Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современные информационно-просветительные технологии





Отечественные технологии образовательно-развивающего до­суга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.

Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Цен­тры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения вне­школьного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы «Лидер», «Родина», «Валеология», «Юный патриот», «Мой до­суг», «Помоги себе сам», «Познай себя» и др. Стали регулярно проводятся акции «Молодежь за здоровый образ жизни», «Мо­лодежь и духовное наследие», «Культура и мы», форумы «Куль­тура мира в восприятии детей», «Манифест мира и культуры» (по материалам V Всемирного конгресса клубов и ассоциаций ЮНЕСКО, прошедшего в Екатеринбурге летом 1999 года); эко­логические олимпиады, деловые игры; познавательные конкурсы «Отец и сын», «Мать и дочь», «Лучшая бабушка года», «Мушке­теры XX века», «рыцарские» турниры; конкурсы по профессиям. Все это, в свою очередь, рождает массу новых инициатив по месту жительства: общественные музеи, интеллектуальные клу­бы, «колледжи» политических наук. В программе такого «кол­леджа» (опыт г. Саратова):


• культура политической информации, обсуждение, ком­ментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;

• речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, hckj'cctbo полемики, публичной речи, журналистские навыки;

• политменеджмент - развитие навыков управления, орга­низаторской деятельности в политике;

• методика предвыборных технологий;

• овладение цивилизованными методиками политического маркетинга;

• подготовка молодежи к активной общественно-поли­тической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.

Это своеобразная модель распространенных у западной мо­лодежи дискуссионных клубов, девиз которых - известный афо­ризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься по­литикой, рано или поздно она займется вами». В нашей истории есть богатый опыт общественно-политических клубов: от «Зеле­ной лампы» и «Арзамаса» эпохи декабристов и Пушкина до «Красной гвоздики» советских времен, «В поддержку реформ», «Перестройки» 90-х.

Актуальной в планах работы учреждений культуры стала рубрика «К 2000-летию Рождества Христова». Здесь также ис­пользуются информационно-просветительские формы, где орга­нично взаимодействуют религиозная и художественная культу­ра, духовные искания. Чаще всего используются лекции, встречи со священнослужителями и богословами, верующими и атеиста­ми; концерты духовной музыки, органные вечера, религиозный театр, фольклорный театр языческих мифов, фестиваль коло­кольного искусства, выставки иконной живописи, экскурсии в Центры духовной культуры, монастыри, древние соборы и дру­гие религиозно-культовые учреждения.

Большое количество локальных групп включается в феде­ральные социально-культурные программы: «Всероссийский конкурс учреждений социально-культурной сферы», «55-летие Великой Победы», «Реставрация и охрана памятников старины», «Возрождение культурных традиций и ремесел», «Дети России».


Мы все активнее интегрируемся в международные социально-культурные проекты. В рамках Десятилетия Всемирной культу­ры (1988-1998 гг.) проводились самые различные мероприятия, в которых через международный союз работников культуры, ту­ризма и спорта принимали участие россияне. Карнавал культур, фестиваль «Мир фольклора» (Канада), фестиваль русского ис­кусства во Франции, Германии; культурно-благотворительные акции «Звезды мира - детям», «Инвалид в большом городе», «Эхо радиации»; молодежные форумы «Культурный герой XXI века», «2000 год - год Культуры». Принята новая программа ЮНЕСКО «Десятилетие коренных народов севера». В рамках ее масштабный культурно-образовательный проект «Перекрестки континентов: Аляска - Сибирь» (Смитсоновский институт США, музеи Аляски и Российского Дальнего Востока под патронажем Министерства культуры РФ), программы «Дети Севера», «Со­хранение и возрождение культуры народов Приамурья и Крайне­го Севера», фестиваль детского творчества «Вслед за солнцем»; межрегиональные, краевые, областные фестивали, конкурсы, смотры, конференции, брифинги, экспресс-информационное ос­вещение и обеспечение массового участия всех социальных и этнических групп населения. В программы заложен большой формирующий потенциал, перспективность. Издаются буквари, словари, учебники на национальных языках народов Севера, дет­ская литература, газеты, журналы; публикуются этнические про­изведения национальных писателей.

В календаре общественных событий есть даты, во многом определяющие информационно-просветительскую деятельность в социально-культурной сфере. Это всемирные или международ­ные Дни: Науки - 16 апреля, Знаний - 1 сентября, Борьбы с не­грамотностью - 9 сентября, Театра - 27 марта, Земли - 22 апре­ля, Танца - 29 апреля, Семьи -15 мая, Музея - 18 мая, Славян­ской письменности - 25 мая, Культуры - 31 мая, Детства - 1 ию­ня, Кино - 27 августа, Матери - 21 сентября, Пожилых людей -1 октября, Музыки - 2 октября, Молодежи - 10 ноября, Протеста против ядерного оружия - 6 августа, Студентов - 17 ноября, Не­курения - 23 ноября, Инвалидов - 3 декабря, Прав человека -10 декабря. В их проведении учреждения культуры и просвеще-


ния взаимодействуют с ветеранскими, волонтерскими, детскими, молодежными организациями, фондами; социальными структу­рами, центрами социальных технологий, творческими союзами; привлекают меценатов, спонсоров.

Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творче­ства, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художествен­ное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское му­зыкальное (ему исполнилось 125 лет и год был насыщен разно­жанровыми музыкальными событиями); Всероссийское теат­ральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали ме­ждународными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассо­циации. По их инициативе проходят такие разноплановые фес­тивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, во­кальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, рекламных пародий, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных компо­зиторов; авторской песни (Грушинскому фестивалю - 30 лет, один из самых популярных и массовых) и мн. др.

В последние годы фестивали являются не только праздником искусств. По опыту других стран стали проводиться тематические: фестивали Воды, фестивали Хлеба, фестивали Земли, фестивали Птиц. Организаторы лишний раз стремятся, используя оригиналь­ную художественную форму, привлечь внимание к проблемам и достижениям, к вопросам и ответам, к статистике и прогнозам. В рамках многих фестивалей работают семинары, круглые столы, экспериментальные лаборатории, происходит обмен информацией, контакты, обучение. Актуализировалось соотношение традицион­ного и нового, национального и народного, светского и религиозно­го. Диалог на языке искусства всегда приемлем, толерантен, понятен.

Стали традиционны: Дни культуры (Швеции в Самаре, Японии в Саратове, Германии в Тамбове и т.п.), Праздники литературы.


поэзии. Вот как строился вечер памяти Е. Баратынского к 200-летию поэта в Тамбовской филармонии: слово о поэте. Выступление представителей общественности края. Информация ученых о новых открытиях в биографии и творчестве, о планах возведения историко-культурного комплекса в селе Мара. Выступление членов «Клуба друзей Е. Баратынского». Стихи, камерная музыка.

С 1996 года Россия принимает участие во Всемирных ком­пьютерных играх в Калифорнийском «Компьютерленде». При поддержке экономического образовательного Центра РФ наши молодежные команды из разных уголков страны часто одержи­вают победы в разных номинациях. Юные спорщики активно участвуют в Международной программе «Дебаты».

Диспут - это очень привлекательная форма в информацион­но-познавательной работе с молодежью. Диспут чаще всего ис­пользуется для выявления, развития и закрепления информаци­онно-познавательных интересов и потребностей, в которых можно выделить три этапа:

1. Выявление ситуативного интереса и формирование по­ложительного отношения к полученной информации (стадия любознательности). Ведущие методы: внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия. Формы: обзоры, док­лады, панорама событий, (культурная, спортивная панорама), комментарии, вопросно-ответные формы, тесты, «микрофон в зале», встречи с интересным собеседником.

2. Дальнейшее развитие (стимулирование) интереса к ин­формации, ее закрепление и углубление (стадия творчества). Дифференциация интересов. Преобладающие методы: убеждения, одобрения, примера, авторитета. Метод перспективных линий. Формы: пресс-конференции, круглые столы, дискуссии, форумы, ток-шоу, конкурсно-познавательные программы, ассамблеи.

3. Закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельно-творческой познавательной деятельности (собственно познава­тельный интерес). Формы закрепления, проявления - участие в образовательно-просветительских и организационных видах дея­тельности - Советах, детских парламентах, объединениях, ассо­циациях, обществах.


В самом общем виде всю информационно-просвети-тельскую работу учреждений социально-культурной сферы можно разделить на три вида: устную, наглядную и художе­ственно-публицистическую.

Устный вид информадионно-просветительской деятельности основан на выступлении ведущего, лектора. Это все формы вер­бального общения

Наглядная информационно-просветительская деятельность в основном опирается на визуальную информацию, а художест­венно-публицистический вид информирования является синте­зом публицистики и искусства.

Говоря о видах информационно-просветительской деятель­ности, нельзя не остановиться на многообразии культурно-досуговых форм и методов воздействия на аудиторию.

В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:

1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»);

2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театра­лизованные представления);

3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициа­тивных любительских и общественно-политических клубов);

4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многооб­разные виды тематических вечеров) [23, с.60].

При этом он отмечает, что важным основанием для класси­фикации просветительных мероприятий является степень уча­стия в них масс.


Чаще всего формы информационно-просветительской дея­тельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультаци­онно-справочная работа); диалогические формы, в которых про­исходит взаимодействие информатора или ведущего и аудито­рии. К ним относятся", встречи с интересными людьми вечер во­просов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, уни­верситетов. Среди них различные месячники (культуры, искус­ства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные педагоги­ческие, тематические циклы).

