|
Раздел 3. Учебно-методические материалы по курсу «Культурология» (лекции)Дисциплина «Культурология» состоит из двух тематических блоков расположенных последовательно в содержании учебной дисциплины: Блок 1. «Историческое развитие представлений о культуре в западноевропейской традиции». К блоку 1 относятся темы №1 – 3. Блок 2. «Основы теории культуры». К блоку 2 относятся темы № 4 – 9. 3.1. Краткое содержание (план – проспект) лекций по курсу «Культурология». Лекция 1. Культурология как наука. Причины актуализации культурологического знания на рубеже тысячелетий. Опыт определения категория «культура». Культурология как средство развития духовных ценностей личности и становления профессиональной компетентности. Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье. Представления о культуре в Новое время. Культурологические идеи И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико. Лекция 2. Представления о культуре в ХIХ в. Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма. Понимание культуры в философии марксизма. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Лекция 3. Представления о культуре в конце ХIХ - ХХ в. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. Представления о культуре К.Г. Юнга, Философия культуры О. Шпенглера, Культурологическая концепция Н. Бердяева, философия культуры А. Тойнби, Культурологическая концепция П. Сорокина. Игровая теория культуры И. Хейзинги. Культура и этногенез в представлениях Л.Н. Гумилева. Лекция 4. Функции и дисфункции культуры, сферы культуры. Функции культуры: Гуманистическая (социализирующая); Трансляционная; Нормативная; Гносеологическая; Семиотическая. Дисфункции культуры. Лекция 5.Общие свойства культур. Стабильность, нестабильность; Толерантность, интолерантность; Открытость, замкнутость; Демократизм, элитарность; Прогрессивность, регрессивность, консерватизм. Лекция 6. Структурирование культуры. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культуры. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Молодежная субкультура: Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров; Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения. Массовая и популярная культура: Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура. Лекция 7. Формы и механизмы приобщения к культуре. Культурная динамика. Нормативная система культуры. Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации); Фазы социализации, агенты, институты социализации; Родительство как элемент первичной социализации; Десоциализация и ресоциализация, аккультурация, ассимиляция; Культурные заимствования, культурная диффузия; Культурная динамика (культурные процессы). Нормативная система культуры. Классификация культурных норм; Функции культурных норм; Основные виды культурных норм; Этикет как культурная норма. Лекция 8. Культура и этнос. Культура и цивилизация. Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный глобализм); Этноцентризм и культурный релятивизм. Культура как этноконсолидирующий и этнодифференцирующий признак. Формирование толерантного отношения к культурным традициям народов РФ. Индустриально-городская культура. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Место и роль России в мировой культуре. Лекция 9. Культура и природа. Экологическое сознание Востока и Запада; Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологи. 3.2. Учебно-тематический план семинарских занятий учебной дисциплины «Культурология» Семинарские занятия по курсу «Культурология» посвящены углубленному изучению тем лекционного курса. К каждому семинарскому занятию, в соответствии с его планом, студент должен быть готов отвечать на поставленные вопросы на основе лекций и самостоятельно изученной основной и дополнительной литературы.
План семинарских занятий по курсу «Культурология»
Темы и вопросы по темам семинарских занятий.
