Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Инноватика – новая отрасль науки





2.1. Цикл Кондратьева.

Инноватика - наука об инновациях сформировалась в отдельную отрасль, и основоположниками этой отрасли по праву считаются Й. Шумпетер и Н.Д. Кондратьев. Российский ученый Н.Д.Кондратьев (1892-1938) в 1920 году сделал очень интересное наблюдение. В своей работе «Большие циклы конъюнктуры» он создал и обосновал теорию больших циклов. Им были разработаны модели циклических колебаний: сезонные – меньше 1 года; короткие – 3-3,5 года; торгово-промышленные (средние) – 7-11 лет; большие циклы – 48-55 лет. Анализ проводился по данным, охватывающим период в 140 лет и четыре ведущих капиталистических страны – Франция, Германия, США, Англия. По результатам исследования были получены данные о том, что экономика развивается волнообразно и продолжительность одной волны составляет 48-55 лет. По мнению Кондратьева периоды больших циклов оказались следующие:

I 1. Повышательная волна: с конца 80-х – нач. 90-х гг. до 1810- 1817 гг.

2.Понижательная волна: с 1810-1817 гг. до 1844-1851 гг.

 

II 1. Повышательная волна: с 1844-1851гг. до 1870-1875 гг.

2.Понижательная волна: с 1870-1875 гг. до 1890-1896 гг.

 
 


III 1. Повышательная волна: с 1890-1896гг. до 1914-1920 гг.

2.Вероятная понижательная волна: с 1914-1920 гг.

Кондратьевым были установлены тенденции в развития больших экономических циклов:

1. в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества на основе технических открытий и изобретений, которые находят свое выражение в технических изменениях. В появлении и развитии 1 повышательной волны решающую роль сыграли изобретения в текстильной промышленности и производство чугуна. Строительство железных дорог привело к появлению и развитию 2 повышательной волны, изобретения в сфере электроники и использование электричества и радио вызвали 3 повышательную волну;

2. социальные потрясения (войны и революции) приходятся в основном
на периоды повышательной волны каждого большого цикла;

3.депрессия сельского хозяйства всегда является неотъемлемой характеристикой периодов понижательной волны каждого большого цикла;
4. краткость депрессий и интенсивность подъемов всегда сопровождают периоды повышательной волны больших циклов.

В 1938 году И.Д. Кондратьев был репрессирован и расстрелян. Его исследования продолжил голландский экономист Ван Дейк и в ходе своих исследований выделил уже не три, а пять циклов. Четвертый цикл (повышательная волна), по мнению Ван Дейка начался около 1945 года и был вызван к жизни появлением синтетических материалов, началом освоения космоса, развитием физики. Последний, пятый цикл начался приблизительно в 1995 году и продолжается по сегодняшний день. Толчком к его появлению послужило развитие генной инженерии, кибернетики, электроники.

Сегодня экономическая наука определяет феномен больших циклов как конъюнктурные колебания продолжительностью от 45 - до 60 лет, которые проявляются в динамике цен, выпуске продукции и показателях различных отраслей и сфер народного хозяйства, на базе долгосрочного изменения в тенденциях спроса и предложения. Изменения технологического характера тесно связаны с социальной, культурной и политической нестабильностью в определенный период времени. Изменения в геополитической, демографической экономической, экологической и других средах заставляют общество и отдельных индивидов приспосабливаться к новым условиям. При преодолении каждого периода нестабильности решаются определенные, наиболее насущные на данный момент времени проблемы общества, но решения одних проблем неизбежно порождают новые, иногда более острые, и социальная система неизбежно переживает периоды то взлета, то падения.

2.2. Источники инноваций:

Американский специалист в области управления П. Друкер выделил семь источников инноваций. Его классификация весьма условна, т.к. все эти возможности инноваций взаимосвязаны и могут пересекаться, но, тем не менее, все выделенные Друкером источники могут считаться индикаторами, которые указывают на назревающие изменения.

1. Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде);

2. Несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках;

3. Потребности производственного процесса;

4. Изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»;

5. Демографические изменения;

6. Изменения в восприятиях и настроениях потребителя;

7. Новое знание (научное и ненаучное).

Неожиданное событие – даетсамые широкие возможности для появления инноваций. Основная проблема – это заметить этот источник и правильно его оценить.

Неожиданный успех должен быть замечен и отражен в информации, которую получает менеджер.

Неудача редко остается незамеченной, но, как правило, с трудом воспринимается как источник новых возможностей и дальнейшего развития. Следует иметь в виду, что благоприятные инновационные возможности создают не любые неожиданные события, а только те, которые позволяют использовать имеющиеся в компании знания и опыт в несколько ином аспекте, а именно расширяя поле деятельности компании.

