Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 3. Учебно-методические материалы по курсу «Культурология» (лекции)





Дисциплина «Культурология» состоит из двух тематических блоков расположенных последовательно в содержании учебной дисциплины:

Блок 1. «Историческое развитие представлений о культуре в западноевропейской традиции». К блоку 1 относятся темы №1 – 3.

Блок 2. «Основы теории культуры». К блоку 2 относятся темы № 4 – 9.

3.1. Краткое содержание (план – проспект) лекций по курсу «Культурология».

Лекция 1. Культурология как наука.

Причины актуализации культурологического знания на рубеже тысячелетий. Опыт определения категория «культура». Культурология как средство развития духовных ценностей личности и становления профессиональной компетентности. Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье. Представления о культуре в Новое время. Культурологические идеи И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико.

Лекция 2. Представления о культуре в ХIХ в.

Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма. Понимание культуры в философии марксизма. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

Лекция 3. Представления о культуре в конце ХIХ - ХХ в.

Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. Представления о культуре К.Г. Юнга, Философия культуры О. Шпенглера, Культурологическая концепция Н. Бердяева, философия культуры А. Тойнби, Культурологическая концепция П. Сорокина. Игровая теория культуры И. Хейзинги. Культура и этногенез в представлениях Л.Н. Гумилева.

Лекция 4. Функции и дисфункции культуры, сферы культуры.

Функции культуры: Гуманистическая (социализирующая); Трансляционная; Нормативная; Гносеологическая; Семиотическая. Дисфункции культуры.

Лекция 5.Общие свойства культур.

Стабильность, нестабильность; Толерантность, интолерантность; Открытость, замкнутость; Демократизм, элитарность; Прогрессивность, регрессивность, консерватизм.

Лекция 6. Структурирование культуры.

Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культуры. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры.

Молодежная субкультура: Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров; Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения.

Массовая и популярная культура: Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура.

Лекция 7. Формы и механизмы приобщения к культуре. Культурная динамика. Нормативная система культуры.

Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации); Фазы социализации, агенты, институты социализации; Родительство как элемент первичной социализации; Десоциализация и ресоциализация, аккультурация, ассимиляция; Культурные заимствования, культурная диффузия; Культурная динамика (культурные процессы).

Нормативная система культуры. Классификация культурных норм; Функции культурных норм; Основные виды культурных норм; Этикет как культурная норма.

Лекция 8. Культура и этнос. Культура и цивилизация.

Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный глобализм); Этноцентризм и культурный релятивизм. Культура как этноконсолидирующий и этнодифференцирующий признак. Формирование толерантного отношения к культурным традициям народов РФ. Индустриально-городская культура. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Место и роль России в мировой культуре.

Лекция 9. Культура и природа.

Экологическое сознание Востока и Запада; Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологи.

3.2. Учебно-тематический план семинарских занятий учебной дисциплины «Культурология»

Семинарские занятия по курсу «Культурология» посвящены углубленному изучению тем лекционного курса. К каждому семинарскому занятию, в соответствии с его планом, студент должен быть готов отвечать на поставленные вопросы на основе лекций и самостоятельно изученной основной и дополнительной литературы.

 

План семинарских занятий по курсу «Культурология»

№ п/п Наименование тем семинарских занятий Кол-во часов
  Представления о культуре в античности и западноевропейском средневековье. Представления о культуре в эпоху Просвещения.  
  Культурологические концепции ХIХ в.  
  Культурологические концепции ХХ в.  
  Функции и дисфункции культуры, сферы культуры.  
  Общие свойства культур.  
  Структурирование культуры, молодежная субкультура. Массовая, популярная, народная, элитарная культуры.  
  Формы и механизмы приобщения к культуре. Культурная динамика. Нормативная система культуры.  
  Культура и этнос, культура и цивилизация.  
  Культура и природа.  
  Итого  

Темы и вопросы по темам семинарских занятий.

 

Семинарское занятие №1. «Представления о культуре в античности и западноевропейском средневековье. Представления о культуре в эпоху Просвещения»:

Вопросы семинарского занятия:

1. Представления о культуре в античности.

2. Представления о культуре в западноевропейском средневековье.

3. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье, причины их изменений.

4. Общая характеристика представлений о культуре в эпоху Просвещения.

5. Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона.

