Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что значит должное уединение?





Имам аль-Хаттаби[173] сказал: «Говоря об уединении, да смилуется над тобой Аллах, которое мы избираем для себя, мы не хотим сказать, что (следует) отделиться от общества людей и отвергнуть их права, связанные с поклонением, распространением приветствий, ответом на приветствия (других) и тому подобными обязательными для них правами, делами сунны[174] и одобряемыми обычаями, уклоняясь от них под благовидным предлогом. Под уединением мы понимаем только необходимость отказаться от ненужных дружеских отношений и отвергнуть излишнюю дружбу и все бесполезные связи, в которых ты не нуждаешься».

Как следует общаться с простыми людьми?

Ибн аль-Джаузи, рассказывая о том, как простые люди растрачивают время ученых, сказал: «Если хозяин дома окажется мягок, то его гость проникнется сильным желанием (пообщаться) с ним, будет засиживаться, и не исключено, что причинит ему неудобства».[175]

В действительности общение с простыми людьми требует (от человека) огромной мудрости. Они навещают искателя знания, пользуясь своим правом быть гостем в его доме, однако засиживаются у него и с интересом слушают его, только если речь идет о мирских делах. Иной раз они сами начинают что-то рассказывать, и их уже не остановить! Лучшее, что может сделать искатель знания в подобном случае, – это заранее подготовить для них некоторые подходящие книги и почитать им полезные стихи, мудрые изречения и поучительные рассказы. Его чтение будет для него самого учебой, а для них – уроком и наставлением. Ибн аль-Джаузи говорит: «Я заметил, как много людей по своему обыкновению часто приходят ко мне в гости и называют свои визиты услужением. Они хотят, чтобы им составили компанию, передают слова людей и говорят о том, что их не касается, перемежая свои рассказы сплетнями.

И это то, что делает большинство людей в наше время. А иной раз и тот, кого посещают, сам желает и жаждет подобных визитов, не терпя одиночества. Особенно в дни праздников и поздравлений ты видишь, как люди навещают друг друга. Но они не ограничиваются лишь высказыванием своих поздравлений и приветствий, а расточают время, предаваясь тому, о ч¸м уже упомянуто.

А когда я понял, что время – это самое дорогое и им необходимо воспользоваться для совершения благих дел, я возненавидел эти визиты и встал перед выбором: если я выскажу им свое неодобрение, то встречу непонимание, поскольку положу конец привычному, а если смирюсь с этим, то потеряю время. И я стал всячески избегать встреч. Когда же это мне не удавалось, я старался быть краток, чтобы быстрее расстаться.

Затем на время их визита я приготовил некоторые дела, которые не препятствуют беседе, чтобы время не прошло даром. Я был готов к тому, чтобы во время нежелательных встреч резать бумагу, очинять калем и сшивать тетради, поскольку делать это (все равно) необходимо, что (к тому же) не требует размышления и вдохновения. И я припас эти дела на время таких визитов, чтобы не терять ни минуты своего времени».[176]



Проблема не только в простых людях. (Даже) многие искатели знания и некоторые ученые не считаются со временем и теряют как свое время, так и время тех, с кем общаются и кого навещают. И это заставило Ибн аль-Джаузи сказать следующее: «Нет сегодня лучшей компании, чем книга, которая раскрывает тебе тайны предшественников. Что же касается компании ученых, то она (может оказаться) опасной, если они не будут разговаривать, вспоминая по большей части о вечной жизни».[177]

«Разумный человек общается только с наилучшими, достойными подражания людьми: набожными, знающими, серьезными и кроткими. И если он не найдет того, кто бы обладал этими качествами, то пусть предастся знанию и чтению книг, как сказано (в стихах):

Знание – друг преданный,

Когда я одинок, то с ним уединяюсь,

В тоске и горести в нем утешение ищу,

Когда ж делами я не занят,

То слаще знания услады не найду.

Достойные люди сказали: “Книга – это собеседник, который не лицемерит, не дает скучать, не упрекает, если оставишь его, и не выдаст твоих секретов”.

Один халиф послал за одним ученым, чтобы посоветоваться с ним. И когда слуга пришел к нему, то нашел его сидящим среди книг и читающим их. Слуга сказал: “Повелитель правоверных зовет тебя!”. Тот ответил: «Скажи ему: “У меня сейчас мудрые люди, с которыми я веду беседу. Когда освобожусь от них, приду”.

Когда слуга вернулся и сообщил об этом халифу, тот воскликнул: “Горе тебе! Кто те мудрецы, что были у него?”. Слуга ответил: “Клянусь Аллахом, о повелитель правоверных, у него не было никого!”.

Халиф повелел: “Сейчас же приведи его ко мне, так или иначе!”.

Когда ученый пришел, халиф спросил: “Кто те мудрецы, что были у тебя?”. Он ответил: “О повелитель правоверных!

Есть собеседники у нас, чьи разговоры никогда не утомляют.

Они умны, всегда верны, и им неважно, коль с ними ты или одни они.

Мы знание прошлых лет, умение мыслить, воспитание,

И славу, и господство получаем, общаясь с ними. Кто же вы?

Коль скажешь, что мертвы они, то не познаешь,

А скажешь – живы, то никто не сможет отрицать слова твои».

И понял халиф, что речь идет о книгах, и не стал порицать гостя за опоздание.

