Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 11. Методики улучшения качества продукции,





Процессов и ресурсов

 
 

 


К наиболее известным современным методам и инструментам обеспечения качества относятся: концепция «Шесть сигм»; программа «5S»; бенчмаркинг; реинжиниринг.

Эти инструменты улучшения качества пока не вошли в практику большинства российских предприятий, но опыт зарубежных предприятий показывает их эффективность и перспективность. В связи с этим, специалистам в области экономики и управления на предприятиях необходимо иметь представление об основных положениях этих методов и инструментов.

Концепция «Шесть сигм»

В настоящее время концепция «шесть сигм» представляет собой разновидность совершенствования бизнеса, основная цель которого заключается в нахождении и устранении причин брака и ошибок в производственных и сервисных процессах. Эта концепция использует базовые и передовые методы повышения качества за счет командной работы, члены которой применяют современные методы контроля и принимают решения, основанные на фактах.

Сигма (σ) – это среднее квадратическое отклонение, используемое в математической статистике для измерения отклонений параметра от среднего значения. Метод «Шесть сигм» базируется на том, что процессы, удовлетво­ряющие данному методу, допускают не более 3-4-х дефектов на миллион изделий.

Концепция «Шесть сигм» нацелена на выполнение трёх основных задач:

· Повысить удовлетворенность клиентов.

· Сократить время операционного цикла.

· Уменьшить число дефектов.

Стратегия «Шесть сигм» основана на том, что существует прямая кор­реляция между числом дефектов продукции и уровнем удовлетворен­ности потребителей.

В стратегии «Шесть сигм» общим показателем служит число дефектов на единицу продукции, допущенных на всех стадиях ее производства от поставки сырья и материалов, изготовле­ния деталей, процесса сборки и до заполнения финансовых докумен­тов, расчета экономических показателей, планирования сроков постав­ки продукции потребителю и затрат на транспортировку.

Концепция «Шесть сигм» базируется на следующих положениях:

§ установление ключевых бизнес-процессов и потребитель­ских требований в составе стратегических целей организа­ции;

§ назначение ответственных менеджеров за проекты, которые должны оказывать поддержку командным видам деятельно­сти, помогать снижать или устранять сопротивление изме­нениям и предоставлять командам необходимые ресурсы;

§ использование показателя «число ошибок» (брака) на миллион случаев для всех структурных подразделений организации;

§ определение параметров процессов, отражающих результа­ты бизнеса и стимулирующих и обеспечивающих ответствен­ность исполнителей;

§ организация обучения персонала, направленного на обеспечение командной работы, целью которой является повышение рентабельности, сокращение об­щего временного производственного цикла, освобождение от нерентабельных видов деятельности;

§ организация подготовки высококвалифицированных специалистов по совершенствованию процессов (так называемых «зеленых поясов», «черных поясов»), которые умеют при­менять инструменты совершенствования и лидировать в ко­мандах;

§ постоянное обновление и усложнение общих целей организации и целей подразделений при совершенствовании дея­тельности.

Концепция «Шесть сигм» использует множество фундаменталь­ных положений, относящихся к всеобщему управлению качеством (TQM) и, прежде всего совершенствование деятельности организации за счет использования командной работы («выигрываем вместе») и про­цессного подхода.

В то же время «Шесть сигм» не является просто новой комбина­цией прежних подходов к качеству и традиционных концепций всеобщего управления качеством, а имеет свои отличительные черты (табл. 3)

Таблица 3

Отличие концепции «Шесть сигм» от TQM

 

Показатели «Шесть сигм» TQM
Ответственность за качество На руководителях конкретных программ бизнеса   Делегирование полномочий, командная работа
Проекты Имеют межфункциональное назначение   Относятся к конкретной функции, процессу или рабочему месту
Инструменты и методы Ис­пользует отточенный инструментарий и отработанную методологию решения проблем (используется цикл DMAIC: Define — постановка проблемы, Measure—измерение, Analyze — анализ,Improve— улучшение,Control—конт­роль) Ограничиваются простым инструментарием и подходами к совершенствованию деятельности
Финансовые результаты Проекты по совершенствованию соизмеряются с финансовыми результатами   Мало уделяют внимания финансовым результатам