6. Культурологические идеи И.Г. Гердера.

7. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо.

8. Культурологические идеи Дж. Вико.

Цели:

1. Узнать содержание культурологических концепций в период античности.

2. Узнать содержание культурологических концепций западноевропейского средневековья.

3. Выяснить причины трансформации культурологических идей в период античности и средневековья.

4. Узнать содержание общих тенденций в понимании культуры в эпоху Просвещения (Ф. Бэкон).

5. Узнать содержание культурологических концепций культурологов – «диссидентов» эпохи Просвещения (И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико)

Входные компетенции:

Вы должны знать из курса истории и философии:

1. Хронологию и территориальные рамки, ключевые исторические события античности и средневековья.

2. Основные философские течения античности и средневековья.

3. Ключевые исторические события и социально-экономические процессы в Западной Европе эпохи Просвещения (ХVII – ХVIII вв.).

Основные понятия и положения темы:

Антропоцентризм – (греч. anthropos — человек и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, человек есть главный субъект и объект культуры. Является ключевым основанием для понимания культурологической мысли античности. В латинское понятие «культура» человек был включен благодаря трудам оратора и философа периода Римской республики Марка Туллия Цицерона, обосновавшего цель культуры как «возделывание» гражданина. Антропоцентризм античных культурологических представлений сменился в теоцентризмом в Средние века. Человек вновь стал основой культуры в эпоху гуманизма, начало которой связано с творчеством Данте Алигьери и распространением его «Божественной комедии».

«Естественное — искусственное» — парное понятие, выражающее не столько противоположность природы и человека, сколько «естественный», т. е. соответствующий закономерностям мира, рациональный характер человеческой деятельности, её способности разумно творить свой искусственный мир.

«Натура — культура» — парное понятие, имеющее общенаучный смысл различения человека — творца культуры и его природного мира — «натуры». В эпоху Возрождения это понятие приобрело антропоцентрический смысл противопоставления «натуры» и «культуры».

Деятельностно-гуманистический принцип — исходная и генерализующая идея познания мира человека как процесса и результата его активно-преобразующей деятельности.

Космоцентризм (лат. centrum — центр) — принцип рассмотрения человека с позиций его естественной, космологически понятой природы.

Логоцентризм — принцип безраздельного доминирования разума как сущности человека. В теологической трактовке — человеческого разума как проекции Божественного.

Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — введенное Т. Куном понятие для обозначения «совокупности идей, теорий, методов, концепций и образцов решения различных проблем, принимаемых научным сообществом определённого направления или эпохи»

Секуляризация — процесс освобождения общественного сознания от религиозности, обусловленный, с одной стороны, характерной для Нового времени рациона лизацией человеческой деятельности, с другой — обострением ценностно-смысловых противоречий церкви и её взаимоотношений с обществом.

Социоцентризм — принцип определяющей роли общественных отношений, для конкретного человека — социальной среды, его редукции к «ролевику», функции этой среды.

Сциентизм (лат. scientia — наука) — видение человека и его мира с позиций универсальных законов науки.

Теоцентризм (греч. theos — Бог) — принцип осмысления человека и его мира с точки зрения их Божественного творения.

«Две истины» — сформулированное одним из духовных отцов средневековой топической церкви Фомой Аквинским учение о возможности примирения двух истин — знания естественных законов мира и знания Божественного промысла.

Civis — гражданин античного полиса; civitas — античный город-государство.

Colerecultura — возделывание, обработка, уход, улучшение; agricultura — культивирование земли, природы; cultura juris — создание и совершенствование права, выработка правил поведения; cultura-color — художественная культура; cultura animi — интеллектуальная культура.

Paideia — воспитание в духе добродетельного служения общественному благу. paideuma (греч. приобретённое путём воспитания) — введённое этнологом Л. Флобениусом понятие, производное от paideia — воспитания; выражает «внутреннее содержание, сущность культуры», распространённой в какой-либо географической области, душу, дух данной области.

Techne — многозначное понятие в античной культуре и цивилизации: не только техника в вещественном смысле, но и искусство творения и культивирования вещей, структур, идей и процессов.

Virtu — гражданская доблесть или честь; в древнем Риме — выше всех остальных благ и почестей.

Vita activa — политическая и духовная жизнедеятельность, направленность интеллекта и воли на добродетель — творение добра.

