Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ





Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключаются особенности современного международного разделения труда по сравнению с традиционным разделением труда?

2 .Какова сущность процесса глобализации? Ее главные направления.

3. Почему вывозится капитал в современных условиях? Каковы мотивы? В каких формах происходит вывоз капитала?

4. Что такое транснациональные корпорации и банки? Каковы критерии.

5. Что представляет собой международный трансфер технологий?

6. Как Вы можете определить понятия "открытая" экономика и "закрытая" экономика?

7. В чем состоит экономическая политика протекционизма? Сравните ее с принципами свободной торговли.

8. Рассмотрите основные положения теории сравнительных преимуществ А. Смита и Д. Рикардо как теоретическое обоснование либерализации международной торговли.

9. В чем выражается неравномерность развития национальных экономик? Можно ли рассматривать это явление как закономерность развития мирового хозяйства?

10. Опишите структуру платежного баланса.

11. В чем состоит проблема внешнеэкономического равновесия?

12. Дайте понятие валютного курса и паритета покупательной способности.

 

Б. Заполните свободные клетки

Формы международного разделения труда

Общее  
Частное  
Единичное  

 

 

Приведите доводы в пользу

Свободной торговли Протекционизма
   

Каким образом изменение стоимости валюты может сказаться на следующих объектах?

  Стоимость валюты растет Стоимость валюты снижается
Потребители      
Отрасли, работающие на импортном сырье    
Экспортные отрасли      
Отрасли, конкурирующие на внутреннем рынке с импортными товарами    

 

В. Выпишите определения следующих понятий и категорий.

Глобализация-

 

Интернационализация-

 

Международное разделение труда-

 

Абсолютные преимущества -

 

Относительные преимущества-

 

Протекционизм-

 

Свободная торговля-

 

Либерализация международной торговли-

 

Платежный баланс

 

Валютный курс-

 

Фиксированный валютный курс-

 

Плавающий валютный курс-

 

Режим конвертируемости-

 

Девальвация-

 

Ревальвация-

 

Паритет покупательной способности-

 

Тесты и задачи

1. Темп инфляции в стране А равен 9%, а в стране В - 5%. В стране А ставка процента равна 12%. Какова должна быть ставка процента в стране В, чтобы между этими странами не было перелива капитала.

2. При прочих равных условиях ревальвация валюты:

а) уменьшает международную стоимость валюты;

б) уменьшает процентную ставку;

в) увеличивает ЧВП;

г) уменьшает чистый экспорт;

д) увеличивает чистый экспорт.

е) не меняется;

ж) меняется так же, как и процентная ставка по облигациям.



3. В течение длительного периода страна А имела более высокий темп инфляции, чем ее основные хозяйственные партнеры. Отразите возникшие вследствие этого в данной стране изменения, заполнив нижеприведенную таблицу.

  Показатель Растет Снижается Не меняется
1. Спрос на девизы      
2. Дефицит платежного баланса      
3. Предложение девизов      
4. Импорт      
5. Экспорт      

4. На графиках рис. 1, 2 представлены производственные возможности двух стран:

Страна А Страна В Товар У Товар У

       
   


 

80

60

 

 

Товар Х Товар Х

160 0 60

Определить направление специализации стран и предельные значения условий торговли между ними.

Эссе

А. В какой степени Сохраняется понятие "национальная экономика" в условиях глобализации?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Можно ли рассматривать глобализацию как форму интернационализации хозяйственной жизни?

· В чем Вы видите риски глобализации для национальных экономик и для мирового хозяйства в целом?

· Имело ли шоковое открытие российской экономики отрицательные последствия для нее?

· Оказывает ли влияние на стратегию экономических реформ в России процесс экономической глобализации?

· Почему в различных странах мира растет движение сопротивления глобализации?

