Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Часть 4. История экономических учений.





Тема 16. Основные этапы эволюции и представители экономической мысли.

  1. основные научные школы и направления в экономической теории в настоящем и ретроспективном анализе, вклад ведущих экономистов в становление ее основ, что должно способствовать систематизации ранее полученных теоретических знаний, более глубокому пониманию предмета в целом.
  2. читать, анализировать и конспектировать первоисточники, находить связи между воззрениями экономистов прошлого и настоящего, между эволюцией экономической практики и ее теоретического отражения в различных направлениях учений об экономики, что в конечном итоге должно внести определяющий вклад в его становление как самостоятельно мыслящего и способного принимать рациональные решения экономиста и гражданина.
  3. Основные этапы эволюции экономической мысли. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту). Экономика и хрематистика в трудах Аристотеля, Платона, Ксенофонта. Схоластика средневековья – первая систематизация экономических знаний в трудах Фомы Аквинского. Первые теоретические системы объяснения сущности и путей возрастания богатства – меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия ( А.Смит, Д.Рикардо, Ж-Б.Сэй, Дж.С.Милль, К.Маркс).
  4. Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналисткая революция ( австрийская школа К.Менгера, У.С.Джевонс, общее экономическое равновесие Л.Вальраса, теория предельной производительности Дж.Б.Кларка); неоклассическое направление (неоклассический синтез А.Маршалла, А.Пигу, Дж.Робинсон), кейнсианство и неокейнсианство (Дж.М.Кейнс, Дж.Хикс,Б.Улин, Р.Харрод, Е.Домар), монетаризм (М.Фридман), институционализм (Т.Веблен, Р.Коуз, Дж.Гэлбрейт, У.Митчелл,О.Уильямсон). Вклад российских ученых в развитие экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад Д.Н.Кондратьева и М.И.Туган-Барановского в понимание экономических циклов и динамики, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства, традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий, Г.А.Фельдман,В.В.Новожилов, Л.В.Канторович).

Рекомендуемая литература по теме:

Основная литература:№1,2,3

Дополнительная литература:2,3,4,5

Образовательные технологии.

В процессе освоения дисциплины применяются следующие технологии формирования вышеуказанных профессиональных компетенций студентов:

1. Традиционная технология:лекционно-семинарская система обучения. Её составляющие: поточные лекции и групповая система организации семинарских занятий; еженедельная передача предмета небольшими порциями; использование лекций и семинаров в качестве основных форм учебных занятий; постановка преподавателем целей обучения и соответствующие планирование их достижение; применение иллюстрированных методов обучения; фронтальная и индивидуальная работа преподавателя со студентами на учебных занятиях; наличие эпизодически возникающей обратной связи преподавателя со студентами; проверка выполнения самостоятельных заданий студента преподавателем; оценка преподавателем академических результатов студентов с помощью выполнения текущей контрольной работы; зачет в рамках сессии.



Роль этих методов в формировании компонентов компетенций: формирование знаний об ориентировочной основе выполнения деятельности менеджера в органах и организациях, обобщенных методах решения задач.

2. Инновационные технологии активного обучения квазипрофессиональной деятельности студентов:

Роль этих методов в формировании компонентов формируемых компетенций и их интеграция в учебный процесс, имитирующем профессиональную деятельность. Это будет происходить за счет использования метода проекта.

Результатом обучения на основе проектной технологии является освоение её студентами, а затем умение применить в своей практической деятельности в органах и организациях, как инструмента достижения целей.

Данная технология предполагает активизацию мышления студентов; высокую степень вовлеченности в учебный процесс; взаимодействие студентов между собой и с преподавателем; творческий характер занятий; освоение материала в сжатые сроки; обязательную презентацию.

Формы проекта: групповая, монопредметная, краткосрочная (мини-проект), информационные, практико-ориентировочные, творческие.

Проекты выполняются студентами в рамках самостоятельной работы и представляются результаты проектной деятельности на семинарских занятиях.

Этапы:

1) Определение темы проекта (задание в рамках самостоятельной работы),

2) Определение сбора анализа, информации и формы отчета. Распределение
обязанностей и заданий между членами команды.

3) Сбор информации.

4) Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.

5) Представления проекта - презентация.

6) Подведение итогов.

Одновременно в рамках проектной деятельности реализуются и такие активные методы проведение занятий как:

- моделирование (наглядное представления количественного анализа);

- тренинг коммуникативности (обучение аудитории в процессе взаимодействующей
малой группы).

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Текущий контроль:сообщения с презентаций по результатам аналитической самостоятельной работы, графические и табличные изображения статистических данных и текстов; устный опрос на семинарских занятиях.

(ДО)

Вопросы к практическому занятию Тема1

1. .Предмет и методы экономической теории.Взаимосвязь уровней экономического

анализа.Позитивная и нормативная экономика.