Семинарское занятие №1. «Представления о культуре в античности и западноевропейском средневековье. Представления о культуре в эпоху Просвещения»: Вопросы семинарского занятия: 1. Представления о культуре в античности. 2. Представления о культуре в западноевропейском средневековье. 3. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье, причины их изменений. 4. Общая характеристика представлений о культуре в эпоху Просвещения. 5. Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона. 6. Культурологические идеи И.Г. Гердера. 7. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо. 8. Культурологические идеи Дж. Вико. Цели: 1. Узнать содержание культурологических концепций в период античности. 2. Узнать содержание культурологических концепций западноевропейского средневековья. 3. Выяснить причины трансформации культурологических идей в период античности и средневековья. 4. Узнать содержание общих тенденций в понимании культуры в эпоху Просвещения (Ф. Бэкон). 5. Узнать содержание культурологических концепций культурологов – «диссидентов» эпохи Просвещения (И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико) Входные компетенции: Вы должны знать из курса истории и философии: 1. Хронологию и территориальные рамки, ключевые исторические события античности и средневековья. 2. Основные философские течения античности и средневековья. 3. Ключевые исторические события и социально-экономические процессы в Западной Европе эпохи Просвещения (ХVII – ХVIII вв.). Основные понятия и положения темы: Антропоцентризм – (греч. anthropos — человек и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, человек есть главный субъект и объект культуры. Является ключевым основанием для понимания культурологической мысли античности. В латинское понятие «культура» человек был включен благодаря трудам оратора и философа периода Римской республики Марка Туллия Цицерона, обосновавшего цель культуры как «возделывание» гражданина. Антропоцентризм античных культурологических представлений сменился в теоцентризмом в Средние века. Человек вновь стал основой культуры в эпоху гуманизма, начало которой связано с творчеством Данте Алигьери и распространением его «Божественной комедии». «Естественное — искусственное» — парное понятие, выражающее не столько противоположность природы и человека, сколько «естественный», т. е. соответствующий закономерностям мира, рациональный характер человеческой деятельности, её способности разумно творить свой искусственный мир. «Натура — культура» — парное понятие, имеющее общенаучный смысл различения человека — творца культуры и его природного мира — «натуры». В эпоху Возрождения это понятие приобрело антропоцентрический смысл противопоставления «натуры» и «культуры». Деятельностно-гуманистический принцип — исходная и генерализующая идея познания мира человека как процесса и результата его активно-преобразующей деятельности. Космоцентризм (лат. centrum — центр) — принцип рассмотрения человека с позиций его естественной, космологически понятой природы. Логоцентризм — принцип безраздельного доминирования разума как сущности человека. В теологической трактовке — человеческого разума как проекции Божественного. Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — введенное Т. Куном понятие для обозначения «совокупности идей, теорий, методов, концепций и образцов решения различных проблем, принимаемых научным сообществом определённого направления или эпохи» Секуляризация — процесс освобождения общественного сознания от религиозности, обусловленный, с одной стороны, характерной для Нового времени рациона лизацией человеческой деятельности, с другой — обострением ценностно-смысловых противоречий церкви и её взаимоотношений с обществом. Социоцентризм — принцип определяющей роли общественных отношений, для конкретного человека — социальной среды, его редукции к «ролевику», функции этой среды. Сциентизм (лат. scientia — наука) — видение человека и его мира с позиций универсальных законов науки. Теоцентризм (греч. theos — Бог) — принцип осмысления человека и его мира с точки зрения их Божественного творения. «Две истины» — сформулированное одним из духовных отцов средневековой топической церкви Фомой Аквинским учение о возможности примирения двух истин — знания естественных законов мира и знания Божественного промысла. Civis — гражданин античного полиса; civitas — античный город-государство. Colerecultura — возделывание, обработка, уход, улучшение; agricultura — культивирование земли, природы; cultura juris — создание и совершенствование права, выработка правил поведения; cultura-color — художественная культура; cultura animi — интеллектуальная культура. Paideia — воспитание в духе добродетельного служения общественному благу. paideuma (греч. приобретённое путём воспитания) — введённое этнологом Л. Флобениусом понятие, производное от paideia — воспитания; выражает «внутреннее содержание, сущность культуры», распространённой в какой-либо географической области, душу, дух данной области. Techne — многозначное понятие в античной культуре и цивилизации: не только техника в вещественном смысле, но и искусство творения и культивирования вещей, структур, идей и процессов. Virtu — гражданская доблесть или честь; в древнем Риме — выше всех остальных благ и почестей. Vita activa — политическая и духовная жизнедеятельность, направленность интеллекта и воли на добродетель — творение добра. Античность – (восходит к лат. antiquitas – древность) исторический период, протекавший в VIII в. до н.