Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации





Перевод экономики России на рыночный механизм функ­ционирования высветил одну из самых острых жизненных про­блем - отсутствие у государства программы социальной защи­щенности граждан. Эта категория, как и многие другие из дан­ной области, весьма сложна и неоднозначна. Необходимость со­циальной защищенности вытекает из наличия общественной по­требности иметь в государстве систему законов, компенсирую­щих социальное несовершенство организации производства ма­териальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспече­нии экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Следует различать два понятия: «социальная защищенность»и «социальная защита».

Социальная защищенность- это конституционное и зако­нодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод челове­ка. Социальная защита - это более конкретное понятие, которое сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, кон­ституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы работать.

В мировой практике обозначились два подхода к решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капитали­стических странах господствует позитивный подход, т.е. про­блема социальной защиты признается, практикой выработаны соответствующие механизмы ее решения.

В бывших социалистических странах господствовал нега­тивный подход, т.е. проблема социальной защиты как объектив­ная необходимость существовала, но по политическим и идеоло­гическим мотивам не признавалась. Считалось, что в обществе, строящем коммунизм, все социально-экономические проблемы решаются автоматически. Субъекты социальной защиты функ­ционировали формально. Их роль «выполняла» руководящая Коммунистическая партия, которая не признавала существова-




ния объективной необходимости в создании системы законов, обеспечивающих социальную защиту граждан, пытаясь превра­тить все общество в единое учреждение, единую фабрику с рав­ным трудом и равной оплатой. До настоящего времени трудя­щиеся бывшего союза отчуждены от средств производства и бесправны в распоряжении собственной рабочей силой.

Всеохватность и всесилие государственной монополии по­зволили государству устанавливать профессиональные, геогра­фические, региональные и другие пропорции формирования и использования рабочей силы, определять меру вознаграждения за труд и меру изъятия вновь созданного продукта. Система, оп­ределяющая стандарты социальной защищенности в бывших со­циалистических странах, основывалась на личной зависимости трудящихся от администрации разных уровней (получение жи­лья, места в детском саду и пионерском лагере, путевки в сана­торий, корма для личного скота, права на сооружение пристрой­ки к дому и др.).

С точки зрения трудового вклада в общественное производст­во существует два вида социальной защищенности: ограниченная и абсолютная. Ограниченная социальная защита - это обеспече­ние всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений (определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности). Данный вид защищенности дос­тижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привиле­гии. Это законное требование каждого члена общества.

Абсолютная социальная защищенность представляет со­бой обеспечение государством гарантированного относительно­го благополучия какому-то лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности - застраховать отдельных членов общества от того, что является нормой для рынка, от возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государством это­го вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. вознаграждения, соотне­сенного с субъективными достоинствами человека, а не с объек­тивными результатами его трзда. Это обеспечение для опреде-


ленной группы или социального слоя людей «заслуженного» или «положенного» уровня доходов.

Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рын­ком или вообще ликвидированы рыночные отношения

Учеными - социологами определены две группы источни­ков социальной незащищенности:

абсолютные (безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы и т.п.);

относительные (несправедливое распределение доходов, ухудшение социального обеспечения и социальной помощи, обострение жилищной проблемы и др.).

Мировая практика разработала достаточно эффективную систему нейтрализации источников социальной незащищенно­сти, в которую входят экономические, социальные, политиче­ские и правовые механизмы.

Экономический механизм включает разработку социально-экономических программ, выплату пособий, оказание социаль­ной помощи и представление льгот социально уязвимым слоям населения, индексацию заработной платы, представление насе­лению льготных кредитов и др.

Социальный механизм предполагает активизацию дея­тельности общественных организаций (общество потребителей, «армии спасения», фонды милосердия), развитие отношений со­циального партнерства.

Особое значение имеет правовой механизм. Он предусмат­ривает законодательное обеспечение правовой защищенности граждан, правовое воспитание населения, обеспечение соблюде­ния законов и др.

Немаловажное значение в нейтрализации источников соци­альной незащищенности имеет политика. Политический меха­низм создает условия для формирования единого экономическо­го и валютного пространства; согласования социально-эконо­мической политики между регионами и странами; повышения общей социально-экономической стабильности.

