Регулирование инновационной деятельности сферы социально-культурного сервиса и туризма в промышленно развитых странах.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Регулирование инновационной деятельности сферы социально-культурного сервиса и туризма в промышленно развитых странах.





Говоря о регулировании и развитии инновационной деятельности, необходимо учитывать уровень развития экономики, особенности и возможности природных и интеллектуальных ресурсов каждой страны. Каждая страна уникальна, особенно с точки зрения инновационной деятельности, и все процессы регулирования проходят по- разному.

Существуют разные основания для классификации государств и объединения их в те или иные группы. Для наших целей мы воспользуемся классификацией, предложенной В.С. Новиковым, который выделяет три категории государств по характеру проведения инновационной политики:

- страны, которые ориентированы на распространение инноваций в области в образования и стандартизации продукции и основаны на совместных программах государства и частного сектора (к этой категории стран мы относим США);

- страны, имеющие развитую инфраструктуру и на ее основе осуществляющие непрерывную модернизацию (страны Европы – ЕС);

- страны, стремящиеся достичь мирового лидерства в отдельных отраслях при помощи крупномасштабных программ (Япония);

Соединенные Штаты Америки. Пристальный интерес государства к научной деятельности стал проявляться еще в время Второй мировой войны. Сразу после войны финансирование отраслевых и университетских исследований было резко увеличено федеральным правительством. Создавались специальные государственные программы , стал развиваться институт венчурного (рискового) инвестирования. США принадлежит первенство в создании регионов науки (Кремниевая долина).

Основной характеристикой инновационной политики США развитие малого инновационного бизнеса. Государство оказывало всемерную поддержку малому инновационному бизнесу (финансовую, правовую, организационную). Первым шагом в развитии правовой базы, регулирующей отношения по поводу инновационной деятельности стало принятие в 1982 г. закона о развитии малого инновационного бизнеса, который сформировал правовую базу для взаимоотношений между государством и частным сектором и утвердил программу SBIR (Small Business Innovation Research). Благодаря этой программе появилась новая форма организации инновационного предпринимательства, когда государство поддерживает небольшие инновационные компании, предоставляя им налоговые льготы и возможность получить стартовый капитал или грант под новую идею. В свою очередь новая форма организации способствовала сформированию государственной инновационной системы. Следующим важным шагом в формировании правовой базы стал принятый в 1989 году Закон Бэй-Доуэла, который определил и законодательно урегулировал порядок приобретения негосударственными инвесторами прав на результаты научно-технической деятельности, которые были получены за счет средств федерального бюджета. Этим законом устанавливались специальные льготы частным компаниям или инвесторам, которые были готовы вложить свои средства в коммерциализацию этих результатов. После принятия закона количество патентов, которые стали использоваться, увеличилось в 10 раз, а американский бюджет стал ежегодно дополучать 40 - 50 млрд. долл. США за счет оборота интеллектуальной собственности.



Передовые позиции США в области развития инноваций обеспечиваются высоким уровнем финансирования НИОКР. Совокупные расходы государственного и частного секторов США в этой области превосходят аналогичные затраты Великобритании, Германии, Франции, Японии, Италии и Канады, вместе взятых.

Европейский Союз (ЕС). Государственная поддержка инновационной деятельности в странах ЕС осуществляется на двух уровнях:

- государственном

- на межгосударственном.
Страны Западной Европы вынуждены выдерживать серьезную конкуренцию со стороны США и Японии. Поэтому регулирование процессов инновационной деятельности имеет ряд особенностей:

- фонды на проведение исследовательских работ выделяются по принципу качества проектов ;
- результаты исследований доступны всем участникам проекта ;

- каждому участнику предоставляется бесплатная лицензия;