· Проанализируйте суждение рядового европейца по поводу торговли с Америкой: «Торговля с американцами не принесет нам выгоды. Высокая американская производительность даст им возможность продавать по ценам ниже европейских и продовольствие, и одежду. Нам необходимы пошлины, чтобы защищать честного европейского рабочего».

Б. Должна ли страна защищать свою промышленность от импорта путем повышения тарифов, квот и других торговых барьеров? Предложите аргументы «за» и «против» протекционизма в мировой экономике.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Как влияет международная торговля на национальный объем производства и потребления.

· Почему сравнительная выгода производства всех товаров в одной стране не может быть больше, чем в другой, даже если первая страна богата природными ресурсами, запасом капитала, квалифицированной рабочей силой и талантливыми инженерами, а другая бедна во всех отношениях?

· Чтобы снизить издержки производства, производитель текстиля из Массачусетса строит фабрику в Северной Каролине, а американская фирма, изготовляющая телевизоры, открывает сборочный завод в Мексике. Чем отличаются друг от друга эти два мероприятия? Возможно ли, что какое-то из них столкнется с мощными политическим сопротивлением?

· «Тариф не влечет за собой издержек общества, так как перекладывает деньги из одного кармана в другой: от потребителя к предприятиям и государству». Прокомментируйте это утверждение.

· Допустим, правительство проводит политику «дорогих денег». Как это может повлиять на валютный курс данной страны?

· Каково влияние завышенного валютного курса на уровень производства, безработицы, реального ВВП?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Знания только тогда надежны, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не памятью. «Готовые формулы забываются легко, но если выводы добыты хоть в какой-то степени собственным трудом, они остаются в памяти надолго». (А.Н. Толстой). Поэтому самостоятельное изучение не только учебников, но и важнейших работ, монографий и научных статей первоисточников, имеет основополагающее значение.

Учебный процесс, в условиях малого числа аудиторных часов, ведется на таком уровне трудности, который обусловливает необходимость систематической серьезной работы, формирующей логическое мышление, понимание реальных экономических явлений и процессов, стоящих за экономическими теориями, научными понятиями, цифрами. Только высокий уровень трудности занятий может развить интеллект, выработать потребность умственно трудиться.

Подлинного успеха в получении высшего образования способен достигнуть лишь тот студент, который в своем духовном развитии восходит на новые ступени. При этом учиться надо не по принуждению, как ведомый за руку, а только по собственной воле. Важно, чтобы студент испытывал постоянную потребность в самостоятельной работе и в самоусовершенствовании.

При этом существует определенная опасность. Люди, которые запоминают много цифр, цитат, высказываний ученых и политических деятелей, могут «сразить» своих коллег – студентов, слушателей, аспирантов – внешним блеском, кажущейся эрудицией. Обычно эти люди не имеют глубоких знаний. Это начетчики, которые, как правило, не могут использовать свои знания для практического дела, самостоятельно аргументировать, свою точку зрения в споре. Они бывают не подготовлены к решению спорных, жизненных вопросов. Память нужно тренировать, но главное – развивать мышление, интеллект. Поэтому очень важно научиться овладевать сложными процессами умственного труда. Учеба должна быть добровольной, сознательной, увлекательной, приносить радость.

Преподаватель на лекциях направляет самостоятельную работу студентов. Наряду с лекциями, большое значение имеют многообразные формы реализации результатов самостоятельной работы: доклады и реферативные выступления на семинарах, доклады на конференциях, участие в обсуждении монографий и статей.

Методические указания, обычно, представляют собой совокупность правил, приемов и методов обучения или изучения какого-то учебного предмета. В данном случае методические советы направлены на организацию самостоятельной, научно-исследовательской работы по дисциплине «Экономика». Каждую тему надо проработать не по одному учебнику, а использовать два-три дополнительных источника, которые указаны в списке литературы. Обязательно надо делать выписки, а если материал ксерокопирован, то нужно подчеркнуть в нем главное. Необходимо правильно пронумеровать основные положения по рассматриваемому вопросу, составить развернутый план выступления.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.