Рассмотрим главные из перечисленных источников и срав­ним различные подходы к их нейтрализации.


Безработица

На основе централизованного планирования бывший СССР сумел практически ликвидировать безработицу, в результате че­го этот источник незащищенности исчез. В начале 30-х годов было провозглашено, что отсутствие безработицы - это завоева­ние социализма. И это «завоевание» в условиях резкого сниже­ния реальной оплаты труда было очень легко достигнуто. Одна­ко сколько-нибудь продуманного экономического обоснования этой социальной установки никогда не было.

Избавившись от страха потерять работу, люди стали довольно небрежно относиться к своим обязанностям, поэтому производи­тельность труда и эффективность производства были очень низкими.

В проблеме безработицы следует выделить два аспекта. Первый из них - рациональное использование факторов произ­водства и повышения его эффективности. Экономике противо­показана как полная занятость, так и чрезмерно высокая безра­ботица. В первом случае экономика страдает от инфляции спро­са, низкой эффективности производства, применения командных методов распределения трудовых ресурсов и других крупных неприятностей, во втором - она сталкивается с нарушением со­циально-экономических прав человека. Второй аспект - соци­альная защита трудящихся от последствий безработицы.

В развитых капиталистических странах под безработным по­нимают трудоспособного человека, желающего трудиться, но не получающего возможность найти работу в соответствии со своим спросом. Безработица характеризуется двумя показателями. Первый из них - уровень безработицы. Он исчисляется как от­ношение количества зарегистрированных полностью безработных к численности всего самостоятельного населения, выраженное в процентах. Второй - продолжительность безработицы.

Индустриально развитые страны давно осознали пагубность безработицы для экономики и трудящихся. Так, по подсчетам Министерства торговли США, рост безработицы на 1 % означает недополучение прибыли в сумме 68 млрд. долл. По другим оценкам, каждый дополнительный процент роста безработицы увеличивает расходы федерального бюджета на решение про­блем, связанных с безработицей, на 25-30 млрд. долларов.


Но кроме общественных потерь, есть и сугубо личные, кото­рые не могут быть возмещены никакой материальной поддержкой безработного. Потеря рабочего места оборачивается в сознании человека разрушением всех традиционных ценностей, которые, в первую очередь, связаны с трудом (самоутверждение, материаль­ное благополучие, возможности для профессионального роста, социальный статус и т.п.). Установлена четкая связь между рос­том безработицы и количеством психических заболеваний, разво­дов, самоубийств и других социально опасных явлений. Особенно страдает от безработицы молодежь. Она уходит в подпольный бизнес, в ее среде растут преступность, наркомания, суицид.

Осознание необходимости социально-экономической защи­ты трудящихся от негативных последствий безработицы способ­ствовало разработке соответствующей государственной полити­ки и программ воздействия государства на рынок труда. Сущест­вуют три основные направлениягосударственного регулиро­вания сферы занятости:

!) программы по стимулированию роста занятости и уве­личения числа рабочих мест в государственном секторе;

2) программы, направленные на подготовку и переподго­
товку работников;

3) программы содействия найму рабочей силы.
Например, в США на протяжении последних 15-20 лет был

принят ряд законодательных актов, на основании которых разра­батывались крупномасштабные программы по названным на­правлениям.

Следует различать три вида финансовой помощибезра­ботным:

- пособия по безработице;

- помощь безработным;

- помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень.

Эти выплаты являются «движением вниз» по социальной ле­стнице. Самой существенной помощью потерявшим работу яв­ляется пособие по безработице. Оно выплачивается из специ­ального фонда.


В ФРГ в его создании участвуют на равных трудящиеся и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов предпри­нимателей выше - соответственно 70% и 60%, а в США, Италии и некоторых других странах этот фонд создается полностью за счет средств предпринимателей. В Швеции в образовании фонда участвует и государство, которое вносит примерно 32%, пред­приниматели - 63%, а трудящиеся - только 5%.

Пособие по безработице выплачивается во всех капитали­стических странах. Его размер составляет в среднем от 40% за­работка во Франции до 60-80% в Японии. Промежуточное поло­жение занимают США и ФРГ, где его размер составляет соответ­ственно 50% и 60-80% заработка. Получателями пособия могут быть лица, зарегистрированные на бирже труда.

