Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Общая характеристика рыночной





Экономики. Собственность в условиях

Рыночной экономики

1. Товарное производство как основа рыночной экономики. Разделение труда и специализация. Товар и деньги.

2. Категории стоимости, полезности и ценности в рыночной экономике. Теории трудовой стоимости и предельной полезности. Производительность, интенсивность и сложность труда, их влияние на стоимость товаров.

3. Понятие рынка. Субъекты и объекты рыночного хозяйства. Основные условия и формирования рынка. Виды рынков. Инфраструктура и функции рынка. Позитивные и негативные стороны рынка.

4. А. Смит о "невидимой руке рынка". Основные принципы теории рынка. Кругооборот ресурсов и продуктов.

5. Трансакционные издержки и границы рынка. Типы трансакционных издержек. Теоремы А.Смита и Р. Коуза.

6. Собственность в рыночной экономике: понятие, субъекты и объекты, формы. Частная собственность и рынок. "Пучок прав". Экономическая и правовая стороны собственности.

7. Экономические системы: традиционная, рыночная, централизованная, смешанная. Пути перехода к рыночной экономике. Типы переходной экономики.

Задачи и вопросы для обсуждения и контроля

1. "Под товарным производством разумеется такая организация обществен­ного хозяйства, когда продукты производятся отдельными обо­собленными производителями, причем каждый специализируется на выра­ботке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общест­венных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке". (В. И. Ленин). На основе приведенного определения ответьте на вопросы:

а) Какие факторы обусловливают превра­щение вещи в товар?

б) Что делает возможным обмен товаров?

в) Что делает товары соизмеримыми, равно как товары и деньги?

г) Почему добровольный обмен приносит выгоду обеим сторонам?

д) Прокомментируйте принцип: «Обмен (благами) может помочь каждому повысить свое благосостояние».

2. Тождественны ли понятия «полезность» и «польза»? В чем различия между понятиями «предельная полезность» и «общая полезность»? Нарисуйте их графики.

3. Каково соотношение между полезностью, ценностью и стоимостью? Можно ли назвать стоимость блага «альтернативными издержками»? Прокомментируйте принципы: «Ценность блага есть то, что от него можно получить. Стоимость блага есть то, что за него надо отдать», «Рациональные люди сравнивают предельные величины выгод (полезности) и издержек».

4. Какое из ниже перечисленных крылатых выражений характеризует проблему определения ценности экономических благ:

а) "экономист- человек, у которого ничего нет, но который может дать совет, как потерять то, что у Вас есть";

б) "если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй желания";

в) "семеро одного не ждут";

г) " чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей ".

5. Какие из этих социальных явлений связаны с общественным разделением труда: а) появление денег, необходимых для обмена; б) появление капитала; в) взаимосвязь и взаимозаменяемость людей в производстве; г) ни одно из этих явлений не связано с данной тенденцией.

6. Каковы преимущества специализации в использовании людских и материальных ресурсов? Каковы ее недостатки? Объясните тезис: "Обмен является необходимым следствием специализации".

7. Почему отношения между членами семьи не принимают форму товарного обмена?

8. Оцените следующие определения рынка:

· "Экономисты подразумевают под термином "рынок" не какую-нибудь конкретную рыночную площадь, на которой покупаются и продаются предметы, а, в целом, всякий рынок, где сношения покупателей и продав­цов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться" (Курно);

· "Вначале рынок представлял собой публичное место в городе, где пище­вые продукты и другие предметы выставлялись на продажу, но затем это слово было обобщено и стало означать всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара" (Джевонс).

9. Прокомментируйте принципы: «Рынок обычно представляет со­бой хороший способ координации экономической активности», «Правительство может иногда улучшать результаты дей­ствия рынка».

10. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Обоснуйте ответ.

11. Нарисуйте и прокомментируйте схему рыночного кругооборота. Дайте определения таким субъектам рынка, как фирмы и домохозяйства.

12. Каковы основные критерии классификации рынков? Как Вы думаете, какая из рыночных систем (чистая конкуренция, чистая монополия, олиго­полия, монополистическая конкуренция) способствует наибольшему разви­тию НТП?

