. Договора возмездного оказания услуг
2. Трудового договора;
3. Договора подряда;
4. Всего перечисленного

2. Объективная сторона дисциплинарного проступка может быть выражена в форме:
1. Умысла или неосторожности;
2. Легкомыслия или небрежности;
3. Прямого или косвенного умысла;
4. Действия или бездействия.

3. Система источников трудового права состоит из:
1. Федерального законодательства;
2. Регионального законодательства;
3. Международных актов;
4. Все перечисленное.

4. К подзаконным актам относятся:
1. Международные акты;
2. Трудовой кодекс;
3. Постановления Правительства;.
4. Конституция РФ.

5. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законами, содержащими нормы трудового права, то применяются:
1. Нормы Трудового кодекса РФ;
2. Правила Международного договора;
3. Правила, установленные Пленумом Верховного Суда РФ;
4. Правила, установленные Указом Президента РФ.

6. К локальным нормативным актам относятся:
1. Постановления и распоряжения Правительства РФ;
2. Приказы Министерства и ведомств;
3. Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка;
4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ.

7. К субъектам трудового права относятся:
1. Представители работников и работодателей;
2. Органы службы занятости и трудоустройства;
3. Федеральная инспекция труда;
4. Все перечисленное.

8. Трудовой кодекс РФ предусматривает, что обеденный перерыв может быть продолжительностью:
1. От 15 минут до двух часов;
2. От 30 минут до двух часов;
3. От одного часа до двух часов;
4. От одного часа до трех часов.

9. Ежегодный оплачиваемый основной отпуск предоставляется длительностью не менее:
1. 35 календарных дней;
2. 30 календарных дней;
3. 30 рабочих дней;
4. 28 календарных дней.

10. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» - это положение предусмотрено в статье 46:
1. Трудового кодекса РФ;
2.Конституции РФ;
3. Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»;
4. Федерального закона «О статусе судей РФ».

 

Тема 6. Семейное право

Узловые вопросы

1. Понятие и источники семейного права.

2. Семейные правоотношения.

3. Субъекты семейных правоотношений.

4. Объекты семейных правоотношений

5. Понятие брака.

6. Права и обязанности супругов.

7. Права и обязанности родителей.

8. Усыновление (удочерение).

9. Опека и попечительство.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные начала (принципы) семейного права.

2. Что такое брак? Каков порядок его заключения на территории Российской Федерации?

3. Назовите условия заключения брака и препятствия для его заключения?

4. Каковы основания и последствия признания брака недействительным?

5. Права и обязанности супругов, родителей и детей.

6. Что является основаниями для возникновения и прекращения алиментных обязательств?

7. Перечислите формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Задания

Задача 1. 24-летняя Наталья Верт и 30-летний Сергей Соборин подали заявление в органы загса для регистрации брака. Наталья Верт высказала желание оставить после регистрации брака свою добрачную фамилию. Ее жених возражал, утверждая, что невеста после замужества должна носить фамилию мужа.

Кто прав в споре? Какие возможности для выбора фамилий есть у этой будущей семьи?

Задача 2. Никитченко прожила с мужем в зарегистрированном браке 2 года, после чего суд признал брак недействительным. Как оказалось, при регистрации брака ее муж скрыл, что уже был женат и не развелся.

В связи с этим Никитченко обратилась к юристу за разъяснением: имеет ли ее ребенок, ставший таким образом незаконнорожденным, право на сохранение фамилии, общей с отцом, и получение от него материальной помощи. Имеет ли Никитченко какие-либо права на компенсацию за причиненный ей моральный вред?

Задача 3. Совершеннолетние Фалина и Гурьев прожили в гражданском браке 2 года. Перед отъездом в длительную служебную командировку Гурьев решил зарегистрировать брак с Фалиной и они подали заявление в загс. Однако обстоятельства изменились - потребовалось ускорить его выезд до намеченной даты регистрации брака.

Существует ли возможность зарегистрировать брак до его отъезда?

Задача 4. В семье Деревянко родители не работали, злоупотребляли спиртными напитками, забывая кормить 9-летнего ребенка. Для получения денег на выпивку они заставляли ребенка собирать и сдавать бутылки, а если вырученных денег не хватало - били его.

Как можно защитить ребенка?

Задача 5. Семьи Д. и Н. жили по соседству. За много лет крепко сдружились, всегда помогали друг другу. У Д. рос­ла дочь, а у Н. — сын. Они учились в одной школе, в дет­стве дружили. Соседи радовались этой дружбе. Они даже заключили соглашение: как только вырастут их дети, сле­дует их поженить. Пришло время, и отец Лены завел раз­говор о том, что неплохо было бы породниться с Игорем. Лена говорила, что у нее с Игорем хорошие отношения и не более. Но отец вновь и вновь возвращался к теме раз­говора. В конце концов Лена под влиянием уговоров отца дала согласие на брак.

