Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Становление и развитие венчурного предпринимательства в России.





Сферой венчурного бизнеса являются два основных вида хозяйствующих субъектов:

- малые наукоемкие фирмы и представляющие им капитал венчурные компании;

- венчурные центры крупных корпораций.

При принятии решения о финансировании учитываются три группы факторов:

-техническая осуществимость нововведения;

-экономические характеристики проекта;

-деловые качества предпринимателя-новатора ( этот фактор имеет решающее значение при принятии решения о выделении средств)

Особенно охотно венчурные компании предоставляют капитал двум категориям малых фирм:

- тем, которые выкуплены у владельцев управляющими, способными детально оценить перспективы развития этих компаний (бай-аут);

-новым фирмам, которые созданы сотрудниками известных наукоемких компаний, способных реализовать идеи и разработки, подготовленные на прежней фирме ( с ее согласия) (спин-офф).

Для развития венчурного предпринимательства нужны следующие экономические составляющие:

-свободный капитал

-среда, в которой функционирует бизнес и которая должна быть привлекательной для инвестиций

-приемлемая доходность самих инвестиций.

Свободный капитал как источник инвестирования может быть представлен в следующих формах: правительственные и межправительственные организации; пенсионные страховые фонды; частные инвесторы; зарубежные денежные средства; коммерческие банки.

Появление первых венчурных фондов относится к 1994 году, когда они стали создаваться по инициативе ЕБРР (Европейский Банк Реконструкции и Развития), в 1997 году была создана Российская Ассоциация Венчурного Инвестирования, состоявшая из 10 региональных венчурных фондов. На сегодняшний день в России действуют около 40 венчурных фондов с суммарными активами, превышающими 2 млрд. долларов. Все фонды, работающие на рынке России, зарегистрированы за рубежом и финансируются иностранным капиталом, что представляет собой уникальное экономическое явление в мировой практике. Кроме того пенсионным и страховым компаниям запрещено инвестирование в такого рода фонды.

Периоды становления венчурного бизнеса в России[8]

Этапы Краткая характеристика Этапа Основные результаты
    Январь 1994         ( январь-август)   1998(август-декабрь) Создание при Госкомитете ССР по науке и технике инновационного фонда (Иннофонд)   По инициативе ЕБРР и в соответствии с его программой стал создаваться венчурные фонды.   Создана Российская Ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ)     Развитие венчурного финансирования в России   Приостановка венчурного бизнеса в России Начало новой волны возрождения венчурного предпринимательства Поддержка перспективных научно-технических идей, разработок прикладного характера, отдельных изобретений, в том числе с долей риска Создано 10 региональных фондов венчурного капитала, на эти цели были выделено 312 млн. долларов, руководителями этих фондов были иностранцы Поддержка, профессиональная защита, представление интересов венчурных организаций в России Создано около 40 венчурных фондов и кроме того, некоторые восточно-европейские фонды инвестировали в Россию часть своих портфелей Сокращение количества венчурных фондов Появление новых венчурных фондов с российским менеджментом

Контрольные вопросы:



1.Дайте определение предпринимательской деятельности. Сравните это определение с легальным определением коммерческой деятельности, содержащимся в Российском законодательстве.

2. Перечислите источники инноваций для предпринимательства в сфере услуг

3. Дайте определение инновационного предпринимательства

4. Перечислите основные особенности венчурного предпринимательства

5. Назовите основные отличия венчурного финансирования от остальных видов финансирования и инвестирования

6. Опишите схему освоения инноваций при использовании венчурного капитала

7. Дайте характеристику компаний типа «бай-аут» и «спин-офф»

8. Дайте определение венчурного капитала

9. Заполните таблицу

Описание Тип поведения компании
Всегда крупная компания со своим производством  
Малые компании, неприбыльные  
Компании, предоставляющие уникальные услуги  
Компании, создающие принципиально новый продукт  
Компании, ведущие имитационную деятельность  

 

Глава 4. История предпринимательской деятельности в туристской сфере и социально-культурном сервисе

Этапы развития предпринимательства в социально-культурном сервисе и туризме.

Первыми предпринимателями сфере социально-культурного сервиса и туризма, (мы используем современную терминологию для обозначения этой части общественных отношений), по мнению Новикова В.С. были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое, в поисках товаров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки людей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.

История возникновения сферы социально-культурных услуг и туризма относится еще к античному миру, но в то время она была связана с предоставлением услуг в подавляющем большинстве случаев с решением государственных задач, просветительством и торговлей. Конечно, существовали и другие причины, по которым эти услуги начали формировать отдельную отрасль: религиозные праздники, спортивные состязания, отдых и лечение. Потребность в перемещении и получении услуг не только в месте проживания, но и в других местах привели к необходимости, еще во времена Римской Империи, к строительству дорог и формированию инфраструктуры для удовлетворения потребностей всех заказчиков социально-культурных услуг. На всех римских дорогах, 12 римских миль имелись специальные станции. Было принято различать два вида станций, в зависимости от объема предоставляемых услуг. Так называемые «mutations»- служили для смены транспортного средства (лошади или мула) и кратковременного отдыха путешественника. В свою очередь «mansiones» (второй вид станции), принимали путешественников, имеющих официальные документы на право путешествия, и предлагали широкий спектр услуг: тележные мастерские, услуги ветеринаров, постоялый двор, услуги возчиков и охрана.