13. Почему А. Смит утверждал, что свободный рынок существует лишь в его голове? Объясните это положение. Объясните парадокс, теорему и принцип «невидимой руки» А. Смита.

14. Назовите и прокомментируйте основные принципы теории рынка.

15. Охарактеризуйте основные виды контрактов на срочном рынке.

16. Назовите основные побудительные мотивы для проведения хеджирова­ния, спекуляции, арбитража.

17. Может ли современная экономика, например США, самостоятельно спра­виться с негативными последствиями рыночной системы («минусами рынка»)?

18. Перечислите позитивные и негативные стороны рыночного механизма (составьте таблицу).

19. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государ­ство?

а) распределением денежных доходов в обществе;

б) оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными дохо­дами, определяя способы их рационального использования;

в) определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов;

г) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество, незави­симо от вкусов и предпочтений какой-то группы или всего населения.

20. Объясните смысл и значение данной цитаты: «Великолепное достоинство рынка состоит в том, что он сам себя охраняет. Если цены на товары или некоторые виды платежей отклоняются от предписанных обществом уровней, рынок приводит в движение силы, которые возвращают их на этот уровень. Таким образом, возникает любопытный парадокс: рынок который символизирует вершину индивидуальной свободы, выступает строжайшим надзирателем за всеми. Можно апеллировать к авторитету планового органа или заручиться поддержкой министра, но на анонимный диктат рынка жаловаться некому, просить поддержки не у кого. Таким образом, экономическая свобода гораздо более иллюзорна, чем это представляется на первый взгляд. Каждый вправе поступать на рынке, как ему заблагорассудится. Однако, если кто-то предпочитает делать то, что рынок не одобряет, ценой индивидуальной свободы, оказывается экономическим разорением» (Д. Гэлбрейт)

21. Каково место собственности в экономике? Чем объясняется необходимость многообразия форм собственности?

22. Прокомментируйте принцип: «Люди отвечают за результаты своих решений».

23. Почему частная собственность адекватна рыночным отношениям?

В чем заключались пороки государственной формы собственности в РФ? Как Вы понимаете политику разгосударствления и приватизации?

24. Могла ли быть изобретена паровая машина Уатта, если бы в Англии середины XVIII века не существовали патенты и другие механизмы защиты интеллектуальной собственности?

25. В России в настоящее время тиражирование аудио - и видеокассет происходит преимущественно пиратскими методами. Согласно концепции Д. Норта, это должно тормозить развитие отечественного кинематографа и эстрады. Верно ли данное утверждение?

26. Известно, что Перу - один из основных производителей листьев коки - сырья для производства кокаина, а также одного из компонентов для производства кока-колы. Коку выращивают чаще всего нелегально малоимущие крестьяне, для которых доход от продажи листьев коки наркоторговцам - единственный способ выжить. Укажите оптимальный с экономической точки зрения способ борьбы с героиновым наркобизнесом:

а) репрессивные меры против нарушителей;

б) сокращение производства кока-колы;

в) спецификация прав собственности на землю и выкуп государством прав на запрещение посевов коки;

г) введение налога на выращивание коки, все доходы от которого будут использованы на финансирование полиции.

27. Почему проблемы использования ресурсов, находящихся в общей собственности, получили название "трагедия общественных ресурсов"?

28. Кто считается родоначальником теории прав собственности:

а) А. Смит; в) Р. Коуз; б) С. Пейович; г) О. Уильямсон.

29. Администрация региона под давлением активистов - экологов решила закрыть химическое предприятие. О фактическом использовании какого правомочия это свидетельствует:

а) права владения; б) права распоряжения; в) права на естественный характер правомочий; г) права на запрещение вредного использования?

30. Для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы необходимо согласно теории прав собственности:

а) уменьшить зарплату тем, кто работает в зараженной зоне; б) увеличить налоги на атомные электростанции; в) выплатить компенсационные платежи всем, кто жил в зараженной зоне; г) понизить законодательно установленный порог ПДК вредных веществ.