-при финансированиииспользуетсяпринцип субсидиарности, т.е. ЕС выделяет дополнительные средства из европейского бюджета только тогда, когда страна, проводящая исследование, не может достичь целей самостоятельно или когда эти цели из-за их важности и масштабности могут быть решены только совместно.
Научная политика ЕС определяется рамочными пятилетними программами, каждая из которых имеет свои приоритетные направления.
Шестая рамочная программа (2002 - 2006), бюджет которой составлял 17,5 млрд. евро, своим приоритетом назвала исследование генетической природы живых организмов и использование полученных результатов для улучшения качества и продления жизни человека.
Последняя программа рассчитана на семь лет (2007 - 2013) и ее бюджет составляет 73 млрд. евро. Приоритетными направлениями названы: "Человеческий потенциал", "Идеи", "Сотрудничество", "Научно-исследовательский потенциал".
Япония. Особенностью государственной инновационной политики Японии было использование научных разработок и передовых технологий зарубежных стран. К концу 1960-х гг. Япония импортировала до двух тысяч новшеств в год. Следующим шагом стало не просто заимствование идей, но усовершенствование зарубежных образцов, что позволило развиваться высокотехнологичным и наукоемким отраслям.

Особенностью государственного регулирования инновационной деятельности в Японии является тесное сотрудничество между государством и частным сектором, которое выражается в:

- государственной поддержке компаний, которые были заинтересованы в приобретении передовых иностранных технологий;
- целевом распределении финансовых ресурсов которые предоставляются частными банками и направлении их в приоритетные отрасли;
- контроль научно-технического обмена с зарубежными странами.
Основным документом, регулирующим государственной инновационной политики Японии являются в "Основные планы развития науки и технологий", которые принимаются каждые пять лет.

5.3. Направления инновационного развития России
Россия – страна уникальная. Ее основными характеристиками , важными для развития инноваций являются:

-богатый интеллектуальный потенциал;

- богатые запасы полезных ископаемых.

Из возможных вариантов стратегий развития инновационной деятельности был выбран вариант, основанный на использовании интеллектуального потенциала.
30 марта 2002 г. президент РФ утвердил "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу", которые являются основополагающим документом в определении стратегии России на рынке инноваций.
В соответствии с положениями "Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу" определены следующие направления инновационной деятельности в Российской Федерации :
- формирование национальной инновационной системы;

-сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

- совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

-развитие международного научно-технического сотрудничества;

- развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

-интеграция науки и образования.

В июле 2004 г прошла реорганизация федеральных органов власти, которая не могла не повлиять на развитие инновационной деятельности в России. Были созданы новые органы исполнительной власти: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) , Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) , подведомственные Министерству образования и науки РФ, а также Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии), подведомственное Министерству информационных технологий и связи РФ. Указом Президента . № 1131 от 30 августа 2004 г. был создан консультативный орган, определяющий приоритетные направления научно-технической и инновационной политики - Совет при Президенте по науке, технологиям и образованию.

Главными задачами инновационного развития страны были названы:

- необходимость координировать действия органов исполнительной власти всех уровней в процессе реализации государственной инновационной политики и обеспечения эффективности функционирования инновационной системы;

-адаптировать деятельность научных организаций к требованиям рыночной экономики;

- сформировать системы подготовки и переподготовки кадров для повышения эффективности инновационной деятельности;
- активизировать инновационную деятельность путем создания благоприятной экономической и финансовой среды;

- приоритетное внедрение инновационных проектов в социальной сфере.
Для успешной реализации поставленных задач были проведены следующие мероприятия: разработана и внедрена система специальных фондов, используемых для осуществления финансирования на конкурсной основе различных инновационных проектов; реформирование в сфере охраны прав интеллектуальной собственности. С января 2008 года вступила в силу новая часть ГК РФ «права на результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации»; учрежден Венчурный инновационный фонд; для реализации инновационной стратегии в России есть все необходимые инструменты, а именно: сохранился значительный научно-технологический потенциал ( наукограды: Королев, Дубна, Жуковский и т.д.). В 2010 году Президент сформулировал задачу по созданию в России региона науки – Российской Силиконовой долины; с 2004 года в России действует установленный Правительством механизм взаимоотношений между государством и частным бизнесом в сфере инноваций ( права на результаты научно-технической деятельности, которые получены с привлечением государственных средств, безвозмездно передаются "частным инвесторам, участвующим совместно с государством в получении этих результатов", потребителям или исполнителям работ; в начале своей деятельности инновационные предприятия подпадают под упрощенную процедуру налогообложения, и Правительством РФ было рекомендовано применение к ним систем льготного налогообложения.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение национальной инновационной системы и объясните роль каждого из элементов НИС.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.