Именно к этому времени относится появление путеводителей для путешественников, существенно отличавшихся от официальных карт местности, так как на них наносились сведения о местах возможных ночлегов, остановках для перемены транспортных средств и т.д. Говоря современных языком , эти путеводители (itineraria adnotata) представляли собой схему туристского маршрута и содержали всю необходимую путешественнику информацию. Совсем недавно испанскими археологами были найдены глиняные таблички для путешественников, содержавшие названия городов и расстояния, которое их разделяло. Услуги, предоставлявшиеся путешественникам, были не очень комфортными, но недорогими (в экспозиции одного из неаполитанских музеев находится счет за предоставленные услуги ночлега и отдыха, который и подтверждает их дешевизну).
Благодаря богатым римским путешественникам возник документ, который много позже получил наименование ваучера на предоставление услуг. При организации путешествия богатого римлянина или членов его семьи им выдавалось специальное удостоверение гостеприимства (tesserae hospitalis), которое гарантировало полное обслуживание в дороге ( включая медицинскую и юридическую помощь при возникновении споров, а также организацию приличных похорон в случае смерти владельца документа за пределами родины).
Физические лица (купцы, коммерсанты) часто выезжавшие за границу в связи с профессиональной деятельностью, для удобства своих перемещений создали так называемый институт гостеприимства (hospitium). Перед осуществлением поездки устанавливались предварительные контакты с доверенными людьми в зарубежных странах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на территории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких договоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального извещения о своем намерении. Отражение этого принципа мы можем обнаружить в наше время в положениях Генерального Соглашения о Торговле Услугами.

Развитие международной торговли в Средние века привело к необходимости формирования в городах специальных инфраструктур, которые могли бы обеспечить все потребности купцов, прибывавших для реализации своих товаров. Во всех крупных средневековых городах стали возникать специальные места для проживания купцов и хранения товаров. Например в Новгороде Х11 века, который являлся крупным торговым центром, находились иноземные и русские гостиные дворы: Готский, Немецкий, Датский, Шведский, а также Псковский и Тверской. Здесь находило пристанище значительное число торговых людей. Как свидетельствуют сохранившиеся исторические документы, Немецкий гостиный двор, например, был рассчитан на размещение в нем до двухсот человек. Уже тогда в Новгороде появились правовая база, регулировавшая правила поведения и торговли иноземных купцов, "скра", что означает "книга законов", или "судебник". Вся жизнь гостиных дворов была строго регламентирована едиными правилами проживания, внутреннего распорядка, поведения, торговли, взаимоотношений с местным населением.
Оплата услуг за проживание была фиксированной, в зависимости от сроков пребывания. Предоставлялись платные услуги переводчиков (толмачей). Руководил Гостиным двором и следил за порядком староста, который представлял Гостиный двор в отношениях с местными властями.

Гением предпринимательской деятельности в сфере социально-культурного сервиса и туризма по праву считают Томаса Кука. В 1840 годах профсоюзы в Англии добились ежегодных отпусков для рабочих. Сразу возник вопрос, где и как проводить эти отпуска. Источниками инновации Кука послужили смена настроения потребителя и новое знание. Он искусно использовал потребность в организации дешевого отдыха и возможности железной дороги. Впервые был заключен контракт с транспортным предприятием на регулярную поставку пассажиров, а взамен Кук получил право на специальные цены на железнодорожные билеты для своих путешественников. Возникла схема, по которой по сей день работают все туристские компании в мире.
Т.Кук стал организовывать групповые путешествия для посещения выставок, знакомства с достопримечательностями других стран.
Во второй половине XIX в. в Европе туристским бизнесом занимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Голландия, с 1876 г.). Однако компания "Томас Кук и сын" далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана новым идеям и методам обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К инновациям, появившимся благодаря деятельности конторы Т.Кука, мы относим впервые осуществленную им продажу стандартного пакета услуг, включающих билет на проезд по железной дороге и размещение в гостинице, введение дорожных чеков. С 1878 г. в компании создается специальный департамент, который занимается продвижением и массовой продажей "чеков Кука" путешественникам.

«Чеки Кука» - это классический пример диффузии инновации, т.е. распространение инновации во времени. Первыми, кому по праву принадлежит идея создания и использования дорожных чеков или аккредитивов, с целью обеспечения безопасности путешествующих, принятии считать рыцарей-храмовников (тамплиеров), которые предлагали такого рода услуги задолго до появления «чеков Кука».