Программа «5S»

При решении руководства предприятия повысить его эффективность, улучшить качество продукции, первым шагом в этом направлении должно быть наведение чистоты и порядка на всех рабочих местах. Следствием этого должно стать повышение производитель­ности, качества труда и дисциплины в коллективе. Именно эти цели преследует система «Упорядочение». После ее освоения предприятие может переходить к бо­лее сложным методам, таким как ТРМ (производительное обслуживание обору­дования с участием всего персонала), система менеджмента качества на основе стандартов ISO 9000, TQM (Всеобщее управление на основе качества) и др.

В основе системы «Упорядочение» лежит созданная более 50 лет назад япон­ская система «5S», одним из авторов которой является известный японский теоре­тик и практик организации производства К. Исикава.

Название системы «5S» происходит от пяти японских слов, начинающихся на S: Seiri — сортировка, Seiton — организация, Seiso — очистка, Seiketsu — стандартизация, Shitsuke — улучшение стандартов и демонстрация приверженности им. В табл. 4 приведены 5 принципов системы «5S» и их содержание

Таблица 4

Принципов системы «5S» и их содержание

 

Принципы Содержание
   
  1.Удаление ненужного Все предметы рабочей среды разделяются на 3 категории: нужные, ненужныеи не нужные срочно.Ненужные удаляются по определенным правилам. Нужные сохраняются на рабочем месте. Не нужные срочно располагаются на определенном удалении от рабочего места или хранятся централизованно. Распределяются и закрепляются зоны ответственности каждого работника
  2. Рациональное размещение предметов По отношению к нужным предметам и предметам, не нужным срочно, вырабатываются и реализуются решения, которые обеспечивают: быстроту, легкостьи безопасность доступак ним; визуализациюспособа хранения и контроля наличия, отсутствия или местонахождения нужного предмета; свободуперемещения и эстетичностьпроизводственной среды
  3. Уборка, проверка, устранение неисправностей Генеральная уборкапомещений. Тщательная уборка и чистка оборудования, фиксация неисправностей.Выявление труднодоступных для уборки и наблюдений мест, источников проблеми загрязнений. Устранениенеисправностей и выработка мер по их предотвращению.Выработка и реализация мер по уборке труднодоступных мест,ликвидации источников проблеми загрязнений.Выработка правилпроведения уборки, чистки оборудования, проверки, смазки и затяжки крепежных деталей
  4. Стандартизация правил Фиксирование в письменном виде правилхранения, уборки, проверки, смазки, затяжки крепежа. Максимальная визуализацияпредставления правил (рисунки, схемы, пиктограммы, указатели, цветовое кодирование). Визуализация контролянормального состояния и отклонений от нормы (в работе оборудования, уровне запасов и т. п.). Стандартизация и унификациявсех обозначений (цвет, изображение символов и т. п.). Рационализация носителей информации(материал, нанесение надписей, защитных покрытий), мест их размещения, крепления и возможности замены
Окончание таблица 4
   
5.Дисциплинированность и ответственность Закрепление сфер ответственности каждого работника(объекты внимания и основные обязанности по их поддержанию в нормальном состоянии). Выработка у персонала правильных привычек,закрепление навыков соблюдения правил. Применение эффективных методов контроля

 

Освоение системы «5S» в масштабах предприятия влияет практически на все характеристики предприятия. Опыт применения этой системы в промышленно развитых странах показывает, что ее использование повышает эффективность хозяйственной деятельности на 3-5%. Применение системы на российских предприятиях дало следующие результаты:

- уровень травматизма и несчастных случаев снизился почти в 3 раза;

- за год производительность повысилась почти на треть;

- существенно улучшилось качество выпускаемой продукции;

- сократились складские запасы, что способствовало улучшению показателей оборачиваемости;

- изменилось отношение людей к труду.