Нарушено ли какое-либо условие вступления в брак?

Задача 6. «Живу с дочкой в собственном доме. У нее трое де­тей. Пенсии и ее зарплаты нам хватает. Сын мой живет отдельно. Он хорошо обеспечен. Нам регулярно присылает деньги. Но вот навестить мать, поговорить с нами, помочь в нехитром хозяйстве — этого от него не дождешься.

Скажите, можно ли его обязать помогать нам?»

Задача 7. «Своей дочке я отдала в свое время все, что мог­ла,— и материальные средства, и самое дорогое — здо­ровье. Так случилось, что живет она в общежитии. Недав­но узнаю, что моя 17-летняя Соня выиграла в «Спортло­то» крупную сумму. Я попросила ее выкупить туристиче­скую путевку. Дочь отказалась это сделать.

Есть ли у меня правовые основания потребовать с нее необходимую сумму?»

Задача 8. Граждане С. и П. обратились с заявлением о ре­гистрации брака. Приняв заявление, заведующая отделом ЗАГС назначила день регистрации через месяц. Будущие супруги попросили сократить срок, так как они любят друг друга и, самое главное, С. приехал на побывку из ар­мии на десять дней.

Как вы думаете, какое решение приняла заведующая отделом ЗАГС?

Задача 9. В суд обратился с иском гражданин П. Он жало­вался на черствость, бессердечность своих детей. Не только материально помочь, на порог не пускают, на письмо не хотят ответить. А ему за шестьдесят, живет один. Дети не желают забыть, как он по молодости, глупости, в погоне за легкой жизнью покинул семью и никакой помощи ей не оказывал. Ему трудно. Дети его, мало ли что было раньше.

Какое решение принял суд?

Задача 10. Гражданин П. просил освободить его от уплаты алиментов на шестнадцатилетнего сына Игоря по той при­чине, что сын уже работает и имеет достаточную зарплату.

Какое решение может принять суд?

Задача 11. За злостное уклонение от выполнения своих обя­занностей по воспитанию детей супруги В. были лишены родительских прав. Дети были переданы на воспитание бабушке. Она предъявила иск к супругам о взыскании алиментов на детей.

Освобождаются ли родители от обязанностей по содер­жанию детей в случае лишения их родительских прав?

Задача 12. После смерти в 1985 г. гражданина Сабурова в сберегательной кассе остался денежный вклад на сумму 12 тыс. рублей. На этот вклад стали претендовать две жены Сабурова, каждая из которых предъявила свидетельство о браке. Причем у одной брак был зарегистрирован 18 января 1964 года, а у второй 10 сентября 1984 года. Жена, с которой он прожил более 20лет, заявила в суде, что муж с ней брак не расторгал, и она не знала, что у него была вторая семья.

Какой из двух браков следует признать недействительным? Каковы последствия признания брака недействительным?

Задача 13. В загс было подано заявление Воробьевым и 17-летней Князевой о регистрации брака в связи с тем, что Князева ожидает ребенка.

Как должен поступить загс?

Задача14. Супруги Захаровы, имея двух несовершеннолетних детей, расторгли брак в суде 10 ноября 1999 году. Получив копию решения суда, ни один из них для регистрации развода в отдел загса не обратился, а спустя 2 месяца они померились и восстановили семейные отношения. В 2003 голу у них родился третий ребенок. А 19 июня после очередного скандала, муж ушел из семьи. Захаров обратился в загс с заявлением о выдачи свидетельства о расторжении брака. Однако в загсе ему не выдали, так как с момента расторжения брака судом прошло много времени.

Правильно ли поступил загс? С какого времени брак считается прекращенным? Установлен ли срок действительности решения о расторжении брака?

Задача15. Карасева обратилась с иском к мужу в суд о взыскании алиментов на содержание совершеннолетнего сына, так как в результате несчастного случая он стал инвалидом 2 группы. Муж Карасевой возражал против иска на том основании, что он регулярно выплачивал алименты на содержание сына до его совершеннолетия и мать сама виновата в несчастном случае сына, так как не осуществляла должного воспитания.

В каком размере выплачиваются алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей? Какое решение должен принять суд?

Задача 16. Круглякова Ирина в 10 лет осталась сиротой, ее взял на воспитание дядя Дегтярев, у которого был родной сын Андрей 12 лет. Встав взрослыми. Дети полюбили друг друга и решили пожениться. Родители были против брака. Заведующая загсом отказала в приеме заявления, разъяснив, что брак не может быть зарегистрирован, так как заявители находится в родственных отношениях.