2. .Эволюция предмета экономической теории.

3. .Экономика как практика, структура национальной экономики /отраслевая,

региональная, воспроизводственная, социальная, внешнеэкономическая/.

4. .Производство: сущность и факторы.

5. .Экономические ресурсы и факторы производства:общее и особенное.

6. .Собственность: сущность, типы, формы.

7. .Формы хозяйствования: натуральное и товарное производство.

8. .Сущность и типы хозяйственных /экономических/ систем.

9. .Рынок: сущность, условия возникновения и существования, виды рынков.

10. .Фукции рынков.

Вопросы к практическому занятию Тема 2

1. Предмет и особенности макроанализа.

2. Сущность и виды макропоказателей.

3. Основные субъекты макроэкономики /макросектора/ и их функции.

4. Модель сложного кругооборота подукта и дохода.

5. ВНП-сущность, значение, соотношение с ВВП, ограниченность.

6. Методы расчета ВНП – по доходам и расходам.

7. Определение динамики ВНП.Номинальные и реальные

макропоказатели.Инфлирование и дефлирование.

Вопросы к практическому занятию Тема 3

1. Сущность, причины и виды экономических циклов.

2. Фазы классического цикла.

3. Опережающие индикаторы экономической активности.

4. Принцип акселерации и значение инвестиций для экономического роста.

5. 1.Безработица: сущность, измерение, причины,формы и последствия.

6. Сущность и значение естественного уровня безработицы.

7. Инфляция: сущность, причины, формы и последствия.

8. Основные направления и проблемы антиинфляционной политики.

Вопросы к практическому занятию Тема 4

1. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

2. Модель ―совокупный спрос (AD).

3. Модель ―совокупное предложение(AS).

4. Моделирование инфляции спроса, инфляции издержек, спада и экономического роста с

помощью модели ―AD-AS.

5. График спроса на инвестиции. Факторы, влияющие на величину частных инвестиций в

рыночной экономике.

6. Определение равновесного объема производства методом сопоставления ―Совокупные

расходы – объем производства.

7. Определение равновесного объема производства методом ―утечки-инъекции.

8. Эффект мультипликатора: логическое и математическое обоснование.

Вопросы к практическому занятию Тема 5

1. Моделирование влияния государственных закупок (G) на равновесный объем

производства и занятость.

2. Сущность, элементы и функции налоговой системы

3. Моделирование влияния индивидуального налогообложения на равновесный объем

производства и занятость.

4. Дискреционная фискальная политика в ходе экономического цикла.

5. Недискреционная фискальная политика. Автоматические стабилизаторы.

6. Сущность и виды бюджетных дефицитов.

7. Способы финансирования дефицита госбюджета и их последствия. Эффект вытеснения.

Государственный долг.

Вопросы к практическому занятию Тема 6

1. Сущность и макроэкономические функции современных денег.

2. Особенности формирования и измерения денежного предложения. Основные денежные

агрегаты.

3. Кейнсианская теория спроса на деньги. Спрос на деньги: для сделок и со стороны

активов.

4. Анализ установления равновесия на денежном рынке. Значение ставки процента в

рыночной экономике.

Вопросы к практическому занятию Тема 7

1. Сущность, финансовая структура и функции современного коммерческого банка

2. Анализ процесса расширения денежного предложения системой коммерческих

банков.

3. Виды коммерческих банков, их особенности в России.

Вопросы к практическому занятию Тема 8

1. Функции Центрального банка России в соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ»

2. Прямые и косвенные инструменты кредитно-денежной политики

3. Антициклическая кредитно-денежная политика

Вопросы к практическому занятию Тема 9

1. Сущность, формы, цели и инструменты стабилизационной политики

2. Направления и проблемы финансовой и экономической стабилзации в

современной России

Вопросы к практическому занятию Тема 10

 

1. Взаимосвязь между макро-,мезо-, и микроуровнями анализа

2. Предмет и методы микроэкономики

Вопросы к практическому занятию Тема 11

1. Понятие спроса и предложения

2. Рыночное равновесие

3. Общее понятие эластичности

4. Эластичность спроса и ее виды

5. Факторы ценовой эластичности спроса

6. Эластичность предложения и ее количественное измерение

7. Значение эластичности для экономической политики

8. Потребительские предпочтения и полезность

9. Кардиналистская теория полезности

10. Ординалистская теория поведения потребителя

Вопросы к практическому занятию Тема 12

1. Фирма: институциональный и технологический подходы

2. Основные виды ресурсов и контрактов, образующих фирму

3. Внутренняя и внешняя среда фирмы

4. Организационно-правовые формы предприятий (по ГК РФ)

5. Открытие, реформирование, санация и закрытие фирмы

6. Совокупный, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной

производительности

7. Закономерности производства с двумя переменными факторами. Предельная

норма технического замещения.