Пример: Появление заболевания в одном из активно посещаемых туристских регионов, как результат спад интереса потенциальных потребителей к этому региону, снижение продаж и уменьшение прибыли компании, специализирующейся на реализации тур пакетов в этот регион.

Действия компании – заключение агентского договора с туроператором другого направления и реализация их турпакета, параллельно разрабатывая новые привлекательные маршруты для «своих» клиентов.

Несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть –

Несоответствие между реальностью и представлением о ней, несоответствие между ценностями потребителя и представлением о них руководства компании – Компания «Гербалайф», реализующая продукты здорового питания, долгое время не обращала внимания на страны Латинской Америки, т.к. руководство компании было уверено в том, что население, проживающее там, не настолько заинтересовано в ведении здорового образа жизни, чтобы позволить себе тратить заработанные средства на приобретение дорогостоящего питания «Гербалайф».

Первый анализ и анкетирование среди сельского населения Мексики выявил интересные факты, что даже сельское население готово вкладывать средства в свое здоровье. Компания «Гербалайф» разработала новую программу реализации своего продукта, основываясь на потребностях рынка, а именно стала продавать свой продукт порционно в специально оборудованных Гербалайф – клубах, где местное население по дороге на работу могло правильно позавтракать продукцией «Гербалайф».

Результат – продажи компании возросли на 35 %.

Потребности производственного процесса - В ХIX веке слабым местом в фотографии была трудоемкость процесса и тяжелые стеклянные пластины. Фотографией начали интересоваться не только профессионалы, люди захотели брать с собой фотоаппараты и сами запечатлевать различные моменты своей жизни, а не тратить время и не обращаться к профессиональному фотографу. Все это привело к тому, что Дж. Истмен, основатель компании Kodak, заменил эти пластины на целлюлозную пленку и сконструировал легкие фотокамеры. С развитием цифровых технологий, фотокамера становиться все меньше, появилась возможность при помощи домашнего компьютера и принтера печатать фотографии, значительно увеличились возможности хранения фотографий в памяти компьютера.

Изменения в отраслевых и рыночных структурах – изменение законодательства в области туризма, всем туристским компаниям запрещено оформлять заграничные паспорта гражданам.

Результат – компании предлагают новую услугу потребителю – продажа очереди на оформление заграничного паспорта в ОВИРе.

Демографические изменения - изменения в численности населения, возрастном составе, уровне образования.

В 1949 году в Америке внезапно начался «бэби-бум», который в течение 12 лет обеспечил появление семей с большим количеством детей. Появилась необходимость в формировании новых услуг, ориентированных на семьи с большим количеством детей, формирование детских индустрий бизнеса, формирование специальных туров для отдыха родителей и детей.

Изменения в восприятии и настроении населения - изменение отношений людей к действительности, смена настроений в обществе, создание новых ценностей. Но обязательно в этой ситуации надо уметь различать подлинные изменения в настроении людей от простого следования моде.

Возникший интерес к «качеству жизни», здоровому питанию, правильному образу жизни привел к появлению фитнес-клубов и спортивных клубов, ориентированных на широкие слои населения, появление специальных экологических туров, специальных программ рационального питания и т.д.

Особенности инноваций, основанных на новых знаниях – они требуют сочетания знаний, полученных в разных областях и, поэтому нуждаются в особых условиях.

- Необходим тщательный анализ самого знания, который позволил бы создать нововведение, а также социальных, экономических и психологических особенностей, связанных с ним. При этом социальный и экономический анализ важнее технического.

- Важна четкая ориентация на стратегическое господство на рынке. Перспективная инновация всегда привлекает внимание конкурентов и, поэтому лидерство должно быть достигнуто быстро

- Внедрение инноваций, основанных на знании, требует предпринимательского менеджмента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение науки инноватики

2. Перечислите модели циклических колебаний по И.Д.Кондратьеву

3. Опишите суть больших циклов

4. Назовите основные тенденции развития больших циклов по И.Д.Кондратьеву

5. Опишите вклад современных ученых в разработку теории больших циклов

6. Дайте определение источника инновации

7. Назовите семь источников инноваций по Друкеру

8. Заполните таблицу применительно к сфере социально-культурного сервиса и туризма

Наименование источника Пример инновации
1. Неожиданное событие  
2. Демографические изменения  
3. Новое знание  
4. Изменения в восприятии и настроениях потребителя  
5. Потребности производства  
6. Изменения в отраслевых и рыночных структурах  
7. Несоответствие между тем, что должно быть и тем, что есть  

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.