31. В какой отрасли производства из ниже перечисленных наиболее высоки трансакционные издержки:

а) содержание публичного дома; б) судостроение; в) хлебобулочное производство; г) деятельность по строительству "финансовых пирамид"?

32. Верно ли то, что "Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е. Петрова доказывают, что слабая спецификация прав собственности ведет к росту трансакционных издержек?

33. Какие специфические виды трансакционных издержек существовали в социалистических странах? Ведут ли рыночные реформы в России к снижению трансакционных издержек? Почему?

34. Почему подлинно рыночная экономика несовместима с товарным дефицитом? С помощью каких рычагов он преодолевается?

35. Рассмотрите социальные проблемы и последствия становления рыночных отношений. Каковы аргументы "за" и "против" рыночной системы, почему ей нет альтернативы?

36. Обсудите и, по возможности, обоснуйте следующие проблемы формирова­ния рынка в России:

а) обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности;

б) полная ответственность экономических субъектов за результаты хозяйст­вования;

в) становление многообразия форм собственности (включая частную), их равноправие, а с этой целью – осуществление эффективной приватизации;

г) преодоление монополизма и развитие конкурентных отношений между производителями (как важного фактора стимулирования предприниматель­ства);

д) либерализация ценообразования (с сохранением государственного воз­действия на цены ряда товаров и услуг);

е) финансовая стабилизация (активная антиинфляционная политика, сведе­ние к минимуму дефицита госбюджета, проведение эффективной налоговой реформы и др.);

ж) последовательная интеграция национальной экономики в систему миро­хозяйственных связей;

з) обеспечение со стороны государства социальных гарантий населению, предоставление всем трудоспособным гражданам равных возможностей в «зарабатывании средств», поддержка нетрудоспособных и социально уяз­вимых членов общества.

37. Каковы особенности и противоречия формирования рыночных отношений в современной России и РБ?

38. К каким социальным последствиям привело возникновение рынка в РФ?

39. Проанализируйте состояние (степень развития) отдельных видов рынков в РФ. Какие здесь имеются проблемы? Поразмышляйте над путями их решения.

40. Каким образом традиционное общество, рыночная и командная экономика решают проблему редкости ресурсов?

41. Возможно ли существование "чистой" рыночной или командной системы? Приведите примеры, когда государство в рыночной системе трансформирует автоматическое действие системы цен.

42. Отличается ли экономическая мотивация субъектов традиционного хозяйства от мотивации в рамках рыночной экономики? Аргументируйте ответ.

43. Что точнее всего отражает экономическую систему России?

а) командная экономика; б) рыночная экономика;

в) переходная экономика; г) плановый капитализм.

44. Критериями различных типов экономических систем служит:

а) форма собственности на ресурсы; б) тип координационного механизма; в) уровень благосостояния общества; г) верны ответы а и б.

45. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это: а) инвестиции; б) производство; в) потребление; г) редкость; д) сбережения.

46. Прокомментируйте принципы: «Рынок обычно представляет собой хороший способ координации экономической активности»; «Правительство может иногда улучшить результаты действия рынка».

 

Тема 4. Спрос и предложение

 

1. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Эффект дохода, эффект замещения. Индивидуальный и рыночный спрос. «Парадоксы» спроса.

2. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

3. Изменения в спросе и предложении.

 

Задачи и вопросы для обсуждения и контроля

1. “Ну и что вы намерены делать? Создать спрос?” - “Много вы понимаете в политэкономии,” – ответил консул довольно невежливо. “Спрос создать нельзя. Но можно создать условия, которые вызовут спрос. Вот этим-то я и занят” (О. Генри “Короли и капуста”). Прокомментируйте это высказывание.

2. Объясните, почему к неценовым факторам, “сдвигающим” кривую спроса, относятся цены на взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары?

3. В каких случаях мы можем говорить о сдвиге кривой, а в каких – о движении по кривой спроса:

а) наблюдается рекордное число продаж видеокассет, что явилось реакцией на некоторый рост доходов и снижение цен на магнитофоны;

б) государство предоставило кредит на льготных условиях производителям персональных компьютеров, в результате на рынке произошло увеличение количества персональных компьютеров и снизились цены на них. Как изменится спрос на пишущие машинки?