8. Изокосты и изокванты. Условия равновесия производителя

9. Экономия масштаба производства

10. Экономическая природа и типология издержек производства

Вопросы к практическому занятию Тема 13

1. Конкуренция, определение, виды, инструменты, значение

2. Рыночная структура: сущность и виды. Барьеры для выхода (входа)

3. Условия совершенной конкуренции

4. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

5. Условия совершенной конкуренции

6. Равновесие фирмы при совершенной конкуренции

7. Монополия: сущность, виды, причины возникновения

8. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

9. Экономические последствия монополии

10. Ценовая дискриминация и ее виды

Вопросы к практическому занятию Тема 14

1. Особенности спроса на ресурсы

2. Взаимоотношение факоров производства и правило наименьших издержек

3. Предельная доходность ресурса. Правило максимизации прибыли

4. Рынок труда: индивидуальное предложение, его особенности

5. Рынок труда: заработная плата, факторы дифференциации

6. Рынок труда: Модели рынка труда (конкурентный, монопсонии, двухсторонней

монополии)

7. Рынок труда: Роль профсоюзов на рынке ируда

8. Рынок земли: Особенности предложения и спроса на землю

9. Рынок земли: Экономическая природа ренты. Цена земли

10. Рынок капитала: Капитал. Чистая производительность капитала

11. Рынок капитала: Определение эффективности капиталовложений.

Вопросы к практическому занятию Тема 15

1. Сущность и виды предпринимательских рисков

2. Методы снижения рисков хозяйствования

Вопросы к практическому занятию Тема 16

1. Ксенофонт о разделении труда и товарно-денежных отношениях

2. "Политика или государство" Платона

3. Проблемы разделения труда и товарно-денежных отношений в трудах Аристотеля.

4. .Роль У.Петти в разработке основных проблем рыночной экономической системы:

5. а. Экономическая теория физиократов:

6. . Экономическая теория А. Смита:

7. . Развитие экономической теории в трудах Д. Рикардо:

8. Значение марксизма для современной экономической науки.

9. Неоклассический синтез А.Маршалла и современная неоклассика

10. Кейсианство и неокейсианство

Промежуточный контроль:контрольная работа по темам 1-16 на тему «Основы экономической теории».

 

(ОЗО)

Вопросы к практическому занятию Тема1

1. .Предмет и методы экономической теории.Взаимосвязь уровней экономического

анализа.Позитивная и нормативная экономика.

2. .Эволюция предмета экономической теории.

3. .Экономика как практика, структура национальной экономики /отраслевая,

региональная, воспроизводственная, социальная, внешнеэкономическая/.

4. .Производство: сущность и факторы.

5. .Экономические ресурсы и факторы производства:общее и особенное.

6. .Собственность: сущность, типы, формы.

7. .Формы хозяйствования: натуральное и товарное производство.

8. .Сущность и типы хозяйственных /экономических/ систем.

9. .Рынок: сущность, условия возникновения и существования, виды рынков.

10. .Фукции рынков.

Вопросы к практическому занятию Тема 2

1. Предмет и особенности макроанализа.

2. Сущность и виды макропоказателей.

3. Основные субъекты макроэкономики /макросектора/ и их функции.

4. Модель сложного кругооборота подукта и дохода.

5. ВНП-сущность, значение, соотношение с ВВП, ограниченность.

6. Методы расчета ВНП – по доходам и расходам.

7. Определение динамики ВНП.Номинальные и реальные

макропоказатели.Инфлирование и дефлирование.

Вопросы к практическому занятию Тема 3

1. Сущность, причины и виды экономических циклов.

2. Фазы классического цикла.

3. Опережающие индикаторы экономической активности.

4. Принцип акселерации и значение инвестиций для экономического роста.

5. 1.Безработица: сущность, измерение, причины,формы и последствия.

6. Сущность и значение естественного уровня безработицы.

7. Инфляция: сущность, причины, формы и последствия.

8. Основные направления и проблемы антиинфляционной политики.

Вопросы к практическому занятию Тема 4

1. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

2. Модель ―совокупный спрос (AD).

3. Модель ―совокупное предложение(AS).

4. Моделирование инфляции спроса, инфляции издержек, спада и экономического роста с

помощью модели ―AD-AS.

5. График спроса на инвестиции. Факторы, влияющие на величину частных инвестиций в

рыночной экономике.

6. Определение равновесного объема производства методом сопоставления ―Совокупные

расходы – объем производства.

7. Определение равновесного объема производства методом ―утечки-инъекции.

8. Эффект мультипликатора: логическое и математическое обоснование.

Вопросы к практическому занятию Тема 5

1. Моделирование влияния государственных закупок (G) на равновесный объем

производства и занятость.