Античность – (восходит к лат. antiquitas – древность) исторический период, протекавший в VIII в. до н.э. – V в. н.э. на территории Средиземноморского бассейна.

Апокалипсис (греч. apokalilypsis — откровение) — Страшный суд. В откровении ап. Иоанна предстает в виде четырех всадников, которые символизируют чуму, войну, голод и смерть. Апокалипсис не фатален для праведников, которые спасутся и войдут в новое тысячелетнее царство.

Ересь (греч. особое вероучение) — различные отклонения от официального вероучения в области догматики и культа.

Калокагатия – (от греч. kalos kai hagatos – красивый и хороший) древнегреческое понятие, которое буквально можно перевести как «прекрасно-совершенный». Идеал личности, всесторонне развитой, обладающей физическим совершенством и душевной целостностью.

Клерикализм (позднелат. clericalis — церковный) — теория и практика защиты интересов католической церкви и её главы, укрепления их авторитета.

Культура – (лат. cultura – возделывание). Первоначальное употребление в качестве возделывания земли. Впервые использовано в III в. до н.э. в труде политика и мыслителя Римской республики Марка Порция Катона «Агрикультура».

Монотеизм (греч. monos — единственный и theos — Бог) — учение о едином Боге; в строгом смысле монотеистическими являются иудаизм и ислам, в широком смысле — христианство («троица»).

Пайдейя – (от греч. pais – ребенок) древнегреческое понятие, близкое по содержанию и восприятию термину «культура». Обозначает процесс воспитания человека, ограниченный рядом условий, целью которого является становление человеческой личности, стремящейся к идеалу (калокагатии).

Политеизм (греч. polys — много и theos — Бог) — многобожие, почитание многих богов.

Полития (греч. politeia) — цивилизованная политическая организация свободных граждан.

Раскол (церковный) — великое разделение христианских церквей, которое началось в 1054 г. и упрочилось как две подсистемы христианства.

Средневековье – исторический период V-XV вв. н.э. на территории Западной Европы.

Теократия (греч. theos — Бог, kratos — власть) — буквально боговластие; изначально — концепция власти, непосредственным источником которой является Бог; «Н власти, которая не от Бога» (ап. Павел); в последующей интерпретации — форм правления, в которой высшая государственная власть принадлежит церкви.

Теоцентризм – (греч. teos — бог и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, бог есть источник культуры, а религиозные и культовые идеи и практики – важнейшая и единственная возможность приобщения к божественному, к культуре. Ключевое понятие западноевропейской средневековой культурологической мысли, основанной на христианской религии. Обоснованно в Священном писании и трудах христианских мыслителей: Августина Блаженного, Фомы Аквинского и других.

Эсхатология (греч. eschatos — последний, конечный и logos — учение) — в христианской догматике учение о «последних» вещах: о конце мира, о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле.

Хронокарта занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №1 – 2 академических часа.

Номер цели Содержание модуля Вид деятельности студентов Время
  Теория культуры эпохи античности Доклад по теме 10 мин.
  Теория культуры эпохи средневековья Доклад по теме 10 мин.
  Особенности трансформации представлений о культуре в Европе античности и средних веков Доклад по теме 10 мин.
  Общая характеристика представлений о культуре в эпоху Просвещения Доклад по теме 10 мин.
  Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона Доклад по теме 10 мин.
  Культурологические идеи И.Г. Гердера Доклад по теме 10 мин.
  Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо Доклад по теме 10 мин.
  Культурологические идеи Дж. Вико Доклад по теме 10 мин.
    Дискуссия 10 мин.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким было понимание слова «культура» в античном мире в отличие от современного значения?

2. В чем заключаются особенности пайдейи как процесса нацеленного воспитания? 3. Что Марк Порций Катон подразумевал под термином «культура»?

4. Каковы особенности сопряжения понятий культура и humanitas?

5. Какие основные ценности унаследовали от античности европейская и американская цивилизации.

6. Что такое «аполлоновское» и «дионисийское» начала в европейской культуре?

7. Оцените роль христианства в становлении средневековых представлений о культуре.

8. Кто из английских философов ХVII в. внес особый вклад в осознание феномена культуры и чем отличается этот вклад?

9. В чем видели главное содержание культуры французские просветители?