Соблюдение принципов чистоты и порядка, дисциплины и ответственности особенно эффективно при производстве сложных, надежных, точных машин и приборов, пищевых продуктов, предметов потребления.

 

Бенчмаркинг

Термином «бенчмаркинг» обозначается один из инструментов совершенствования деятельности. Название метода происходит от английских слов bench (уровень, высота) и mark (отметка). Из множества определений данного метода наиболее полным является: «Бенчмаркинг – это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы» (Б. Андерсен).

Бенчмаркинг представляет собой процесс сравнения, проектиро­вания и внедрения. Он включает:

- сравнение организации и ее подразделений с лучшими организациями независимо от того, какой отрасли промышленности или стране они принадлежат;

- сравнение бизнес-процессов, в том числе производственных, с лучшими аналогичными процессами в другой отрасли или во всех отраслях промышленности для достижения наибольшей стоимости ком­пании;

- сравнение продуктов и услуг, произведенных организацией, с продуктами и услугами ее сильнейших конкурентов;

- сравнение различных типов оборудования с целью выбора наи­лучшего оборудования;

- внедрение выбранных наилучших методов и приемов работы;

- расширение клиентской и потребительской базы.

Бенчмаркинг может рассматриваться как процесс или деятельность по долгосрочному определению стратегии предпринима­тельства, основанной на лучшем опыте партнеров и конкурентов в от­раслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровне.

Основными принципами бенчмаркинга являются:

§ взаимность: бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспе­чивают «выигрышную» ситуацию для обеих сторон;

§ аналогия: оперативные процессы партнеров должны быть схожими. Аналогия процессов и установление критериев отбора партне­ров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности предприятия;

§ измерение: бенчмаркинг — это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; его целью является установле­ние того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить их благодаря тщательному изучению данного процесса;

§ достоверность: бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.

Бенчмаркинг - это непрерывный процесс, открывающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации.

Реинжиниринг

Реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering) — новая методология перестройки деятельности (процесса) радикальным (а не эволюционным) путем. Его популярность во многом связана с раз­витием информационных систем и технологий.

Принципиальные положения реинжиниринга:

§ перестройка процессов должна осуществляться с чистого листа (т.е. без учета всего предшествующего опыта);

§ реинжиниринг ставит под сомнение основные предположения и пути, которыми до сих пор пользовались на производстве;

§ реинжиниринг требует творческого подхода от персонала;

§ радикальные изменения осуществляются с помощью или на основании информационных технологий.

Не следует путать реинжиниринг с постоянными улучшени­ями (табл. 5)

Таблица 5

Основные различия между улучшениями и реинжинирингом

 

Параметр Метод постоянного улучшения Реинжиниринг
     
Уровень изменений Наращивание Радикальный
Окончание таблицы 5
     
Начальная точка Существующий процесс Единовременно
Требуемое время Короткое Длительное
Направление воздействия Снизу вверх Сверху вниз
Охват Узкий Широкий, межфункциональный
Риск Умеренный Высокий
Основное средство Статистические методы Информационные техно­логии
Тип изменения Культурный Культурно-структурный

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Перечислите современные методы и инструменты обеспечения качества;

2. Какие основных задачи выполняет концепция «Шесть сигм»?;

3. На каких положениях базируется концепция «Шесть сигм»?;

4. Перечислите основные отличия концепции «Шесть сигм» от TQM;

5. Перечислите принципы системы «5S» и раскройте их содержание;

6. Какие результаты были получены при освоении системы «5S» в масштабах предприятия?;

7. Дайте определение понятию «бенчмаркинг»;

8. Назовите основные принципы бенчмаркинга;

9. Каковы принципиальные положения реинжиниринга?;

10. Чем отличается реинжиниринг от методов постоянного улучшения?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Вы закончили работу над курсом «Управление качеством». Теперь Вы имеете представление о качестве, как объекте управления, методах его анализа, оценки и измерения. Вы познакомились с принципами и статистическими методами управления качеством. Рассмотрели вопросы, связанные с организацией систем всеобщего управления качеством (TQM), стандартизацией, сертификацией, экономикой управления качеством и современными методами улучшения качества продукции, процессов и ресурсов.