в) государство повысило налог на прибыль на производство обуви, в результате снизился объем продаж обуви.

4. Являются ли Манифест "Коммунистической партии" К. Маркса и Ф.Энгельса и "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского товарами - субститутами?

5. Верно ли следующее утверждение: Моцарт, по свидетельству А.С. Пушкина, считал гениальность и злодейство взаимодополняемыми экономическими благами.

6. Какое крылатое выражение из перечисленных характеризует экономические блага - субституты:

а) "Париж - стоит мессы"; б) "Пьян да умен - два угодья в нем";

в) "Полцарства за коня"; г) " Не было бы счастья, да несчастье помогло".

7. Взаимозаменяемые товары – это:

а) такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой; б) товары первой необходимости; в) пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой; г) товары, для которых существует обратное соотношение изменения цены одного из них к изменению объема спроса на другой.

8. Кривая спроса на товар Х сместится вправо и вверх в результате:

а) уменьшения числа покупателей; б) перехода на товар-субститут;

в) повышения таможенных барьеров; г) увеличения доходов потребителей?

9. Пельмени и бифштекс являются товарами-субститутами в потреблении, а маргарин - дополняющим. Какие изменения произойдут на соответствую­щих рынках, если цена на бифштекс повысится?

а) цены на пельмени и маргарин повысятся;

б) цена на пельмени повысится, а на маргарин понизится;

в) цена на пельмени упадет, а на маргарин возрастет;

г) цены на пельмени и маргарин снизятся.

10. Эффект Веблена заключается в спросе на дорогостоящие товары, свидетельствующие, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Какие другие эффекты, “нарушающие” закон спроса, Вы могли бы ещё назвать?

11. За 1990 – 1994 гг. потребление на душу населения основных продуктов питания в России сократилось, но за одним исключением: потребление картофеля увеличилось на 16% (ЭКО 1995.№7 С. 111). Чем это объясняется? При каких обстоятельствах было впервые открыто это явление?

12. Если большинство жителей некоторой местности вдруг решит, что мясо вредно для здоровья, то при прочих равных условиях в данной местности:

а) повысится спрос на рыбу и повысится спрос на мясной соус;

б) понизится спрос на рыбу и понизится спрос на мясной соус;

в) повысится спрос на рыбу и понизится спрос на мясной соус;

г) понизится спрос на рыбу и повысится спрос на мясной соус.

13. Дана таблица, отражающая величину спроса на некоторый товар при различных ценах:

 

Цена руб./шт. 6.000 8.000 10.000 12.000
Объем спроса в месяц, шт.        

 

а) Определите вид функции спроса, запишите ее формулу и постройте график.

б) При какой максимальной цене потребители откажутся от покупок данного товара?

в) Какова будет величина спроса, если товар будет распределяться бесплатно?

14. При цене билета на футбольный матч 40 руб. на стадион пришло 30 тыс. человек. Когда цена билета поднялась до 90 рублей, число болельщиков сократилось до 5 тыс. человек. Если считать функцию спроса линейной, то сколько болельщиков придут на стадион при цене 20 руб. за билет?

15. Как будет смещаться кривая спроса по цене на красную икру, если произойдет рост доходов потребителей?

16. При цене 2 спрос равен 30, а при цене 4 равен 10. Функция спроса линейна. Найдите максимальную цену спроса.

17. Функция спроса Ивана Q1= б — 3р, функция спроса Марии Q2= 4 - 0,5р. Постройте кривую суммарного спроса.

18. Функция спроса на хлеб: Q=100+0,5I-30Р1+20Р2, где

Q – годовая причина спроса; I – доход; Р1 – цена хлеба; Р2 – цена макарон.

Определите: а) функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. руб. в месяц и цене макарон 250 руб. за 1 кг; б) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю. Постройте кривую спроса на хлеб.

19. Два потребителя имеют разные функции индивидуального спроса:

Ваня: QDВ = 5 – Р; Маня: QDМ = 10 – 2Р.