Правильно ли поступил загс?

Аттестации

1. Выделите основные, устойчивые и закономерные признаки государства, определяющие все остальные его признаки:

1) руководство политическими партиями;

2) аппарат принуждения;

3) налоги и сборы;

4) наличие публичной власти;

5) суверенитет;

6) наличие парламентов;

7) монархическая форма правления

2. По форме государственного устройства выделяют следующие виды государств:

1) республики и монархии;

2) унитарные и федеративные;

3) демократические и антидемократические;

4) первичные и вторичные.

3. Основание, по которому функции государства подразделяются на внутренние и внешние — это:

1) время действия;

2) сфера деятельности;

3) виды ветвей государственной власти;

4) ценности политического руководства.

4. Выберите из перечисленных ниже социальных норм самые консервативные:

1) нормы права;

2) экономические;

3) моральные;

4) обычаи;

5) корпоративные;

6) нормы моды;

7) эстетические;

8) традиции.

5. «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса», — утверждали:

1) Дж. Локк и Т. Гоббс;

2) А. Августин и Ф. Аквинский;

3) К. Маркс и Ф. Энгельс;

4) К. Савиньи и Ф. Пух

6. Укажите юридическую структуру правовой нормы:

1) если …, то …, иначе …;

2) запрещено все, что не разрешено;

3) гипотеза, диспозиция, санкция.

7. Основные элементы структуры юридической нормы — это:

1) гипотеза, преюдиция, санкция;

2) гипотеза, диспозиция, санкция;

3) преамбула, диспозиция, санкция;

4) фикция, диспозиция, санкция.

8. Совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны, называется:

1) системой права;

2) правовой системой;

3) системой законодательства;

4) механизмом правового регулирования

9. Характерные черты романо-германской (континентальной) правовой системы:

1) основной источник права — доктрина;

2) рецепция (восприятие, заимствование) римского права. Основные источники права — нормативные акты. Деление права на частное и публичное;

3) за судебными органами, согласно законам, признается право на нормотворчество;

4) основные источники права — правовой обычай и труды известных юристов.

10. Современное российское право по характеру доминирующих источников ближе:

1) к религиозно-традиционной правовой семье;

2) к романо-германской (континентальной) правовой семье;

3) к англосаксонской правовой семье;

4) социалистической правовой семье.

11. Система права — это:

1) правовая организация всего общества, совокупность всех юридических средств и институтов;

2) совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей права; 3) совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена;

4) совокупность правовых норм, идей и основанных на них политических институтов и учреждений.

12. Отрасль права — это:

1) урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения;

2) правовое отношение между государством и человеком;

3) сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

4) исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера;

5) совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

13. Институт права — это:

1) правовое отношение между государством и человеком;

2) урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения;

3) сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

4) совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений;

5) исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

14. Форма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по единому или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт — это:

1) инкорпорация; 3) кодификация;

2) консолидация 4)легитимация

15. Обстоятельствами, оговоренными законодательством, при наличии которых юридическая ответственность исключается, являются:


1) крайняя необходимость;

2) презумпция невиновности;

3) невменяемость;

4) необходимая оборона;

5) амнистия;

6) помилование


16. Основаниями освобождения от юридической ответственности являются:


1) крайняя необходимость;

2) амнистия;

3) невменяемость;

4) помилование

5) отсрочка исполнения приговора;

6) необходимая оборона.


17. Виды юридической ответственности:


1) карательная;

2) административная;

3) дисциплинарная;

4) охранительная;

5) уголовная;

6) гражданско-правовая.


18. Юридическая ответственность — это:

1) разновидность правового принуждения, заключающаяся в обязанности лица претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение;

2) требование безусловного исполнения законов в государстве;

3) система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом, созданная для регулирования общественных отношений;

19. Принципы законности:

1) единство законности;

2) прямое действие конституции;

3) самоуправление;

4) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;

5) гарантированность прав и свобод граждан.

20.Правопорядок — это:


1) предпосылка установления законности;

2) результат действия права и законности;

3) основание наступления юридической ответственности;

4) гарантия законности.

21. Правонарушения, являющиеся общественно опасными, называются:


1) проступками;

2) преступлениями;

3) деликтами;

4) деяниями.


22. Что представляет собой объективно противоправное деяние:

1) социально вредное поведение, нарушающее требование юридических норм;

2) социально вредное поведение, совершенное без вины;

3) поведение, не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением правовых велений;

4) общественно опасное правонарушение.

5) осознание правонарушителем общественно опасного характера своего деяния.

 

 


вопросы к зачету по «ПравоведениЮ»

1. Пон







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.