э. – V в. н.э. на территории Средиземноморского бассейна. Апокалипсис (греч. apokalilypsis — откровение) — Страшный суд. В откровении ап. Иоанна предстает в виде четырех всадников, которые символизируют чуму, войну, голод и смерть. Апокалипсис не фатален для праведников, которые спасутся и войдут в новое тысячелетнее царство. Ересь (греч. особое вероучение) — различные отклонения от официального вероучения в области догматики и культа. Калокагатия – (от греч. kalos kai hagatos – красивый и хороший) древнегреческое понятие, которое буквально можно перевести как «прекрасно-совершенный». Идеал личности, всесторонне развитой, обладающей физическим совершенством и душевной целостностью. Клерикализм (позднелат. clericalis — церковный) — теория и практика защиты интересов католической церкви и её главы, укрепления их авторитета. Культура – (лат. cultura – возделывание). Первоначальное употребление в качестве возделывания земли. Впервые использовано в III в. до н.э. в труде политика и мыслителя Римской республики Марка Порция Катона «Агрикультура». Монотеизм (греч. monos — единственный и theos — Бог) — учение о едином Боге; в строгом смысле монотеистическими являются иудаизм и ислам, в широком смысле — христианство («троица»). Пайдейя – (от греч. pais – ребенок) древнегреческое понятие, близкое по содержанию и восприятию термину «культура». Обозначает процесс воспитания человека, ограниченный рядом условий, целью которого является становление человеческой личности, стремящейся к идеалу (калокагатии). Политеизм (греч. polys — много и theos — Бог) — многобожие, почитание многих богов. Полития (греч. politeia) — цивилизованная политическая организация свободных граждан. Раскол (церковный) — великое разделение христианских церквей, которое началось в 1054 г. и упрочилось как две подсистемы христианства. Средневековье – исторический период V-XV вв. н.э. на территории Западной Европы. Теократия (греч. theos — Бог, kratos — власть) — буквально боговластие; изначально — концепция власти, непосредственным источником которой является Бог; «Н власти, которая не от Бога» (ап. Павел); в последующей интерпретации — форм правления, в которой высшая государственная власть принадлежит церкви. Теоцентризм – (греч. teos — бог и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, бог есть источник культуры, а религиозные и культовые идеи и практики – важнейшая и единственная возможность приобщения к божественному, к культуре. Ключевое понятие западноевропейской средневековой культурологической мысли, основанной на христианской религии. Обоснованно в Священном писании и трудах христианских мыслителей: Августина Блаженного, Фомы Аквинского и других. Эсхатология (греч. eschatos — последний, конечный и logos — учение) — в христианской догматике учение о «последних» вещах: о конце мира, о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Хронокарта занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №1 – 2 академических часа.
Вопросы для самоконтроля: 1. Каким было понимание слова «культура» в античном мире в отличие от современного значения? 2. В чем заключаются особенности пайдейи как процесса нацеленного воспитания? 3. Что Марк Порций Катон подразумевал под термином «культура»? 4. Каковы особенности сопряжения понятий культура и humanitas? 5. Какие основные ценности унаследовали от античности европейская и американская цивилизации. 6. Что такое «аполлоновское» и «дионисийское» начала в европейской культуре? 7. Оцените роль христианства в становлении средневековых представлений о культуре. 8. Кто из английских философов ХVII в. внес особый вклад в осознание феномена культуры и чем отличается этот вклад? 9. В чем видели главное содержание культуры французские просветители?
Семинарское занятие №2. «Культурологические представления ХIХ века» Вопросы семинарского занятия: 1. Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма. 2. Понимание культуры в философии марксизма. 3. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Цели: 1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХIХ века. Входные компетенции: Вы должны знать из курса истории и обществознания: 1. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе и России в ХIХ в. Основные понятия и положения темы: Культурно-исторический тип – целостные совокупности характерных элементов жизни этноса, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях. Цивилизация – одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Эволюционизм – представление о едином для человечества пути постепенного развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости. Класс – историческая категория, соответствующая каждой общественно-экономической формации. Группа людей, в исторически определенной системе общественного производства, противопоставляющая себя экономически диаметральной группе по признаку собственности на средства производства. Марксизм – целостное антропологическое учение в центре которого находится человек, как деятельно преобразующий, многомерный и динамичный субъект своей культуры и цивилизации. Хронокарта занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №3 – 2 академических часа.
Вопросы для самоконтроля: 1. Определите общее понятия «эволюции» и «революции». Соотнесите эти категории. 2. Выявите характерные черты эволюционизма как научного направления. 3. Соотнесите категории «Культурно-исторический тип» и «Цивилизация».