Благодаря тому, что отделения ордена тамплиеров существовали практически во всех странах мира, орден смог предложить услугу по перемещению средств путешественника в безналичном виде. Отправлявшийся в путешествие купец вносил сумму денег в отделение ордена в том городе, где ему это было удобно, а взамен получал бумагу (аккредитив) и секретный код, которые позволяли ему получить деньги в отделении ордена там, где ему это было необходимо. Естественно, за предоставленную услугу, взималась плата в процентах от суммы сделки. Это деятельность привела к развитию банковской системы, а также послужила источником инновации для Т.Кука, который использовал новый метод предоставления старой услуги.
Другим примером инновационной деятельности является работа туристской фирмы, уже более 100 лет работающей на рынке Италии и ныне известной как Chiari Sommariva s.p.a. Свою деятельность фирма начинала с открытия в 1878 г. в центре Милана туристского агентства, которое осуществляло поездки в дилижансе на местные озера и путешествия по ним. В 1899 г. владельцем фирмы стал Д. Соммарива, разработавший конкретный план организации туристского бизнеса.
Наряду с групповыми поездками агентство стало организовывать путешествия для индивидуальных туристов. Д. Соммарива придумал и внедрил гостиничный талон (coupons d'hotel), который выдавался клиенту после оплаты поездки и гарантировал размещение в гостинице и предоставление завтрака. Стали практиковаться поездки "forfait" по заранее установленной и оплаченной цене за все заказанные услуги.

4.2. Предпринимательство в России.В России начало развития предпринимательства в сфере социально - культурного сервиса и туризма связывают с именем Вениамина Генша, который в 1777 г. предпринял первую попытку организовать групповую поездку в страны Западной Европы с целью ознакомления с деятельностью университетов Франции, Италии и Германии (образовательный туризм). Условия путешествия оговаривались специальным контрактом.
В апреле 1885 г. увидела свет книга под названием "Первое в России предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона". На основании этого документа мы можем сделать вывод о том, туристская компания Липсона организовывала групповые туры во все страны света, предлагая « нечто новое специально для России», т.е. способы и методы предоставления услуги, «различными заграничными конторами для общественных путешествий", которые не использовались в России. К большому сожалению, более конкретные сведения о деятельности данной компании в архивах отсутствуют.

Инновационной предпринимательской деятельностью в России занималось и Общество велосипедистов-туристов (ОВТ), которое было основано в 1895 г. Обществом заключались договоры с владельцами гостиниц и на основании достигнутых договоренностей, члены общества останавливались в них на льготных условиях. К 1900 г. на территории России было учреждено 14 комитетов ОВТ, открылись представительства в 135 городах, как в России, так и за границей (Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Милан, Мюнхен, Париж и др.). Впервые в практике предоставления социально-культурных услуг были заключены договоры с зарубежными партнерами - туристскими обществами Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США. В 1901 г. ОВТ было преобразовано в Российское общество туристов (РОТ), что имело очень большое значение для развития сферы социально-культурных и туристских услуг, т.к. появился общероссийский орган, который был призван координировать деятельность мелких и средних коммерческих предприятий на этом рынке. В это же время началось формирование инфраструктуры туристского бизнеса - гостиницы, кафе, специализированные магазины, экскурсионные бюро. Социально-культурный сервис и туризм носили элитный характер, и на рынке преобладали услуги, носившие экскурсионно-познавательный и рекреационный характер.

Инновационная деятельность всегда связана с изменением технологического уклада в жизни общества. Социально-культурный сервис и туризм не исключение из этого правила, анализ этапов развития предпринимательской деятельности в этой сфере наглядно показывает, что, социально-культурный сервис и туризм появились благодаря «любопытству» человека, его потребности познавать новое, коммерческой деятельности. Но особенно бурно эта отрасль стала развиваться после появления железной дороги в Англии, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомобильной промышленности стимулировало развитие познавательного автомобильного туризма. Покорение человеком неба привело к появлению услуг по перемещению по воздуху и предоставлению услуг, о которых до этого человечество могло только мечтать в силу удаленности одних объектов от других. Инновацией в авиаперевозках можно считать организацию чартерных рейсов. Сейчас мы стоим на пороге предоставления групповых услуг космического туризма.

Контрольные вопросы:

1. К какому периоду относится возникновение предпринимательской деятельности в области социально-культурного сервиса и туризма

2. Объясните, что такое «удостоверение гостеприимства»?

3. Поему «чеки Кука» могут служить примером диффузии инноваций?

4. В чем состояла инновационность услуг, предложенных Т.Куком, и что явилось источником для этой инновации?

5. Что такое гостиничный купон и кому принадлежит право на его изобретение?

6. Какую инновацию, предложенную ОВТ, мы используем до сих пор?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.