Обращает на себя внимание опыт Японии и Швеции. В Япо­нии, например, не нужны никакие условия для получения посо­бия, но зато и сроки меньше, чем в других странах (не менее 3 и не более 10 месяцев). Объясняется это двумя причинами: нацио­нальной традицией пожизненного найма и традиционно невысо­ким уровнем безработицы, который ниже, чем в других странах, примерно в 3 раза.

В Швеции размер пособия не связан с размером заработной платы, а также с семейным положением безработного. Пособия выплачиваются каждому безработному в виде фиксированного дохода, размер которого считается одним из самых высоких в мире. По этому показателю Швеция уступает только Японии. Продолжительность получения пособия в Швеции - минимум 60 недель, а максимум - 90 недель. Необходимо два условия, при которых может выплачиваться пособие:

- наличие определенного трудового стажа,

- наличие установленного страхового стажа (претендент дол­жен вносить определенное время взносы в страховой фонд).

Наиболее основательно условия выплаты пособий разрабо­таны в ФРГ. Трудящийся должен иметь трудовой стаж не менее 3-х лет и 1 год страхового стажа.

Для получения пособия по безработице на 6, 8, 10, 12 меся­цев во всех случаях необходимы трудовой стаж не менее 4 лет и страховой стаж соответственно 18, 24, 30, 36 месяцев.


Основные отличия между странами по данной проблеме ка­саются условий выплаты и длительности сроков получения по­собия. Наиболее благоприятным для трудящихся можно считать получение пособия во Франции. Для того, чтобы в течение трех месяцев получать пособие по безработице, необходимо прорабо­тать всего 1 год и иметь страховой стаж 3 месяца. Сроки выпла­ты социальной помощи в различных странах регулируются зако­нодательством.

В России процесс социально-экономической защиты трудя­щихся от безработицы находится в зачаточном состоянии. Мно­гие проблемы в законодательном порядке еще не решены, а те нормы финансовой помощи безработным, которые были уста­новлены, давно устарели, практически не выполняются. Фонды помощи безработным закрываются в связи с угрожающими раз­мерами инфляции.

Инфляция

Данный источник незащищенности является одним из самых тяжелых и трудноизлечимых недугов современной экономики. Рождается эта болезнь на денежном рынке, поражая в дальней­шем весь экономический организм. Инфляция выражается в дисбалансе спроса и предложения, проявляющемся в скачко­образном непрерывном росте цен. Но это не единственный ее признак. Она имеет место и при стабильных ценах, если они со­четаются со всеобщим хроническим дефицитом, т.е. отставанием от предложения и спроса.

Инфляция приводит к уменьшению покупательной способно­сти денежной единицы. От этого в первую очередь страдают гра­ждане, имеющие денежные сбережения и хранящие их на банков­ских счетах или в форме облигаций. Каждое новое повышение цен сокращает количество товаров, которые они могут приобрести.

Защитить интересы граждан в данном случае возможно пу­тем увеличения процента по вкладам, который должен быть не­сколько выше, чем темп роста цен. Этим удается уберечь сбере­жения от обесценивания и увеличить приток вкладов.

Одна из защитных мер в этом случае - индексация вкладов. В нашей стране она была проведена в 1991 году. Вклады граж­дан были увеличены на 40%. Выплата компенсации была наме-


чена на 1993 год Однако этой акцией государства были защи­щены интересы только части граждан, тех, кому в 1991 году бы­ла разрешена целевая выплата - на приобретение предметов дли­тельного пользования. Для остальной части граждан, которой компенсация выплачивалась в 1992 году, она уже ничего не зна­чила, так как была полностью «съедена» инфляцией.

Важной мерой социально-экономической защиты от инфля­ции является индексация заработной платы. Повышение зара­ботной платы в соответствии с ростом общенационального ин­декса розничных потребительских цен получило особенно ши­рокое распространение во Франции, Бельгии, Люксембурге, Ни­дерландах, Дании, Греции, Португалии, США и Канаде. В этих странах действует порядок, установленный либо правительст­вом, либо согласованный при заключении коллективных догово­ров. В ФРГ, Австрии, Швеции и Японии профсоюзы предпочи­тают прямое коллективно-договорное регулирование заработной платы с учетом роста цен.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.