Все эти знания и умения потребуются при организации работ по совершенствованию деятельности предприятий с целью повышения их конкурентоспособности.

Можете быть уверены - полученные знания пригодятся в Вашей профессиональной деятельности. Желаем дальнейших успехов!

 

 

ГЛОССАРИЙ

Аккредитация (лабораторий) — официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.

Аккредитованная лаборатория — испытательная лаборатория, про­шедшая аккредитации.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с при­чинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу фи­зических или юридических лиц, государственному или муни­ципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоро­вью животных и растений.

Гарантия качества — часть менеджмента качества, сфокусирован­ная на обеспечении уверенности, что соответствующее требо­вание качества будет выполнено.

Двустороннее соглашение по признанию — соглашение по призна­нию, которое включает принятие двумя сторонами результатов работы друг друга.

Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответ­ствие выпускаемой в обращение продукции требованиям тех­нических регламентов.

Декларирование соответствия — форма подтверждения соответ­ствия продукции требованиям технических регламентов.

Диверсификация (лат. diversus — разный и facere — делать) — раз­ностороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изде­лий, использование различных финансовых инструментов с целью минимизации риска.

Дисперсия (лат. dispersus — рассеянный) — рассеяние, отклонение от среднего.

Документ технических условий — документ, устанавливающий тех­нические требования, которым должна удовлетворять продук­ция, процесс или услуга.

Доступ к системе сертификации — возможность для соискателя свидетельства (в области сертификации) пользоваться сертифи­кацией согласно правилам системы.

Жизненный цикл продукции — совокупность процессов создания и использования (потребления) продукции определенного вида от начала научных исследований по ее разработке до утилиза­ции или уничтожения включительно.

Затраты, связанные с качеством — затраты, возникающие при обес­печении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетво­рительное качество.

Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Заявление о соответствии — заявление поставщика под его полную ответственность, что продукция, процесс или услуга соответ­ствуют конкретному стандарту или другому нормативному до­кументу.

Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информи­рования приобретателей о соответствии выпускаемой в обра­щение продукции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требо­ваниям системы добровольной сертификации или националь­ному стандарту.

Идентификация продукции — установление тождественности харак­теристик продукции ее существенным признакам.

Измерение – нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств, имеющих нормированные метрологические свойства.

Испытание — техническая операция, заключающаяся в установ­лении одной или нескольких характеристик данной продук­ции, процесса или услуги в соответствии с установленной про­цедурой.

Испытательная лаборатория — лаборатория, которая проводит ис­пытания. Термин «испытательная лаборатория» может исполь­зоваться в значении юридического или технического органа или в значении того и другого.

Качество — практическое воплощение удовлетворения потребно­стей и ожиданий. Качество продуктов труда определяется со­вокупностью свойств и характеристик продуктов труда, кото­рые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Термин «качество» не применя­ется ни для выражения превосходной степени в сравнительном смысле, ни в количественном смысле при проведении техни­ческих оценок. Например, недопустимо выражение: «первый компьютер качественнее, чем второй», следует сказать: «пер­вый компьютер имеет более высокий уровень качества».

Качество техническое — качество конкретной продукции, предла­гаемой производителем или посредником потребителю, за ко­торую потребителем производится оплата, соответствующая цене купли-продажи. Данное понятие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Примерами технического качества могут быть: качество предлагаемого покупателю авто­мобиля, качество предлагаемой гостиничной услуги.

Качество функциональное — качество того, как потребителю фир­ма предлагает (поставляет) свой продукт: материальную про­дукцию или услугу. Например, функциональное качество мо­жет характеризоваться качеством процесса реализации, серви­са и утилизации продаваемого потребителю автомобиля, комфортностью клиента при заключении договора на предо­ставление услуги, качеством процесса поставки продукции.