Следует отметить, что при организации и проведении разно­образных форм информационно-просветительской деятельности необходимо включать аудиторию учреждений культуры и досуга в творческий процесс посредством участия в кружках, клубах по интересам, диспутах и т.д. Таким образом, аудитория клуба сама становится активным субъектом информационно-просветитель­ской деятельности.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, ин­формационно-познавательной технологии служит диалог как эффективное средство взаимопонимания, развития гласности, открытости, демократии, партнерского отношения людей в сфере свободного времени. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, отказ от догматизма. Диалог и диалоговые программы (лекции-диалоги, круглые столы, ток-шоу) выступа­ют в качестве обязательного элемента социотренинга людей раз­ных возрастов и профессий. Учреждения культуры и досуга пе­реходят сегодня на более интенсивное использование новых но­сителей информации, видеотехники, компьютерной техники. Массовое культурологическое просвещение подразумевает и ак­туальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопро­грамм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.

На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые:


• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, по­жилых людей;

• обучение релаксаторским технологиям; от простейших до комплексных;

• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;

• мультикультура в сфере досуга как новая модель органи­зации социального поведения;

 

• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, кото­рый использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, дик­тует условия, но и собирает «урожай».

• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;

• строительство мультиплексов - кинотеатров будущего.

Одним из ключевых понятий в информационно-просве­тительной деятельности является общественное мнение как со­стояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социаль­но-культурная задача. Обеспечивающая ее в советский период идеологическая система ушла в прошлое, но многие методы не устарели: информирование, комментирование, разъяснение, обобщение, убеждение, положительный пример, конструктив­ный опыт. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукцио­ны идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится ис­кусством, в то же время происходит умирание искусства в рек­ламе. «Искусство становится всего лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жевательной резинки. Каждый день мы слышим избранные темы Баха, Бетховена как приложение к красноречивой рекламе масла, банковского оборудования, авто­мобилей, слабительных средств. Они становятся лишь спутни­ками более «солидных» развлечений: воздушная кукуруза, пиво,


свиная отбивная, съеденная в антракте концерта или на выстав­ке. В результате божественные ценности искусства умирают и во мнении публики. Граница между истинным искусством и чис­тым развлечением стирается: стандарты истинного искусства исчезают и постепенно заменяются фальшивыми критериями псевдоискусства» [22].

В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветитель­ской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбо­ра, нерегламентированный характер образовательных и познава­тельных программ, альтернативные методики, сочетающие на­учные и художественно-выразительные средства, гибкое реаги­рование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность свя­зать в единую социально-педагогическую цель информацион­ную, образовательно-кружковую, индивидуально-консульта­ционную работу.

Контрольные вопросы

1. Характерные признаки цивилизованного общества.

2. Понятие об информационной культуре и информационных процессах в обществе.

3. История и традиции просветительства в России.

4. Основные направления информационно-просветительской деятельности.

5. Информационное обеспечение сферы культуры и досуга.

6. Понятие о социальной информации.

7. Цели и задачи информационно-просветительской работы.

8. Формы и методы информационно-просветительской деятельности.

9. Традиционные методики информационно-просветительской деятель­ности.

10. Современные информационно-просветительские технологии.

Список рекомендуемой литературы

1. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. БлюменауД.И. Информация и информационный сервис. СПб., 1999.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как атанетное явление. М., 1986.

4. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М., 1989.

5. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. М., 1996.


6. Жарков АД. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М, 1998.

7. Жарков А.Д. Новые аспекты информационно-просветительской рабо­ты культурно-дреуговых учреждений. М, 1991.

8. Закон об информации, информатизации и защите информации // «Российская газета» от 22 февраля 1995 г.

9. Информация и информатизация в сфере народного творчества / Сост. Т.В. Зорина. М, 2001.

10. Киселева ТТ., Красшьников Ю.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М., 1995.

11. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984.

12. Культура и средства массовой информации: социально-экономиче­ские проблемы. М., 1995.

13. Культура современного мира: опыт, решения проблемы. Науч.-ин-форм. сб. М., 1999-2000.

14. Лебедев А.В. Информационные технологии в контексте гуманитарно­го знания (материальная база сферы культуры): Науч. информ. сб. Вып. 1.М.,2000.

15. Медведева Е.А. Основы информационной культуры. Социс, 1994, №11.

16. Полагутина Л.В. Традиционная культура как канал передачи соци­альной информации. // Возрождение культурных традиций Централь­ного Черноземья. Вып. 1. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998.

17. Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М, 2000.

18. Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения. Сб. науч. мат. СПб ГИК, 1992. Т. 135.

19. РакитовА.И. Философия компьютерной революции. М, 1991.

20. Социально-культурная деятельность в сфере досуга: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.

21. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб, 1996.

22. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1991.

23. Суртаев В.Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов: Учеб. пособие. М., 1993.

24. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: Монография. Тамбов-Москва, 2000.

25. Чубарьян А.О. Культура мира и демократия. Учеб. пособие. М., 1998.

26. Хитаров Э.И. Использование средств массовой информации в куль­турно-просветительной работе. М., 1988.

27. Цивилизация и культура в историческом процессе. М., 1995.


Глава III


ТЕХНОЛОГИЯ







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.