Семинарское занятие №3. «Культурологические представления ХХ века» Вопросы семинарского занятия: 1. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. 2. Представления о культуре К.Г. Юнга; 3. Философия культуры О. Шпенглера; 4. Культурологическая концепция Н. Бердяева; 5. Философия культуры А. Тойнби; 6. Культурологическая концепция П. Сорокина. 7. Игровая теория культуры И. Хейзинги. 8. Культура и культурогенез в философии Л.Н. Гумилева. Цели: 1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХХ века. Входные компетенции: Вы должны знать из курса истории: 1. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе в ХХ в. 2. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в России и СССР в ХХ в. Основные понятия и положения темы: «Суперсистемы» — базовый концепт П. Сорокина для обозначения масштаба культурно-цивилизационных комплексов в трех основных, господствующих в различных этапах или сосуществующих формах — «идеациональной» (иррацинальной, трансцендентной), «сенситивной» (чувственной, имманентной) и «идеалистической» (совмещающей оба начала). «Репрессивная цивилизация» — фрейдовский концепт для выражения принудительной роли структур и механизмов цивилизации («Сверх-Я») в процессе культуротворческой сублимации энергии Эроса. «Коллективное бессознательное» - общечеловечесекие прообразы-архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и проч.). Архетипы выражаются в мифах, суказках, магии, алхимии и т.д. Либидо – (от лат. Libido – влечение, желание, страсть, стремление) – психическая энергия, в основе которой лежит сексуальная потребность, трансформирующаяся в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Одно из основных концептуальных понятий психоанализа (З. Фрейд). В трактовке К. Юнга это понятие лишается сексуального характера и рассматривается преимущественно лишь как психическая энергия вообще, скрытая в бессознательном. Пассионарность – (от лат. Passio – страсть) страстное, неодолимое стремление людей косуществлению своих идей, целей, идеалов. Сублимация – (от лат. Sublimare – возносить) – процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и культурного, в том числе художественного творчества. Понятие введено в культурный оборот З. Фрейдом, который рассматривал сублимацию как один из видов трансформации влечений.
Хронокарта занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №4 – 2 академических часа.
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби? 2. Охарактеризуйте работу З. Фрейда «Недовольство культурой». 3. Что такое коллективное бессознательное и культурные архетипы К.Г. Юнга? 4. Что такое пассионарность и пассионарный взрыв в представлении Л.Н. Гумилева?
Семинарское занятие №4 «Функции и дисфункции культуры, сферы культуры» Вопросы семинарского занятия. 1. Функции культуры: А. Гуманистическая (социализирующая); Б. Трансляционная; В. Нормативная; Г. Гносеологическая; Д. Семиотическая. 2. Дисфункции культуры. Цели: Определить основные функции и дисфункции культуры. Входные компетенции: Вы должны знать: 1. Основные институты социализации; 2. Основные виды культурных норм; 3. Основные «способы» познания мира. 4. Основные виды и примеры дисфункции культуры. Основные понятия и положения темы: Гносеология (теория познания) – (от греч. Gnosis – познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познавательной деятельности, типы и формы знания в его познавательной деятельности, типы и формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания. Семиотика – (от греч. Semeiotike – учение о знаках) – наукао знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем (языков), а также особенности различных знаковых систем и сообщений. Символ – (от греч. Symbolon – знак, опознавательная примета; этимологически связан с греч. Глаголом, означающим «соединяю, сравниваю, сталкиваю») – неразвернутый знак, обобщение; такой образ, который является представителем других (весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Символ не просто знак тех или иных сущностей, но носитель обобщенного принципа дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового содержания. В своей основе символ всегда имеет переносное значение. Символ – всегда конкретный, доступный нашему воображению образ, означающий нечто само по себе нашему воображению недоступное (например – сова – символ мудрости, голубь – символ мира и т.п.). Язык символов свойственен как научному, так и художественному мышлению. Социализация (от лат. Socialis – общественный) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Передача осознанного опыта, обучение различным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания и внешней среды. Средствами передачи опыта являются язык и опредмеченные результаты человеческой деятельности. Функционализм – направление в исследовании культуры первой половины ХХ в., нацеленное на выявление того, как функционируют ее составные чаксти в отношении друг к другу и целому. Функциональная теолрия статична, редко обращает внимание на изменения. Основоположник функциональной школы Б. Малиновский считал, что культура является единой, гармонично функционирующей системой, в которой каждый элемент выполняет жизненно важную функцию. Поскольку функция понималась им как удовлетворение потребности деятельности, в процессе которой люди объединяются, то различия культуры становились следствиями лишь способов удовлетворения человеческих нужд. Хронокарта занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №4 – 2 академических часа.
Вопросы для самоконтроля: 1. Приведите примеры знакового поведения, одежды, макияжа. 2. Приведите примеры «направлений» культурных трансляций (вертикальных, горизонтальных). 3. Приведите примеры дисфункциональных проявлений культуры и отдельных культурных традиций. 4. Какова роль культуры в передаче социального опыта?