Квалиметрия (от лат.qualitas – качество или quails – какой по качеству и греч. metreo – измеряю) – научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством.

Квалириски — возможная вероятность ущерба предприятия в свя­зи с несоответствием качества его продукта труда установлен­ным нормам.

Конкурентоспособность продукции – способность продукции соответствовать сложившимся требованиям рынка на рассматриваемый период.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регла­ментов — проверка выполнения юридическим лицом или ин­дивидуальным предпринимателем требований технических рег­ламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Международная стандартизация — стандартизация, участие в ко­торой открыто для соответствующих органов всех стран.

Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией (по стандарти­зации), и доступный широкому кругу потребителей.

Менеджмент качества — полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества.

Методы управления качеством — способы осуществления воздей­ствия на качество с целью достижения поставленных целей.

Многостороннее соглашение по признанию — соглашение по при­знанию, которое включает принятие более чем двумя сторона­ми результатов работы друг друга.

Национальный орган по стандартизации — орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным ор­ганом по стандартизации и доступный широкому кругу потре­бителей.

Нормативный документ — документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный доку­мент» является родовым термином, охватывающим такие по­нятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты. Под документом следует понимать лю­бой носитель с записанной в нем или на его поверхности ин­формацией.

Обеспечение качества — совокупность способов и методов, направ­ленных на создание уверенности в том, что продукция или ус­луга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Общее руководство качеством — аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества. Достижение желаемого качества требует вовлечения и участия всех сотрудников организации, тогда как ответственность за общее руководство качеством несет высшее руководство фирмы. Общее руководство качеством включает оперативное планиро­вание, распределение ресурсов, а также другие систематические действия в области качества, такие, как планирование, органи­зация, координация и контроль.

Орган по аккредитации (лабораторий) — орган, который управляет системой аккредитации лабораторий, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение.

Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган, проводящий сертификацию соответствия. Орган по сертификации может сам проводить испытания и контроль за испытаниями или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами.

Орган по стандартизации — орган, занимающийся стандартизаци­ей, признанный на национальном, региональном или между­народном уровнях, основная функция которого, согласно его статусу, заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей.

Планирование качества — часть менеджмента качества, сфокуси­рованная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто.

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение со­ответствия продукции или иных объектов, процессов производ­ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили­зации, выполнения работ или оказания услуг требованиям тех­нических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Показатель качества — количественная характеристика свойства (совокупности свойств).

Политика качества — основные направления и цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные выс­шим руководством.

Предоставление услуги — деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Проверка качества — систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и резуль­татов в области качества запланированным показателям, а так­же эффективность их внедрения и степень достижения постав­ленных целей.

Продуктивность — взаимоотношение между достигнутым резуль­татом и использованными ресурсами.

Продукция — результат деятельности, представленный в матери­ально-вещественной форме и предназначенный для дальней­шего использования в хозяйственных и иных целях.

Процесс — система действий, которая использует ресурсы для пре­образования входящих элементов в выходящие.

Риск — возможная вероятность потерь. Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Свидетельство в области сертификации (лицензия) — документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соот­ветствия для своей продукции, процессов или услуг в соответ­ствии с правилами соответствующей системы сертификации.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответ­ствие объекта требованиям технических регламентов, положе­ниям стандартов или условиям договоров, изданный в соответ­ствии с правилами системы сертификации.

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертифика­ции подтверждения соответствия объектов требованиям техни­ческих регламентов, положениям стандартов или условиям до­говоров, действие третьей стороны, доказывающее, что обес­печивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому норматив­ному документу.

Система — объект, состоящий из взаимосвязанных или взаимодей­ствующих элементов.

Система аккредитации лабораторий — система, располагающая соб­ственными правилами процедуры и управления для осуществ­ления аккредитации лабораторий.

Система менеджмента качества — система для установления поли­тики качества, целей качества и для достижения этих целей.

Система обеспечения качества (система качества) — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, про­цессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Система качества охватывает все ста­дии и все уровни формирования качества, обеспечивает реали­зацию определенной политики фирмы в области качества.

Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Системы сертификации мо­гут действовать на национальном, региональном и международ­ном уровнях.

Система управления — система для установления политики и це­лей и для достижения этих целей.

Системный подход к управлению — управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях, из чего следует, что управлять необходимо всей организацией в целом.

Соглашение по признанию — соглашение, основанное на принятии одной стороной результатов, представленных другой стороной, которые получены от применения одного или нескольких ус­тановленных функциональных элементов системы сертифика­ции. Типичными примерами соглашений по признанию явля­ются «соглашения по испытаниям», «соглашения по контролю» и «соглашения по сертификации». Соглашения по признанию могут быть приняты, например, на национальном, региональ­ном или международном уровне.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного много­кратного использования устанавливаются характеристики про­дукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символи­ке, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нане­сения. Стандарты должны быть основаны на обобщенных ре­зультатах науки, техники и практического опыта и направле­ны на достижение оптимальной пользы для общества.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и харак­теристик в целях их добровольного многократного использо­вания, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурен­тоспособности продукции, работ или услуг. В частности, эта де­ятельность проявляется при разработке, опубликовании и при­менении стандартов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначе­нию, устранение барьеров в торговле и содействие научно-тех­ническому сотрудничеству.

Технический регламент — документ, который принят международ­ным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации, или федеральным законом, или указом Президента Рос­сийской Федерации, или постановлением Правительства Рос­сийской Федерации, и устанавливает обязательные для приме­нения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации).

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязатель­ных требований к продукции, процессам производства, эксп­луатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эк­сплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулиро­вание отношений в области оценки соответствия.

Тотальный менеджмент (управление) качества — менеджмент каче­ства организации, охватывающий всю организацию.

Требование — установленная или типично предполагаемая потреб­ность или ожидание.

Требование качества — требование, касающееся всей суммы неотъемлемых характеристик объекта и их значений.

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Улучшение качества — часть менеджмента качества, сфокусирован­ная на увеличение его эффективности и продуктивности.

Управление качеством — часть менеджмента качества, сфокусиро­ванная на выполнение требований качества. Включает действия, использующие методы и виды деятельности оперативного характера в целях удовлетворения требований к качеству. Применительно к продукции управление качеством характеризуется как целенаправленный процесс воздействия на объект управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.

Уровень качества — мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству объекта, принятому за эталон сравнения.

Услуга — итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удов­летворению потребностей потребителей.

Участник системы сертификации — орган по сертификации, дей­ствующий согласно правилам данной системы, но не имеющий возможности участвовать в управлении системой.

Форма подтверждения соответствия — определенный порядок до­кументального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Целевая программа качества – регламентирующий документ, содержащий комплекс конкретных взаимосвязанных мероприятий (научно-технических, социальных, экономических, организационных и пр.), распределение ресурсов, последовательность действий соответствующих исполнителей и сроки выполнения, направленный на достижение целей в области качества конкретной продукции, услуги.

Член системы сертификации — орган по сертификации, действу­ющий согласно правилам данной системы и имеющий возмож­ность участвовать в управлении системой.

Эксперт по качеству продукции (лат. expertus — опытный) — высококвалифицированный специалист отвечающий, требованиям профессиональной и квалиметрической компетентности, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нор­мативно-правовой базой, принимающий участие в проведении экспертиз.

Экспертный метод оценки качества – метод оценки качества продукции, основанный на использовании суждений экспертов.

Эффективность — степень, с какой запланированные деятельнос­ти реализуются и запланированные результаты достигаются.

Юридическая ответственность за качество продукции – правовая обязанность, возлагаемая на изготовителя или других лиц по возмещению убытков из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого ущерба, вызванного использованием продукции по назначению.

 

 

3.5. Методические указания к проведению практических занятий*

Практическое занятие № 1

Построение гистограммы

Цель: Познакомиться со статистическими методами контроля качества. Научиться строить гистограмму – один из «семи инструментов контроля качества»

Теорети







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.