 

Семинарское занятие №2. «Культурологические представления ХIХ века»

Вопросы семинарского занятия:

1. Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма.

2. Понимание культуры в философии марксизма.

3. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

Цели:

1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХIХ века.

Входные компетенции:

Вы должны знать из курса истории и обществознания:

1. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе и России в ХIХ в.

Основные понятия и положения темы:

Культурно-исторический тип – целостные совокупности характерных элементов жизни этноса, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях.

Цивилизация – одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами.

Эволюционизм – представление о едином для человечества пути постепенного развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.

Класс – историческая категория, соответствующая каждой общественно-экономической формации. Группа людей, в исторически определенной системе общественного производства, противопоставляющая себя экономически диаметральной группе по признаку собственности на средства производства.

Марксизм – целостное антропологическое учение в центре которого находится человек, как деятельно преобразующий, многомерный и динамичный субъект своей культуры и цивилизации.

Хронокарта занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №3 – 2 академических часа.

Номер цели Содержание модуля Вид деятельности студентов Время
  Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма. Доклад по теме 30 мин.
  Понимание культуры в философии марксизма. Доклад по теме 30 мин.
  Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Доклад по теме 30 мин.
    Дискуссия  

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите общее понятия «эволюции» и «революции». Соотнесите эти категории.

2. Выявите характерные черты эволюционизма как научного направления.

3. Соотнесите категории «Культурно-исторический тип» и «Цивилизация».

 

Семинарское занятие №3. «Культурологические представления ХХ века»

Вопросы семинарского занятия:

1. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда.

2. Представления о культуре К.Г. Юнга;

3. Философия культуры О. Шпенглера;

4. Культурологическая концепция Н. Бердяева;

5. Философия культуры А. Тойнби;

6. Культурологическая концепция П. Сорокина.

7. Игровая теория культуры И. Хейзинги.

8. Культура и культурогенез в философии Л.Н. Гумилева.

Цели:

1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХХ века.

Входные компетенции:

Вы должны знать из курса истории:

1. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе в ХХ в.

2. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в России и СССР в ХХ в.

Основные понятия и положения темы:

«Суперсистемы» — базовый концепт П. Сорокина для обозначения масштаба культурно-цивилизационных комплексов в трех основных, господствующих в различных этапах или сосуществующих формах — «идеациональной» (иррацинальной, трансцендентной), «сенситивной» (чувственной, имманентной) и «идеалистической» (совмещающей оба начала).

«Репрессивная цивилизация» — фрейдовский концепт для выражения принудительной роли структур и механизмов цивилизации («Сверх-Я») в процессе культуротворческой сублимации энергии Эроса.

«Коллективное бессознательное» - общечеловечесекие прообразы-архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и проч.). Архетипы выражаются в мифах, суказках, магии, алхимии и т.д.

Либидо – (от лат. Libido – влечение, желание, страсть, стремление) – психическая энергия, в основе которой лежит сексуальная потребность, трансформирующаяся в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Одно из основных концептуальных понятий психоанализа (З. Фрейд). В трактовке К. Юнга это понятие лишается сексуального характера и рассматривается преимущественно лишь как психическая энергия вообще, скрытая в бессознательном.

Пассионарность – (от лат. Passio – страсть) страстное, неодолимое стремление людей косуществлению своих идей, целей, идеалов.

Сублимация – (от лат. Sublimare – возносить) – процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и культурного, в том числе художественного творчества. Понятие введено в культурный оборот З. Фрейдом, который рассматривал сублимацию как один из видов трансформации влечений.

 

Хронокарта занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №4 – 2 академических часа.

Номер цели Содержание модуля Вид деятельности студентов Время
  Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. Доклад по теме 10 мин.
  Представления о культуре К.Г. Юнга; Доклад по теме 10 мин.
  Философия культуры О. Шпенглера; Доклад по теме 10 мин.
  Культурологическая концепция Н. Бердяева. Доклад по теме 10 мин.
  Философия культуры А. Тойнби; Доклад по теме 10 мин.
  Культурологическая концепция П. Сорокина. Доклад по теме 10 мин.
  Игровая теория культуры И. Хейзинги. Доклад по теме 10 мин.
  Культура и культурогенез в философии Л.Н. Гумилева Доклад по теме 10 мин.
    Дискуссия 10 мин.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби?