Аль-Джахиз сказал: «Я пришел к Мухаммаду ибн Исхаку, когда он был правителем Багдада. Он был в своем диване[178], а люди стояли перед ним как вкопанные. Затем через какое-то время я вновь пришел к нему, когда он был один, и обнаружил его сидящим в своей библиотеке среди книг, тетрадей и рукописей, и я никогда не видел его более благоговеющим и робким, чем тогда».[179]

 

Душевный отдых и покой

 

В сущности искатель знания все свое время проводит в учебе, однако время от времени ему обязательно необходим отдых, чтобы (впоследствии он не был вынужден) прервать все (свои занятия). Ведь душа человека не терпит однообразия. Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Поистине, душа человека обладает стремлением и увлеченностью. Но ей также свойственна вялость и отсутствие интереса. Беритесь за дело, когда душа стремится, и дайте ей отдохнуть, когда пропадает интерес».

«Время следует распределить так, чтобы было предусмотрено и время для отдыха, поскольку после длительной работы душа человека начинает испытывать к ней отвращение и устает так же, как устает тело. ‘Али сказал: «…и не пристало мусульманину обременять себя настолько, чтобы это отнимало у него силы и мешало ему продолжить то, что он делал».[180]

В хадисе говорится:

إِنَّ هَذَا الدِّين مَتِين فَأَوْغِلْ فِيهِ بِرِفْقٍ ، فَإِنَّ الْمُنْبَتّ لا أَرْضًا قَطَعَ ، وَلا ظَهْرًا أَبْقَى

«Поистине, эта религия прочна, так проникай же в (глубины) е¸ постепенно. Поистине, отставший (от каравана все равно) не проедет необходимого расстояния, (чтобы догнать его), хотя и не щадит спины верблюда».[181]

Автор книги «Тазкират ас-сами‘…» говорит: «Вместе с тем пусть он не возлагает на себя непосильное, чтобы у него не возникло чувства усталости и отвращения (к этому делу). И, быть может, он возненавидит его и уже не сможет побороть в себе это. Но пусть он будет умерен в подобных делах, да и каждый человек знает себя лучше».[182]

Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа[183], да смилуется над ним Аллах, сказал о мудрости запрета на совершение любых добровольных видов поклонения в некоторые определенные промежутки времени: «В этом запрете заключено и другое благо, связанное с отдыхом в это время от тяжести поклонения подобно тому, как человек отдыхает во сне и т.п. Поэтому Му‘аз сказал: «Поистине, я рассчитываю на награду от Аллаха за свой сон так же, как за время, проведенное на ногах…».

Ибн Таймиййа также сказал: «Но говорят, что одной из мудростей запрета на совершение любых добровольных видов поклонения в некоторые определенные промежутки времени является отдых в течение запретного времени с тем, чтобы набраться сил для молитв после него. Аллах лучше знает».

Однако отдых искателя знания отличается от отдыха других людей, поскольку даже в это время или во время прогулки он старается приобрести какую-нибудь пользу:

а) некоторые предшественники использовали перерывы во время меджлисов (уроков), на которых они рассказывали хадисы, для произнесения слов поминания Великого и Могущего Аллаха (зикр). Аль-Хатиб аль-Багдади, рассказывая о правилах поведения мухаддиса[184], сказал: «Когда он перестает рассказывать хадисы во время меджлиса, отдыхая, то произносит слова поминания Всевышнего Аллаха. Так поступали многие величайшие люди из числа предшественников».

Затем аль-Багдади рассказывает о том, что, когда аль-Хасан прерывался (на время) и переставал рассказывать хадисы, он обычно произносил следующие слова: “Субхана Ллахи ва бихамдихи, субхана Ллахи-ль-‘Азым” (“Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому”). Мухаммад ибн Сирин в это время обычно говорил: “Аллахумма ляка-ш-шукр…” (“О Аллах! Тебя я благодарю…”)».[185]

б) Если ты устал от изучения одного предмета, займись изучением другого, ведь это лучше, чем вовсе прекратить занятие. Перейди от одной формы занятия к другой, чтобы сменить род деятельности.

Душа, что устала, ни на что не способна,

И ты состояние ее поменяй одно на другое.

в) Каждый раз, когда ты чувствуешь прилив энергии, займись заучиванием Корана, изучением хадисов и фикха. А изучение историй жизнеописаний и рассказов (из жизни предшественников), чтение мудрых изречений и стихов отложи на другое время, когда почувствуешь в себе усталость, причем тебе следует выбирать полезные стихи, как, например, диван аш-Шафи‘и, диван Абу аль-‘Атахии и других поэтов, прославлявших воздержанность и отрешенность (зухд).

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, когда утомлялся от речей, говорил: «Дайте мне диван (какого-нибудь) поэта». ‘Али сказал: «Дайте себе отдохнуть и отвлекитесь чтением занимательных мудрых изречений». Аз-Зухри говорил: «Давайте ваши стихи, давайте ваши рассказы! Ведь уши (больше) не способны воспринимать (знание), хотя душа и стремится к нему».

Когда Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж уставал диктовать хадисы, он декламировал стихи.

 

Глава шестая

Терпение и стойкость.

 

Введение. 1. Что поможет тебе быть терпеливым?
2. Терпение, проявляемое в непрерывных занятиях.
3. (Необходимость) терпеть унижение на пути знания.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.