Семинарское занятие №5. «Общие свойства культуры» Вопросы семинарского занятия: 3. Общие свойства культур: А. Стабильность, нестабильность; Б. Толерантность, интолерантность; В. Открытость, замкнутость; Г. Демократизм, элитарность; Д. Прогрессивность, регрессивность, консерватизм. Цели: Определить общие свойства культуры Входные компетенции: Вы должны знать: 1. Примеры проявлений основных свойств культуры на личностном и общественном уровнях. Основные понятия и положения темы: Демократизм культурный – в широком смысле слова демократизм – форма организации и функционирования самоуправляющегося общественного организма, основанная на принципах равного права всех членов общества. Толерантность культурная – букв. «терпимость». Признание права на существование других культур и культурных традиций и их проявлений в рамках собственной культурной традиции. Интолерантность – нетерпимость к проявлению каких бы то ни было других культур и культурных традиций. Элитарность культурная – (фр. elite – лучшее, отборное) авторское создание культурных ценностей вне народной среды, без опоры на народную культуру, для «избранных» потребителей этих культурных ценностей. Прогрессивность культурная – стремление культуры создавать принципиально новые культурные ценности. Регрессивность культурная – стремление культуры перенести в настоящее и будущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых ценностей. Консерватизм культурный – активное стремление сохранить существующую культуру в неприкосновенности. Культурный шок – уничтожение, разрушение культурных традиций в связи с их активным неприятием (непониманием). Хронокарта занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №5 – 2 академических часа.
Вопросы для самоконтроля: 1. Приведите примеры стабильности и нестабильности культуры на личностном и социальном уровне. 2. Приведите примеры толерантности и интолерантности культуры на личностном и социальном уровне. 3. Приведите примеры открытости и замкнутости культуры на личностном и социальном уровне. 4. Приведите примеры демократизма и элитарности культуры на личностном и социальном уровне. 5. Приведите примеры прогрессивность, регрессивность и консерватизм культуры на личностном и социальном уровне. Семинарское занятие №6. «Структурирование культуры, молодежная субкультура. Массовая, популярная, народная, элитарная культуры» Вопросы семинарского занятия: 1. Структурирование культуры. Субкультуры, 2. Молодежная субкультура. А. Психофизиологические особенности тинейджеров; Б. Социально-экономический статус тинейджеров; В. Функции молодежной субкультуры; В. Стратификация молодежной субкультуры; Г. Молодежные объединения. 3. Массовая и популярная культуры. А. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Б. Причины, место и время появления массовой культуры; В. Основные черты массовой культуры; Г. Элементы массовой культуры; Д. Соотношение категорий массовая, популярная, народная, элитарная культура. Цели: Раскрыть сущностное содержание феномена «молодежной субкультуры», показать психо-физиологические и социально-экономические предпосылки его формирования. Показать конструктивные и деструктивные элементы молодежной субкультуры. Соотнести категории «элитарная», «массовая», «народная» культура, показать их специфику, общее и отличное друг от друга. Входные компетенции: Вы должны: 1. Знать основные психофизиологические характеристики подросткового возраста. 2. Знать различные примеры проявлений молодежной субкультуры. 3. Знать основные черты массовой культуры. Основные понятия и положения темы: Внегрупповой феномен – случаи повышения солидарности группы путем демонстрации отличий этой группы от других. Внутригрупповой феномен – тенденция сделать приятное группе, которой принадлежит индивид; внутригрупповая предвзятость. Инициация – обряд приобщения подростков к категории взрослых мужчин и женщин. Креолизованный язык – новый язык, обычно создаваемый из двух и более давно установившихся языков, часто с различными терминами, произносимыми иначе, чем в исходном языке. Такой язык часто избирается людьми определенной социальной и экономической группы. Маргинальность (от лат. margo – край) культурная - понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью. Массовая культура – 1. культура масс (народа), большинства членов общества, культура, которая в принципе не может находиться на смом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); 2. коммерциализованная, потребительская, стандартизируемая культура, малокультурность массы (толпы); 3. пошловатая культура средних слоев общества. Народная культура – совокупность культурных традиций, имеющая четко выраженные этнические признаки и специфику и тем самым противопоставленная элитарной, массовой, индустриальной культурным формам. Субкультура – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающаяся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения. Тинейджер – (англ. Teen-ager – teen – вторая составная часть числительных от 13 до 19 + age - возраст) – подросток, молодой человек в возрасте от 13 до 19 лет. Элитарная (от фр. elite – отборное, выбранное, лучшее) культура – 1. культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2. обозначение некоторых субкультур, привелигерованных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе – потребительской, народной). Хронокарта занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №6 – 2 академических часа.
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем за Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|