2. Охарактеризуйте работу З. Фрейда «Недовольство культурой».

3. Что такое коллективное бессознательное и культурные архетипы К.Г. Юнга?

4. Что такое пассионарность и пассионарный взрыв в представлении Л.Н. Гумилева?

 

Семинарское занятие №4 «Функции и дисфункции культуры, сферы культуры»

Вопросы семинарского занятия.

1. Функции культуры:

А. Гуманистическая (социализирующая);

Б. Трансляционная;

В. Нормативная;

Г. Гносеологическая;

Д. Семиотическая.

2. Дисфункции культуры.

Цели:

Определить основные функции и дисфункции культуры.

Входные компетенции:

Вы должны знать:

1. Основные институты социализации;

2. Основные виды культурных норм;

3. Основные «способы» познания мира.

4. Основные виды и примеры дисфункции культуры.

Основные понятия и положения темы:

Гносеология (теория познания) – (от греч. Gnosis – познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познавательной деятельности, типы и формы знания в его познавательной деятельности, типы и формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания.

Семиотика – (от греч. Semeiotike – учение о знаках) – наукао знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем (языков), а также особенности различных знаковых систем и сообщений.

Символ – (от греч. Symbolon – знак, опознавательная примета; этимологически связан с греч. Глаголом, означающим «соединяю, сравниваю, сталкиваю») – неразвернутый знак, обобщение; такой образ, который является представителем других (весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Символ не просто знак тех или иных сущностей, но носитель обобщенного принципа дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового содержания. В своей основе символ всегда имеет переносное значение. Символ – всегда конкретный, доступный нашему воображению образ, означающий нечто само по себе нашему воображению недоступное (например – сова – символ мудрости, голубь – символ мира и т.п.). Язык символов свойственен как научному, так и художественному мышлению.

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Передача осознанного опыта, обучение различным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания и внешней среды. Средствами передачи опыта являются язык и опредмеченные результаты человеческой деятельности.

Функционализм – направление в исследовании культуры первой половины ХХ в., нацеленное на выявление того, как функционируют ее составные чаксти в отношении друг к другу и целому. Функциональная теолрия статична, редко обращает внимание на изменения.

Основоположник функциональной школы Б. Малиновский считал, что культура является единой, гармонично функционирующей системой, в которой каждый элемент выполняет жизненно важную функцию. Поскольку функция понималась им как удовлетворение потребности деятельности, в процессе которой люди объединяются, то различия культуры становились следствиями лишь способов удовлетворения человеческих нужд.

Хронокарта занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №4 – 2 академических часа.

Номер цели Содержание модуля Вид деятельности студентов Время
  Функции культуры Доклады по темам 60 мин.
  Дисфункции культуры Доклад по теме 15 мин.
    Дискуссия 15 мин

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите примеры знакового поведения, одежды, макияжа.

2. Приведите примеры «направлений» культурных трансляций (вертикальных, горизонтальных).

3. Приведите примеры дисфункциональных проявлений культуры и отдельных культурных традиций.

4. Какова роль культуры в передаче социального опыта?

 

Семинарское занятие №5. «Общие свойства культуры»

Вопросы семинарского занятия:

3. Общие свойства культур:

А. Стабильность, нестабильность;

Б. Толерантность, интолерантность;

В. Открытость, замкнутость;

Г. Демократизм, элитарность;

Д. Прогрессивность, регрессивность, консерватизм.

Цели:

Определить общие свойства культуры

Входные компетенции:

Вы должны знать:

1. Примеры проявлений основных свойств культуры на личностном и общественном уровнях.

Основные понятия и положения темы:

Демократизм культурный – в широком смысле слова демократизм – форма организации и функционирования самоуправляющегося общественного организма, основанная на принципах равного права всех членов общества.

Толерантность культурная – букв. «терпимость». Признание права на существование других культур и культурных традиций и их проявлений в рамках собственной культурной традиции. Интолерантность – нетерпимость к проявлению каких бы то ни было других культур и культурных традиций.

Элитарность культурная – (фр. elite – лучшее, отборное) авторское создание культурных ценностей вне народной среды, без опоры на народную культуру, для «избранных» потребителей этих культурных ценностей.

Прогрессивность культурная – стремление культуры создавать принципиально новые культурные ценности.

