Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нарушения механизмов интеграции семьи в подростковой клинике





В главе 2 было показано значение механизмов интеграции семьи, в частно­сти отношений симпатии между ее членами.

Эти отношения играют огромную роль в воспитательном процессе. Воспи­тание — нелегкий труд, который в значительной мере обусловлен родительской любовью, тем, что благо ребенка для родителей нередко более важно, чем свое собственное. Нарушение отношений симпатии (любви, привязанности) у родите­лей влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Опишем два нарушения, встречавшихся нам наиболее часто при семейной психотерапии под­ростков.

Неразвитость родительских чувств (НРЧ). Обусловливаемые ею наруше­ния воспитания — гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обраще­ние.

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречаются у родите­лей подростков с отклонениями характера. Внешне они проявляются в том, что родители не желают иметь дело с подростком, плохо переносят его общество, проявляют исключительно поверхностный интерес к его делам.

Причиной неразвитости родительских чувств могут быть особенности ха­рактера родителя, например выраженная шизоидность или то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, что он в свое время не испытал родительского тепла. Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства значительно слабее, что они имеют тенденцию усиливаться с возрастом (пример тому — любящие бабушки и дедушки). Типичные высказывания ро­дителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязан­ности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством характер­ны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловлива­ет отношение к подростку типа гиперпротекции и особенно — эмоционального отвержения. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на подростка часто перекладывается значительная часть родительских обязаннос­тей — тип воспитания «повышенная моральная ответственность» либо возникает, раздражительно-враждебное отношение к подростку.

Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости oт его (подростка) пола. Это предпочтение мужских (ПМК) или женских (ПЖК) качеств. Обусловливаемые нарушения во взаимоотношениях с подростком — потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не реальными чертами подростка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными отрицатель­ными высказываниями, суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основ­ном грубы и неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрес­сивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам — быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в своих чувствах».

Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления ПЖК может служить отец, который видит массу недостатков в характере сына и считает, что все его сверстники такие же. В то же время отец находит в младшей сестре подростка разнообразные достоинства. Под влияни­ем ПЖК в отношении подростка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение».

Возможен и противоположный вариант — с выраженной антифеминистской установкой, с пренебрежением к матери подростка, к его сестре. В этих услови­ях в отношении самого подростка мужского пола может сформироваться воспи­тание по типу «потворствующая гиперпротекция».

Нарушение системы взаимного влияния членов семьи

Формирование семейных взаимоотношений происходит успешно, если каж­дый член семьи способен повлиять на других, на их поведение, на их мнения по самым различным вопросам. Особенно существенно влияние родителей на под­ростка; его наличие — важная предпосылка осуществления социального контро­ля его поведения со стороны семьи.

В своей практике мы наблюдали следующие нарушения влияния родителей на подростка.

Воспитательная неуверенность родителя (ВН). Обусловливаемое наруше­ние воспитания — потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований к подростку. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя положения «минимум требований — максимум прав». Типичная комбинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования, и нерешительный, обвиняющий себя во всех неудачах с подростком родитель.

В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами родителя; в других — определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть его отношения с собственными родителями.

В определенных условиях дети, которых воспитывали требовательные, эго­центричные родители, став взрослыми, видят в своих собственных детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», какое испытывали ранее по отношению к сво­им родителям. Характерная черта в их высказываниях — признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления сво­их детей и находят довольно много поводов уступать им.

Фобия утраты ребенка (ФУ). Обусловливаемое нарушение отношений с подростком — потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение представления о хрупкости ребенка, его болезненности, беззащитности и т.д.

Иногда источник таких переживаний родителей коренится в истории появ­ления ребенка на свет — его долго ждали, обращения к врачам успеха не прино­сили, ребенок родился хилым и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д.

Иногда отношение родителей к подростку формировалось под воздействием страха его потерять, так как он тяжело болел, особенно если болезнь его была длительной. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекция); в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпро­текция).

В типичных высказываниях родителей в ходе семейной психотерапии отра­жена их ипохондрическая боязнь за ребенка. Они находят у него множество болезненных проявлений; у них свежи воспоминания о прошлых, даже отдален­ных по времени переживаниях по поводу здоровья подростка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.