2. Сущность, элементы и функции налоговой системы

3. Моделирование влияния индивидуального налогообложения на равновесный объем

производства и занятость.

4. Дискреционная фискальная политика в ходе экономического цикла.

5. Недискреционная фискальная политика. Автоматические стабилизаторы.

6. Сущность и виды бюджетных дефицитов.

7. Способы финансирования дефицита госбюджета и их последствия. Эффект вытеснения.

Государственный долг.

Вопросы к практическому занятию Тема 6

1. Сущность и макроэкономические функции современных денег.

2. Особенности формирования и измерения денежного предложения. Основные денежные

агрегаты.

3. Кейнсианская теория спроса на деньги. Спрос на деньги: для сделок и со стороны

активов.

4. Анализ установления равновесия на денежном рынке. Значение ставки процента в

рыночной экономике.

Вопросы к практическому занятию Тема 7

1. Сущность, финансовая структура и функции современного коммерческого банка

2. Анализ процесса расширения денежного предложения системой коммерческих

банков.

3. Виды коммерческих банков, их особенности в России.

Вопросы к практическому занятию Тема 8

1. Функции Центрального банка России в соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ»

2. Прямые и косвенные инструменты кредитно-денежной политики

3. Антициклическая кредитно-денежная политика

Вопросы к практическому занятию Тема 9

1. Сущность, формы, цели и инструменты стабилизационной политики

2. Направления и проблемы финансовой и экономической стабилзации в

современной России

Вопросы к практическому занятию Тема 10

 

1. Взаимосвязь между макро-,мезо-, и микроуровнями анализа

2. Предмет и методы микроэкономики

Вопросы к практическому занятию Тема 11

1. Понятие спроса и предложения

2. Рыночное равновесие

3. Общее понятие эластичности

4. Эластичность спроса и ее виды

5. Факторы ценовой эластичности спроса

6. Эластичность предложения и ее количественное измерение

7. Значение эластичности для экономической политики

8. Потребительские предпочтения и полезность

9. Кардиналистская теория полезности

10. Ординалистская теория поведения потребителя

Вопросы к практическому занятию Тема 12

1. Фирма: институциональный и технологический подходы

2. Основные виды ресурсов и контрактов, образующих фирму

3. Внутренняя и внешняя среда фирмы

4. Организационно-правовые формы предприятий (по ГК РФ)

5. Открытие, реформирование, санация и закрытие фирмы

6. Совокупный, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной

производительности

7. Закономерности производства с двумя переменными факторами. Предельная

норма технического замещения.

8. Изокосты и изокванты. Условия равновесия производителя

9. Экономия масштаба производства

10. Экономическая природа и типология издержек производства

Вопросы к практическому занятию Тема 13

1. Конкуренция, определение, виды, инструменты, значение

2. Рыночная структура: сущность и виды. Барьеры для выхода (входа)

3. Условия совершенной конкуренции

4. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

5. Условия совершенной конкуренции

6. Равновесие фирмы при совершенной конкуренции

7. Монополия: сущность, виды, причины возникновения

8. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

9. Экономические последствия монополии

10. Ценовая дискриминация и ее виды

Вопросы к практическому занятию Тема 14

1. Особенности спроса на ресурсы

2. Взаимоотношение факоров производства и правило наименьших издержек

3. Предельная доходность ресурса. Правило максимизации прибыли

4. Рынок труда: индивидуальное предложение, его особенности

5. Рынок труда: заработная плата, факторы дифференциации

6. Рынок труда: Модели рынка труда (конкурентный, монопсонии, двухсторонней

монополии)

7. Рынок труда: Роль профсоюзов на рынке ируда

8. Рынок земли: Особенности предложения и спроса на землю

9. Рынок земли: Экономическая природа ренты. Цена земли

10. Рынок капитала: Капитал. Чистая производительность капитала

11. Рынок капитала: Определение эффективности капиталовложений.

Вопросы к практическому занятию Тема 15

1. Сущность и виды предпринимательских рисков

2. Методы снижения рисков хозяйствования

Вопросы к практическому занятию Тема 16

1. Ксенофонт о разделении труда и товарно-денежных отношениях

2. "Политика или государство" Платона

3. Проблемы разделения труда и товарно-денежных отношений в трудах Аристотеля.

4. .Роль У.Петти в разработке основных проблем рыночной экономической системы:

5. а. Экономическая теория физиократов:

6. . Экономическая теория А. Смита:

7. . Развитие экономической теории в трудах Д. Рикардо:

8. Значение марксизма для современной экономической науки.

9. Неоклассический синтез А.Маршалла и современная неоклассика

10. Кейсианство и неокейсианство

 

Промежуточный контроль:контрольная работа по темам 1-16 на тему «Основы экономической теории».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.