Регрессивность культурная – стремление культуры перенести в настоящее и будущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых ценностей.

Консерватизм культурный – активное стремление сохранить существующую культуру в неприкосновенности.

Культурный шок – уничтожение, разрушение культурных традиций в связи с их активным неприятием (непониманием).

Хронокарта занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №5 – 2 академических часа.

Номер цели Содержание модуля Вид деятельности студентов Время
  Общие свойства культур Доклады по темам 75 мин
    Дискуссия 15 мин

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите примеры стабильности и нестабильности культуры на личностном и социальном уровне.

2. Приведите примеры толерантности и интолерантности культуры на личностном и социальном уровне.

3. Приведите примеры открытости и замкнутости культуры на личностном и социальном уровне.

4. Приведите примеры демократизма и элитарности культуры на личностном и социальном уровне.

5. Приведите примеры прогрессивность, регрессивность и консерватизм культуры на личностном и социальном уровне.

Семинарское занятие №6. «Структурирование культуры, молодежная субкультура. Массовая, популярная, народная, элитарная культуры»

Вопросы семинарского занятия:

1. Структурирование культуры. Субкультуры,

2. Молодежная субкультура.

А. Психофизиологические особенности тинейджеров;

Б. Социально-экономический статус тинейджеров;

В. Функции молодежной субкультуры;

В. Стратификация молодежной субкультуры;

Г. Молодежные объединения.

3. Массовая и популярная культуры.

А. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития;

Б. Причины, место и время появления массовой культуры;

В. Основные черты массовой культуры;

Г. Элементы массовой культуры;

Д. Соотношение категорий массовая, популярная, народная, элитарная культура.

Цели:

Раскрыть сущностное содержание феномена «молодежной субкультуры», показать психо-физиологические и социально-экономические предпосылки его формирования. Показать конструктивные и деструктивные элементы молодежной субкультуры. Соотнести категории «элитарная», «массовая», «народная» культура, показать их специфику, общее и отличное друг от друга.

Входные компетенции:

Вы должны:

1. Знать основные психофизиологические характеристики подросткового возраста.

2. Знать различные примеры проявлений молодежной субкультуры.

3. Знать основные черты массовой культуры.

Основные понятия и положения темы:

Внегрупповой феномен – случаи повышения солидарности группы путем демонстрации отличий этой группы от других.

Внутригрупповой феномен – тенденция сделать приятное группе, которой принадлежит индивид; внутригрупповая предвзятость.

Инициация – обряд приобщения подростков к категории взрослых мужчин и женщин.

Креолизованный язык – новый язык, обычно создаваемый из двух и более давно установившихся языков, часто с различными терминами, произносимыми иначе, чем в исходном языке. Такой язык часто избирается людьми определенной социальной и экономической группы.

Маргинальность (от лат. margo – край) культурная - понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью.

Массовая культура – 1. культура масс (народа), большинства членов общества, культура, которая в принципе не может находиться на смом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); 2. коммерциализованная, потребительская, стандартизируемая культура, малокультурность массы (толпы); 3. пошловатая культура средних слоев общества.

Народная культура – совокупность культурных традиций, имеющая четко выраженные этнические признаки и специфику и тем самым противопоставленная элитарной, массовой, индустриальной культурным формам.

Субкультура – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающаяся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения.

Тинейджер – (англ. Teen-ager – teen – вторая составная часть числительных от 13 до 19 + age - возраст) – подросток, молодой человек в возрасте от 13 до 19 лет.

Элитарная (от фр. elite – отборное, выбранное, лучшее) культура – 1. культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2. обозначение некоторых субкультур, привелигерованных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе – потребительской, народной).

Хронокарта занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №6 – 2 академических часа.

Номер цели Содержание модуля Вид деятельности студентов Время
  Структурирование культуры. Субкультуры Доклад по теме 10 мин.
  Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров. Доклад по теме 10 мин.
  Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения. Доклад по теме 10 мин.
  Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры. Доклад по теме 10 мин.
  Элементы массовой культуры. Доклад по теме 10 мин.
  Элитарная культура. Доклад по теме 10 мин.
  Соотношение категорий массовая, популярная, народная, элитарная культура. Доклад по теме 10 мин.
    Дискуссия 20 мин.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем за







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.