Определите рыночный спрос, если Ваня и Маня – единственные потребители.

20. Максимальный спрос равен 20. При повышении цены на единицу спрос всегда убывает на З. При каких ценах спрос превышает 2?

21. Функция рыночного спроса Q = 10-4р. Увеличение доходов населения привело к увеличению спроса на 20% при каждой цене. Найдите новую функцию спроса.

22. Спрос на кожаные куртки задается формулой Q = р2 -4p + 9. Определите: а) при каких ценах кожаные куртки являются товаром Веблена; б) минимальный спрос; в) при каких ценах спрос равен 6?

23. Функция спроса мужчины Q1 = 15 - 3р, женщины Q2 = 8 - 4р. На рынке всего 12 покупателей: 5 мужчин, остальные — женщины. Постройте кривую рыночного спроса и найдите изменение спроса при увеличении цены с 1 до 3.

24. В какой степени равновесие рынка зависит от предложения:

а) в коротком периоде; б) в длинном периоде?

25. Чем можно объяснить сдвиг кривой предложения на товар Y влево вверх:а) внедрением новых технологий; б) увеличением цен на исходные ресурсы; в) введением дотаций; г) увеличением числа производителей.

26. В инфляционной ситуации резко вырастают цены на все товары. Имеет ли место рост спроса во время инфляции? Стимулируют ли инфляционные цены увеличение производства и предложения товаров?

27. Как будет смещаться кривая предложения на наркорынке, если будет ужесточено наказание за перевозку наркотиков?

28. Какая из следующих позиций означает "изменение в предложении", а какая - "изменение предложения":

а) в результате снижения издержек производства производители продают больше автомобилей;

б) снижение цены на пшеницу вызывает увеличение ежемесячного объема продаж кукурузы;

в) вследствие снижения на различных рынках цены на апельсины их поставки на рынки сокращаются;

г) федеральное правительство увеличивает акцизный налог на спиртные напитки.

29. Что из перечисленного, как правило, не будет влиять на предложение услуг рэкетиров, обещающих предпринимателю защиту в обмен на регулярную выплату "дани": а) цены на героин; б) уровень преступности в районе; в) стоимость занятий в спортклубе по отработке приемов каратэ; г) степень коррумпированности работников правоохранительных органов.

30. Гитарист Петр готов работать бесплатно до 8 час в неделю. Гитарист Павел работает при оплате не ниже 2 $/час. При оплате 10 $/час каждый гитарист готов работать 48 час в неделю. Обе функции предложения труда линейны. Сколько часов в неделю готов работать каждый гитарист при оплате 2,5 $/час?

31. Количество часов аудиторных занятий, которое профессор Иванов готов проводить в месяц, задается формулой 10p – p2 при ставках почасовой оплаты, меньших $8, и равно 16 час при больших ставках.

а) Постройте кривую предложения труда.

б) Определите, при каких ставках функция предложения убывает?

в) Вычислите максимальный объем и минимальную цену предложения.

г) Найдите изменение предложения при увеличении ставки оплаты с $7 до $9.

д) В каком случае предложение равно 9 час?

32. Функция предложения S= 4р-3. На какую величину изменится предложение при каждой цене после введения акцизного налога в размере 2?

33. На рынке бензина всего два продавца: завод 1 и завод 2. При цене бензина 8 руб./л объем предложения 1-го завода равен 20 т, 2-го завода -50 т. При цене 10 руб./л объем предложения 1-го завода равен 30 т, 2-го - 70 т.

а) Задайте функцию рыночного предложения табличным способом.

б) Найдите примерное значение объема предложения при цене 9,4 руб.

в) Найдите примерную цену, при которой объем предложения равен 77,5т;

г) Задайте табличным способом функцию предложения после введения акцизного налога на бензин в размере 1 руб./л.

д) Найдите примерный объем предложения бензина при цене 9,4 руб./л после введения акцизного налога в размере 1 руб./л.

34. Какие выводы для предпринимателей Вы могли бы сформулировать по итогам данной темы?







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.